ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-7961/19 от 18.12.2019 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

декабря 2019 года

Дело №

А33-4923/2019

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «18» декабря 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен         «20» декабря 2019года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бабенко А.Н.,

судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,

при участии:

от истца (Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Илир»): Мальчикова Е.С., представителя  по доверенности от 07.11.2018, диплом ВСГ 2140833;

от ответчика (Администрации  города Красноярска): Ревенко С.С., представителя  по доверенности от 18.01.2019 № 04-279, диплом АВС 0702755;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «14» октября 2019 года по делу № А33-4923/2019,

установил:

 общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" (далее – истец, исполнитель, ООО ЧОО "Илир") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации города Красноярска (далее – ответчик, заказчик) о признании односторонней сделки в виде решения Администрации г. Красноярска № 17-34 от 10.01.2019 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 92-21 от 28.12.2018 на оказание услуг охраны для администрации города Красноярска в 2019 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций незаконной.

Определением от 22.02.2019 исковое заявление принято к производству суда.

Решением  Арбитражного суда Красноярского края от 14.10.2019 исковые требования удовлетворены.

Суд признал недействительной одностороннюю сделку в виде решения Администрации г. Красноярска № 17-34 от 10.01.2019 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 92-21 от 28.12.2018 на оказание услуг охраны для администрации города Красноярска в 2019 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что отсутствие правоустанавливающих документов на имущество, подлежащих охране, не препятствует оказанию охранных услуг; судом первой инстанции необоснованно все нарушения в сфере частной охранной деятельности были отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований, что повлекло принятие незаконного решения;  судом первой инстанции не были применены нормы права, подлежащие применению; судом не была дана оценка доводам ответчика в части невозможности оказания услуг вооруженной охраны из-за отсутствия у истца действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов, а также интроскопов.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 рассмотрение указанной апелляционной жалобы назначено на 18.12.2019.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016                          N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 21.11.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 22.11.2019.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Судом апелляционной инстанции установлено, что к дополнениям к апелляционной жалобе  приложена копия   решения антимонопольного органа  от 22.11.2019 о  внесении ООО ЧОО "Илир" в реестр  недобросовестных поставщиков, которую ответчик просит  приобщить к материалам дела.

 У суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания  для приобщения  к материалам дела копии указанного решения, поскольку данный документ является новым доказательством, датированным после принятия обжалуемого решения, обстоятельства включения ООО ЧОО "Илир" в реестр недобросовестных поставщиков не были предметом исследования настоящего дела.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Между Администрацией города Красноярска (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир"(исполнитель) заключен муниципальный контракт № 92-21 от 28.12.2018 на оказание услуг охраны для администрации города Красноярска в 2019 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее-контракт), согласно пункту 1.2 которого исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги охраны для администрации города Красноярска в 2019 году, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.

Объем услуг определяется заданием (Приложение №1 к муниципальному контракту), с использованием служебного оружия и специальных средств, согласно Сведениям о служебном оружии и специальных средствах (Приложение №2 к муниципальному контракту) являющимся неотъемлемой частью контракта (п. 1.3. контракта).

Согласно приложению № 1 к контракту задание на оказание услуг охраны ООО ЧОО "Илир" включает оказание следующих видов охранных услуг: оказание услуг вооруженной охраны имущества и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов; оказание услуг с использованием систем тревожной и охранной сигнализации; оказание услуг охраны при обеспечении пропускного режима с использованием технических средств (инроскопов).

Место оказания услуг: здания по адресу: г. Красноярск, ул. К.Маркса, 93,95, 75, пр.им.газеты «Красноярский рабочий», 30а, стр.60; помещения по адресу: г. Красноярск, ул.К.Маркса, 93, ул. Сурикова,6, ул. Парижской Коммуны, 39а, пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 34г, бокс 6, ул.Вавилова, 25а (п. 1.5. контракта).

Цена контракта установлена на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.12.2018 и составляет в соответствии с расчетом цены контракта (Приложение №3 к муниципальному контракту) 6 229 829,40 руб., НДС не облагается (п. 2.1. контракта).

Разделом 3 контракта стороны согласовали график оказания услуг: с 00.00 часов 1 января 2019 года до 24.00 часов 31 августа 2019 года. Периодичность – ежедневно.

