ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1008/20 от 12.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                   Дело №А58-3901/2008

«16» сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября  2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  16 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2022 года по делу № А58-3901/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Апрель» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Окружной администрации городского округа «Город Якутск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по заявлениям о выдаче разрешения на размещение рекламных конструкций и обязании в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на размещение рекламных конструкций согласно представленным заявлениям,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Апрель» (далее - общество, заявитель) обратилось с уточненным, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением к Окружной администрации городского округа «Город Якутск» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по заявлениям о выдаче разрешения на размещение рекламных конструкций и обязании в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на размещение рекламных конструкций согласно представленным заявлениям.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.10.2008 заявленные требования удовлетворены, бездействие Окружной администрации городского округа «Якутск», выразившееся в непринятии решения по заявлениям о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Апрель», находящихся по адресам: <...> (напротив офиса МТС), проспект Ленина, 28 (напротив офиса «АЛРОСА»), проспект Ленина, 38 (напротив магазина «МЕХХ»), проспект Ленина, 37 (напротив магазина «Туймаада»), улица Октябрьская, 27 (напротив Транспортной инспекции, возле Автовокзала), улица Дзержинского, 13-20 (напротив ЦкиИ им. Кулаковского), улица Дзержинского, 19-26 (возле магазина «Феликс»), улица Дзержинского, 15-22 (около СОШ № 9), улица Дзержинского 9-14 (напротив 1 ОВД г. Якутска), улица Кирова, 36 (напротив стадиона «Туймаада»), улица Кирова, 26 (напротив Якутского отделения ПФ РФ), улица Орджоникидзе, 44 (напротив АБ «Таатта»), проверенное на соответствие Федеральному закону «О рекламе», Положению о порядке установки рекламных конструкций на территории городского округа «Якутск», утвержденному постановлением Окружного Совета г. Якутска от 06.06.2006г. № ПОС-43-15, признано незаконным; суд обязал Окружную администрацию городского округа «Якутск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Апрель» путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью Рекламному агентству «Апрель» разрешений на установку рекламных конструкций, находящихся по адресам: <...> (напротив офиса МТС), проспект Ленина, 28 (напротив офиса «АЛРОСА»), проспект Ленина, 38 (напротив магазина «МЕХХ»), проспект Ленина, 37 (напротив магазина «Туймаада»), улица Октябрьская, 27 (напротив Транспортной инспекции, возле Автовокзала), улица Дзержинского, 13-20 (напротив ЦкиИ им. Кулаковского), улица Дзержинского, 19-26 (возле магазина «Феликс»), улица Дзержинского, 15-22 (около СОШ № 9), улица Дзержинского 9-  14 (напротив 1 ОВД г. Якутска), улица Кирова, 36 (напротив стадиона «Туймаада»), улица Кирова, 26 (напротив Якутского отделения ПФ РФ), улица Орджоникидзе, 44 (напротив АБ «Таатта»).

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.10.2008 не обжаловалось ни в апелляционном, ни в кассационном порядке, вступило в законную силу 11.11.2008.

02.02.2022 от общества поступило заявление от 01.02.2022 (с учетом дополнения к заявлению от 18.03.2022) о наложении судебного штрафа на Администрацию в размере 100 000 рублей, на ее уполномоченный орган муниципальное казенное учреждение «Аппарат Департамента градостроительства» в размере 100 000 рублей, Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска в размере 10 000 рублей за ненадлежащее исполнение решения арбитражного суда.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2022 года по делу № А58-3901/2008 заявление общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Апрель» удовлетворено частично. Суд наложил:

- на Окружную администрацию города Якутска судебный штраф в размере 100 000 рублей,

-на муниципальное казенное учреждение «Аппарат Департамента градостроительства» городского округа «город Якутск» судебный штраф в размере 50 000 рублей,

- на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска судебный штраф в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Окружная администрация города Якутска обжаловала его в апелляционном порядке.

Как следует из апелляционной жалобы, Управлением архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия), а такжеОГИБДД МУ МВД РФ «Якутское» даны однозначные ответы, что размещение рекламной конструкции над проезжей частью является нарушением ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений.Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Тип рекламной конструкции «перетяжки через дорогу» на данный момент в законодательстве отсутствует.

