ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-5800/2023 от 22.11.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

114/2023-45054(2)





ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «22» ноября 2023года.  Полный текст постановления изготовлен «22» ноября 2023 года. 

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Николиной Е.И.,  в отсутствии лиц, участвующих в деле 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО «Россети Сибирь»  на решение Арбитражного суда Республики Хакасия 

от «19» сентября 2023 года по делу № А74-4856/2023

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети  Сибирь», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС  России, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30 июня 2023  года о назначении административного наказания по делу № 019/04/9.21-483/2023 об  административном правонарушении (исх. № ОШ/5141/23 от 30 июня 2023 года), о  признании недействительным представления от 30 июня 2023 года об устранении причин  и условий, способствующих совершению административного правонарушения (исх.   № ОШ/5140/23 от 30 июня 2023 года). 

Определением арбитражного суда от 11 июля 2023 года заявление принято к  производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ан Александр  Дмитриевич (далее – потребитель). 

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.09.2023 в удовлетворении  заявления отказано. 

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный  акт об удовлетворении заявленных требований с учетом доводов, изложенных в  апелляционной жалобе. 

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба  принята к производству. 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016

N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов  судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме 


электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной  электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и  другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте  арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме  ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не  установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы подписанного  судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке  арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/). 

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения  или не совершения ими процессуальных действий. 

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом  установлены следующие обстоятельства. 

Между обществом и третьим лицом заключен договор № 20.1900.2077.22 об  осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям  которого общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического  присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению  готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование,  строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств,  урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства  (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства  (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих  характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств  – 15 кВт; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым  осуществляется технологическое присоединение – 0,40 кВ (пункт 1 договора). 

В соответствии с пунктом 3 договора технологическое присоединение необходимо  для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по  указанному потребителем адресу в Республике Хакасия, Усть-Абаканский район, 3,9 км  северо-восточнее с.Зеленое. 

Точка (точки) присоединения указана в технических условиях для присоединения к  электрическим сетям (пункт 4 договора). 

Пунктом 6 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому  присоединению, который составляет 6 месяцев со дня заключения договора. 

В соответствии с пунктом 24 договора он считается заключенным со дня оплаты  заявителем (потребителем) счета. 

Платеж в размере 28 520 рублей 70 копеек внесен третьим лицом 10 мая 2022 года  (чек по операции Сбербанк Онлайн), что отражено в платежном поручении от 11 мая 2022  года № 612373 (отметка об исполнении от 11 мая 2022 года). 

Определением временно исполняющего обязанности руководителя управления  от 16 мая 2023 года возбуждено дело № 019/04/9.21-483/2023 об административном  правонарушении, назначено проведение административного расследования, установлена  дата, время и место составления протокола об административном правонарушении (16  июня 2023 года). Определение получено обществом 29 мая 2023 года (почтовое  уведомление). 


19 мая 2023 года в административный орган поступило письмо по электронной почте  от Ана А.Д. с указанием сведений о почтовом адресе, приложением договора   № 20.1900.2077.22, технических условий № 8000501142 к договору, чека об оплате от 10  мая 2022 года, ответа общества от 27 апреля 2023 года № 1.7/03/964. 

Определением временно исполняющего обязанности руководителя управления  от 16 июня 2023 года дело об административном правонарушении назначено к  рассмотрению на 30 июня 2023 года.  

Также определением временно исполняющего обязанности руководителя управления  от 16 июня 2023 года у общества истребованы документы и материалы. 

Протокол и определения получены обществом 27 июня 2023 года (список почтовых  отправлений, отчет об отслеживании отправления). Заказное письмо, направленное  третьему лицу, возвращено органом почтовой связи. 


23 июня 2023 года (вх. 57384-ЭП/23) в административный орган поступил ответ  общества на определение об истребовании документов от 16 июня 2023 года (исх. от 23  июня 2023 года № 1.7/29/1249-пд), в котором содержатся пояснения о том, что проектная  документация в рамках договора № 20.1900.2077.22 не подлежит согласованию со всеми  заинтересованными организациями. Также обществом представлена копия заявления  третьего лица о продлении срока присоединения электроустановок объекта потребителя  до 01 января 2023 года, копия дополнительного соглашения от 19 октября 2022 года,  подписанного обществом и потребителем, о продлении срока выполнения обязательств  по договору № 20.1900.2077.22 до 01 января 2023 года. 

Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя управления  от 30 июня 2023 года по делу № 019/04/9.21-483/2023 общество привлечено к  административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением  наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей. 

В этот же день административным органом в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ  вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению  административного правонарушения. Оспариваемые постановление и представление  получены обществом 06, 07 июля 2023 года (почтовые уведомления); оспариваемое  постановление получено третьим лицом по почте 11 июля 2023 года (почтовое  уведомление). 

Не согласившись с вынесенными постановлением, представлением, общество в  установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц,  участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения  должны быть законными, обоснованными и мотивированными. 