В соответствии с пунктом 4.1 контракта заказчик обязан, в том числе:

-создать все необходимые условия для оказания услуг, предусмотренных настоящим контрактом,

- обеспечить работникам исполнителя свободный доступ к установленным в пределах объекта средствам связи, пожаротушения и к местам общего пользования,

-взаимодействовать с исполнителем при изменении, расторжении контракта, применять меры ответственности, в том числе направлять исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, совершать иные действия в случае нарушения исполнителем условий контракта,

- в случае необходимости обеспечивать создание приемочной комиссии не менее чем из пяти человек для приемки оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта, организовывать проведение экспертизы качества оказанных услуг, привлечь экспертов, экспертные организации.

В соответствии с пунктом 4.2 контракта исполнитель обязан, в том числе:

- обеспечить сотрудников охраны, задействованных при оказании услуг, оружием, сертифицированным в установленном порядке в качестве служебного оружия, и специальными средствами, разрешенный перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 года № 587;

-обеспечить внутриобъектовый и пропускной режим, установленный на объекте;

-обеспечить исключение возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц на объект и с объекта;

-обеспечить исключение возможности бесконтрольного вноса (выноса) имущества на объект и с объекта;

-соблюдать правила пользования и эксплуатации интроскопов, охранной и пожарной сигнализации;

-не препятствовать представителю заказчика при осуществлении им контроля за ходом и качеством оказания услуг;

-производить обслуживание и поддержание в исправном состоянии интроскопов, средств тревожной и охранной сигнализации в период оказания услуг за собственный счёт и собственными силами;

-оказывать услуги по ежедневной круглосуточной охране помещений, подключенных на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) исполнителя отвечающие основным требованиям установленным Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

- в течение двух рабочих дней с даты подписания муниципального контракта предоставить заказчику: копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности со следующим перечнем разрешенных видов услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»; копию лицензии на приобретение служебного оружия и (или) договора о выдаче служебного оружия во временное пользование и (или) разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему; копии документов подтверждающих, что руководитель участника закупки имеет высшее образование, получил дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, а так же имеет действующее удостоверение частного охранника;

- в течение двух рабочих дней с даты начала оказания услуг предоставить заказчику копию разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему;

- предоставить заказчику копию лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

-оказать услуги охраны на объектах охраны заказчика (Приложение №1 к муниципальному контракту) при обеспечении пропускного режима с использованием технических средств (интроскопов) находящихся у исполнителя на праве собственности и (или) ином законном основании.

01.01.2019 уполномоченным представителем заказчика руководителем управления делами Гиевским А.М. составлен акт о нарушении обязательств по контракту, согласно которому исполнитель уклонился от выполнения своих обязанностей в соответствии с требованиями контракта, по состоянию на 00 час. 45 мин. 01.01.2019 сотрудники охраны ООО ЧОО "Илир" на объектах заказчика отсутствуют, специальные средства отсутствуют, интроскопы отсутствуют.

10.01.2019 уполномоченным представителем заказчика заместителем руководителя управления делами Антиповым С.В. составлен акт о нарушении обязательств по контракту, согласно которому исполнитель не представил заказчику в течение 2 рабочих дней с даты подписания контракта: копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности; копию разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему; копии документов, подтверждающих, что руководитель исполнителя имеет высшее образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, а также имеет действующее удостоверение частного охранника.

Разделом 9 контракта предусмотрены основания и порядок изменения и расторжения контракта.

Согласно п. 9.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Решением № 17-34 от 10.01.2019 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения муниципального контракта № 92-21 от 28.12.2018.

Названное решение направлено в адрес исполнителя 10.01.2019, получено истцом 12.01.2019.

Полагая, что указанное решение заказчика является незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела и обосновано установлено судом первой инстанции, заключенный между сторонами контракт является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг.

Отношения сторон регламентируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно пункту 1 статьи 779, пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В рамках настоящего дела  истцом заявлено требование о признании односторонней сделки в виде решения Администрации г. Красноярска № 17-34 от 10.01.2019 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 92-21 от 28.12.2018 незаконной.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (пункт 2 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки (статья 156 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Односторонний отказ от исполнения договора, осуществленный в соответствии с законом или договором, является сделкой, ведущей к расторжению договора, и в силу самого факта его осуществления договор считается расторгнутым. Соответственно, другая сторона договора, считающая такой отказ неправомерным, вправе оспорить его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования  в  полном объеме, исходил из того, что неисполнение контракта истцом в согласованный срок имело место по вине ответчика, не совершившего необходимых действий, не предпринявшего всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по предоставлению исполнителю необходимых документов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 95 Закона о контрактной системе, а также разделом 9 контракта.

