ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-875/2022 от 06.04.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апреля 2022 года

Дело №

А33-16056/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «06» апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен         «08» апреля 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -   Бабенко А.Н.

судей:   Барыкина М.Ю., Юдина Д.В. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.

при участии:

от заявителя (Краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей»): ТитоваН.Г., представителя по доверенности

от 01.03.2022 № 14, паспорт, диплом;

от ответчика (Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю):

Русанова И.О., представителя по доверенности от 13.01.2021 № 19-20-21/355, паспорт, диплом; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УФК по Красноярскому краю  на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «17»  января   2022  года по делу №  А33-16056/2021

установил:

краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» (далее – заявитель, КГАУ «СШОР по футболу «Енисей», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – ответчик, УФК по Красноярскому краю) о признании пункта 1 представления от 22.04.2021 № 19-23-13/2693 недействительным.

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.06.2021 возбуждено производство по делу.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.01.2022 заявление удовлетворено.

Не согласившись с принятым решением,  ответчик  обратился  в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда  апелляционная  жалоба принята к производству суда.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016                            N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 08.05.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 09.05.2020.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от «18» февраля 2021 года №82 «О назначении плановой выездной проверки Краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» в период с 24 февраля 2021 г. по 02 марта 2021 г. в отношении Краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» проведена плановая выездная проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период 2019-2020 годы.

По результатам проведения проверки УФК по Красноярскому краю составлен акт выездной проверки КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» от 02.03.2021 № 22-19/23-82, в котором, в том числе следующее зафиксировано следующее.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее - ГП «Развитие физической культуры и спорта») утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», в рамках которой предусмотрена подпрограмма № 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

В приложении № 32 к ГП «Развитие физической культуры и спорта» приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).

Пунктом 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета определены направления государственных программ субъектов Российской Федерации, в состав которых в том числе входит:

- создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п (с дальнейшими изменениями и дополнениями) утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта» (Программа края).

В рамках Программы края предусмотрена подпрограмма «Развитие системы подготовки спортивного резерва» (приведена в приложении № 6 к Программе края).

Данная подпрограмма содержит перечень мероприятий, направленных на исполнение регионального проекта Красноярского края «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Красноярский край)», разработанного в целях реализации национального проекта Российской Федерации «Демография», в том числе мероприятие «Реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» (пункт 1.12 приложения №2 к подпрограмме «Развитие системы подготовки спортивного резерва»). Ожидаемый непосредственный результат мероприятия - оснащение 2 объектов при организациях спортивной подготовки искусственными покрытиями для футбольных полей в 2019 году в общей сумме 40 000,00 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета и в сумме 2 105,30 руб. за счет средств краевого бюджета.

Реализация мероприятия подпрограммы осуществлялась путем предоставления краевым государственным учреждениям в сфере физической культуры и спорта субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на основании соглашений.

Приказом министерства спорта Красноярского края от 10.04.2019 № 147/1 утверждена программа развития КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» на 2019-2021 годы, согласно которой на 2019 год на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием за счет субсидии на иные цели предусмотрено финансирование в сумме 21052,65 тыс. руб. (20 000,00 тыс. руб. субсидия из федерального бюджета).

Соглашение от 11.02.2019 № 777-08-2019-191 заключено между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Красноярского края на предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Красноярского края субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству спорта Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, на общую сумму 98 120500,00 руб. из них 93 214 400,00 руб. субсидия из федерального бюджета (пункт 2.2 соглашения от 11.02.2019 № 777-08-2019-191), в том числе в рамках подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» на общую сумму 42 105 300,00 руб., из них 40 000 000,00 руб. субсидия из федерального бюджета, 2 105 300,00 руб. из краевого бюджета, уровень софинансирования - 95,00 % (приложение № 2 к соглашению от 11,022019 №777-08-2019-191).

Уполномоченным органом от имени Правительства Красноярского края, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) и представлению отчетности является министерство спорта Красноярского края (пункт 6.1.1 соглашения от 11,022019 №777-08-2019-191).

Между министерством спорта Красноярского края, которому как получателю
средств бюджета субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных
обязательств на предоставление субсидий, и КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» заключено Соглашение от 12.04.2019 № 37 (дополнительные соглашения от 30.05.2019 №1, от 30.08.2019 №2, от 30.09.2019 №3) о порядке и условиях предоставления Уполномоченным органом КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в 2019 году в рамках программы развития, утвержденной приказом министерства спорта Красноярского края от 10.04.2019 № 147/1 п, в размере 21 052 650,00 руб. на модернизацию поля с искусственным, покрытием  (по КБК 164 23 093Р552280 00) (далее - Соглашение № 37).

