ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
мая 2015 года | Дело № | А33-26090/2014 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «13» мая 2015года.
Полный текст постановления изготовлен 22» мая 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Ишутиной О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Скраппер»: ФИО1, представителя по доверенности от 20.07.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: ФИО2, представителя по доверенности от 05.12.2014 №70-55/147,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Скраппер»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 12 февраля 2015 года по делу № А33-26090/2014, принятое судьёй ФИО3,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Скраппер" (далее - ООО "Скраппер") (ИНН <***>, ОГРН <***>, 660028, <...>) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Росреестра по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) с требованиями признать незаконными:
- отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Скраппер" на незавершенное строительством здание торгового комплекса и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: <...>, строение № 5, общей площадью 506,3 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:370, изложенного в сообщении от 08.12.2014 №01/196/2014-850,
- отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Скраппер" на незавершенное строительством здание торгового комплекса и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: <...>, строение № 6, общей площадью 1124,5 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:369, изложенного в сообщении от 10.12.2014 №01/196/2014-932,
- отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Скраппер" на незавершенное строительством здание торгового комплекса и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: <...>, строение № 4, общей площадью 556,24 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:393, изложенного в сообщении от 15.12.2014 №01/255/2014-184,
- отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Скраппер" на незавершенное строительством здание торгового комплекса и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: <...>, строение № 3, общей площадью 1209,6 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:394, изложенного в сообщении от 15.12.2014 №01/255/2014-185;
обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Скраппер" на незавершенное строительством здание торгового комплекса и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: <...>, строение № 5, общей площадью 506,3 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:370 и здание, расположенное по адресу: <...>, строение № 6, общей площадью 1124,5 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:369, здание, расположенное по адресу: <...>, строение № 3, общей площадью 1209,6 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:394, здание, расположенное по адресу: <...>, строение № 4, общей площадью 556,24 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:393 в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Заявление принято к производству суда. Определением от 26.12.2014 возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Решением от 12.02.2015 в удовлетворении заявления ООО "Скраппер" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, просил отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал на то, что действующее законодательство не требует обязательного предоставления для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства действующего на момент государственной регистрации разрешения на строительства.
От ответчика в материалы дела поступило отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены как необоснованные.
От истца в материалы дела поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 07.04.2015, по делу был объявлен перерыв до 09.04.2015, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 13.05.2015.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил.
При повторном рассмотрении дела, арбитражным судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации г.Красноярска №1315-ж от 07.10.2009 ООО «Скраппер» предоставлен в аренду на три года земельный участок общей площадью 30 017,89 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300306:140, по адресу: г.Красноярск, Центральный район, 1-й км. Енисейского тракта, для строительства торгового комплекса с инженерным обеспечением.
Распоряжением администрации г.Красноярска №813-арх от 30.07.2012 внесены изменения в распоряжение администрации города от 07.10.2009 № 1315-ж «О предоставлении ООО «Скраппер» земельного участка» изложив пункт 1 в следующей редакции: «Предоставить в аренду на три года обществу с ограниченной ответственностью «Скраппер» земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 26 487 кв. м. с кадастровым номером 24:50:0300306:291, расположенный по адресу: г.Красноярск, Центральный район, 1-й км. Енисейского тракта, для строительства торгового комплекса с инженерным обеспечением».
Распоряжением администрации г.Красноярска №1638-арх от 15.10.2012 продлен до 07.10.2015 срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300306:291, установленный распоряжением администрации города от 07.10.2009г. № 1315-ж «О предоставлении ООО «Скраппер» земельного участка».
Общество с ограниченной ответственностью «Скраппер» обратилось в Управлении Росреестра по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности в отношении следующих объектов: 22.10.2014 в отношении незавершенного строительством здания, расположенного по адресу: <...>, строение № 5, общей площадью 506,3 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:370; 23.10.2014 в отношении незавершенного строительством здания, расположенного по адресу: <...>, строение № 6, общей площадью 1124,5 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:369; 27.10.2014 в отношении незавершенных строительством зданий, расположенных по адресу: <...>, строение № 3, общей площадью 1209,6 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:394 и <...>, строение № 4, общей площадью 556,24кв.м, кадастровый номер 24:50:0300306:393.