В 2020 году МКУ «Служба информации, рекламы и контроля» ГО «город Якутск» подготовлен проект внесения изменений в Нормативно-правовой акт Якутской городской Думы от 24 апреля 2013 г. N 135-НПА "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "город Якутск", которым предполагалось внести изменения в перечень отдельно стоящих рекламных конструкций новый тип «перетяжки через дорогу». Проекты нормативно-правовых актов перед внесением в Якутскую городскую думу в обязательном порядке проходят внутреннее согласование в структурных подразделениях ОА г.Якутска. Между тем, структурными подразделениями ОА г.Якутска (Правовым департаментом, Управлением дорог) отказано во внесении изменений по причине сопутствующего нарушения ГОСТа Р52044-2003.

После вступления в законную силу определения о наложении штрафов, 29 мая 2020 года Окружной администрацией города Якутска выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа «город Якутск» №003/2020, №004/2020, №005/2020, №006/2020, №007/2020, №008/2020, №009/2020, №010/2020, №011/2020, №012/2020, №013/2020, №014/2020, тип рекламной конструкции: перетяжка через дорогу, срок действия разрешений 29.05.2025. Указанные разрешения выданы во исполнение решения от 10.10.2008 по делу №А58-3901/2008. При этом Окружной администрацией города Якутска в сложившихся обстоятельствах предприняты все законные, достаточные и эффективные действия во исполнение решения суда.

В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ООО «РА Апрель» с выводами суда первой инстанции согласилось, просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 06.07.2022.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 АПК РФ, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Четвертый арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассматривая заявление о наложении судебного штрафа, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

 Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.10.2008 бездействие Окружной администрации городского округа «Якутск», выразившееся в непринятии решения по заявлениям о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Апрель», находящихся по адресам: <...> (напротив офиса МТС), проспект Ленина, 28 (напротив офиса «АЛРОСА»), проспект Ленина, 38 (напротив магазина «МЕХХ»), проспект Ленина, 37 (напротив магазина «Туймаада»), улица Октябрьская, 27 (напротив Транспортной инспекции, возле Автовокзала), улица Дзержинского, 13-20 (напротив ЦКиИ им. Кулаковского), улица Дзержинского, 19-26 (возле магазина «Феликс»), улица Дзержинского, 15-22 (около СОШ № 9), улица Дзержинского 9-14 (напротив 1 ОВД г. Якутска), улица Кирова, 36 (напротив стадиона «Туймаада»), улица Кирова, 26 (напротив Якутского отделения ПФ РФ), улица Орджоникидзе, 44 (напротив АБ «Таатта»), признано незаконным; суд обязал Окружную администрацию городского округа «Якутск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Апрель» путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью Рекламному агентству «Апрель» разрешений на установку рекламных конструкций, находящихся по вышеуказанным адресам.

 Общество 09.10.2019 обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о наложении судебных штрафов за неисполнение решения суда на Администрацию в размере 100 000 рублей, на ее уполномоченный орган муниципальное казенное учреждение «Служба информации, рекламы и контроля» в размере 100 000 рублей, главу Окружной администрации города Якутска ФИО1 в размере 30 000 рублей.

Определением суда от 05.02.2020 заявление общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Апрель» удовлетворено частично – с учетом соразмерности ответственности совершенному против правосудия правонарушению, отягчающего обстоятельства в виде пренебрежения к требованиям норм закона и возложенной судебным актом обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи обществу разрешений на установку рекламных конструкций, учитывая длительность неисполнения решения суда, на Окружную администрацию города Якутска наложен судебный штраф в размере 50 000 рублей, на МКУ  «Служба информации, рекламы и контроля» городского округа «Город Якутск» - в размере 50 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявления отказано.

Администрацией и МКУ «СИРиК» судебный акт от 05.02.2020 не обжаловался.

 Администрация 17.01.2020 обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о разъяснении исполнения решения суда, ссылаясь на то, что необходимость разъяснения судебного акта возникла в ходе исполнения решения суда первой инстанции, а именно имеются обстоятельства, препятствующие исполнению судебного акта: спорные рекламные конструкции, которые представляют собой перетяжки через дорогу между сооружениями (столбами-опорами) по адресам, указанным в решении суда, с 24.03.2009 признаются нарушающими пункт 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст; указанный в решении суда вид рекламной конструкции отсутствует в Типовом сборнике рекламных конструкций ГО «город Якутск», утвержденном распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 31.12.2013 № 2559р; сооружения, предназначенные для размещения рекламных конструкций – перетяжек через дорогу, в том числе 12 пар столбов-опор и 12 пар фундаментов по указанным в решении суда адресам, отсутствуют, а именно демонтированы в 2011 году во исполнение предписания Управления ГИБДД МВД по РС (Я) от 30.03.2011.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) определением от 31.01.2020, оставленным без изменения постановлением Четвертого апелляционного арбитражного суда от 07.05.2020, отказал Администрации в разъяснении решения суда со ссылкой на то, что из содержания резолютивной части решения не следует неполнота и неясность изложения решения суда, уяснение которых вызывает трудности, описательная и мотивировочная части решения также изложены ясно и в соответствии с предметом заявленного требования, тем самым решение суда не содержит каких-либо неточностей, которые затрудняют или делают невозможным понимание его содержания, требующих его разъяснений, а также, что двойственность в толковании решения суда отсутствует.