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном  исследовании имеющихся в деле доказательств. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и  обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих  полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение,  устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной  ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также  иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, срока  привлечения к административной ответственности, а также наличие у административного  органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и 


принятие постановления о привлечении к административной ответственности судом  первой инстанции установлены. 

Доводам общества о нарушении процедуры привлечения к административной  ответственности дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.  Применительно к положениям пункта 10 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах,  возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях" заявленные обществом доводы были отклонены судом первой  инстанции как необоснованные. 

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к  правомерным выводам об отсутствии существенных нарушений со стороны  административного органа при производстве по делу об административном  правонарушении, в том числе, установленных статьями 24.4, 28.2, 28.7, 29.7, 29.10  требований, в связи с чем, соответствующие доводы заявителя жалобы подлежат  отклонению. 

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела  об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и  юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. 

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях,  предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса, могут быть возбуждены федеральным  антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных  (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях,  поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган,  содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного  правонарушения. 

Норма части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 14.07.2022 N  290-ФЗ, вступила в силу 25.07.2022 и действовала на дату возбуждения дела об  административном правонарушении. 

В данном случае дело об административном правонарушении возбуждено в связи с  поступлением обращения гражданина, содержащего достаточные данные, указывающие  на наличие события административного правонарушения, данная информация  обоснованно признана административным органом достаточной для вывода о наличии  события административного правонарушения и свидетельствует о наличии основания для  возбуждения дела об административном правонарушении (в дальнейшем проверка  информации, осуществляется в ходе проведения административного расследования). 

На основании вышеизложенного, подлежит отклонению довод заявителя  апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возбуждения дела. 

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения)  недискриминационного доступа или установленного порядка подключения  (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям. 

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в  соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об  электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение  к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном 


Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом  исполнительной власти. 

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об  осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства,  заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки,  установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора  является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об  электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения). 

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению относится к  существенным условиям договора. 

Поскольку разделом Х Правил N 861 не урегулированы специальные сроки  осуществления технологического присоединения заявителей, указанных в пункте 12.1  Правил, подлежат применению общие сроки, установленные пунктом 16 Правил N 861. 

В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления  мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения  договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1),  13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к  электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и,  если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения,  до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые  энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках  городского типа и не более 500 метров в сельской местности. 

Таким образом, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861 срок является  предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении  технологического присоединения. 

Как установлено управлением и следует из материалов дела, 11 мая 2022 года между  обществом (сетевая организация) и третьим лицом заключен договор об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.2077.22 для  электроснабжения объекта потребителя, который будет располагаться по указанному в  договоре адресу. 

 В апелляционной жалобе заявитель ссылается на не заключенность договора,  полагает, что платежное поручение об оплате за технологическое присоединение от  11.05.2022 было получено Управлением после возбуждения дела об административном  правонарушении. 

 Указанный довод также оценен и отклонен судом апелляционной инстанции. 

Согласно абз. 3 п. 103 Правил технологического присоединения, наличие договора  между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14  настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в  установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой  организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на  оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105  настоящих Правил. 

В силу абзаца 3 пункта 103 Правил наличие договора между сетевой организацией и  заявителем, указанным в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил,  подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими  Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и  размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического  присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. 

В соответствии с пунктом 19 Типовых условий договора договор об осуществлении  технологического присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям  сетевой организации считается заключенным со дня оплаты заявителем счета,  выставленного в личном кабинете заявителя. 


Выставленный для оплаты счет был оплачен заявителем, что подтверждается  квитанцией по операции от 10 мая 2022 года об оплате технологического присоединения,  сформированной в Сбербанк Онлайн. 

Таким образом, доводы заявителя жалобы о не заключенности договора подлежат  отклонению. 

С учетом даты заключения сторонами договора (11 мая 2022 года) мероприятия по  технологическому присоединению должны были быть выполнены обществом не  позднее 11 ноября 2022 года. 

В указанную дату технологическое присоединение не состоялось, доказательств  обеспечения в указанную дату возможности подключения энергопринимающих устройств  объекта потребителя не представлено. 

Как обосновано отмечено судом первой инстанции, выдача технических условий не  свидетельствуют о выполнении всех мероприятий по технологическому присоединению,  предусмотренных для общества, в установленный срок. Представленная  административному органу проектная документация № 161-23-ЭС выполнена обществом в  рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения 

 № 20.1900.2077.22, однако за пределами срока осуществления мероприятий по договору.  Кроме того, это не свидетельствует об обеспечении обществом возможности потребителю  фактического подключения его объекта к электрическим сетям общества. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что  обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к  электрическим сетям объекта потребителя в части нарушения срока исполнения  мероприятий по технологическому присоединению, суд первой инстанции,  руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ,  обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава  вменяемого административного правонарушения. 

Установив повторность нарушения обществом установленного порядка  технологического присоединения к электрическим сетям, суд первой инстанции указал на  правильность квалификации административным органом совершенного правонарушения  по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником  товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по  технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно  было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и  предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения  предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно  на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического  присоединения к электрическим сетям. 

