Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-19979/2020
«23» апреля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Сидоренко В.А., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 года по делу №А19-19979/2020 по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>), к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>) о признании недействительными решений от 27.10.2020г. №№ 048S19200034187, 048S19200034188, 048S19200034191, 048S19200034192,
(суд первой инстанции – Е.В. Дмитриенко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1 (далее – Учреждение, МБОУ г. Иркутска СОШ №1», заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№ 048S19200034187, 048S19200034188, 048S19200034191, 048S19200034192 от 27.10.2020г, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в общем размере 109 000 руб.
Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 (далее – ГУ Центр ГУ УПФ РФ в ИО №1, пенсионный фонд, фонд) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично. Решения Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области о привлечении страхователя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1 к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 048S19200034187, № 048S19200034188, № 048S19200034192 от 27.10.2020 признаны недействительными, как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 048S19200034191 от 27.10.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано недействительным в части привлечения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1 к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в сумме, превышающей 1000 рублей 00 копеек.
Суд обязал Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1.
В удовлетворении требования к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области отказано.
В обосновании суд указал, что решения № 048S19200034187, № 048S19200034188, № 048S19200034192 от 27.10.2020 вынесены необоснованно, поскольку, подав 16.09.2020г. дополняющую форму СЗВ-М за май, июнь, август 2020, МБОУ г. Иркутска СОШ №1» реализовало свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений. В отношении решения № 048S19200034191 от 27.10.2020 суд указал, что оно вынесено обоснованно, так как требования поданы за июль 2020г. поданы с пропуском установленного срока, однако, имеются основания для снижения размера финансовой санкции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.02.2021г. по делу № А19-19979/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Указывает, что по правилам действующим с 27.07 2020г в случае представления страхователем «дополняющей» формы СЗВ-М (в том числе до обнаружения Пенсионным фондом такой ошибки) в отношении работников, сведения о которых не были включены в «исходную» форму СЗВ-М, то такие действия квалифицируются как непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок и влекут ответственность по статье 17 Федерального закона от 01,04.1996 №27-ФЗ. Поскольку страхователь подал дополняющие сведения за май 2020г., июнь 2020т:, июль 2020г., август 2020г. установленного законом сроков (15 июня 2020г., 15 июля 2020г.. 17 августа 2020г. 15 сентября 2020г.) в отношении своих работников, сведения о которых не отражены в «исходной» форме СЗВ-М, то считает, что установлен факт нарушения сроков представления указанных индивидуальных сведений, следовательно, Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Российской Федерации в Иркутской области №1 обоснованно оспариваемыми решениями привлек страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.
Полагает, что суд снижая размер штрафных санкций по решению территориального органа от27.10.2020г. № 048.S19200034191 не принял во внимание следующее. Согласно вышеуказанного решения территориальный орган привлек страхователя к ответственность за несвоевременное представление индивидуальных сведений за июль 2020г. по форме СЗВ-М (дополняющая), отправленная страхователем 16.09.2020г. в отношении 54 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 27 000 руб.
В мотивировочной части решения суд указывает, что сведения за июль месяц 2020г. представлены МБОУ г Иркутска СОШ № 1 в Управление Пенсионного фонда 18.08.2020г.. то есть с нарушением установленного закона срока, в связи с этим доказан факт совершения правонарушения страхователем, но в данном случае имеются основания для снижения штрафных санкции с 27 000 руб до 1 000руб. Суд пришел к выводу о правомерности привлечения страхователя при сдаче отчетности СЗВ-М с типом «исходная», однако территориальный орган привлек страхователя за сдачу отчетности 19.09.2020г. с типом «дополняющая».
Обращает внимание суда, что МБОУ г Иркутска COIII № 1 не оспаривает факт привлечения к ответственности за несвоевременное представление исходной формы СЗВ-М за июль 2020г. 18.08 2020г. выразившееся в решение о привлечении к ответственности от 27.10 2020г. № 048S19200034189, и данное решение не является предметом спора Согласно вышеуказанного решения территориальный орган привлек по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 руб в отношении 2 застрахованных лиц. 18.08.2020г. МБОУ г. Иркутска СОШ № 1 представлена форма СЗВ-М (исходная) за июль 2020г. на 56 застрахованных яиц, что подтверждается извещением о доставке, так же 18.08.2020г. страхователем представлена СЗВ-М (отменяющая) в отношении 54 застрахованных лиц. Вследствие этого сведения на 2 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04 1996 №27-ФЗ срока, в связи чем к страхователю применены и не оспариваются заявителем финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, то есть 1 000 руб. (решение от 27.10.2020г. № 048S19200034189).