Учреждением в 2019 году заключен договор от 23.04.2019 № 343103
с ЗАО «ИнСпорт-Инновационные Спортивные Системы» на сумму 19 740 470,75 руб. на выполнение работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием (далее - Договор № 343103).

Согласно техническому заданию к Договору №343103 и Протоколу соглашения договорной цены (Приложение №2 к Договору № 343103) приобретено спортивно-технологическое оборудование и выполнено работ по 11-ти позициям.

Ответчик пришел к выводу, что Учреждением в 2019 году за счет средств субсидии на иные цели (на цели, не предусмотренные субсидией) приобретены материалы и выполнены работы, а именно:

1. Песок кварцевый;

2. Демонтаж старого покрытия без извлечения наполнителя;

3. Работы по монтажу футбольного покрытия (в том числе: засыпка искусственного покрытия кварцевым песком, вчесывание кварцевого песка в искусственную траву, демонтаж ворот, разборка бетонных фундаментов, рытье ям для установки стоек и столбов, устройство фундаментов-столбов, установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона, монтаж ворот);

4. Подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20-40 м:3;

5. Монтаж футбольных ворот.

По мнению контролирующего органа, Учреждение не могло оплачивать данные товары и работы за счет средств субсидии на иные цели предоставленных бюджету Красноярского края в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуру и спорта» на общую сумму 1 891 487,33 руб. (1 957 097,38 -65 610,05), в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 1 796 912,96 руб. (1891487,33*95%) и за счет средств краевого бюджета 94 574,37 руб.(1 891 487,33*5%).

22.04.2021 УФК по Красноярскому краю вынесло представление № 19-23-13/2693 в отношении КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» (получено Учреждением 26.04.2021 вх. № 226), согласно которому в ходе проверки выявлены следующие нарушения:

В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 78.2, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение №32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302), приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 100 приобретены и оплачены песок кварцевый, засыпка искусственного покрытия кварцевым песком, вчесывание кварцевого песка в искусственную траву, демонтаж ворот, разборка бетонных фундаментов, рытье ям для установки стоек и столбов, устройство фундаментов-столбов, установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона, монтаж ворот, демонтаж старого покрытия без извлечения наполнителя (разборка (покрытия поля из искусственной травы)) и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева из щебня 20-40 м3 (устройство подстилающих выравнивающих слоев оснований из щебня (выравнивание верхнего слоя основания, щебень из природного камня для строительных работ), что привело к расходованию средств субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета в общей сумме 1796912,96 руб.

Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, потребовало устранить нарушение путем возврата средств использованных не по целевому назначению в срок 60 календарных дней со дня получения Представления и принять меры по устранению его причин и условий.

Полагая, что представление от 22.04.2021 № 19-23-13/2693, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3, подпунктом "г" пункта 10, подпунктом "а" пункта 47 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пунктом 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, установил, что оспариваемое представление выдано заместителем руководителя УФК по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом компетентного органа.

Заявитель оспаривает пункт 1 представления от 22.04.2021 № 19-23-13/2693  о расходовании средств субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что пункт 1 оспариваемого представления является незаконным, нарушает права заявителя. При этом суд первой инстанции исходил из того, что закупка песка кварцевого, демонтаж старого покрытия без извлечения наполнителя, работы по монтажу футбольного покрытия (в том числе: засыпке искусственного покрытия кварцевым песком, вчесывание кварцевого песка в искусственную траву, демонтаж ворот, разборка бетонных фундаментов, рытье ям для установки стоек и столбов, устройство фундаментов-столбов, установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона, монтаж ворот), подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20 - 40 м3, монтаж футбольных ворот были необходимы для достижения итоговой цели и задачи Подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», а также не являются нарушением пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинонсирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 100, пункта 1.1 Соглашения от 12.04.2019 № 37.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа "Развитие физической культуры и спорта", в частности в Приложении N 32 установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Программа).