В порядке исполнения требований статьи 16 Закона о регистрации к заявлениям о государственной регистрации права собственности заявителем представлены следующие документы: доверенность от 27.01.2014 №1453122; распоряжения Администрации города Красноярска от 15.10.2012 № 1638-арх, от 07.10.2009 № 1315-арх, от 30.07.2012 № 813-арх, от 30.10.2013 № 3788-недв, от 26.11.2013 № 4554-недв; разрешение на строительство от 16.03.2012 № ЯШ4308000-№ 01/9783-дг; договор аренды земельного участка от 06.11.2009 № 1875, в редакции дополнительных соглашений от 31.08.2012 № 4795, от 02.11.2012 № 5802; кадастровые паспорта от 15.11.2013, от 22.10.2014, содержащие описание объектов недвижимого имущества, о правах на которые заявлено; платежные поручения: от 21.11.2013 № 1376, от 17.10.2014 № 1255, от 24.10.2014 № 1293, от 24.10.2014 № 1292.
В качестве правоустанавливающего документа представлено разрешение на строительство от 16.03.2012 № 01/978-дг, согласно которому ООО «Скраппер» разрешено строительство торгового комплекса 1 очередь, в том числе: корпус «В»: этажность 1, общая площадь 1 209,6 кв.м., строительный объем 5 065,0 куб. м.; корпус «Г»: этажность 1, общая площадь 1 209,6 кв.м., строительный объем 5 065,0 куб. м.; корпус «Е»: этажность 1, общая площадь 1080,0 кв.м., строительный объем 4887,0 куб.м.; корпус «Ж»: этажность 1, общая площадь 1 140,0 кв.м., строительный объем 7 229,64 куб.м.; корпус «3»: этажность 1, общая площадь 483, 48 кв.м., строительный объем 2940, 0 куб.м.; корпус «И»: этажность 1, 2, общая площадь 556,24 кв.м., строительный объем - 3 229, 0 куб.м.; расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта; кадастровый номер земельного участка: 24:50:03:00:306:140, сроком действия до 19.01.2013.
Уведомлениями Управление Росреестра по Красноярскому краю № 01/196/2014-932 от 10.11.2014, от 07.11.2014 № 01/196/2014-850, от 12.11.2014, № 01/255/2014-184, от 12.11.2014 № 01/255/2014-185 сообщило ООО «Скраппер» о приостановлении государственной регистрации на один месяц, виду того, что у Управления имеется ответ Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, согласно которому разрешение от 16.03.2012 № RU-24308000-01/978-ДГ отменено распоряжением администрации г. Красноярска от 03.10.2013 № 2404-арх на основании предписания службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 09.09.2013 № 46 об устранении выявленных нарушений.
Как указано в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации в порядке реализации требований статьи 7.1 Федерального закона от 27.02.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - Закона о регистрации), Управлением направлен запрос в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с просьбой сообщить, действительно ли разрешение на строительство от 16.03.2013 № RU-24308000-01/978 - дг отменялось, если отменялось, просит направить в адрес Управления надлежащим образом заверенную копию распоряжения об отмене, а также сообщить выдавалось ли ООО «Скраппер» новое разрешение на строительство, если выдавалось просит направить в адрес Управления надлежащим образом заверенную копию соответствующего документа.
Департамент градостроительства администрации г.Красноярска письмом вх.№ 01/239/2014-987 от 01.12.2014 сообщил регистрационному органу, что распоряжением администрации г.Красноярска от 03.10.2013 № 2404-арх разрешение на строительство от 16.03.2012 №01/978-дг отменено.
Сообщениями от 08.12.2014 № 01/196/2014-850, от 10.12.2014 № 01/196/2014-932, от 15.12.2014 № 01/255/2014-185, от 15.12.2014 № 01/255/2014-184 Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало ООО «Скраппер» в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства, ввиду того, что представленное в качестве правоустанавливающего документа разрешение на строительство от 16.03.2014 (04.12.2012 продление) № RU-24308000-01/978-ДГ не свидетельствует о наличии прав у ООО «Скраппер» на объекты незавершенного строительства по адресу: <...>, строение 5, строение 4, строение 3, в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
При этом, регистрационный орган указал, что иные документы, подтверждающие возникновение права собственности ООО «Скраппер» на объекты незавершенного строительства, ООО «Скраппер» в регистрационный орган не представило.
