ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»
www.4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А19-76/08-56
04АП-1082/2008
“06”мая 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Д.Н. Рылова при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Востокэнергомонтаж», на решение арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2008 года по делу №А19-76/08-56, принятое судьей Загвоздиным В.Д.,
при участии:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.09.2007г.;
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 26.12.2007г.; ФИО3; представителя по доверенности от 23.01.2008г.; ФИО4, представителя по доверенности от 21.01.2008г.; ФИО5, представителя по доверенности от 23.01.2008г.
и установил:
Заявитель, ОАО «Востокэнергомонтаж», обратился с требованием о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 19.11.07г. № 65 «Об отмене права на проведение реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды» и просил обязать налоговый орган произвести сложение (списание) задолженности по пени и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 118 055 000 руб.
Решением суда первой инстанции 20 февраля 2008 г. требования заявителя частично удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 19.11.07г. № 65 «Об отмене права на проведение реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды», как не соответствующее положениям постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.01г. №699.
Суд первой инстанции обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Востокэнергомонтаж» путем проведения списания (сложения) задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 893 300 рублей.
Производство по делу в части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска произвести списание (сложение) задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 161 700 руб. суд первой инстанции прекратил.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что решением ИМНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 14.01.02г. № 51 в редакции решения от 25.04.06г. № 1 ОАО «Востокэнергомонтаж» предоставлено право на реструктуризацию задолженности по начисленным по состоянию на 01.12.2001г. в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 68 296 000 руб., пени и штрафам в ПФР в сумме 129 602 000 руб., при условии исполнения утвержденных графиков реструктуризации и уплаты 15 % задолженности по пени и штрафам в течение пяти лет.
В соответствии с графиком погашения задолженности по страховым взносам по ПФР (т. 1, л.д. 22) ОАО «Востокэнергомонтаж» обязано уплачивать ежеквартально, начиная с I квартала 2002 г. по IV квартал 2006 г. задолженность в ПФР в сумме 68 296 000 руб. и задолженность по пени и штрафам в ПФР в размере 19 440 790 руб. (т.1, л.д. 16), что составляет 15 % от подлежащей реструктуризации задолженности по пени и штрафам в размере 129 602 000 руб.
В результате исследования представленных в материалы дела платежных документов (т.1 л.д. 62-130, т. 2 л.д. 1-170, т. 3 л.д. 1-166) судом установлено, что график реструктуризации обществом выполнен.
Налоговый орган в письменных пояснениях по делу, представленных в судебном заседании 20.02.08г., признал, что по имеющимся платежным поручениям налогоплательщиком произведена оплата реструктуризированной задолженности по страховым взносам в ПФР в сумме 68 296 984, 37 руб., реструктуризированной задолженности по пени и штрафам в сумме 19 476 297,26 руб.
Налоговый орган в приложении № 1 к решению от 19.11.07г. № 65 указал, что страховые взносы в ПФР уплачены в полном объеме в сумме 68 296 тыс. руб., а пени и штрафы в ПФР по графику реструктуризации следовало уплатить в сумме 20 504, 87 тыс. руб.
Вместе с тем, последний утвержденный налоговым органом график реструктуризации (т.1 л.д. 16) содержит указание на необходимость уплатить 19 440 730 руб., а не 20 504 870 руб.
В заседании 21.01.08г. представитель налоговой инспекции в письменных пояснениях (т. 4, л.д. 58) признал, что в график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам от 09.09.2003г. в сумме 1 631 773 руб. внесены изменения от 25.04.2006г., которые увеличивают сумму задолженности на 3 123 тыс. руб., общая сумма задолженности по данному графику составила 19 440, 730 тыс. руб. После 25.04.2006г. изменения в график реструктуризации не вносились.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель в установленные сроки и в полном объеме погасил задолженность по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 118 055 000 руб. в соответствии с графиками реструктуризации задолженности.
Поскольку ОАО «Востокэнергомонтаж» выполнило условия реструктуризации задолженности, полностью погасив задолженность по пеням и штрафам в ПФР в установленные графиками сроки, у налогового органа отсутствовали основания для вынесения решения от 19.11.07г. № 65 «Об отмене права на проведение реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды».
