ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-8099/2021 от 24.03.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

марта 2022 года

Дело №

А33-24874/2021

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А. ,

рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «22» ноября 2021 года по делу № А33-24874/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства, 

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) (ИНН 2443048245,
ОГРН 1162468122574, далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский» (ИНН 2456016184, ОГРН 1182468001616, далее – ответчик, учреждение, КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский») о взыскании финансовых санкций в размере
21 500 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 22.11.2021, мотивированное решение изготовлено 24.12.2021 в связи с поступлением апелляционной жалобы) по делу № А33-24874/2021 удовлетворено заявление о процессуальном правопреемстве; произведена замена заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) на государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю
(ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718). В удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с данным судебным актом, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований фонда. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что учреждением сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года представлены за пределами отчетных сроков в отношении застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были представлены в исходной форме, следовательно, учреждение должно быть привлечено к ответственности.

КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 12.01.2022 16:21:06 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» (далее – КГБУ СО «КЦСОН «Забота») зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082456000527.

30.12.2020 КГБУ СО «КЦСОН «Забота» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский».

29.12.2020 КГБУ СО «КЦСОН «Забота» по телекоммуникационным каналам связи представило в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 года. Однако в указанной отчетной форме в качестве даты заполнения указано - 31.12.2020.

В связи с тем, что дата заполнения документа не может быть позже текущей даты, уведомлением от 29.12.2020 фонд отказал в принятии указанных сведений.

25.01.2021 КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский» представил в фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года в отношении 43 застрахованных лиц.

12.03.2021 уполномоченным специалистом Управления Пенсионного фонда составлен акт № 205S18210005861 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксировано, что страхователь нарушил срок представления сведений в отношении 43 застрахованных лиц, поскольку сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года должны быть представлены не позднее 15.01.2021.

27.04.2021 начальником Управления Пенсионного фонда в присутствии представителя учреждения Беликовой А.В. рассмотрен акт от  12.03.2021
№ 205S18210005861 и вынесено решение № 205S19210009048 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 21 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года в отношении 43 застрахованных лиц. Копия решение направлено в адрес учреждения заказным письмом.

04.06.2021 Управлением Пенсионного фонда выставлено требование
№ 205S01210010632 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 28.06.2021 уплатить штраф в размере
21 500 руб. Требование направлено в адрес учреждения заказным письмом, о чем имеется соответствующая отметка.

В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования Управление Пенсионного фонда обратилось в суд с заявлением о взыскании с общества указанных сумм штрафов.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта на основании следующего.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении вышеуказанных требований заявителя, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика финансовых санкций.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (действующая на момент представления страхователем сведений).

Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отмн».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период. 

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. 

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом Законом № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Из материалов дела следует, что в Управление Пенсионного фонда 29.12.2020 от КГБУ СО «КЦСОН «Забота» по телекоммуникационным каналам связи поступили сведения за декабрь 2020 года по форме СЗВ-М (тип формы – исходная), однако указанные сведения не приняты фондом, поскольку в качестве даты заполнения сведений указана дата – 31.12.2020.

30.12.2020 КГБУ СО «КЦСОН «Забота» прекратило свою деятельность путем присоединения к КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский».

25.01.2025 КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский» представило в фонд сведения по форме СЗВ-М (тип формы – дополняющая) в отношении 43 застрахованных лиц.

Решением фонда от 27.04.2021 КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 21 500 руб.

Вместе с тем, при привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М фондом не учетно, что КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский» является ненадлежащим субъектом ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку акт проверки и решение о привлечении к ответственности за данное нарушение приняты в отношении КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский» после завершения процедуры реорганизации КГБУ СО «КЦСОН «Забота», в то время как Законом № 27-ФЗ на правопреемников реорганизованных юридических лиц не возложено обязанностей по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений по форме СЗВ-М за своих правопредшественников.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.

В рассматриваемом случае правопреемник (КГБУ СО «КЦСОН «Назаровский») не может быть привлечен к ответственности в виде штрафа за действия правопредшественника (КГБУ СО «КЦСОН «Забота»), так как в этой ситуации штраф налагается уже после момента завершения процедуры реорганизации и речь идет не о правопреемстве, а о привлечении к ответственности уже самого правопреемника за действия, которые он не совершал.

Указанный правовой подход соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 17.02.2004 №11489/03 и сложившейся в округе судебной практике (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2019 по делу                                   № А78-1205/2019).

Апелляционный суд соглашается также с выводом суда первой инстанции о том, что неверное указание даты заполнения отчетной формы не свидетельствует о ее несвоевременном представлении либо о ее недостоверности, поскольку сведения, представленные в исходной и дополняющей формах по своему содержанию являются идентичными. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, представленных 29.12.2020, фондом не представлено.

Как верно указал суд первой инстанции, настройки интерфейса программного обеспечения заявителя не могут служить основанием для оценки действий страхователя как соответствующие или не соответствующие требованиям закона. Обязанность по представлению в Пенсионный Фонд Российской Федерации определенных законом сведений возлагается Федеральным законом № 27-ФЗ и требует направления страхователем в фонд достоверных и полных сведений в срок и может считаться исполненной исключительно по результатам оценки содержания таковых, а не по итогам проверки совершения страхователем формальных действий.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к обществу финансовых санкций за вышеуказанное нарушение является правомерным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, следовательно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «22» ноября 2021 года по делу № А33-24874/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.А. Иванцова