Заявитель, считая данные отказы незаконными, противоречащими положениям Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку разрешение на строительство от 16.03.2012 № RU-24308000-01/978-ДГ, выданное ООО «Скраппер», отменено, общество не представило регистрирующему органу правоустанавливающие документы, необходимые для государственной регистрации объектов незавершенного строительства, суд на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства являются законными, требования общества с ограниченной ответственностью «Скраппер» не подлежащими удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителем оспариваются решения ответчика в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, применительно к положениям статей 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно установлено, что в предмет доказывания по настоящему делу входит установление соответствия (несоответствия) оспариваемых решений ответчика нормам федерального законодательства и нарушения им прав и законных интересов заявителя; обязанность доказывания соответствия (несоответствия) оспариваемых решений требованиям федерального законодательства, а также обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемых решений, лежит на ответчике.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию заявителем были предоставлены следующие документы: доверенность от 27.01.2014 №1453122; распоряжения Администрации города Красноярска от 15.10.2012 № 1638-арх, от 07.10.2009 № 1315-арх, от 30.07.2012 № 813-арх, от 30.10.2013 № 3788-недв, от 26.11.2013 № 4554-недв; разрешение на строительство от 16.03.2012 № ЯШ4308000-№ 01/9783-дг; договор аренды земельного участка от 06.11.2009 № 1875, в редакции дополнительных соглашений от 31.08.2012 № 4795, от 02.11.2012 № 5802; кадастровые паспорта от 15.11.2013, от 22.10.2014, содержащие описание объектов недвижимого имущества, о правах на которые заявлено; платежные поручения: от 21.11.2013 № 1376, от 17.10.2014 № 1255, от 24.10.2014 № 1293, от 24.10.2014 № 1292.
В качестве правоустанавливающего документа представлено разрешение на строительство от 16.03.2012 № 01/978-дг, согласно которому ООО «Скраппер» разрешено строительство торгового комплекса 1 очередь, в том числе: корпус «В»: этажность 1, общая площадь 1 209,6 кв.м., строительный объем 5 065,0 куб. м.; корпус «Г»: этажность 1, общая площадь 1 209,6 кв.м., строительный объем 5 065,0 куб. м.; корпус «Е»: этажность 1, общая площадь 1080,0 кв.м., строительный объем 4887,0 куб.м.; корпус «Ж»: этажность 1, общая площадь 1 140,0 кв.м., строительный объем 7 229,64 куб.м.; корпус «3»: этажность 1, общая площадь 483, 48 кв.м., строительный объем 2940, 0 куб.м.; корпус «И»: этажность 1, 2, общая площадь 556,24 кв.м., строительный объем - 3 229, 0 куб.м.; расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта; кадастровый номер земельного участка: 24:50:03:00:306:140, сроком действия до 19.01.2013.
Сообщениями от 08.12.2014 № 01/196/2014-850, от 10.12.2014 № 01/196/2014-932, от 15.12.2014 № 01/255/2014-185, от 15.12.2014 № 01/255/2014-184 Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало ООО «Скраппер» в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства, ввиду того, что представленное в качестве правоустанавливающего документа разрешение на строительство от 16.03.2014 (04.12.2012 продление) № RU-24308000-01/978-ДГ не свидетельствует о наличии прав у ООО «Скраппер» на объекты незавершенного строительства по адресу: <...>, строение 5, строение 4, строение 3, в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Оценив в порядке предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии у ответчика правовых оснований для принятия оспариваемых решений об отказе в совершении регистрационных действий по представленным заявителем документам по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, а также установлено судом апелляционной инстанции, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 20 данного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. В соответствии со статьей 25 названного закона установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (ч. 1); право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье(ч. 2); в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе (ч. 3); в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи(ч. 4).
Повторно оценив представленные истцом документы применительно к вышеуказанным нормам права, суд апелляционной инстанции установил, что истец представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю достаточный перечень документов, необходимых для регистрации заявленного им права на объекты незавершенного строительства.
При этом суд апелляционной инстанции не принимает доводы ответчика о том, что поскольку только разрешение на строительство подтверждает факт возникновения и наличия у заявителя прав на данный объект, представление ООО "Скраппер" документа, действие которого прекращено, свидетельствует об отсутствии у заявителя на момент обращения в регистрирующий орган законных оснований для возникновения права на созданное имущество, следовательно, об отсутствии оснований для осуществления государственной регистрации такого права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в целях государственной регистрации права заявителем были предоставлены: доверенность от 27.01.2014 №1453122; распоряжения Администрации города Красноярска от 15.10.2012 № 1638-арх, от 07.10.2009 № 1315-арх, от 30.07.2012 № 813-арх, от 30.10.2013 № 3788-недв, от 26.11.2013 № 4554-недв; разрешение на строительство от 16.03.2012 № ЯШ4308000-№ 01/9783-дг; договор аренды земельного участка от 06.11.2009 № 1875, в редакции дополнительных соглашений от 31.08.2012 № 4795, от 02.11.2012 № 5802; кадастровые паспорта от 15.11.2013, от 22.10.2014, содержащие описание объектов недвижимого имущества, о правах на которые заявлено; платежные поручения: от 21.11.2013 № 1376, от 17.10.2014 № 1255, от 24.10.2014 № 1293, от 24.10.2014 № 1292. В качестве правоустанавливающего документа представлено разрешение на строительство от 16.03.2012 № 01/978-дг.