Согласно положениям статей 450, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнут: по соглашению сторон (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации); по решению суда по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации); в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок расторжения муниципальных контрактов урегулирован статьей 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее, чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней, с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе (часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым, через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Разделом 9 контракта предусмотрено, что стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с п. 9.5 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:

- при оказании услуг не соответствующих заданию на оказание услуг охраны (Приложение №1 к муниципальному контракту);

- при задержке исполнителем срока оказания услуг более чем на 1 день;

- при снижении качества услуг, предусмотренных условиями контракта;

- в случае невозможности или нецелесообразности продолжения оказания услуг.

Решение о расторжении контракта принято заказчиком 10.01.2019 и 10.01.2019 решение о расторжении направлено почтой России в адрес истца. 12.01.2019 оспариваемое решение получено адресатом.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе явились следующие нарушения истцом условий контракта:

1) не оказание услуг - с 00.00 часов 1 января 2019 года и до настоящего момента исполнитель не приступил к исполнению своих обязанностей. Сотрудники охраны ООО ЧОО «Илир» на объектах заказчика отсутствуют, специальные средства отсутствуют, интроскопы отсутствуют, что подтверждается актом от 01.01.2018,

2) не предоставление документов, указанных в п.4.2.33 муниципального контракта, согласно которому исполнитель обязан в течение двух рабочих дней с даты подписания муниципального контракта предоставить заказчику:

- копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности со
следующим перечнем разрешенных видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

- копию лицензии на приобретение служебного оружия и (или) договора
о выдаче служебного оружия во временное пользование и (или) разрешения
на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему;

- копии документов подтверждающих, что руководитель участника
закупки имеет высшее образование, получил дополнительное
профессиональное образование по программе повышения квалификации
руководителей частных охранных организаций, а так же имеет действующее
удостоверение частного охранника.

Заказчик запрашивал указанные документы у исполнителя письмами от 28.12.2018 и от 10.01.2019, однако до настоящего момента указанные документы не предоставлены заказчику, что подтверждается актом от 10.01.2019.

Вместе с тем,  как следует из материалов дела и установлено судами, 28.12.2018 ООО ЧОО «Илир» нарочным в Администрацию г. Красноярска представило письмо №1778 об обязательных требованиях законодательства в сфере частной охранной деятельности, которые в обязательном порядке необходимо выполнить сторонам контракта до начала оказания охранных услуг с одновременным запросом информации и необходимых документов для исполнения контракта, которым, помимо всего прочего исполнителем у заказчика были запрошены: заверенные копии правоустанавливающих документов на имущество, подлежащее охране в соответствии с требованиями статьи 12 Закона об охранной деятельности, предлагаемый график проведения работ по монтажу на объектах охраны охранной сигнализации в целях осуществления их охраны посредством пульта централизованного наблюдения, подписанные со стороны Администрации г. Красноярска договоры о передаче ООО ЧОО «Илир» в безвозмездное пользование объектов недвижимости Администрации г. Красноярска, где необходимо установить досмотровое оборудование в виде интроскопов, с целью получения в установленном порядке лицензии на их использование на данных объектах охраны в соответствии с условиями контракта.

Потребность в правах на имущество была вызвана необходимостью получения лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения (интроскопов) в конкретных помещениях администрации в соответствии с установленными требованиями к составу документов для получения лицензии. В разъяснениях положений документации об электронном аукционе на запрос истца от 05.11.2018 ответчик сообщил, что в случае необходимости помещения будут предоставлены исполнителю контракта на праве аренды.

В связи с неполучением ответа 09.01.2019 ООО ЧОО «Илир» нарочным в Администрацию г. Красноярска было направлено письмо №1785 с повторным требованием предоставить необходимую информацию и документы для начала оказания охранных услуг, предложить график обследования всех объектов охраны и график проведения работ по монтажу охранной сигнализации, а также предоставить договоры о передаче в безвозмездное пользование ООО ЧОО «Илир» объектов недвижимости, где исполнитель должен использовать интроскопы с целью получения лицензии для эксплуатации данного оборудования на объектах Администрации г. Красноярска в установленном законом порядке.