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.12.07г. по делу № А19-13517/07-11 признано незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Правобережному округу г. Иркутска, выразившееся в уклонении от списания задолженности по пеням и штрафам в суме 110 426 031 руб. 67 коп., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 161 700 руб., Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 129 009 руб. 26 коп., Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 22 267 руб. 57 коп., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 115 руб. 35 коп., Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 90 939 руб. 49 коп., как не соответствующие требованиям пункта 2 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699. Арбитражный суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Востокэнергомонтаж» путем проведения списания вышеуказанной задолженности по пеням и штрафам во внебюджетные фонды в сумме 110 426 031 руб. 67 коп.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.02.08г. № А19-13517/07-11 04АП-142/2008 вышеуказанный судебный акт отменен, принято новое решение, бездействие Инспекции ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска, выразившееся в уклонении от списания задолженности по пеням и штрафам в суме 110 426 031 руб. 67 коп., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 161 700 руб., Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 129 009 руб. 26 коп., Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 22 267 руб. 57 коп., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 115 руб. 35 коп., Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 90 939 руб. 49 коп. признано незаконным, как не соответствующее требованиям пункта 2 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 №699.
Арбитражный суд апелляционной инстанции обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Востокэнергомонтаж» путем проведения списания вышеуказанной задолженности по пеням и штрафам во внебюджетные фонды в сумме 110 426 031 руб. 67 коп., в том числе задолженность по пени и штрафам в Пенсионный фонд РФ в сумме 110 161 700 руб.
Как установлено судом из решения от 25.04.06г. №1 (т. 1 л.д.12), подлежала реструктуризации задолженность ОАО «Востокэнергомонтаж» по пеням и штрафам в Пенсионный фонд РФ размере 129602430 руб. По графику реструктуризации 15 % от указанной задолженности составляет 19440730 руб., 110161700 руб. подлежит списанию на основании судебного акта по делу № А19-13 517/07-11.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Так как вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам в ПФР в сумме 110 161 700 руб. был предметом исследования при рассмотрении спора между ОАО «Востокэнергмонтаж» и ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в уклонении от списания реструктуризированной задолженности общества по пеням и штрафам, и по данному делу имеется вступивший в законную силу судебный акт - постановление Четвертого арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.02.08г. № А19-13517/07-11 04АП-142/2008, производство по делу в части возложения обязанности на Инспекцию ФНС России по Правобережному округу г. Иркутска произвести списание задолженности по пени и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 161 700 руб. подлежит прекращению.
Обратное толкование содержания вышеуказанных доказательств, в случае полного удовлетворения требований заявителя, привело бы к двойному списанию задолженности в размере 110161700 руб. и возникновению у налогоплательщика переплаты, которой у него фактически не имеется.
Согласно пункту 3 оспариваемого решения налоговый орган в связи с отменой права на реструктуризацию восстановил на лицевых счетах налогоплательщика задолженность по начисленным пени и штрафам в ПФР в сумме 118055000 руб. Следовательно, с учетом имеющегося в материалах дела судебного акта Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.02.08г. № А19-13517/07-11 04АП-142/2008 налоговый орган в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязан списать оставшуюся часть задолженности – 7 893 300 руб. (118 055 000 руб. – 110 161 700 руб.).
С учетом изложенного, суд считает, что требования ОАО «Востокэнергомонтаж» подлежат частичному удовлетворению, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 19.11.07г. № 65 «Об отмене права на проведение реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды» - признанию незаконным в полном объеме. Требование в части обязания налоговой инспекции произвести списание задолженности по пени и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежат удовлетворению в сумме 7 893 300 руб.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции в части прекращения производства, заявило апелляционную жалобу, в которой просил в указанной части решение суда отменить, требования удовлетворить, обязав налоговый орган произвести сложение (списание) задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 118 055 000 руб.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что ОАО "Востокэнергомонтаж" не согласно с указанным решением Арбитражного суда Иркутской области в части прекращения производства по делу и частичного возложения на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Востокэнергомонтаж", так как имеет место неправильное применение норм процессуального права,
В соответствии со ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда. То есть для прекращения производства по делу необходимо одновременное совпадение предмета и основания рассмотренного спора, однако в данном случае такое совпадение отсутствует.
Прекращая производство по настоящему делу, суд сослался на то, что ранее при рассмотрении Арбитражным судом Иркутской области дела № А19-13517/07-11 вопрос о списании задолженности в сумме 110.617.000 рублей был предметом исследования при рассмотрении спора между ОАО "Востокэнергомонтаж" и ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска.
Однако по настоящему делу предметом исковых требований является признание недействительным ненормативного правового акта - решения ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска № 65 от 19 ноября 2007 года "Об отмене права на реструктуризацию задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в отношении ОАО "Востокэнергомонтаж". А по ранее рассмотренному Арбитражным судом Иркутской области делу № А19-13517/07-11 предметом исковых требований ОАО "Востокэнергомонтаж" являлось признание незаконным бездействия ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска, выразившиеся в уклонении от списания задолженности ОАО "Востокэнергомонтаж" по пеням и штрафам в социальные внебюджетные фонды.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, предметы исковых требований по делу № А19-13517/07-11 и по настоящему делу № А19-76/08-56 являются различными.
