ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-967/2012 от 18.04.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«25» апреля 2012 г.

Дело №

г. Красноярск

А33-12257/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «18» апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен          «25» апреля 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей:  Колесниковой Г.А., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 29.11.2011 №23-155Д,

от ответчика:  ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2012,              

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «06» февраля 2012 года по делу № А33-12257/2011 , принятое  судьей Баукиной Е.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярский речной порт», ОГРН <***>,                ИНН <***> (далее – заявление, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края (далее – ответчик, администрация), выразившегося в нерассмотрении заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 179 352,99 кв.м, с кадастровым номером 24:11:290204:0001, расположенным по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе дер. Песчанка по направлению на юго-восток, на право аренды и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 февраля 2012 года заявление удовлетворено.

Администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об  отказе в удовлетворении заявленного требования.

Заявитель жалобы полагает, что судом необоснованно не принят во внимание довод ответчика о нарушении заявителем трехмесячного срока подачи заявления об обжаловании бездействия администрации.

Из апелляционной жалобы следует, что заявителю  направлено письмо от 11.11.2010 №1917 о необходимости представления выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта земельного участка) по состоянию на 2010 год в связи с наличием разночтений в представленных заявителем документах.

По мнению администрации, надлежащим ответчиком по требованию заявителя является муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», а не администрация, поскольку заявление общества о переоформлении права в администрацию не подавалось, администрацией не допущено бездействие по указанному заявлению.

Администрация со ссылкой на пункт 17 кадастровой выписки на земельный участок  от 05.03.2012 №24/12-49794 указывает, что 27.01.2006 спорный земельный участок снят с кадастрового учета, поэтому не может являться объектом гражданско-правовых сделок.

Представителем ответчика представлено дополнение к апелляционной жалобе, заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копий решения Емельяновского районного Совета депутатов от 28.09.2005  №6-28Р,  свидетельства                       серии 24 №002238926, распоряжения администрации от 26.11.2010 №477р,  постановления администрации от 13.12.2010 №4039, свидетельства серии 24 №005201276, выписки из ЕГРП               от 06.03.2012 №10/002/2012-728, кадастровой выписки о земельном участке от 05.03.2012         №24/12-49794.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции частично удовлетворил заявленное ходатайство,  приобщил к материалам дела копии решений и актов, которые регулируют полномочия структурных подразделений администрации Емельяновского района. Представителю ответчика возвращены копии выписки из ЕГРП от 06.03.2012 №10/002/2012-728, кадастровой выписки о земельном участке от 05.03.2012 №24/12-49794, в связи с тем, что данные документы оформлены после принятия решения судом.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Согласно постановлению администрации от 08.05.2001 № 297 (в редакции постановления администрации от 24.07.2001 № 512) за обществом закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок с кадастровым номером 24:11:290204:0001, общей площадью 179 352,986 кв.м, расположенный в районе д. Песчанка, занимаемый объектами Красноярского речного порта.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2001              серии 24 БИ № 002074 обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:290204:0001 для производственной деятельности, площадью 179 352,99  кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе д. Песчанка, по направлению на юго-восток, участок № 1.

Согласно кадастровому плану земельного участка от 30.11.2005 № 11/05-8856 земельный участок с кадастровым номером 24:11:290204:0001 имеет месторасположение - примерно в районе д. Песчанка по направлению на юго-восток, участок № 1 от ориентира, расположенного в границах участка, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование (назначение) - для производственной деятельности, площадь участка - 179 352,99 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.10.2010 № 01/116/2010-728 обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:290204:0001, площадью 179 352,99 кв.м, категории земель - земли поселений, разрешенное использование - для промышленного строительства.

Общество обратилось в администрацию с заявлением от 18.10.2010 № 1-10-274 (вх. № 6304           от 19.10.2010) о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 179 352,99 кв.м с кадастровым номером 24:11:290204:0001, находящегося у заявителя в бессрочном (постоянном) пользовании, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе д. Песчанка, по направлению на юго-восток, участок № 1.

К заявлению обществом приложены копии свидетельства о государственной регистрации права 24 ВИ 002074 от 03.09.2001, постановления администрации от 24.07.2001 № 512, постановления администрации от 08.05.2001 № 297, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 24:11:290204:0001 от 27.06.2001, копии учредительных документов заявителя, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Муниципальное учреждение Отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации в письме от 11.11.2010 № 1917 сообщило обществу о том, что для рассмотрения вопроса о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе д. Песчанка – по направлению на юго-восток, участок № 1, с кадастровым номером 24:11:290204:0001, общей площадью 179 352,99 кв.м, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, в категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для производственной деятельности общества на основании свидетельства о государственной регистрации права  серии 24 БИ № 002074 от 03.09.2001, необходимо предоставить в отдел выписку из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт вышеуказанного земельного участка) по состоянию                на 2010 год.