Считает, что принимая решение о снижении штрафных санкций по решению от 27.10.2020г. № 048S19200034191 суд первой инстанции не дал оценку представленным по делу доказательствам в полном объеме, не осуществил проверку оспариваемого решения и не установил их соответствие закону.
15 апреля 2021 года в судебном разбирательстве объявлен перерыв до 16 апреля 2021 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.03.2021, 16.04.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
МБОУ г. Иркутска СОШ №1» 27.05.2020, 03.07.2020, 18.08.2020, 09.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, форма СЗВ-М (исходная) за май, июнь, июль, август 2020 года на 5, 1, 56, 1 застрахованных лиц.
16.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи в дополнение к представленным сведениям заявителем представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М (дополняющая) за май, июнь, июль, август 2020 года на 57, 54, 54, 53 застрахованных лица, в отношении которых, ранее сведения по форме СЗВ-М не представлялись.
Поскольку дополнительные сведения за май, июнь, июль, август 2020 года были представлены МБОУ г. Иркутска СОШ №1» после установленных законом сроков для представления отчетности за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
По результатам проверки представленных сведений Управлением составлены акты от 22.09.2020 №№ 048S18200029209, 048S18200029262, 048S18200029280, 048S18200029282, на основании которых приняты решения от 27.10.2020г. №№ 048S19200034187, 048S19200034188, 048S19200034191, 048S19200034192 о привлечении МБОУ г. Иркутска СОШ №1» к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями МБОУ г. Иркутска СОШ №1» привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 №27- ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона в виде штрафа в общем размере 109 000 руб.
Полагая, что вышеуказанные решения Управления Пенсионного фонда не соответствует закону и нарушают права и законные интересы МБОУ г. Иркутска СОШ №1», заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» МБОУ г. Иркутска СОШ №1» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1)страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, срок представления индивидуальных сведений, указанных в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за май, июнь, июль, август 2020 года истекал 16.06.2020, 15.07.2020, 17.08.2020 и 15.09.2020.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявителем сведения по форме СЗВ-М (исходная) за май, июнь, август 2020 года представлены Учреждением в Управление Пенсионного фонда 27.05.2020, 03.07.2020, 09.09.2020 на 5, 1 и 1 застрахованных лиц, то есть в установленный законом срок, что подтверждается положительными протоколами входного контроля, согласно которым сведения о застрахованных лицах СЗВ-М были приняты Управлением без ошибок. Каких-либо извещений (уведомлений) об обнаружении неточностей, ошибок в отчете от Управления пенсионного фонда не поступало.
МБОУ г. Иркутска СОШ №1» самостоятельно выявив ошибку в не указании в форме СЗВ-М (исходная) за май, июнь, август 2020 года 57, 54 и 53 застрахованных лиц, в целях устранения выявленных нарушений МБОУ г. Иркутска СОШ №1» 16.09.2020 самостоятельно была направлена дополняющая форма СЗВ-М (дополняющая) в отношении 57, 54 и 53 застрахованных лиц за май, июнь, август 2020 года.
Сведения по форме СЗВ-М за май, июнь, август 2020 года, представленные страхователем и принятые Управлением Пенсионного фонда 16.09.2020г., представляли собой исправленную Учреждением отчетность.
Пенсионным фондом были вынесены решения от 27.10.2020г. №№ 048S19200034187, 048S19200034188, 048S19200034192 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в общем размере 82000 руб. 00 коп. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, за отчетный период май, июнь, август 2020 года.
Оценивая доводы пенсионного фонда о том, что представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах») и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п.
В соответствии с приложением к Постановлению № 83п при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" -исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" -отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктом 39 Инструкции № 766н, согласно которой страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции № 766н и Постановления № 83п суд первой инстанции правомерно признал, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Из материалов настоящего дела следует, что исходные сведения за май, июнь, август 2020 года на 5, 1 и 1 застрахованных лиц, представлены страхователем в Пенсионный фонд посредством электронного документооборота 27.05.2020, 03.07.2020, 09.09.2020 соответственно, т.е. в установленные законом сроки, что сторонами не оспаривается.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях, страхователем в пенсионный фонд посредством электронного документооборота 16.09.2020г. представлена отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за май, июнь, август 2020 года на 57, 54 и 53 застрахованных лиц, сведения в отношении которых в исходной форме отражены не были.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что подав 16.09.2020г. дополняющую форму СЗВ-М за май, июнь, август 2020, МБОУ г. Иркутска СОШ №1» реализовало свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
При этом ни Федеральный закон № 27-ФЗ, ни Инструкция № 766н не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают срок для предоставления уточняющих, дополняющих сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда.