Таким образом, из материалов дела следует, что заявителем представлен государственному регистратору пакет правоустанавливающих документов для осуществления государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, состав которого соответствует требованиям Закона о регистрации.
Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно пункту 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Вывод суда об отсутствии действующего на дату подачи документов разрешения на строительство подлежит отклонению, поскольку степень готовности объектов незавершенного строительства зафиксирована в кадастровом паспорте, осуществление строительства производилось на основании выданного и действующего разрешения на строительство, следовательно, строительство спорных объектов осуществлялось на законных основаниях в период действия разрешения на строительство.
Более того, действующее законодательство не требует обязательного предоставления для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства действующего на момент государственной регистрации разрешения на строительства. Предусмотренное статьей 25 Закона о регистрации требование представить разрешение на строительство обусловлено необходимостью заявителя подтвердить факт законности возведения объекта незавершенного строительства, право собственности, на которое он просит зарегистрировать.
Из материалов дела следует, что указанные в оспариваемых отказах регистрационного органа объекты незавершенного строительства возводились ООО «Скаппер» на основании разрешения на строительство, полученного и действующего до момента отмены в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации с момента отмены разрешения на строительство прекращается право застройщика строить ранее разрешенный капитальный объект, иных негативных правовых последствий часть 2 статьи 25 Закона о регистрации, а также статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливают.
В соответствии с подпунктами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, с заявлением о государственной регистрации заявителем были представлены необходимые документы, подтверждающие право собственности на объекты незавершенного строительства.
Оспариваемые отказы обусловлены непредставлением действующего разрешения на строительство, в то время как это не требуется частью 2 статьи 25 Закона о регистрации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции необоснованно указал на наличие законных оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства.
Аналогичная позиция изложена в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении N 365/10 от 15.06.2010 по делу N А33-14295/2008. Так, в рамках указанного дела Администрация города Сосновоборска (далее - администрация) обратилась с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в лице Сосновоборского отделения (далее - государственный регистратор) и к обществу с ограниченной ответственностью "Статус плюс" (далее - общество "Статус плюс") о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества "Статус плюс" на объекты недвижимости - нежилые здания общей площадью 251,10 кв. метра и 42,50 кв. метра, расположенные по адресу: <...> соответственно; об исключении записей о государственной регистрации права собственности на указанные объекты за этим обществом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и об обязании общества снести самовольные постройки и восстановить (рекультивировать) территорию строительства за свой счет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация правомерно отменила акт ввода объекта в эксплуатацию, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку выявила несоблюдение установленных технических условий в связи с возведением объектов на городских канализационных и водопроводных сетях. На этом основании суд сделал вывод о том, что объекты возведены при отсутствии необходимых разрешений и с существенным нарушением строительных норм и правил.
Суд первой инстанции признал постройки самовольными и, руководствуясь статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона о государственной регистрации, удовлетворил требование администрации о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества "Статус плюс" на упомянутые объекты и обязал общество снести их.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя принятые судебные акты, указал, что спорная постройка создана на земельном участке, отведенном для целей строительства в порядке, установленном законом, и с получением на это необходимых разрешений, поэтому она не может быть квалифицирована в качестве самовольной по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лишь на том основании, что администрация 18.09.2008 отменила постановление от 21.12.2005 N 1409 об утверждении акта ввода объектов в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию послужило основанием для возникновения права собственности общества "Статус плюс" на спорные объекты, поэтому отмена упомянутого разрешения в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права и признания постройки самовольной.
Таким образом, судом первой инстанции необоснованно не учтена вышеуказанная позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации применительно к настоящему делу.
Из материалов дела следует, что, как и в рамках дела А33-14295/2008 изначально объект незавершенного строительства был создан истцом на земельном участке, отведенном для целей строительства в порядке, установленном законом, и с получением на это необходимого разрешения. Администрация г. Красноярска отменила разрешение на строительство от 16.03.2012 № RU-24308000-01/978-дг во исполнение предписания Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 09.09.2013 N 46 "Об устранении выявленных нарушений требований Градостроительного кодекса Российской Федерации", ввиду того, что строительство торгово-развлекательного центра и инженерного обеспечения на земельном участке не соответствует градостроительному плану данного земельного участка, не предусматривающему размещение торгово-развлекательного центра в качестве основного вида разрешенного использования этого земельного участка.
