ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
июня 2022 года | Дело № | А33-30457/2019 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва и после перерыва секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии:
от заявителя по делу - федерального государственного автономного образовательного учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»: ФИО1, представителя по доверенности от 24.12.2021 № 487 (до и после перерыва), ФИО2, представителя по доверенности от 24.12.2021 № 504 (до и после перерыва),
от ответчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук»: ФИО3, представителя по доверенности
от 06.12.2021 № 11-16/139 (до перерыва), ФИО4, представителя по доверенности от 22.05.2020 № 11-16/12 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 августа 2021 года по делу № А33-30457/2019,
установил:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, СФУ, Университет) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - Управление), к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ФИЦ КНЦ СО РАН, Исследовательский центр), с учетом уточнения просит:
- признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и Республике Тыва № 24-КИ-08/6048 от 27.04.2021 в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по обращению ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 28.10.2020 № 7578,
- обязать МТУ Росимущества утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 24:50:0000000:157160:ЗУ1 площадью 16 420 кв. м со следующими координатами поворотных точек:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
XV | ||
1 | 2 | 3 |
1 | 628968.24 | 91390.09 |
2 | 628987.50 | 91528.73 |
3 | 628943.17 | 91534.74 |
4 | 628890.12 | 91537.52 |
5 | 628870.97 | 91536.62 |
6 | 628866.97 | 91536.04 |
7 | 628863.20 | 91534.47 |
8 | 628860.02 | 91531.04 |
9 | 628858.50 | 91528.02 |
10 | 628857.52 | 91464.40 |
11 | 628861.36 | 91401.77 |
1 | 628968.24 | 91390.09 |
12 | 628920.87 | 91406.55 |
13 | 628913.24 | 91407.63 |
14 | 628914.37 | 91415.61 |
15 | 628922.00 | 91414.54 |
12 | 628920.87 | 91406.55 |
16 | 628897.46 | 91401.03 |
17 | 628891.05 | 91402.13 |
18 | 628894.62 | 91422.82 |
19 | 628901.03 | 91421.72 |
16 | 628897.46 | 91401.03 |
и земельного участка с условным номером 24:50:0000000:157160:ЗУ2 площадью 4 746 кв. м со следующими координатами поворотных точек:
X | У | |
1 | 2 | 3 |
16 | 628839.76 | 91699.46 |
17 | 628807.48 | 91739.81 |
18 | 628751.20 | 91693.79 |
19 | 628750.10 | 91692.87 |
20 | 628746.97 | 91688.55 |
21 | 628746.18 | 91686.38 |
22 | 628748.02 | 91630.68 |
23 | 628799.40 | 91673.26 |
24 | 628802.53 | 91673.45 |
25 | 628805.17 | 91670.93 |
16 | 628839.76 | 91699.46 |
и предоставить земельные участки 24:50:0000000:157160:ЗУ1 и 24:50:0000000:157160:ЗУ2 Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2021 года заявление удовлетворено в части требований к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>), в удовлетворении исковых требований к ФИЦ КНЦ СО РАН отказано.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав, что нормы расчёта площади, установленной СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», подлежат применению только при проектировании образовательных организаций высшего образования, необходимой для формирования земельного участка;
- в материалы дела представлено письмо заместителя министра образования Красноярского края от 02.07.2020 № 75.9130 о несоответствии здания, в котором размещается Военный институт, требованиям для ведения образовательного процесса;
- суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении судебной землеустроительной экспертизы;
- в принятом решении по делу судом не дана оценка доводам, изложенным в заявлении от 21.06.2021 о признании доказательств недопустимыми;
- инженерные сети на формируемых земельных участках закреплены за ответчиком на праве оперативного управления;
- суд не дал оценку мнению специалиста – инженера-конструктора ФИО5
В отзыве от 09.11.2021 истец отклонил доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям:
- согласно решению Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск» земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 расположен в части города Красноярска, на которую действие градостроительного регламента в настоящий момент не распространяется;
- с учетом сложившейся транспортной ситуации (участок расположен на пересечении улиц с четырех сторон), а также с учетом того, что образуемый земельный участок и исходный земельный участок принадлежат одному собственнику - Российской Федерации, допускается уменьшение нормативной (рекомендуемой) площади;
- судом рассмотрен вопрос о признании указанных ответчиком доказательств недопустимыми;
- в предмет доказывания не входит наличие и пользование инженерными сетями.
От МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва 16.11.2021 в материалы дела представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы по существу в отсутствие его представителя. В указанном заявлении МТУ Росимущества также указано на правомерность принятого судом первой инстанции решения. Управление просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В дополнительных возражениях от 19.01.2022, от 24.01.2022 ответчик указал следующие доводы:
- разрешённое использование участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0094 - для закрепления фактически занимаемой территорией правообладателя - Красноярского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР содержалось в Государственном земельном кадастре в 2006 году, который стал годом постановки данного участка на кадастровый учёт в существующих границах;
- размещение иных, непрофильных объектов, таких как Военный институт, не предусматривалось ни градостроительной, ни проектной документацией развития микрорайона «Академгородок»;
- формирование земельного участка меньшего размера, чем это предусмотрено СП 42.13330.2016 для соответствующего вида объектов - недопустимо, не отвечает целям и задачам обеспечения специальной образовательной деятельности в области военной подготовки;
- при расчете земельного участка, необходимого для обслуживания зданий, учитывается площадь не только зданий, но и площадь иных объектов движимого и недвижимого имущества;
- истец не представил правоустанавливающие документы на объект капитального строительства – Гараж;
- ответчик полагает верным способом защиты нарушенного права истца – обращение в суд с исковым заявлением к ФИЦ КНЦ СО РАН о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки под зданиями, согласно статье 64 ЗК РФ.
Дополнительные пояснения ответчика, представленные в апелляционный суд 08.03.2022, содержат следующие доводы:
- Постановлением администрации города Красноярска 15.12.2020 № 1005 утверждён проект межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный», а проект планировки территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный» направлен на доработку;
- выделяемому земельному участку под зданием Военного института присвоен условный номер 4.4.102, площадью 15 724 м2 (1, 57 Га);
- при наличии утвержденного проекта межевания территории, образование спорных земельных участков путем утверждения представленной истцом схемы будет противоречить требованиям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, требования истца направлены на обход установленной законом процедуры образования земельных участков;
- Постановлением администрации города Красноярска 15.12.2020 № 1005 уже сформированы границы земельных участков под зданиями, указанными истцом, названный нормативно-правовой акт никем не оспорен.
Согласно пояснениям от 14.03.2022 истец дополнительно пояснил следующее:
- здание, расположенное по адресу: <...>, было построено Институтом физики СО АН СССР как лабораторный корпус. При этом в указанном здании с 1971 по 1977 годы располагалась общеобразовательная школа № 41, правопреемником которой является Гимназия № 13 «Академ». Деятельность школы в указанном здании осуществлялась до 1979 года, в 1991 году здание перешло в муниципальную собственность, а в оперативное управление университету данный объект передан после 1996 года. Деятельность военно-инженерного института в данном здании стала осуществляться после 2009 года.
Согласно письменным дополнениям от 19.04.2022, ФИЦ КНЦ СО РАН считает, что суд вправе ограничиться общей восстановительной мерой в виде обязанности органа повторно рассмотреть вопрос по существу.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом неоднократного отложения судебного заседания на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство назначено на 25.05.2022. В судебном заседании объявлен перерыв на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 26.05.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).
13.12.2021 в материалы дела от ответчика поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы для установления площади земельных участков, занимаемых нежилым зданием (учебного корпуса военно-инженерного института) СФУ и жилым зданием «Общежитие № 1» СФУ и порядка пользования этими земельными участками.
Перед экспертами ответчик просит поставить следующие вопросы:
- являются ли обоснованными выводы, изложенные в заключении № 47/19 о размере земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации нежилого здания (учебного корпуса военно-инженерного института) с кадастровым номером 24:50:0100444:24, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, Академгородок, и заключении кадастрового инженера ФИО6;
- определить фактические площади земельных участков, занимаемые нежилым зданием (учебного корпуса военно-инженерного института) СФУ и жилым зданием «Общежитие № 1» СФУ и порядок пользования этими земельными участками.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции определил в удовлетворении ходатайства отказать по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что до назначения экспертизы по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле, суд определяет по согласованию с этими лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией) размер вознаграждения, подлежащего выплате за экспертизу, и устанавливает срок, в течение которого соответствующие денежные суммы должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на ее проведение (часть 1 статьи 108 АПК РФ).