Различны и основания исков по указанным делам.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно части 2 решения ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 19 ноября 2007 года № 65 задолженность ОАО "Востокэнергомонтаж" по начисленным пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации восстанавливается в сумме 118 055 000 рублей. Однако налоговым органом не принималось решения о сложении пени и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации ни в сумме 118.055.000 рублей, ни в сумме 110.161.700 рублей. Данное обстоятельство нашло свое отражение в постановлении четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 г. по делу № А19-13517/07-11 04АП-142/2008. Соответственно, пени и штрафы в Пенсионный фонд Российской Федерации сумме 118.055.000 рублей были начислены ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска дополнительно к имеющейся и несписанной задолженности.
В данном случае решение налогового органа было признано недействительным полностью, а обязанность устранить допущенные нарушения возложена на налоговый орган только частично. Таким образом, имеет место внутренние противоречие резолютивной части решения.
Налоговый орган, не согласившись с апелляционной жалобой общества, заявил также несогласие с решением суда первой инстанции в части возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Востокэнергомонтаж» путем проведения списания (сложения) задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 893 300 рублей.
Согласно доводам налогового органа незаконность решения № 65 от 19 ноября 2007 года им не оспаривается. В качестве устранения нарушений прав и законных интересов налогоплательщика налоговый орган решением № 1 от 03 марта 2008 года отменил принятое решение № 65 от 19 ноября 2007 года. Мер по отражению на лицевых счетах налогоплательщика недоимки в размере 118 055 000 руб. налоговый орган не принимал, тем самым прав последнего не нарушал.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оценивая незаконность решения № 65 от 19 ноября 2007 года, налогоплательщик обязан доказать его несоответствие нормам законодательства о налогах и сборах и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из доводов заявителя и выводов суда первой инстанции, которые не оспариваются налоговым органом, указанное решение не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.01г. №699, которое обязывает налоговый орган предоставить данному налогоплательщику реструктуризацию задолженности в установленном порядке.
Таким образом, признание судом данного решения налогового органа № 65 от 19.11.2007г. незаконным влечет устранения нарушенных прав связанных с восстановлением его права на реструктуризацию, путем отмены данного незаконного ненормативного акта, что и было исполнено налоговым органом 03 марта 2008 года.
Требование налогоплательщика о возложении на налоговый орган обязанности по сложению (списанию) задолженности по пени и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 118 055 000 руб. носит самостоятельный характер, в связи с чем возложение такой обязанности возможно только в том случае, если налоговый орган руководствуясь своим решением совершил действия по восстановлению на лицевых счетах налогоплательщика указанную сумму задолженности и это привело в свою очередь к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, налогоплательщик обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что на его лицевых счетах, на основании решения налогового органа числится задолженность в размере 118 055 000 руб. и что ее отражение на лицевых счетах нарушает права и законные интересы налогоплательщика, либо влечет для него какие-либо неблагоприятные последствия.
Вместе с тем, учитывая, что регламентация лицевых счетов не регулируется законодательством о налогах и сборах, а сведения, содержащиеся в них не являются основанием указывающим на наличие у налогоплательщика недоимки, налогоплательщик не представил доказательств того, что налоговый орган отразил на лицевых счетах налогоплательщика недоимку в указанном размере, и что такие действия налогового органа повлекли нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что в оспариваемой части налогоплательщик не доказал нарушение своих прав и законных интересов, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, возражения налогового органа удовлетворению.
Вывод суда первой инстанции о том, что вопрос о списании задолженности в размере 110 161 700 руб. было уже предметом рассмотрения в другом деле, в связи с чем в той части производство по делу подлежит прекращению, по мнению суда апелляционной инстанции является ошибочным, поскольку основания требований в деле № А19-13517/07-11 и в настоящем являются различными, различными являются и основания образования задолженности, списание которой требует заявитель.
В связи с указанным, суду первой инстанции надлежало рассмотреть в этой части требования заявителя по существу.
С учетом указанных выше обстоятельств о том, что налогоплательщик не представил доказательств того, что налоговый орган отразил на лицевых счетах налогоплательщика недоимку в указанном размере, и что такие действия налогового органа повлекли нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, в удовлетворении требований налогоплательщика в данной части также надлежит отказать, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-79/08-56 от 20 февраля 2008 года, изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
«Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 19.11.07г. № 65 «Об отмене права на проведение реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды», как не соответствующее положениям постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.01г. №699.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Востокэнергомонтаж».
В удовлетворении в остальной части требований Открытого акционерного общества «Востокэнергомонтаж» отказать».
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, расположенной по адресу: <...>, в пользу Открытого акционерного общества «Востокэнергомонтаж» (ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи И.Ю. Григорьева
Д.Н. Рылов