Суд указал, что обстоятельства, которые препятствуют исполнению судебного акта, возникли после принятия судебного акта, и их появление не может свидетельствовать о необходимости разъяснения вступившего в законную силу судебного акта.

 Из содержания определений от 31.01.2020, от 05.02.2020 следует, что изменения № 2 в ГОСТ Р 52044-2003 № 124-ст приняты 22.04.2003, Типовой сборник рекламных конструкций утвержден 31.12.2013 ... являются обстоятельствами, возникшими после  вступления решения суда в законную силу и не имеют отношения к исполнению решения суда.

В постановлении от 07.05.2020 Четвертый арбитражный апелляционный суд указал, что доводы заявителя жалобы о невозможности исполнения решения суда фактически свидетельствуют об оспаривании вступившего в законную силу решения арбитражного суда, т.е. направлены на преодоление его законной силы, что недопустимо, кроме того, суд апелляционной инстанции, констатируя длительное, более 10 лет, неисполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда, усмотрел в ходатайстве Администрации от 17.01.2020 о разъяснении судебного акта факт злоупотребления правом, поскольку такое ходатайство заявлено исключительно в связи с обращением общества с заявлением о наложении на апеллянта судебного штрафа.

Как указал заявитель, Администрация, МКУ «СИРиК» 29.05.2020 изготовили и выдали обществу разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в количестве 12 штук, данные разрешения получены обществом от МКУ «СИРиК» почтовой связью 08.06.2020.

 По мнению общества, с 11.11.2008 (дата вступления решения суда в законную силу) до 08.06.2020 (дата получения разрешений) решение суда не исполнялось, после 08.06.2020 решение суда исполнено ненадлежащим образом.

Общество считает, что формальной выдачей только одних разрешений без полных пакетов разрешительной документации (в том числе договоров) в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», регламентированной процедурой принятия решения о выдаче разрешений по заявлениям общества, действовавшего в день вступления решения суда в законную силу Положения о порядке установки рекламных конструкций на территории городского округа «Якутск», утвержденного постановлением Окружного Совета г. Якутска от 06.06.2006 № ПОС-43-15, Администрация и МКУ «СИРиК», как органы, на которые возложена обязанность по исполнению решения суда, исполнили решение суда ненадлежащим образом.

Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации от 12.08.2020 № 1253р муниципальное казенное учреждение «Служба информации, рекламы и контроля городского округа «город Якутск» сменило наименование на «Аппарат Департамента градостроительства городского округа «город Якутск» (МКУ «АДГ»).

В соответствии с Уставом МКУ «АДГ» подведомственно Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска (п. 1.2), учредителем МКУ «АДГ» является Городской округ «город Якутск», функции и полномочия учредителя исполняет Администрация через свои отраслевые (функциональные) органы (п. 2.2). 7 МКУ «АДГ» в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом, Положением о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 09.09.2020 № РЯГД-19-9 (п. 2.4).

Предметом и целью деятельности МКУ «АДГ» является участие в предоставлении муниципальных услуг в сфере градостроительной и дорожной деятельности, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» (п. 3.1).

МКУ «АДГ» создано с целью организационного, правового, бухгалтерского, технического обеспечения деятельности Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Администрации при осуществлении функций, возложенных на него Положением о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Администрации и иными муниципальными правовыми актами городского округа «город Якутск» (за исключением вопросов обеспечения деятельности Департамента градостроительства Администрации, отнесенных к ведению иных органов и учреждений городского округа «город Якутск») (п. 3.2).

МКУ «АДГ» осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: межведомственное информационное взаимодействие, выявление причин нарушений требований законодательства при предоставлении муниципальных услуг (п. 3.3.1); выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» по утверждению Схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже (п. 3.3.3).