В случае неисполнения указанными лицами обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных сумм в установленном размере суд выносит определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы и, руководствуясь положениями части 2 статьи 108 и части 1 статьи 156 Кодекса, рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.
Заявителем не соблюдено условие для назначения экспертизы – не представлены доказательства внесения на депозитный счет суда денежных средств для оплаты вознаграждения эксперта, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства.
Кроме того, исходя из поставленных в ходатайстве вопросов перед экспертом, ответчик ставит под сомнение выводы кадастрового инженера в отсутствие каких-либо мотивированных оснований – нарушений, допущенных при подготовке заключения. При этом заключение № 47/19 о размерах земельного участка учитывает все требования действующего законодательства. В отсутствие спора о вещных правах на земельные участки, спора о местоположении границ, немотивированное ходатайство о проведении судебной экспертизы не может быть удовлетворено.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва согласилось с требованиями истца, признало их обоснованностью. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание требований по отношению к Управлению принято судом.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский федеральный университет» (далее - Истец, Сибирский федеральный университет, Университет, СФУ) на праве оперативного управления принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание (учебный корпус военно-инженерного института), расположенное по адресу: <...>;
- жилое здание (общежитие), расположенное по адресу: <...> (далее - объекты).
Нежилое здание (учебный корпус военно-инженерного института) с кадастровым номером 24:50:0100444:24, площадью 8 439,1 кв. м, расположенное по адресу: <...>, закреплено за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет» (переименованного впоследствии в Сибирский федеральный университет) на праве оперативного управления распоряжением Краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края от 06.10.2000 № 07ф-980р, распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю от 10.09.2004 № 07-1400р и распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 01.10.2009 № 07-94р.
Общежитие №1 (жилой дом) с кадастровым номером 24:50:0100444:27, площадью 5 081,7 кв.м, расположенное по адресу: <...>, закреплено за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет» (переименованного впоследствии в Сибирский федеральный университет) на праве оперативного управления распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 05.10.2005 № 07-1910.
Объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, находящимся в пользовании ФИЦ КНЦ СО РАН.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Академгородок, площадь 2 068 780 кв.м, на земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФИЦ КНЦ СО РАН. Сведения о расположении на данном земельном участке зданий с кадастровыми номерами 24:50:0100444:24 (здание учебного корпуса военно-инженерного института) и 24:50:0100444:27 (здание общежития), принадлежащих на праве оперативного управления ФГАОУ ВО «СФУ», отсутствуют.
28.10.2020 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» обратился в МТУ Росимущества с письмом вх. № 24-19313 с просьбой утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление Университету земельного участка 24:50:0000000:157160:ЗУ1 площадью 16420 кв.м для эксплуатации нежилого здания (учебного корпуса военно-инженерного института) и земельного участка 24:50:0000000:157160:ЗУ2 для эксплуатации жилого здания (общежития) площадью 4746 кв.м, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 с сохранением исходного в измененных границах.
02.12.2020 МТУ Росимущества уведомило Университет о том, что обращение получено и направлено в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом с целью принятия соответствующего решения.
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом письмом от 16.04.2021 №АШ-10/12150 поручено МТУ Росимущества утвердить схему расположения земельных участков площадью 16 420 кв. м и 4 746 кв. м на кадастровом плане территории и уведомить Университет о принятом решении.
Университет направил 07.04.2021 обращение за № 2143, в котором просил предоставить образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:0000000:157160 земельные участки (согласно схеме на КПТ 24:50:0000000:157160:ЗУ1 и 24:50:0000000:ЗУ2) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Университетом получено письмо «О рассмотрении обращения» от 27.04.2021 № 24-КИ-08/6048, содержащее отказ МТУ Росимущество в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 16420 кв.м для эксплуатации военно-инженерного института ввиду отсутствия согласования с ФГБУН «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (далее - Учреждение) ЗУ1 в испрашиваемой площади и конфигурации.