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе, по следующему направлению: создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

Пунктом 8 Программы предусмотрено, что размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж (Si), определяется по формуле: Si = С1i + С2i + С3i, где: С3i - размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием. Перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием утверждается Министерством спорта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между министерством спорта Красноярского края, которому как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, и Учреждением заключено Соглашение от 12.04.2019 № 37 (дополнительные соглашения от 30.05.2019 № 1, от 30.08.2019 №2, от 30.09.2019 №3) о порядке и условиях предоставления Учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в 2019 году в рамках программы развития, утвержденной приказом министерства спорта Красноярского края от 10.04.2019 № 147/1п, в размере 21 052 650,00 руб. на модернизацию поля с искусственным, покрытием.

Во исполнение соглашения о предоставлении субсидии между Учреждением и ЗАО «ИнСпорт Инновационные Спортивные Системы» заключен договор от 23.04.2019 №343103 на выполнение работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, место выполнения работ: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Новгородская, 5, территория стадиона «Металлург». Объем выполняемых работ по договору определен в техническом задании (приложение № 1) к договору.

Работы, предусмотренные договором, приняты по акту сдачи-приемки результата работ от 09.07.2019, а также оплачены заказчиком в полном объеме (платежное поручение от 14.05.2019 № 559073; платежное поручение от 01.08.2019 №937661; платежное поручение от 02.08.2019 № 937662).

В ходе проведения проверки УФК по Красноярскому краю установило, что учреждением за счет средств субсидии на иные цели приобретено спортивно-технологического оборудование и выполнены работы, не указанные в Перечне, утвержденном приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019                       N 100, а именно: кварцевый песок; осуществлен демонтаж старого покрытия без извлечения наполнителя;  работы по монтажу футбольного покрытия (в том числе: засыпке искусственного покрытия кварцевым песком, вчесывание кварцевого песка в искусственную траву, демонтаж ворот, разборка бетонных фундаментов, рытье ям для установки стоек и столбов, устройство фундаментов-столбов, установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона, монтаж ворот);  подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20 - 40 м3., монтаж  футбольных ворот.

В связи с изложенным, управление пришло к выводу об отсутствии у учреждения права оплачивать данные товары и работы за счет средств субсидии на иные цели, полученной в рамках государственной  программы.

       Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанное утверждение ответчика основано на неверном понимании норм действующего законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Приказом Минспорта России от 12.02.2019 N 100 (действующим в спорный период) утвержден Перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Перечень).

При этом, как верно установлено судом первой инстанции, указанным Перечнем не определены работы, которые необходимо произвести в целях создания или модернизации футбольного поля с использованием утвержденного перечня товаров, необходимых в целях обустройства футбольного поля, равно как и не предусмотрены подготовительные работы в целях приведения площадки, на которой будет осуществлять монтаж покрытия футбольного покрытия, в надлежащее состояние, пригодное для осуществления монтажных работ (выравнивание площадки, иные подготовительные работы).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае цель выделения субсидии - это обустройство футбольного поля (создание нового или модернизация имеющегося), что невозможно без осуществления работ, направленных на монтаж нового покрытия и демонтаж старого покрытия при осуществлении работ по модернизации имеющегося футбольного поля. Сама по себе закупка товаров, необходимых в целях обустройства футбольного поля, без осуществления подготовительных, демонтажных и монтажных работ, не может повлечь достижения цели, предусмотренной Программой, по созданию или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

При этом суд первой инстанции верно пришел к выводу, что исходя из содержания вышеприведенных нормативных актов, не усматривается установление в целях субсидирования исчерпывающего перечня работ и товаров, необходимых для создания и модернизации конкретного футбольного поля, такой перечень устанавливается по согласованию между сторонами при заключении соглашения о предоставлении субсидии исходя из конкретных работ, необходимых выполнить в целях создания или модернизации футбольного поля.

Целями и задачами Подпрограммы 8 "Развитие футбола в Российской Федерации" являлось, в том числе, создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях футболом, укрепление и модернизация материально-технической базы для занятий футболом. Следовательно, в данном случае учреждению необходимо было выполнить такой комплекс работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, чтобы в итоге предоставить населению готовый к эксплуатации объект для организации занятий по футболу.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 518-п утверждена государственная программа Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Программа края). В рамках указанной Программы края предусмотрена подпрограмма "Развитие системы подготовки спортивного резерва". Программа содержит перечень мероприятий, направленных на исполнение регионального проекта Красноярского края "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Красноярский край)", разработанного в целях реализации национального проекта Российской Федерации "Демография", в том числе мероприятие "Реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием" (пункт 1.12 приложения N 2 к подпрограмме "Развитие системы подготовки спортивного резерва").