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 08.04.2014 № В-40, изменены виды разрешённого использования земельных участков зоны П.З «Зоны производственных предприятий IV - V классов вредности», в которой находится земельный участок заявителя, в результате чего на нём стало возможно строительство торгового комплекса с инженерным обеспечением как объекта, соответствующего основному виду разрешённого использования земельного участка.
После вышеуказанного изменения Правил землепользования и застройки застройщик ООО «Скраппер» получило распоряжение администрации г. Красноярска от 23.06.2014 №1280-арх «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: 1-й км Енисейского тракта», градостроительный план земельного участка №RU24308000-11828 от 06.06.2014, относящий объекты торговли (торговый комплекс) к основному виду разрешённого использования земельного участка.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.04.2015 по делу №АЗЗ-25671/2014 удовлетворено заявление ООО «Скраппер» и признаны недействительными решения департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в выдаче разрешений на строительство, оформленные письмами от 17.11 2014 № 01/8922-дг, от 04.12.2014 № 01/9448-дг, от 19.12.2014 № 01/9866-дг, как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Скраппер» со дня вступления настоящего решения в законную силу и принять от ООО «Скраппер» заявления от 06.11.2014 № 8511, от 24.11.2014 № 9010, от 10.12.2014 № 9468 с приложениями, указанными в перечне документов, прилагаемых к указанным заявлениям, и в десятидневный срок со дня принятия указанных заявлений выдать ООО «Скраппер» разрешения на строительство объектов: «Торговый комплекс. II очередь строительства. Административное здание - 2-й этап» на земельном участке с кадастровым номером 24:50:03 00306:291 по адресу г.Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта», и «Торговый комплекс. II очередь строительства. 2-й этап: Административное здание» на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300306:291 по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.05.2015 по делу №АЗЗ-253/2015 удовлетворено заявление ООО «Скраппер» и признаны недействительными решения департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в выдаче разрешений на строительство, оформленные письмами от 04.12. 2014 № 01/9447-дг, от 24.12.2014 № 01/10001-дг, как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Скраппер», а именно: со дня вступления решения в законную силу принять от ООО «Скраппер» заявление от 16.12.2014 №12586-ек с приложениями, указанными в перечне документов, прилагаемых к нему и в десятидневный срок выдать разрешение на строительство объекта: «Торговый комплекс. II очередь строительства. 1 этап: корпус «Б» на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300 306:291 по адресу г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Скаппер» как застройщик имеет намерения и совершает фактические действия по освоению предоставленного вышеуказанного земельного участка путём его использования по целевому назначению - для строительства объекта: «Торговый комплекс с инженерным обеспечением», соответствующего основному виду разрешённого использования земельного участка.
Учитывая, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации даже факт отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права собственности, суд апелляционной инстанции полагает, что применительно к настоящему делу факт отмены разрешения на строительство в административном порядке не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на указанные объекты.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые отказы нарушают права и законные интересы заявителя и не соответствует нормам действующего законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа удовлетворения заявленного истцом требования.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «12» февраля 2015 года по делу № А33-26090/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Росреестра по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права, выраженные в сообщениях от 08.12.2014 № 01/196/2014-850, от 10.12.2014 № 01/196/2014-932, от 15.12.2014 № 01/255/2014-184, от 15.12.2014 № 01/255/2014-185, как противоречащие положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В целях устранения допущенных прав и законных интересов ООО «Скраппер» обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Скраппер" на незавершенное строительством здание торгового комплекса и инженерного обеспечения, расположенного по адресу: <...>, строение № 5, общей площадью 506,3 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:370 и здание, расположенное по адресу: <...>, строение № 6, общей площадью 1124,5 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:369, здание, расположенное по адресу: <...>, строение № 3, общей площадью 1209,6 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:394, здание, расположенное по адресу: <...>, строение № 4, общей площадью 556,24 кв.м., кадастровый номер 24:50:0300306:393 в течение семи рабочих дней со дня принятия настоящего постановления.
Взыскать с Управления Росреестра по Красноярскому краю в пользу ООО «Скраппер» 11 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.В. Петровская |
Судьи: | Л.Е. Споткай О.В. Ишутина |