10.01.2019 в связи с неполучением ответа на запросы ООО ЧОО «Илир» нарочным в Администрацию г. Красноярска было представлено письмо №1795 с повторным требованием предоставить необходимую информацию и документы для начала оказания охранных услуг, предложить график обследования всех объектов охраны и график проведения работ по монтажу охранной сигнализации, а также предоставить договор о передаче в безвозмездное пользование ООО ЧОО «Илир» объектов недвижимости, где исполнитель должен использовать интроскопы с целью получения лицензии для эксплуатации данного оборудования на объектах Администрации г. Красноярска в установленном законом порядке

11.01.2019 в связи с неполучением ответа на запросы ООО ЧОО «Илир» нарочным в Администрацию г. Красноярска было подано письмо №1807 с требованием предоставить необходимую информацию и документы для начала оказания охранных услуг, предложить график обследования всех объектов охраны и график проведения работ по монтажу охранной сигнализации, а также предоставить договора о передаче в безвозмездное пользование ООО ЧОО «Илир» объектов недвижимости, где исполнитель должен использовать интроскопы с целью получения лицензии для эксплуатации данного оборудования на объектах Администрации г. Красноярска в установленном законом порядке.

11.01.2019 ответчик вручил истцу ответ администрации г. Красноярска №17-31 от 10.01.2019 года на письмо ООО ЧОО «Илир» №1778 от 28.12.2019 и копии правоустанавливающих документов на имущество, подлежащее охране, инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режима и режима пожарной безопасности в зданиях администрации г. Красноярска, перечень должностных лиц заказчика, которые имеют право давать обязательные для выполнения законные указания частным охранникам, перечень сотрудников заказчика и иных лиц, которые имеют право получить в охранной организации ключи для снятия и постановки охранной сигнализации.

Так же 11.01.2019 истцу ответчиком было вручено письмо Администрации г.Красноярска №17-9204 от 28.12.2018 о предоставлении до 09.01.2019 копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, копии разрешения на хранения оружия и патронов, копии диплома руководителя о высшем образовании, копии свидетельства о повышении квалификации и копии удостоверения частного охранника.

11.02.2019 ООО ЧОО «Илир» по почте было получено от Администрации г.Красноярска решение №17-34 от 10.01.2019 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта №92-21 от 28.12.2018 на оказание услуг охраны для администрации города Красноярска в 2019 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта со стороны исполнителя.

В соответствии с пунктом 4.1.1 контракта заказчик обязан создать все необходимые условия для оказания услуг, предусмотренных настоящим контрактом.

Частная охранная деятельность в Российской Федерации является лицензируемой и регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее-закон об охранной деятельности). Всего охранным организациям разрешено оказание семи видов охранных услуг, указанных в статье 3 закона.

Обязательные лицензионные требования при оказании охранных услуг установлены положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 (далее по тексту - Положение о лицензировании).

Данным положением для каждого вида охранных услуг из семи возможных установлены различные лицензионные требования, обязательные для исполнения всеми охранными организациями на территории Российской Федерации при оказании охранных услуг.

Лицензионный контроль за деятельностью частных охранных организаций осуществляют Войска национальной гвардии Российской Федерации и их территориальные подразделения. Таким образом, охранная деятельность в Российской Федерации имеет свою специфику и обычаи делового оборота, с учетом регламентированных сроков по совершению различных юридических действий в связи с оказанием охранных услуг и повышенного контроля со стороны государства, тем более, если речь идет об оказании охранных услуг с использованием служебного оружия.

Неисполнение лицензионных требований, а также требований законодательства в сфере частной охранной деятельности в РФ при оказании охранных услуг, является нарушением лицензионных требований и влечет для частной охранной организации административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В соответствии со ст. 11.5 Закона об охранной деятельности в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, влечет для охранных организаций приостановление лицензии, что влечет серьезные экономические последствия для охранного предприятия.

В соответствии с пунктом 8(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, в том числе, является нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В связи с этим, взятие каждого нового объекта под охрану не является формальным мероприятием для охранного предприятия, а представляет собой совокупность обязательных мероприятий, которые обязаны выполнить стороны любого договора на оказание охранных услуг перед началом оказания охранных услуг.

Так в соответствии со статьей 12 закона об охранной деятельности, заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии е законодательством Российской Федерации. Отсутствие данных документов полностью исключают возможность оказания охранных услуг.

В рамках данного дела ООО ЧОО «Илир» по причине не предоставления правоустанавливающих документов заказчиком охранных услуг не смогло приступить к оказанию охранных услуг.

В соответствии со статьей 12.1 закона об охранной деятельности, действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны. Так же в соответствии с положениями настоящей статьи регламентировано, что частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.

Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждены приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 августа 2011 N960 г. Москва "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".