МКУ «АДГ» являлся организатором аукциона от имени городского округа «город Якутск» по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальной собственности на территории городского округа «город Якутск» согласно Положению о порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности городского округа «город Якутск» в электронной форме, утвержденному постановлением Администрации от 02.09.2020 № 249п.

В соответствии с данным Положением (в редакции от 11.06.2021) организатором аукциона в электронной форме от имени городского округа «город Якутск» по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальной собственности на территории городского округа «город Якутск» по настоящее время  является Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Администрации.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 09.09.2020 № РЯГД-19-9, Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска является отраслевым органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции по обеспечению решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, дорожного хозяйства и транспорта.

 Департамент осуществляет функции по организации подготовки и внесения на утверждение схемы размещения рекламных конструкций; по обеспечению проведения процедур, связанных с выдачей разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа «город Якутск», по аннулированию таких разрешений, по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (п. 2.1.11 Положения); функции по представлению законных прав и интересов городского округа «город Якутск», Окружной администрации города Якутска, Департамента в административных и правоохранительных органах; осуществление от имени Окружной администрации города Якутска и Департамента действий по защите законных интересов городского округа «город Якутск» в рамках полномочий Департамента; функции по подготовке проектов правовых актов, планов, программ и иных документов в установленной сфере деятельности, внесение их на рассмотрение руководству Окружной администрации города Якутска, ходатайство перед главой городского округа «город Якутск» о внесении вопросов на рассмотрение Якутской городской Думы; рассмотрение проектов правовых актов, поступающих на согласование в Департамент; разработка предложений и рекомендаций руководителям органов и структурных подразделений Окружной администрации города Якутска о необходимости внесения изменений в правовые акты (п. 2.1.22); функции по координации работы подведомственных организаций; ведомственный и финансовый контроль над подведомственными учреждениями (п. 2.1.25).

В соответствии с пунктом 2.2 Положения в целях реализации возложенных на него задач и обеспечения осуществления своих функций Департамент наделен, в том числе, правами: представлять интересы Окружной администрации города Якутска в установленном порядке в органах государственной власти, организациях, учреждениях и  предприятиях независимо от форм собственности по всем вопросам, относящимся к его компетенции (п. 2.2.1); вносить предложения о принятии, изменении, отмене муниципальных правовых актов городского округа «город Якутск», действий и решений должностных лиц, органов и структурных подразделений Окружной администрации города Якутска, иных муниципальных органов и организаций, а также документов, принятых по отнесенным к компетенции Департамента вопросам, но не прошедшим процедуру согласования с Департаментом, и (или) без наличия соответствующего заключения Департамента (п. 2.2.7); осуществлять в пределах своей компетенции разработку и принятие правовых актов - приказов и распоряжений, обязательных для исполнения подведомственными учреждениями (п.2.2.9); заслушивать сообщения (отчеты) руководителей подведомственных учреждений, проводить служебные расследования и получать от руководителей и должностных лиц подведомственных учреждений письменные объяснения по вопросам в установленной сфере деятельности, возникающим в ходе проверок (п. 2.2.13, 2.2.14); возлагать часть функций Департамента на подведомственные казенные учреждения, а также организовывать, координировать и контролировать деятельность подведомственных учреждений по исполнению переданных полномочий по согласованию с главой городского округа «город Якутск» (п. 2.2.17); осуществлять иные права в установленной сфере деятельности (п. 2.2.26).

В соответствии с пунктами 2.3.6, 2.3.7 Положения Департамент обязан рассматривать заявления, обращения, пожелания по предмету деятельности Департамента, принимать меры, обеспечивающие восстановление нарушенных прав; соблюдать все требования законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и других актов, регулирующих деятельность Департамента.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные полномочия МКУ «АДГ» и Департамента, суд первой инстанции правомерно установил, что органами, на которые возложена обязанность по исполнению решения арбитражного суда по настоящему делу, являются кроме Администрации и уполномоченные органы Администрации МКУ «Аппарат Департамента градостроительства городского округа «город Якутск» и Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска. Установленное судом обстоятельство сторонами не оспорено.

