ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
марта 2015 года | Дело № | А69-2060/2014 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «27» февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен «06» марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя ФИО2): ФИО3, представителя по доверенности от 24.03.2014;
от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): ФИО4, представителя по доверенности от 10.12.2014 № 39.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя ФИО2 и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от «27» октября 2014 года по делу № А69-2060/2014 ,
принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО2 ОГРНИП <***>, ИНН <***> (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – министерство, ответчик) с заявлением о признании недействительным распоряжения от 26.03.2014 № 305-з и обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 октября 2014 года требование о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворено, признано незаконным распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26.03.2014 № 305-з об отказе в размещении объекта ФИО2 Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении требования об обязании министерства принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, отказано.
Предприниматель и министерство обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы предпринимателя следует, что она оспаривает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования; считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования обязать министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Все необходимые доказательства для принятия соответствующего решения были представлены в материалы дела и исследованы судом.
Предприниматель указывает, что апелляционным определением Верховного суда Республики Тыва от 18.02.2014 признано незаконным бездействие министерства; суд обязал министерство в течение одного месяца принять решение о предварительном согласовании места размещения АЗС, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта; данный акт является преюдициальным.
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленного требования; указывает, что публикация, произведенная в газете «Тувинская правда» 06.08.2013 является ненадлежащей, поскольку Решением Хурала представителей от 03.03.2014 №89 были учреждены средства массовой информации городского округа «Город Казал Республики Тыва» для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Кызыла официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Кызыла, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, однако газета «Тувинская правда» не включена в данный перечень.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Предприниматель 05.07.2013 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка для строительства автозаправочной станции по адресному ориентиру: г. Кызыл, на 8 километре автодороги Кызыл-Тээли (А 162).
Апелляционным определением Верховного суда Республики Тыва от 18.02.2014 признано незаконным бездействие министерства, выраженное в непринятии решения о предварительном согласовании с предпринимателем места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, министерство обязано в течение одного месяца принять решение о предварительном согласовании места размещения АЗС, утверждающего акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта
Распоряжением министерства «Об отказе в размещении объекта ФИО2» от 26.03.2014 № 305-р предпринимателю отказано в размещении автозаправочной станции (АЗС) на земельном участке из категории земель населенных пунктов, общей площадью 6300 кв.м., находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, восьмой километр автодороги Кызыл-Тээли (А-162), в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне резервных территорий.
Полагая, что у министерства отсутствовали законные основания для отказа в размещении объекта, предприниматель оспорила распоряжение от 26.03.2014 № 305-з в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, учитывая положения статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 №886 ВХ-1 «О земле», пунктов 1, 7.1, 10, 16, 50.2 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуре, утвержденного постановление Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 №591, сделал правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом в пределах компетенции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 38 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденных решением Хурала Представителей г. Кызыла от 27.11.2012 (далее – Правила землепользования и застройки), предусмотрен общий порядок подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратилась в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды на 5 лет с площадью 6300 кв. м.
Из распоряжения министерства от 26.03.2014 № 305-р следует, что основанием отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось отнесение его к территориальной зоне резервных территорий согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
В соответствии с пунктом 13 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Таким образом, резервирование земель может быть осуществлено только в случаях, прямо предусмотренных законом и не может носить произвольный характер.
Согласно части 2 статьи 70.1. Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 № 561 (далее - Положение), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается на основании: а) документации по планировке территории; б) документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Пунктом 6 Положения установлено, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Согласно пункту 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
В соответствии с подпунктом 5 пунктом 1 статьи 37 Правил землепользования и застройки для муниципальных нужд города Кызыла резервируются и при необходимости изымаются (в том числе путем выкупа) земельные участки из резервного фонда городских земель, границы которых установлены проектами межевания, разработанными в соответствии с картой градостроительного зонирования настоящих Правил.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что решение о резервировании или изъятии земель для муниципальных нужд принимается мэрией города Кызыла в виде акта резервирования (изъятия) земель.
Параграфом 10 главы 12 части 2 Правил землепользования и застройки определено понятие «Зона резервных территорий (РТ)» и ее назначение: Зона резервных территорий предназначена для перспективного развития территории объектов различного назначения с учетом влияния источников вредного воздействия окружающих территорий.
Последующее использование территории зоны осуществляется при условии создания благоприятной среды проживания на граничащих с зоной территориях. Территория зоны или ее части могут быть при необходимости переведены в иной тип территориальных зон при соблюдении процедур внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Изменение назначения зоны или ее частей не должно вступать в противоречие с режимом использования территории прилегающих зон.
Исследовав размещенную в сети «Интернет» интерактивную карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки суд апелляционной инстанции установил, что спорный земельный участок находится с зоне резервных территорий.
Однако, из положений приведенных норм следует, что нахождение испрашиваемого участка в зоне резервных территорий не свидетельствует о том, что он является зарезервированным в порядке, установленном статьей 70.1 Кодекса, Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд и статьей статьи 37 Правил землепользования и застройки.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что министерством не представлены доказательства того, что спорный земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд с соблюдением процедуры, предусмотренной законодательством, поэтому отказ предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка является незаконным, нарушает права заявителя на приобретение аренды земельного участка.