Письмо от 16.03.2011 № 1-11-108 общество обратилось к администрации с просьбой сообщить о рассмотрении вопроса о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 24:11:290204:0001.

Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации в письме                от 19.04.2011 № 1091 сообщило обществу о непредставлении документов в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 №370 и возможности рассмотрения заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком после представления указанных документов.

Заявитель оспорил в судебном порядке бездействие администрации по нерассмотрению заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, полагая, что такое бездействие противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд апелляционной инстанции считает, что заявителю должно быть известно о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым бездействием по истечении установленного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока принятия органом местного самоуправления решения по заявлению о предоставлении земельного участка, то есть 20.11.2010. С заявлением о признании незаконным бездействия администрации общество обратилось в арбитражный суд 25.07.2011, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об уважительности причин пропуска указанного срока.

Из письма отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации от 11.11.2010 №1917 следует, что органом местного самоуправления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не принято по заявлению общества от 18.10.2010  решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в аренду, необоснованно указано на необходимость представления выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта вышеуказанного земельного участка) по состоянию           на 2010 год.

В письме управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации   от 19.04.2011 № 1091 также не принято решение по заявлению общества от 18.10.2010 в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необоснованно указано на необходимость представления в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 №370 документов, которые общество фактически представило с названным заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что пропуск заявителем срока обжалования бездействия администрации обусловлен неправильными действиями администрации по поступившему 19.10.2010 заявлению общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в том числе, необоснованным требованием представления дополнительных документов, что расценивается в качестве уважительной причины пропуска данного срока.

С учетом изложенного, имеются основания для восстановления пропущенного срока подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным бездействия администрации.

Обществом заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления общества  о переоформлении на право аренды права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 179 352,99 кв.м с кадастровым номером 24:11:290204:0001, расположенным по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе дер. Песчанка по направлению на юго-восток.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации           от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.

Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из материалов дела следует, что общество обратилось в администрацию с заявлением              от 18.10.2010 № 1-10-274 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 179 352,99 кв.м. с кадастровым номером 24:11:290204:0001, находящегося у общества в бессрочном (постоянном) пользовании, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе д. Песчанка – по направлению на юго-восток участок                    № 1. Указанное заявление поступило в администрацию 19.10.2010 и зарегистрировано за входящим номером 6304.

В нарушение пункта 6 статьи 36  Земельного кодекса Российской Федерации решение по заявлению общества не принято.

Довод апелляционной жалобы о направлении заявителю письма от 11.11.2010 №1917 о необходимости представления выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта земельного участка) по состоянию на 2010 год в связи с наличием разночтений в представленных заявителем документах не принимается судом, поскольку в данном письме в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление общества не рассмотрено по существу. Из письма управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации от 19.04.2011 № 1091 также следует, что такое заявление общества не рассмотрено.

Доказательства принятия такого решения по заявлению общества от 18.10.2010 № 1-10-274 администрацией суду не представлены.

Бездействие администрации по нерассмотрению в установленный законом срок заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком  на право аренды противоречит требованиям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по требованию заявителя является муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», а не администрация, поскольку заявление общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком  в администрацию не подавалось, администрацией не допущено бездействие по указанному заявлению, подлежит отклонению как несостоятельный.

Заявление от 18.10.2010 № 1-10-274 было подано обществом в администрацию и с учетом даты его поступления (19.10.2010) подлежало рассмотрению ею в соответствии с пунктом 6               статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 19.11.2010.

Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Устава Емельяновского района Красноярского края, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19.09.1997 №4-14Р, администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

Пунктом 12 пункта 1 статьи 46 Устава Емельяновского района Красноярского края, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19.09.1997 №4-14Р, предусмотрено, что администрация района планирует использование земель, находящихся в ведении района, организует ведение земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решает в соответствии с законодательством другие вопросы в области земельных отношений.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации администрация, как орган местного самоуправления, обязана была принять в установленный срок решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в аренду, в том числе по основанию отсутствия полномочий с указанием компетентного муниципального органа. Указанные действия администрацией не произведены, поэтому обществом  обоснованно оспаривается бездействие администрации.

Довод администрации о том, что 27.01.2006 спорный земельный участок снят с кадастрового учета, поэтому не может являться объектом гражданско-правовых сделок, не принимается судом, поскольку ответчиком не представлены доказательства снятия данного земельного участка с кадастрового учета.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие ответчика по нерассмотрению заявления о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя правомерно возложил на администрацию обязанность  рассмотреть заявление общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 179 352,99 кв.м, с кадастровым номером 24:11:290204:0001, расположенным по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно в районе дер. Песчанка по направлению на юго-восток, на право аренды, поступившее в администрацию 19.10.2010 входящий № 6304, и в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации принять по нему решение.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от «06» февраля  2012 года по делу                 № А33-12257/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Г.А. Колесникова

Н.А. Морозова