 Судом первой инстанции по материалам дела также установлено, что во исполнение решения суда 29.05.2020 МКУ «СИРиК» изготовили и выдали обществу разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в количестве 12 штук, данные разрешения получены обществом почтовой связью 08.06.2020, иных действий со стороны обязанных лиц в целях надлежащего исполнения решения суда  не произведено, несмотря на многократные обращения общества, как к Администрации, так и ее уполномоченным органам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Окружной администрацией города Якутска в сложившихся обстоятельствах предприняты все законные, достаточные и эффективные действия во исполнение решения суда, подлежат отклонению в силу следующих установленных по делу обстоятельств.

Судом установлено, что общество после получения разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в количестве 12 штук обращалось неоднократно в Администрацию, МКУ «СИРиК», МКУ «АДГ» и Департамент с требованием об исполнении судебного акта – совершении необходимых действий, направленных на надлежащее исполнение решения суда, в том числе заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что подтверждается письмами в адрес Администрации от 18.06.2020 № 2020/06/18-2, в адрес МКУ «СИРиК» от 18.06.2020 № 2020/06/18-1.

От Администрации был представлен ответ от 24.07.2020 № 02/343, в котором Администрация указывает на то, что внесение изменений в распоряжение Администрации от 31.12.2013 № 2559р об утверждении Типового сборника рекламных конструкций, постановление Администрации от 04.03.2014 № 36п «Об установлении конкретных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» не первостепенно, поскольку они не являются основополагающими документами, коим является нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 24.04.2013 № 135-НПА «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа «город Якутск». Администрацией было дано поручение МКУ «СИРиК» подготовить необходимые документы для внесения изменений в указанный НПА Якутской городской Думы, которое МКУ «СИРиК» исполнило и подготовило проект о внесении изменений, в котором предполагалось ввести в перечень отдельно стоящих рекламных конструкций новый тип «перетяжки через дорогу». По результатам рассмотрения данного проекта структурными подразделениями, согласующими проекты документов такого рода, были даны отрицательные заключения на основании того, что тип рекламных конструкций не отвечает требованиям ГОСТ Р 52044-2003, пункта 3 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006, части 4 статьи 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (заключения Правового департамента Администрации от 15.07.2020 № С344458, Управления дорог Администрации от 22.07.2020 № Сз 45646). Администрация считает, что при указанных обстоятельствах невозможно внести изменения в НПА Якутской городской Думы, в связи с чем, внесение изменений в остальные муниципальные правовые акты невыполнимо.

МКУ «СИРиК» ответ обществу представлен не был.

Обществом направлен запрос от 18.06.2020 № 2020/06/18-3 в Управление архитектуры и градостроительства при главе Республики Саха (Якутия) о предоставлении  информации - был ли представлен Администрацией, МКУ «АДГ» проект изменений в Схему размещения рекламных конструкций, утвержденную постановлением Администрации от 18.08.2014 № 237, с внесением в обновленную Схему размещения рекламных конструкций ООО «РА «Апрель» во исполнение решения суда на основании предварительного согласования с уполномоченным органом Управлением архитектуры и градостроительства в соответствии с частью 5.8 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Управление архитектуры и градостроительства представило ответ от 19.06.2020 № 28/1860, в котором сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнение решения суда от 10.10.2008 по делу А58- 3901/2008 является обязательным для всех органов власти; перед выдачей разрешений, указанных в решении суда, требуется внесение данных рекламных конструкций в Схему размещения; проект изменений в Схему размещения подлежит предварительному согласованию с Управлением архитектуры и градостроительства; в период с 08.05.2020 по настоящее время Администрация, МКУ «СИРиК» в Управлением архитектуры РС (Я) за предварительным согласованием Схемы размещения рекламных конструкций не обращались.

Общество обратилось с запросом от 2020/10/23-1 от 23.10.2020 в Якутскую городскую Думу - вносился либо не вносился проект изменений в НПА Якутской городской Думы, если вносился, то на каком этапе рассмотрения находится, Якутской городской Думой представлен ответ от 30.10.2020 № 946-ЯГД, что в период с 01.06.2020 по дату представления сведений проект НПА «О внесении изменений в НПА ЯГД от 24.04.2013 № 135-НПА «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа «город Якутск» Администрацией не вносился.

Общество повторно обратилось в Администрацию, МКУ «АДГ» с требованием совершить необходимые действия, направленные на надлежащее исполнение решения суда, в том числе заключить договоры, что подтверждается письмами в адрес Администрации, МКУ «АДГ» от 15.02.2021 № 2021/02/15-2.

Администрацией, МКУ «АДГ» ответ представлен не был.