Представленная выкопировка из Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», не свидетельствует о резервировании земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ошибочными являются выводы Арбитражного суда Республики Тыва о противоречивости информации относительно официальной публикации Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Согласно пункту 1.3 Порядка опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», являющегося приложением к решению Хурала представителей города Кызыла от 03.03.2009 № 88, официальным опубликованием нормативных правовых актов г. Кызыла считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном средстве массовой информации «Бюллетень органов городского самоуправления г. Кызыла» и (или) «Кызыл неделя» и (или) газетах «Тувинская правда», «Шын» и размещение (опубликование) на официальном сайте городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (www.mkyzyl.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, опубликование Правил землепользования и застройки в сети Интернет, газете «Тувинская правда» и газете «Кызыл неделя» свидетельствуют о том, что указанный муниципальный правовой акт вступил в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд рассматривает дела по предъявленному заинтересованным лицом предмету и основанию иска.
Как следует из буквального смысла пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику, направленное на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации под основаниями иска следует понимать обстоятельства, на которые истец ссылается в подтверждение своих требований к ответчику.
В силу части 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Обращаясь с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва предприниматель просила признать недействительным распоряжения от 26.03.2014 № 305-з и обязать министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
При этом, указание в заявлении на обязание министерства принять соответствующее решение является испрашиваемой восстановительной мерой, а не самостоятельным материально-правовым требованием заявителя по делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции ошибочно удовлетворил заявление только частично, признав незаконным распоряжение министерства от 26.03.2014 № 305-з. В качестве восстановительной меры обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отказывая обществу в удовлетворении требований в части обязания министерства принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение министерства рассматривалось в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и выносилось по результатам рассмотрения заявления предпринимателя от 05.07.2013 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка для строительства автозаправочной станции, то есть в данном случае предприниматель не заявляла такое требование в своем заявлении, поданном в министерство.
Суд апелляционной инстанции считает, данный вывод ошибочным, поскольку выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 30 названного Кодекса является обязательным начального этапа процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта независимо от указания такого требования в заявлении о предоставлении земельного участка.
Также, суд первой инстанции указал, что требования о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, не заявлялись в заявлении от 05.07.2013 и из его содержания не следует в каком порядке, предусмотренном статьей 30 Кодекса, подлежит его рассмотрение. Фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения не были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела и установленные по делу обстоятельства не позволяют применить конкретную восстановительную меру.
Апелляционный суд считает, что указанный вывод основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Частью 3 статьи 31 Кодекса предусмотрена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно части 5 статьи 31 Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу частей 6, 7 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия принятого решения выдается заявителю в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что предприниматель 05.07.2013 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка для строительства автозаправочной станции по адресному ориентиру: г. Кызыл, на 8 километре автодороги Кызыл-Тээли (А 162) с предоставлением подтверждающих документов.
На основании письма министерства от 10.07.2013 №3224 для обеспечения выбора земельного участка в порядке статьи 31 Кодекса, Управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла вынесено заключение от 24.07.2013 №2783 о не нарушении градостроительных требований строительством автозаправочной станции на испрашиваемом земельном участке.
На основании данного заключения и постановления Мэрии г. Кызыла от 26.07.2013 №946 «О выдаче акта выбора и обследования земельного участка» Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла выдан акт выбора и обследования земельного участка для установления охранной и санитарно-защитной зоны с разрешенным использованием (назначением): под строительство автозаправочной станции, который содержит необходимые согласования государственных и муниципальных органов, за исключением министерства.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 31 Кодекса в газете «Тувинская правда» 06.08.2013 года опубликовано информационное сообщение о возможном либо предстоящем строительстве.
Данный земельный участок 15.08.2013 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 17:18:0105068:48.
Указанные обстоятельства являлись предметом исследования Верховным Судом Республики Тыва и установлены вступившим в законную силу апелляционным определением от 18.02.2014 по делу №33-174/2014, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальную силу.
Довод апелляционной жалобы министерства о том, что публикация, произведенная в газете «Тувинская правда» 06.08.2013 является ненадлежащей, со ссылкой на Решением Хурала представителей от 03.03.2014 №89, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный, поскольку данное решение учреждает средства массовой информации, а не порядок опубликования муниципальных нормативных правовых актов городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что процедура, предусмотренная статьи 31 Кодекса, предшествующая принятию решения о предварительном согласовании предпринимателю места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка площадью 6300 кв.м, расположенного по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, восьмой километр автодороги Кызыл-Тээли, соблюдена, основания для отказа в принятии соответствующего решения у министерства отсутствовали.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из материалов дела следует, что предприниматель оспаривала распоряжения от 26.03.2014 № 305-з «Об отказе в размещении объекта ФИО2» от 26.03.2014 № 305-р. Суды первой и апелляционной инстанции установили, что у министерства отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку он не является зарезервированным в порядке, установленном земельным законодательством.
Суд апелляционной инстанции считает, что в материалы дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры, предусмотренной статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения о предварительном согласовании предпринимателю места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка площадью 6300 кв.м, расположенного по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, восьмой километр автодороги Кызыл-Тээли.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит изменению, поскольку отсутствовали основания для частичного отказа в удовлетворении заявленного требования, а в качестве восстановительной меры на министерство следовало возложить обязанность в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, принять решение о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю ФИО2 места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка площадью 6300 кв.м, расположенного по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, восьмой километр автодороги Кызыл-Тээли.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с министерства в пользу предпринимателя следует взыскать 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от «27» октября 2014 года по делу № А69-2060/2014 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Заявление индивидуального предпринимателя ФИО2 удовлетворить, признать недействительным распоряжение от 26.03.2014 № 305-з Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в размещении объекта ФИО2, как несоответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, принять решение о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю ФИО2 места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка площадью 6300 кв.м, расположенного по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, восьмой километр автодороги Кызыл-Тээли.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | Г.Н. Борисов | |
Судьи: | О.А. Иванцова | |
Д.В. Юдин |