Прежде всего, следует иметь в виду, что абзац третий статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, т.е. корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не руководствовался Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция №211н), принимаются апелляционным судом, однако, данное обстоятельство не влияет на итог рассмотрения дела по рассматриваемым эпизодам в связи со следующим.
Указанная инструкция имеет значение только в отношении сведений, поданных за август 2020 года, поскольку на дату установленного законом срока подачи сведений по остальным месяцам она еще не вступила в силу.
Согласно п.40 Инструкции №211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона №27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции №211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ, а также учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 отсутствовали основания для привлечения МБОУ г. Иркутска СОШ №1» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 по делу № А22-1060/2018 и Определении Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 о привлечении страхователя МБОУ г. Иркутска СОШ №1» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.10.2020г. №№ 048S19200034187, 048S19200034188, 048S19200034192 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа, не соответствуют требованиям Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате финансовых санкций, поэтому заявленные требования МБОУ г. Иркутска СОШ №1» подлежат удовлетворению, а решения Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 от 27.10.2020г. №№ 048S19200034187, 048S19200034188, 048S19200034192 признанию незаконными.
Вместе с тем, суд первой инстанции в отношении решения от 27.10.2020 № 048S19200034191 пришел к следующим выводам.
Вопреки требованиям пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года представлены МБОУ г. Иркутска СОШ №1 в Управление Пенсионного фонда 18.08.2019 г., то есть с нарушением установленного законом срока.Указанное обстоятельство подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в частности, актом от 22.09.2020 № 048S18200029280 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, протоколом проверки от 18.08.2020.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Пенсионным фондом доказан факт совершения страхователем правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении сведений за июль 2020 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», и правомерности привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пенсионный фонд правильно квалифицировал бездействие страхователя и исчислил размер штрафной санкции в сумме 27 000 рублей 00 копеек (54 Х 500 рублей).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Как установлено судом апелляционной инстанции, МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №.1 18.08.2020 представлена форма СЗВ-М (исходная) за отчетный период июль 2020 на 56 (пятьдесят шесть) застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке отчетности от 18.08.2020.
В отношении данного представления сведений с нарушением установленного срока (срок истекал 17.08.2020) пенсионным фондом было вынесено решение от 27.10.2020г. № 048S19200034189.
Данное решение страхователем в рамках настоящего дела не оспаривалось
Согласно от 27.10.2020 № 048S19200034191 пенсионный фонд привлек страхователя к ответственности за представление 16.09.2020 по телекоммуникационным каналам связи в дополнение к представленным сведениям сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М (дополняющая) на 54 застрахованных лица в отношении которых, как поясняет пенсионный фонд, сведения представлялись, но 18.08.2020 представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая).
Таким образом, пенсионным фондом выносилось два решения, одно по исходным сведениям, которое в настоящем деле не оспаривается, а другое по дополнительным.
Из материалов дела также следует, что представление дополнительных сведений не было обусловлено направлением пенсионным фондом уведомления.
Апелляционный суд, по тем же мотивам, что и в отношении остальных оспариваемых решений, полагает, что в таком случае оснований для привлечения к ответственности страхователя не имелось.
Действительно, Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом № 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд, как уже указывалось, исходит из того, что положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона №27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции №211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу №А73-910/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5700 по делу №А04- 5751/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5702 по делу №А04-5748/2017, от 30.10.2017 №307- КГ18-6769 по делу №А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя нарушения статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, а, соответственно, наличию оснований для признания оспариваемого решения от 27.10.2020г. № 048S19200034191 недействительным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части данного эпизода на основании п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, в удовлетворении требования к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области следует отказать, поскольку Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области оспариваемые решения не принимались.
Апелляционный суд отмечает, что пенсионный фонд просил об отмене решения суда первой инстанции в полном объеме по иным мотивам, однако, апелляционный суд повторно рассматривает дело в силу ч.1 ст.268 АПК РФ, поэтому апелляционная жалоба фактически не удовлетворена, но принято новое решение в части по существу спора.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 года по делу № А19-19979/2020 отменить в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области №1 от 27.10.2020 №048S19200034191 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в сумме, превышающей 1000 рублей 00 копеек.
В отмененной части принять по делу новый судебный акт.
Решение Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области №1 о привлечении страхователя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 1 к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 048S19200034191 от 27.10.2020 признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 года по делу № А19-19979/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи О.В.Монакова
В.А.Сидоренко