Согласно решению Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск» земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 расположен в части города Красноярска, на которую действие градостроительного регламента в настоящий момент не распространяется.
По сведениям из ИСОГД градостроительный регламент для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 не установлен.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 от 09.01.2020 площадь 16420 кв.м. земельного участка 24:50:00000000:157160:ЗУ1, расположенного по адресу: РФ, <...>, является необходимой и достаточной для эксплуатации в соответствии с целевым назначением расположенного на данном участке Военно-инженерного института.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 от 09.01.2020 площадь 4746 кв. м земельного участка 24:50:00000000:157160:ЗУ2, расположенного по адресу: РФ, <...>, является необходимой и достаточной для эксплуатации в соответствии с целевым назначением, расположенного на данном участке жилого дома (общежития №1).
Схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером ФИО6, установлены координаты характерных точек границ земельного участка с условными номерами 24:50:0000000:157160:ЗУ1 и 24:50:0000000:157160:ЗУ2.
Заявителем в материалы дела представлено заключение № 47/19 о размере земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации нежилого здания (учебного корпуса военно-института) с кадастровым номером 24:50:0100444:24, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, Академгородок, выполненное ООО «Нефтетраспроект» по заказу ООО «Красноярскземводпроект», с приложением заключения кадастрового инженера ФИО6, а также заключение № 48/19 о размере земельного участка, необходимого для нормальной (эксплуатации жилого здания «Общежитие № 1» с кадастровым номером 24:$0: 0100444:27, расположенного на земельном участке с кадастровым [номером 24:50:0000000:157160 по адресу: РФ, Красноярский край, г.Красноярск, Академгородок, выполненное ООО «Нефтетраспроект» по заказу ООО «Красноярскземводпроект», с приложением заключения кадастрового инженера ФИО6.
Согласно распоряжению Росимущества от 10.08.2021 № 07-658р:
- к государственной собственности Российской Федерации отнесен объект: нежилое здание, назначение: нежилое, общей площадью 184,1 кв. м.» 1980 г. завершения строительства, расположенное по адресу: Российская Федерация. Красноярский край, город Красноярск, Октябрьский район, в районе нежилого здания по ул. Академгородок, 13А.
- указанный объект закреплён на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Сибирский федеральный университет» с момента фактического использования объект недвижимого имущества.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.08.2021 на нежилое здание общей площадью 184,1 кв.м» 1980 г. завершения строительства, расположенное по адресу: Российская Федерация. Красноярский край, город Красноярск, Октябрьский район, в районе нежилого здания по ул. Академгородок, 13А, кадастровый номер 24:50:0100444:1942, зарегистрировано право собственности Российской Федерации 16.08.2021.
Ответчиком, КНЦ СО РАН в материалы дела представлены следующие документы:
- выписка из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.06,2019: Тепловая сеть, протяжённость 1970 м.
Выписка из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.06.2019: Тепловая сеть, протяжённость 2729 м.
Выписка из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.06.2019: Тепловая сеть, протяженность 1269 м.
Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушную линию освещения нижней зоны Академгородка, протяжённость 4692 м., кадастровый номер 24:50:0000000:0:107913, от 12.01.2012 №24ЕК 417475.
Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на кабельную ЛЭП напряжением 6 кВ, назначение нежилое, протяжённость 8143 м, кадастровый номер 24:50:0000000:0:107414, от 25.04.2012 № 24ЕК391329
Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на кабельную ЛЭП напряжением 10 кВ, назначение нежилое, протяженность 7529 м., кадастровый номер 24:50:0000000:0:107438, от 17.05.2012 № 24 ЕК 712072.
Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на кабельную ЛЭП напряжением 6 кВ, назначение нежилое, 8143 м., кадастровый номер 24:50:0000000:0:107414, от 25.04.2012 № 24 ЕК 391329.
Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на наружные сети телефонизации, назначение: инженерные сети протяжённостью 11.641,6 погонных метров, кадастровый номер 24:50:000000:0094:04:401:002:00107530, от 23.06.2010 № 24 ЕК 724702.