Финансовое обеспечение модернизации футбольного поля с искусственным покрытием было предусмотрено только предоставленной субсидией на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания в рамках подпрограммы "Развитие системы подготовки спортивного резерва" программы Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 518-п. Иных дополнительных источников финансирования для реализации вышеуказанной программы до учреждения не доводилось.

При этом, судом первой инстанции обосновано учтено, что при заключении соглашения, в том числе дополнительного соглашения, стороны предусмотрели выделение субсидии на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием, однако конкретный вид приобретаемых товаров и выполняемых работ в целях проведении модернизации в соглашении сторонами не определялся.

Согласно требованиям подпрограммы 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (Подпрограмма) Учреждению было необходимо выполнить комплекс работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием. Определение термина «модернизация» законодательно не определено.

Определение «модернизация» содержится в п. 2 ст. 257 НК РФ, так под модернизацией понимются работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения, способствующие увеличению нагрузок и (или) появлению новых качеств у объекта основных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Футбольное поле (стадион «Металлург»), подлежащее модернизации в рамках Подпрограммы, является объектом основных средств Учреждения и отражается на балансе Учреждения.

Стадион «Металлург», являясь объектом основных средств Учреждения включает в себя комплекс, состоящий из верхнего слоя покрытия футбольного поля и конструкцию основания.

В приложении Е свода правил СП 31-115-2006. «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» и в Стандарте Российского футбольного союза «Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием» № 193/9 от 13.02.2020 содержится информация о том, что неотъемлемыми частями конструкции футбольного поля с искусственным покрытием является верхний слои покрытия поля и основание конструкции футбольного поля, а также устройство системы дренажа, что гарантирует качество и долговечность искусственного покрытия.

На основании вышеизложенного, при выполнении работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием подлежат модернизации все его неотъемлемые составляющие, которые в свою очередь находятся в неразрывной связи между собой, а это верхний слой поля и конструкция его основания.

Демонтажные работы являются частью подготовительных работ к осуществлению монтажных работ на объекте модернизации. Учреждение не могло приступить к выполнению работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, не произведя работы по демонтажу старого футбольного покрытия.

Перечнем N 100 предусмотрены лишь две составляющие для проведения работ по укладке футбольного поля с искусственным покрытием: искусственное футбольное покрытие зеленое для устройства футбольного поля с высотой волокна над готовой продукцией 60 мм и амортизирующий наполнитель.

Ввиду отсутствия в Программе раздела "Термины и определения",  учреждение  при реализации положений Программы руководствовалось действующими сводами правил, где даны определения "футбольным полям с искусственным покрытием" и их характеристикам, а именно: Сводом правил 285.1325800.2016. "Стадионы футбольные"; Сводом правил 31-115-2006. "Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения": "Приложение Е. "Футбольные поля с искусственным газоном", раздел "Синтетическая трава"; Стандартом Российского футбольного союза "Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием", утвержденным Постановлением Исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" N 193/9 от 13.02.2020.

Со ссылкой на приведенные акты, заявитель полагает, что в Перечне упущен (не предусмотрен) необходимый материал – кварцевый песок, используемый при строительстве (укладке) футбольного поля с искусственным покрытием. Использование кварцевого песка при строительстве обеспечивает соблюдение технологии укладки футбольного поля с искусственным покрытием, а также его надежную фиксацию (сцепление) с поверхностью на которую производится укладка футбольного поля. Сводом правил 31-115-2006. «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» в качестве стабилизирующего засыпного материала используется изначально кварцевый песок, а только потом - гранулят (пункт 8.1.1. свода правил).

Следовательно, выполнение работ по модернизации поля с искусственным покрытием в строгом соответствии с Перечнем спортивно-технологического оборудования приведет к нарушению строительных норм и правил, не соблюдение которых повлечет порчу покрытия футбольного поля при его последующей эксплуатации.

Как указано ранее, в Подпрограмме 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» не определен перечень видов работ, которые выполняются с монтажом.

Пунктом 8.5.3. Стандарта Российского футбольного союза «Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием» определены требования к ровности футбольного поля: не допускается наличия перепадов более 9 мм, что говорит о необходимости проведения работ по подравниванию верхнего слоя основания в рамках модернизации футбольного поля с искусственным покрытием. Такие требования, как ровность футбольного поля, может быть достигнута только путем подравнивая основания, и, следовательно, подравнивание является неотъемлемой частью (этапом) монтажных работ.

