ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-12319/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 апреля 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. О. Никифорюк, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2015 года по делу А19-12319/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)о признании незаконным предписаний,
(суд первой инстанции судья Седых Н. Д.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил
Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» (далее заявитель, ЗАО «Ангарский лес», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (далее административный орган, Росприроднадзор) о признании незаконными предписаний от 07.05.2014 № ЗВАТН- 081/1, № ЗВАТН-081/2, № ЗВАТН-081/3, № ЗВАТН-081/4, № ЗВАТН-081/5, № ЗВАТН-081/6, № ЗВАТН-081/7, № ЗВАТН-081/8, № ЗВАТН-081/9, № ЗВАТН-081/10, № ЗВАТН-081/11 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемые предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ЗАО «Ангарский лес».
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО «Ангарский лес» обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что обжалуемые предписания не основаны на законе и нарушают права и законные интересы Общества.
Росприроднадзор отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что должностными лицами Росприроднадзора, на основании приказа руководителя административного органа № 359-од от 28.03.2014 в период с 08.04.2014 по 07.05.2014 проведена, плановая выездная проверка деятельности ЗАО «Ангарский лес» по соблюдению обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение ЗАО «Ангарский лес» требований действующего законодательства.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки № ЗВАТН-081 от 07.05.2014.
По результатам проведенной проверки административным органом в адрес ЗАО «Ангарский лес» выданы предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 07.05.2014 № ЗВАТН- 081/1, № ЗВАТН-081/2, № ЗВАТН-081/3, № ЗВАТН-081/4, № ЗВАТН-081/5, № ЗВАТН-081/6, № ЗВАТН-081/7, № ЗВАТН-081/8, № ЗВАТН-081/9, № ЗВАТН-081/10, № ЗВАТН-081/11.
Заявитель полагая, что указанные предписания не соответствует требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых предписаний закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов Общества этими предписаниями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования ЗАО «Ангарский лес» удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в ходе проверки административным органом установлены нарушения ЗАО «Ангарский лес» требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем:
1. На территории земельного участка, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 38:19:010105:0004) ЗАО «Ангарский лес» допустило загрязнение земель (почвы) нефтепродуктами на площади 14 квадратных метров, что является нарушением ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. ЗАО «Ангарский лес» в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации использует участки акватории Братского водохранилища (Каткон (270 км ax.), Еловка (11,5 км д.с.х.), Тунак (55,0 км д.с.х.)) с целью устройства временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, формирование плотов, выгрузки и хранения грузов без заключенного договора водопользования. Тем самым ЗАО «Ангарский лес» совершило административное правонарушение, выразившееся в использовании участков Братского водохранилище (заливы Каткон (270 км ax.), Еловка (11,5 км д.с.х.), Тунак (55,0 км д.с.х)) без документов, на основании которых возникает право пользования участками указанного водного объекта.
3. По соблюдению требований законодательства по геологическому изучению рациональному использованию и охраны недр:
ЗАО «Ангарский лес» при добыче подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения производственной базы из водозаборной скважины №3041 расположенной в п. Усть-Уда Усть-Удинского района Иркутской области, осуществляемой на основании лицензии на право пользования недрами ИРК 02417 ВЭ (государственная регистрация в Иркутскнедра 07.08.2007г. №1887) не выполняются следующие условия лицензионного соглашения (нарушение п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах»), в части:
ЗАО «Ангарский лес» с 01.01.2011 по 07.05.2014 включительно не согласовало с Иркутскнедра увеличение объема отбираемой подземной воды по отношению к установленному лицензией, а именно в 2011 году объем добытой подземной воды превысил в 3,08 раза, в 2012 году в 3,08 раза, в 2013 году в 3,11 раза (нарушен: п.4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ).
ЗАО «Ангарский лес» с 07.08.2007 (с даты государственной регистрации лицензии) по 07.05.2014 включительно не оборудовало скважину водосчетчиком и электроуровнемером, вследствие этого не фиксируется ежедневно объем отбираемой воды в скважине, не проводятся регулярные ежемесячные наблюдения за колебанием уровня воды в скважине (перед включением насосов и в процессе их работы) (нарушен: п.4.1.7 лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ).