Схема инженерных сетей ФИЦ КНЦ СО РАН № 2
Карта (план) зоны с особыми условиями использования территории наружных сетей телефонизации (л. № 95), выполненная кадастровым инженером ФИО7;
Кадастровый паспорт сооружения: Наружные сети -телефонизации, кадастровый. номер 24:50:0000000:0094:04:401:002:001075430, протяжённостью 11 641,6 погонных метров от 04.03.2009;
Карты (плана) зоны с особыми условиями использования территории тепловой сети (л. № 52), выполненная кадастровым инженером. ФИО8 от 09.11.2013;
Кадастровый паспорт сооружения с кадастровым номером 24:50:0100441:176 Тепловая трасса от котельной протяжённостью 3 681,2 м. от 21.05.2013;
Карта (план) зоны с особыми условиями использования территории кабельных ЛЭП напряжением 6 кВ, 1.0 кВ в мкр. Академгородок г. Красноярска (л. № 28), выполненная кадастровым инженером ФИО8 от 09.11.2013;
Карта (план) зоны с особыми условиями использования территории водопроводной сети от коллектора № 1 существующей городской сети по мкр. Академгородок в г. Красноярске (л. 41) от 06,06.2016;
Кадастровый паспорт на сооружение: Водопроводная сеть, протяжённость 12 618 от 28.10.2011.
Выписка из ЕГРН: Сведения о характеристиках объекта недвижимости от 30.06.2020 № 99/2020/335786680, с кадастровым номером 24:50:0100444:35, наименование: Гараж, площадь правообладатели: ФИО9, ФИО10
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Высшего и Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В пункте 3 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность заявителя по указанию прав и законных интересов, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым ненормативным актом, действием (бездействием). При этом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Судом первой инстанции верно установлено, что Университету принадлежат на праве оперативного управления здание учебного корпуса военно-инженерного института и здание общежития, которые располагаются на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФИЦ КНЦ СО РАН. Указанные обстоятельства подтверждены документально и не оспариваются участниками процесса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ (введенной Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Реализация данного исключительного права на оформление своего права на земельный участок не может быть ограничена тем, что такой земельный участок передан иному лицу на ином праве.
Таким образом, Университет, обладая вещным правом на объекты недвижимости, имеет в силу закона исключительное право на предоставление ему земельных участков под ними.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего кодекса.
В соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года № 455, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (сокращенное наименование - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) осуществляет:
- функции по управлению федеральным имуществом по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Красноярского края, Республике Хакасия и Республике Тыва;
- полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну РФ;
- а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Указанным Приказом территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва предоставлено право самостоятельно принимать решения по образованию земельных участков площадью, равной или меньше 10 га.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы порядок утверждения и основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Как верно указано судом первой инстанции, установленные частью 16 статьи 11.10 ЗК РФ основания в оспариваемом отказе не указаны.
При этом согласно части 19 статьи 11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении перераспределении или выделе образуются земельные участки. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Возможность образования нескольких земельных участков в результате раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлена пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ.
Согласие по вопросу об образовании земельных участков, занимаемых спорными объектами недвижимости, из участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, находящегося в государственной собственности и на праве постоянного (бессрочного) пользования у ответчиков, между сторонами не достигнуто.
Результаты кадастровых работ представлены в МТУ Росимущества и в суд в виде схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с обозначением координат характерных точек границ.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что
поскольку градостроительный регламент для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 не установлен, расчет площади земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, осуществляется на основании градостроительных норм и норм проектирования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ФИЦ КНЦ СО РАН полагает, что площадь земельного участка с условным номером 24:50:0000000:157160:ЗУ1 определена неверно, поскольку здание Военно-инженерного института не соответствует условиям ведения образовательного процесса.
Указанный довод апелляционной жалобы документально не обоснован.
Доказательств оспаривания права оперативного управления на здание Военно-инженерного института в судебном порядке не представлено.
Требуемая площадь для размещения нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0100444:24 (не эксплуатации) составляет: площадь застройки здания 3361,3 кв. м. При расчете площади испрашиваемого земельного участка заявитель исходил из следующего: Применительно к нормам СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» согласно приложению Д «Нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» зона образовательных организаций высшего образования (учебная зона) на 1 тысячу студентов университетов составляет от 4 до 7 гектаров.