В соответствии с пунктом 2 типовых требований должностная инструкция носит обезличенный характер и разрабатывается для каждого объекта охраны с учетом его особенностей.

В соответствии со статьей 11 закона об охранной деятельности о начале и об окончании оказания охранных услуг, частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами уведомления, утвержденными Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", о начале оказания охранных услуг в виде обеспечения объектового и пропускного режимов, а также охраны имущества, охранная организация обязана уведомить уполномоченный орган не менее чем за 12 часов до начала оказания охранных услуг с предоставлением оригинала одного экземпляра согласованной между сторонами контракта должностной инструкции охранника на объекте охраны.

Таким образом, для оказания охранных услуг на основании заключенного контракта, исполнителю необходимо при содействии заказчика выполнить следующий комплекс обязательных подготовительных мероприятий:

-получить от заказчика надлежащим образом заверенные копии правоустанавливающих документов на имущество, подлежащее охране с целью их приложения к заключенному контракту,

-получить от заказчика положения об объектовом и пропускном режимах на всех объектах охраны с целью их анализа и изучения охранниками, которые будет задействованы в обеспечении объектового и пропускного режимов на объектах охраны,

-получить от заказчика перечень должностных лиц, которые имеют право давать обязательные для выполнения законные указания частным охранникам при оказании охранных услуг для включения в должностные инструкции охранников на объектах охраны согласно типовым требованиям к должностной инструкции охранника,

-получить от заказчика правила пользования и эксплуатации охранной и пожарной сигнализации на всех объектах охраны, так как обязанность по их соблюдению возложена на исполнителя пунктом 1 технического задания,

-получить от заказчика правила пожарной безопасности на всех объектах охраны, так как обязанность по их соблюдению возложена на исполнителя пунктом 1 технического задания,

-получить от заказчика положение о порядке проезда на прилегающую территорию транспортных средств, так как соответствующий контроль за соблюдением установленного порядка возложен на исполнителя пунктом 1 технического задания,

-получить от заказчика доступ ко всем объектам охраны с целью их обследования, определения их индивидуальных особенностей и разработки должностных инструкций охранников для каждого объекта охраны с учетом их индивидуальных особенностей с последующим согласованием с заказчиком,

-получить от заказчика доступ ко всем объектам охраны с целью изучения охранно-пожарных систем, установленных на всех объектах охраны, которые необходимо взять под охрану посредством технических средств охраны и проведения соответствующих монтажных работ для подключения технических средств охраны к пульту централизованного наблюдения охранной организации,

-заключить с заказчиком договоры аренды на помещения, где должны использоваться при обеспечении пропускного режима интроскопы, с целью обращения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» с соответствующим заявлением о предоставлении лицензии на их эксплуатацию на объектах охраны администрации г. Красноярска.

Уведомить в письменном виде Управление Росгвардии по Красноярскому краю о начале оказания услуг вооруженной охраны для нужд администрации г. Красноярска за 12 часов до начала оказания услуг с предоставлением оригинальных должностных инструкций охранников на всех объектах охраны, согласованных с заказчиком.

Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, чтоООО ЧОО «Илир» сразу же после заключения контракта и в последующем предприняло попытки по выполнению всех необходимых организационных мероприятий для своевременного начала оказания охранных услуг, а именно проинформировало заказчика об основных требованиях закона об охранной деятельности, запросило необходимую информацию и документы, графики проведения монтажных работ для взятия объектов под охрану при помощи технических средств охраны.

При этом Заказчик часть необходимых документов представил ООО ЧОО «Илир» нарочным только 11.01.2019.

Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы,  суд  апелляционной инстанции  соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что неисполнение контракта истцом в согласованный срок имело место по вине ответчика, не совершившего необходимых действий, не предпринявшего всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по предоставлению исполнителю необходимых документов.

Поскольку решение заказчика об одностороннем отказе от контракта не соответствует положениям статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 95 закона о контрактной системе,  требование  заявителя  было правомерно признано судом первой инстанции обоснованным  и подлежащим  удовлетворению.

     По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.

Относительно довода о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на имущество, подлежащих охране, не препятствует оказанию охранных услуг, являются необоснованными и противоречат положениям статьи 12 Закона об охранной деятельности в соответствии с которой, отсутствие данных документов полностью исключают возможность оказания охранных услуг.