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность  соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица  не зависящих. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить  обстоятельства, вызванные чрезвычайными и объективно непреодолимыми либо  непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта,  при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях  выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия  указанных обстоятельств в деле не имеется. 

Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в  его совершении подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции пришел к  верному выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения. 


Основания для применения положений, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ,  судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены,  соответствующие доказательства заявителем не представлены. 

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение  административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в  соответствии с настоящим Кодексом. 

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение  административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного  миллиона рублей. 

В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных  обстоятельств, связанных с характером совершённого административного  правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением  привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья,  рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном  правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере  менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного  соответствующей статьёй или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если  минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. 

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины  минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических  лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ

Антимонопольный орган, назначая административное наказание по части 2 статьи  9.21 КоАП РФ, пришёл к выводу о тяжёлом имущественном положении общества,  подтверждённом документами об убыточной деятельности общества, в том числе его  филиала на территории Республики Хакасия (отчет о финансовых результатах за январь- декабрь 2022 года, показатели раздельного учета доходов и расходов за 12 месяцев 2022  года), и применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначив административный  штраф размере 300 000 руб. 

В этой связи доводы заявителя о том, что административным органом не учтено его  тяжёлое финансовое положение, являются несостоятельными. 

Иные доводы заявителя судом исследованы, однако не принимаются во внимание,  поскольку не влияют на вышеприведённые выводы суда. 

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что  избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного  правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1  КоАП РФ

Довод заявителя жалобы о нарушении административным органом части 1.1 статьи  29.10 КоАП РФ поскольку не указана информация о сумме административного штрафа,  который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ  также не нашел своего подтверждения, поскольку с учётом указанных выше разъяснений  Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, данный факт не может являться  основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку это не является  существенным нарушением и не повлияло на возможность правильного и всестороннего  рассмотрения дела об административном правонарушении. 

Более того, из материалов дела не следует, что административный штраф по делу  был уплачен в течение двадцати дней со дня вынесения постановления, доказательства  уплаты суду не представлены. 

Частью 1.5 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что административный штраф,  предусмотренный частями 1 - 1.4 настоящей статьи, может быть уплачен в  соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до  дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. 


Таким образом, отсутствие в постановлении по делу об административном  правонарушении разъяснений частей 1.3 - 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ не привело к  нарушению прав и законных интересов общества. В этой связи вышеприведенный довод  подлежит отклонению.  

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в  судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"  предусмотренные статьей 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за  невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на  основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном  правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам,  определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ

Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо,  рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин  административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению,  вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам  представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. 

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении  причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в  течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган,  должностному лицу, внесшим представление. 

В рассматриваемом случае одновременно с постановлением о привлечении к  административной ответственности, административный орган выдал обществу  представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению  административного правонарушения. 

Оспариваемое представление констатирует отраженное в постановлении привлечение  к административной ответственности за нарушение норм действующего законодательства,  а также указывает на выявленные причины, способствовавшие совершению  административного правонарушения, и обязывает ПАО "Россети Сибирь" принять меры  по их устранению и информировать о них административный орган в течение месяца со  дня получения представления. 

Формулировки оспариваемого представления доступны для понимания конкретных  действий, которые следует совершить обществу в целях устранения нарушений  законодательства и прав потребителя. Месячный срок его рассмотрения и исполнения  является разумным, а само представление исполнимым. 

С заявлением о продлении срока исполнения оспариваемого представления общество  в управление не обращалось. 

В тексте оспариваемого представления указано, что общество не осуществило всех  необходимых действий для исполнения в установленный срок своих обязанностей по  договору, что привело к нарушению прав потребителя и способствовало совершению  административного правонарушения. 

На момент вынесения оспариваемого представления общество не представило  информацию в антимонопольный орган об устранении выявленных нарушений Правил 

N 861.

При таких обстоятельствах в связи с установлением причин и условий совершения  административного правонарушения обществу правомерно направлено антимонопольным  органом представление о принятии мер по устранению причин и условий,  способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного  пунктом 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно - осуществить действия, направленные на  выполнение обществом в лице филиала "Хакасэнерго" своих обязательств, 


предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения к  электрическим сетям. 

При таких обстоятельствах, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что  оспариваемое представление соответствует указанным нормам права и не привело к  нарушению прав общества, а равно не создает препятствий для осуществления обществом  предпринимательской или иной экономической деятельности. 

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда  первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого представления. 

В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований в указанной части судом  первой инстанции также отказано обосновано. 

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено  оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения  апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения,  апелляционная жалоба - без удовлетворения. 

В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат  распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной  не облагается. 

 Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «19» сентября 2023 года по делу   № А74-4856/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

 Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может  быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского  округа через арбитражный суд, принявший решение. 

Председательствующий А.Н. Бабенко
Судьи: М.Ю. Барыкин

Д.В. Юдин