Численность студентов Военно-инженерного института 2 163 человека. Минимальная (рекомендуемая) нормативная площадь участка должна составлять 2 163/1000x4 га =8,652 га (86520 кв.м). Максимальная (рекомендуемая) нормативная площадь участка должна составлять 2 163/1000x7 га = 15,141 га (151 410 кв. м). Сформированный земельный участок с условным номером 24:50:0000000:157160:ЗУ1 составляет 1, 642 га (16 420 кв. м), что обусловлено сложившейся транспортной ситуацией (участок расположен на пересечении улиц с четырех сторон). Кроме того, учитывая то, что участок является частью большего участка, принадлежащего одному собственнику, допускается уменьшение нормативной (рекомендуемой) площади земельного участка.
Здание корпуса Военно-инженерного института СФУ с кадастровым номером 24:50:0100444:24, площадью 8 439,1 кв. м как отдельный объект недвижимости с самостоятельным назначением, не входящий в учебно-образовательный комплекс, не используется. Его назначением является учебно-образовательная функция по реализации программ военной подготовки. Для качественного проведения всех видов учебных занятий в Военно-инженерном институте СФУ имеется материально-техническая база, включающая в себя изучаемые образцы вооружения, военной и специальной техники, учебно-тренажерную и лабораторную базы. Для проведения практических занятий по строевой подготовке, тренажей, воинских ритуалов используется прилегающая территория к зданию Военно-инженерного института: строевой плац, оборудованный плакатами по строевой подготовке, зеркалами, баннерами, вооружение и военная техника, размещенная на строевых плацах и прилегающей территории (площадки под стоянки техники).
Участок и здание используются в соответствии с видом разрешенного использования. Институт эксплуатирует здание и земельный участок в качестве единой учебно-образовательной площадки (учебно-образовательного комплекса) с организацией движения автотранспорта по территории. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
В случае, если в отношении земельного участка градостроительный регламент не установлен, расчет площади земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, осуществляется на основании градостроительных норм и норм проектирования, в том числе на основании Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Иной вариант осуществить расчет плошали земельного участка, градостроительный регламент для которого не установлен, для использования и эксплуатации уже существующих объектов недвижимости, не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Следовательно, размер земельного участка поставлен в зависимость не только от объекта капитального строительства, расположенного на таком земельном участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.
Уменьшение площади земельного участка с условным номером 24:50:0000000:157160:ЗУ1 без прекращения деятельности размещенном на его территории учебно-образовательного комплекса невозможно.
Согласно заключению кадастрового инженера площадь 4 746 кв. м земельного участка 24:50:00000000:157160:ЗУ2, расположенного по адресу: РФ, <...>, является необходимой и достаточной для эксплуатации в соответствии с целевым назначением, расположенного на данном участке жилого дома (общежития №1).
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
Схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером ФИО6, установлены координаты характерных точек границ земельного участка с условными номерами 24:50:0000000:157160:ЗУ1 и 24:50:0000000:157160:ЗУ2.
Заключение кадастрового инженера содержит обоснование площади образуемых земельных участков. Площадь формируемого под объектом недвижимости нежилого здания (учебный корпус военно-инженерного института) земельного участка определена в размере 16 420 кв. м, площадь формируемого под объектом недвижимости жилым зданием (общежитием) земельного участка определена в размере 4 746 кв.м, исходя из фактически занимаемой территории, с учетом рельефа местности, границ контуров природных объектов и объектов искусственного происхождения. Площадь образуемых земельных участков включает в себя территорию под объектами недвижимости и прилегающую территорию, необходимую для функционирования зданий и сооружений, на территории располагаются здания и сооружения, площадки для стоянки автомобильного транспорта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что в будущем образуемые земельные участки ограничены (обременены) охранными зонами инженерных сетей, что не препятствует их образованию и использованию в соответствии с разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - постановление N 1300) утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В отношении указанных земельных участков собственники объектов недвижимости, перечисленных в постановлении N 1300, не обладают какими-либо вещными правами, а, следовательно, их права не могут быть нарушены планируемым разделом земельного участка.