От Департамента градостроительства был представлен ответ от 18.03.2021 № 1861- ДГиТИ на обращение общества от 15.02.2021 № 2021/02/15-2, в котором отсутствует ссылка на заключение договоров, Департамент сообщил, решение суда исполнено в полном объеме путем выдачи разрешений на установку рекламных конструкций; в соответствии с п. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения; в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  РФ» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения с отсылкой на ГОСТ Р 52044-2003.

Департамент градостроительства внёс проект изменений в Схему размещения рекламных конструкций, но Управлением архитектуры и градостроительства согласован не был на основании пункта 5 части 3 статьи 25 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 52044- 2003, что подтверждается письмом Управления архитектуры от 12.01.2022 № 28/38.

Таким образом, апелляционный суд находит обоснованными выводы суда первой инстанции, что Администрацией и уполномоченными ею органами не исполнено надлежащим образом вступившее в законную силу решение суда, в действиях (бездействии) Администрации и МКУ «АДГ» и Департамента усматривается злоупотребление правом в соответствии с нормой части 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, о чем также было указано Четвертым апелляционным арбитражным судом в постановлении от 07.05.2020 по настоящему делу.

Суд первой инстанции верно указал, что по обстоятельствам, возникшим после вступления решения суда в законную силу, в том числе по ссылке на ГОСТ Р 52044-2003, судами в судебных актах от 31.01.2020, от 05.02.2020, от 07.05.2020 по настоящему делу были сделаны выводы.

Апелляционный суд также как и суд первой инстанции считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества Администрация, уполномоченные органы МКУ «АДГ», Департамент градостроительства, как органы, на которые возложена обязанность по исполнению решения суда, обязаны были: признать муниципальные земельные участки рекламными местами (п. 3.1.5 Положения от 06.06.2006 № ПОС-43-15); направить в адрес общества решение о выдаче 12 разрешений (п. 3.1.2); заключить договоры на установку 12 рекламных конструкций на муниципальной собственности по установленной форме (приложение № 3) со сроком действия соответствующему сроку действия разрешений (раздел IV); сформировать 12 рекламных дел, каждое из которых должно содержать в себе следующие документы: заполненное в установленном порядке заявление, согласованное фотоизображение места размещения с наложением объекта, рабочий проект рекламной  конструкции, разрешение на установку рекламной конструкции с необходимыми согласованиями, подписанный сторонами договор на установку рекламной конструкции на объекте муниципальной собственности, к договору на установку рекламной конструкции, счет на оплату стоимости договора (п. 5.1 раздела V); выдать обществу 12 пакетов разрешительной документации, каждый из которых должен содержать в себе: разрешение на установку рекламной конструкции, подписанный сторонами договор на установку рекламной конструкции на объекте муниципальной собственности, расчет к договору на установку рекламной конструкции, счет на оплату стоимости договора (п. 5.2 раздела V).

 Администрация, её уполномоченные органы МКУ «АДГ» и Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, на которых возложена обязанность по исполнению решения суда, должны были принимать своевременно достаточные и эффективные меры в целях исполнения судебного акта; неисполнение судебного акта нарушило права общества, ограничивая его право на исполнение судебного акта, в том числе право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в порядке части 5 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе».

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Право на судебную защиту гарантировано статьей 11 Гражданского кодекса РФ, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.

 В силу части 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса РФ, за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 данного Кодекса в размере, установленном федеральным законом.

В соответствии с частями 3, 4 данной статьи Арбитражного процессуального кодекса РФ, уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт, а вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

 В соответствии с частями 1, 7 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц – тридцать тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей; взыскиваются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах с учетом ранее установленного судебным актом от 07.05.2020 по настоящему делу факта злоупотребления правом Администрацией, характера и последствий допущенного злоупотребления соразмерности ответственности совершенному против правосудия правонарушению, отягчающего обстоятельства в виде пренебрежения к требованиям норм закона и возложенной судебным актом обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи обществу разрешений на установку рекламных конструкций, учитывая длительность ненадлежащего исполнения решения суда (более года после выдачи только разрешений 08.06.2020), суд первой инстанции обоснованно наложил судебный штраф на Окружную администрацию города Якутска в размере 100 000 рублей, на муниципальное казенное учреждение «Аппарат Департамента градостроительства» городского округа «город Якутск» - в размере 50 000 рублей, на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска – в размере 10 000 рублей.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2022 года по делу № А58-3901/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                                   Н.В. Ломако