        На основании изложенного, суд первой инстанции  обосновано согласился  с доводом заявителя, что закупка песка кварцевого, демонтаж старого покрытия без извлечения наполнителя, работы по монтажу футбольного покрытия (в том числе: засыпке искусственного покрытия кварцевым песком, вчесывание кварцевого песка в искусственную траву, демонтаж ворот, разборка бетонных фундаментов, рытье ям для установки стоек и столбов, устройство фундаментов-столбов, установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона, монтаж ворот), подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20 - 40 м3, монтаж футбольных ворот были необходимы для достижения итоговой цели и задачи Подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», а также не являются нарушением пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинонсирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 №100, пункта 1.1 Соглашения от 12.04.2019 № 37.

Доказательств, свидетельствующие о том, что модернизацию футбольного поля в рассматриваемом случае было возможно произвести без использования песка кварцевого, а также без проведения демонтажа старого покрытия, работ по монтажу футбольного покрытия, без проведения работ по подравниванию верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20-40 м3, монтажа футбольных ворот, ответчиком суду не представлено. Таким образом, ответчик не доказал, что проведенные работы и закупка песка являлись излишними.

Также ответчик не установил, что вышеуказанные работы были проведены на ином объекте, не предусмотренном соглашением о предоставлении субсидии.

На основании изложенного, а также учитывая фактическое волеизъявление сторон соглашения при определения объема работ, необходимых в целях проведения модернизации футбольного поля, суд  первой инстанции  пришел  к верному  выводу о недоказанности ответчиком факта нецелевого расходования бюджетных средств, поскольку Учреждение направило данные средства на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, в соответствии с действующими нормативно-техническими актам и условиями соглашения о предоставлении субсидии, а также в соответствии с целями и задачами Государственных программ Российской Федерации и Красноярского края, которые являлись основанием для предоставления Учреждению указанных средств субсидии.

Довод ответчика о том, что информация в приложении Е СП 31-115-2006, требования, установленные Стандартом РФС N 193/9 от 13.02.2020, не носит обязательного (нормативного) характера, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ответчиком не приведены иные нормы права, которые подлежат обязательному применению при реализации положений Программы и опровергают утверждения учреждения.

Довод о необоснованном применении СП 285.1325800.2016, поскольку модернизируемое учреждением футбольное поле с искусственным покрытием к указанной категории объектов не относится, также отклоняется судом апелляционной инстанции, как документально не обоснованный.

Как указывает учреждение, необходимым материалом для модернизации футбольного поля с искусственным покрытием является кварцевый песок. Использование кварцевого песка при строительстве обеспечивает соблюдение технологии укладки футбольного поля с искусственным покрытием, а также его надежную фиксацию (сцепление) с поверхностью на которую производится укладка футбольного поля. Сводом правил 31-115-2006. "Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения" в качестве стабилизирующего засыпного материала используется изначально кварцевый песок, а только потом - гранулят (пункт 8.1.1. свода правил).

Пунктом 8.5.3. Стандарта N 193/9 от 13.02.2020, определены требования к ровности футбольного поля: не допускается наличия перепадов более 9 мм, что говорит о необходимости проведения работ по подравниванию верхнего слоя основания в рамках модернизации футбольного поля с искусственным покрытием. Таким образом, ровность может быть достигнута только путем подравнивания основания, и, следовательно, подравнивание является неотъемлемой частью (этапом) монтажных работ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что учреждение было не вправе приобретать песок кварцевый фракционированный, а также оплачивать демонтаж старого покрытия с максимально возможной вычесыванием наполнителя и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевы щебня на 20-40 м3 за счет средств субсидии на иные цели, как необоснованный.

Доказательств, свидетельствующие о том, что модернизацию футбольного поля в рассматриваемом случае было возможно произвести без использования песка кварцевого фракционного, а также без проведения демонтажа старого покрытия с максимально возможным вычесыванием наполнителя и без проведения работ по подравниванию верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20-40 м3, ответчиком суду не представлено.

Учитывая фактическое волеизъявление сторон соглашения при определении объема работ, необходимых в целях проведения модернизации футбольного поля, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности ответчиком факта нецелевого расходования бюджетных средств. В данном случае учреждение направило данные средства на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием, в соответствии с действующими нормативно-техническими актам и условиями соглашения о предоставлении субсидии, а также в соответствии с целями и задачами Государственных программ Российской Федерации и Красноярского края, которые являлись основанием для предоставления учреждению указанных средств субсидии.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем,  не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

       Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Красноярского края  от «17»  января   2022  года по делу №А33-16056/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

      Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

М.Ю. Барыкин

Д.В. Юдин