В перечень таких объектов недвижимости, согласно пункту 5 постановления N 1300, входят указанные ответчиком инженерные сети.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Наличие на спорных земельных участках иных объектов недвижимости, в том числе самовольных, не является основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельных участков. В материалы дела не представлены доказательства пересечения спорных земельных участков с иными, на территории которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам.
Из содержания апелляционной жалобы также следует, что судом первой инстанции не учтен факт нахождения на спорных земельных участках самовольных построек и инженерных сетей ответчика. Однако, заявитель жалобы и не обосновал документально, каким образом схема расположения земельных участков нарушает его права, равно как и права иных лиц.
Как указано выше, предметом настоящих требований является оспаривание отказа в утверждении схемы расположения земельных участков, то есть этапа процедуры предоставления земельных участков в связи с наличием у Университета на это исключительного права.
Указанные ответчиками обстоятельства не препятствуют утверждению схемы земельных участков с условными номерами 24:50:0000000:157160:ЗУ1 и 24:50:0000000:157160:ЗУ2, поскольку не лишают ФИЦ КНЦ СО РАН права на защиту в судебном порядке своего исключительного права, в том числе путем разрешения спора о местоположении границ земельных участков после их образования при наличии к тому оснований.
При этом ответчиком не доказано, что при определении поворотных точек образуемых земельных участков нарушены положения действующего законодательства. Перечень указанных ответчиков недостатков заключений кадастрового инженера документально не обоснован.
Судом апелляционной инстанции учтено также, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и Республике Тыва с учетом полученного предписания из Федерального агентства по управлению государственным имуществом письмом от 16.04.2021 №АШ-10/12150 утвердить схему согласилось с требованиями Университета, несмотря на то, что в суде первой инстанции занимало иную позицию.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о признании не соответствующим закону отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и Республике Тыва № 24-КИ-08/6048 от 27 апреля 2021г. в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по обращению федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» от 28 октября 2020 года №7578, об обязании Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и Республике Тыва устранить допущенные нарушения в установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ порядке утвердить представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 24:50:0000000:157160:ЗУ1 площадью 16 420 кв. м с указанными в представленной в материалы дела заявителем таблице координатами поворотных точек.
При этом, учитывая предмет заявленных требований, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований к федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук», поскольку оспариваемый отказ указанный ответчик не оформлял.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что удовлетворением требований Университета нарушаются права ответчика, подлежит отклонению. Признанием незаконным оспариваемого отказа право постоянного бессрочного пользования ответчика не прекращается, потому что это не спор о праве, и не возникает у Университета в указанных координатах поворотных точек земельных участков, поскольку земельные участки еще не образованы и в установленном порядке не переданы Университету. Указание в резолютивной части обжалуемого решения на обязание утвердить схему земельных участков и передать на праве постоянного бессрочного пользование Университету в установленном законом порядке направлено на соблюдение исключительного права правообладателя объектов недвижимости на предоставление ему земельных участков в установленном порядке согласно императивно установленной процедуре. Судом разрешено по существу исключительно требование об оспаривании ненормативного правового акта МТУ Росимущества и устранении допущенных им нарушений прав заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно не установлено препятствий для реализации заявителем исключительного права на получение земельного участка под объектами недвижимости в соответствии с вышеуказанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции дана оценка заявлению ответчика о признании недопустимыми доказательствами заключений от 25.12.2019 № 47/19 и № 48/19 в рамках рассмотрения ходатайства ответчика о вынесении частного определения в отношении СФУ, по вопросу недопустимости обхода закона, в частности Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными: видами юридических лиц», в связи вынесенным решением УФАС по Красноярскому краю от 19.07.2018 по делу №3-1.1-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Верно применив положения статей 188.1 АПК РФ, Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг - отдельными видами юридических лиц», Правил закупки товаров, работ, услуг для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в редакции от 05 сентября 2019 года, учитывая, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.08.2019 по делу № А33-11266/2019 постановление Управлений Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26.03.2019 №А68-1432/19 о назначении административного наказания признано незаконным и подлежащим отмене, судом первой инстанции верно установлено отсутствие оснований для признания указанных доказательств недопустимыми.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2021 года по делу № А33-30457/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.В. Петровская | |
Судьи: | С.Д. Дамбаров | |
О.Ю. Парфентьева |