Доводы ответчика о том, что правоустанавливающие документы были ответчиком предоставлены истцу до принятия решения об одностороннем отказе от контракта,  противоречит материалам дела, поскольку представленными доказательствами  подтверждается, что указанные документы  были предоставлены нарочным уже после принятия оспариваемого решения. При этом доказательств, что истец уклонился от получения от ответчика документов, ответчиком в материалы дела не представлено.

Относительно  довода  о том, что судом первой инстанции необоснованно все нарушения в сфере частной охранной деятельности были отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований, что повлекло принятие незаконного решения, согласиться нельзя.

Указанный довод также не может быть признан обоснованным, поскольку к грубым нарушениям лицензионных требований в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона  о  лицензировании отдельных видов деятельности относятся не только те нарушения, которые были прямо указаны в положении о лицензировании конкретных видов деятельности, но и другие. При этом само по себе отнесение нарушения в сфере частной охранной деятельности к грубым или нет, не имеет значение для настоящего дела, так как охранная организация обязана оказывать охранные услуги в строгом соответствии с требованиями Закона, что также  предусмотрено  контрактом.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции положения положений абзаца 3 части 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым кредитор не считается просрочившим в случае, если должник был не в состоянии исполнить обязательство, вне зависимости от того, что кредитором не были совершены действия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, является несостоятельной.

Доказательств того, что ответчик не был в состоянии исполнить обязательство надлежащим образом вне зависимости от надлежащего исполнения заказчиком обязательств по предоставлению  вышеуказанных  документов  истцом не представлено.

В рамках настоящего дела также было подтверждено, что заказчик уклонился от предоставления исполнителю необходимой информации и документов, без которых разработка инструкции в соответствии с установленными типовыми требованиями, была невозможной. Отсутствие должностной инструкции, в свою очередь, исключает и оказание самих охранных услуг в части обеспечения пропускного режима, так как при обеспечении пропускного режима в соответствии с законом об охранной деятельности, охранник обязан руководствоваться именно должностной инструкцией охранника на объекте охраны.

Доводы о том, что судом не была дана оценка суждениям ответчика в части невозможности оказания услуг вооруженной охраны из-за отсутствия у истца действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов, а также интроскопов, являются несостоятельными.

В материалы дела истцом была предоставлена лицензия на охранную деятельность в соответствии с которой истцу разрешено государством оказание всех возможных видов охранных услуг до 09.10.2023 года в связи с чем, не было каких-либо препятствий для оказания услуг. Вопреки доводам ответчика, разрешение на хранение и использование оружия и патронов общество имело со сроком действия до 24.12.2018 года, 05.01.2019 года срок его действия был продлен до 29.12.2023 года. Отсутствие действующего разрешения в период с 01.01.2019 года по 05.01.2019 года (4 дня) при наличии действующей лицензии не препятствовало оказанию охранных услуг и не явилось основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доводы ответчика об отсутствии оборудования в виде интроскопов и отсутствия возможности в их установлении до начала оказания охранных услуг, являются предположительными. Кроме того, материалами дела подтверждается, что ответчик вопреки своим разъяснениям при проведении закупки, уклонился от передачи исполнителю в аренду помещений, в которых данное оборудование должно было использоваться, что не позволяло исполнителю даже начать процедуру получения лицензии для использования данного оборудования на конкретных объектах заказчика. Кроме того, отсутствие оборудования в виде интроскопов не явилось основанием для принятия оспариваемого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доводы  жалобы  в части указания судом в решении неверной даты получения истцом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (указано 12.01.2019 года вместо 11.02.2019 года) (техническая опечатка) не  влияют  на законность принятого судом решения.

Доводы ответчика о преднамеренном неполучении истцом корреспонденции с целью неисполнения условий контракта являются не состоятельными, так как материалами дела подтверждается, что истец нарочным вручал ответчику запросы документов и информации и только после принятия решения об отказе от контракта представителю истца нарочным было предложено получить документы, датированные 11.01.2019 года, то есть они даже подготовлены для передачи были уже после принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доводы об отказе истцом получать нарочным документы от ответчика, в связи с чем, ответчик был вынужден направлять их по почте, являются необоснованными и документально  не подтверждены.

Напротив, в материалах дела содержатся доказательства того, что документы были получены нарочным истцом прямо в здании администрации г. Красноярска, но которые ему были вручены уже после того, как было принято оспариваемое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Иные возражения заявителя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в рамках рассматриваемого спора, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции были допущены нарушения, не позволившие объективно рассмотреть дело.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «14» октября 2019 года по делу № А33-4923/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

О.А. Иванцова

Д.И. Шелег