ЗАО «Ангарский лес» с 01.01.2011 по 07.05.2014 включительно не выполнило подсчет запасов подземных вод и не представило на государственную экспертизу отчет с подсчетом запасов по результатам эксплуатации скважины №3041, данное правонарушение относится к длящемуся, поскольку с 01.01.2011 по 07.05.2014 обществом, продолжается забор подземной воды не учтенных государственным балансом запасов (нарушены: ст.29 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, п.4.1.6. лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ).
ЗАО «Ангарский лес» с 01.01.2011 по 07.05.2014 включительно добычные работы ведет без утвержденного и согласованного в установленном порядке и составленного в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и иными нормативными документами проекта на добычу подземных вод (нарушен: ст. 23.2. Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, п. 4.3. лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ).
ЗАО «Ангарский лес» с 07.08.2007 (с даты государственной регистрации лицензии) по 07.05.2014 включительно не в полном объеме предоставляет оговоренную лицензионным соглашением, ежегодную информационную отчетность в Иркутскнедра, а именно не представлялись ежегодные информационные отчеты, сведения о результатах проводимого мониторинга в скважине (нарушен: п. 4.2. условий лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ).
4. ЗАО «Ангарский лес» не разработано «Положение о производственном экологическом контроле». Нарушение требований п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
5. Генеральный директор ЗАО «Ангарский лес» ФИО1 не имеет соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением требований ст. 73 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
6. ЗАО «Ангарский лес» не представляет информацию об осуществлении производственного экологического контроля в Управление Росприроднадзора, что является нарушением п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
7. Не представлены планы природоохранных мероприятий за проверяемые периоды с 2011, 2012, 2013 гг., а также отчеты по их исполнению, что является нарушением ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды»;
8. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха по ЗАО «Ангарский лес», результаты (протоколы) проведения производственного контроля за соблюдением нормативов предельно-допустимого выброса (далее - ПДВ) на источниках выбросов за 2013 года в ходе проверки не представлены. Отсутствие на ЗАО «Ангарский лес» лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, неосуществление производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов за 2013 года, что является нарушением требований ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ч. 1, ч.З ст. 25, Федерального закон от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
9. Предприятием ЗАО «Ангарский лес» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за отчетные периоды 2011, 2012, 2013 гг. в Управление Росприроднадзора по Иркутской области не представлена, что является нарушением ст.18 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 №30;
10. ЗАО Ангарский лес» не имеет разработанных и согласованных паспортов опасных отходов на собственные отходы 1 - 4 классов опасности образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности. Соответственно имеет место нарушение ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
11. Требованиями Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 №721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами". Учет в области обращения с отходами должен вестись на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, а также на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи. Обобщенные данные поквартально должны оформляться в электронном виде согласно приложению 3 «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица) и приложению 4 «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица». В нарушение данного требования в ЗАО «Ангарский лес» представленные журналы учета образования и движения отходов производства и потребления ведутся не в установленной форме;
12. Статотчетность 2-ТП (отходы) за отчетные периоды 2011-2012-2013 гг. не представлена в Управление Росприроднадзора по Иркутской области. Нарушение порядка представление статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст.3 ФЗ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»;
13. ЗАО «Ангарский лес» не разработан и не согласован в установленном порядке Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, что является нарушением требований ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
14. Должностные лица, допущенные к обращению с отходами - мастера ФИО2 и главный механик ФИО3, заместитель генерального директора ФИО4 не имеют профессиональной подготовки в области обращения с отходами, что является нарушением ч.1 ст.15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;
15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 1, 2, 3, 4, кварталы 2012г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 г. перечислена с нарушением установленных сроков оплаты. Обязанность по внесению платы должна была быть исполнена:
за 1 квартал 2012 г. - до 20 апреля 2012 г.;
за 2 квартал 2012 г. - до 20 июля 2012 г.;
за 3 квартал 2012 г. - до 20 октября 2012 г.;
за 4 квартал 2012 г. - до 20 января 2013 г.
При этом плата за отчетные периоды 1, 2, 3, 4, кварталы перечислена 02.04.2014 г.
за 1 квартал 2013 г. - до 20 апреля 2013 г.;
за 2 квартал 2013 г. - до 20 июля 2013 г.;
за 3 квартал 2013 г. - до 20 октября 2013 г.;
за 4 квартал 2013 г. - до 20 января 2014 г.
Плата за отчетные периоды 1, 2, 3, 4, кварталы перечислена 03.04.2014;
16. В представленных расчетах платы на негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 1, 2, 3, 4, кварталы 2012 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 г. в разделах 1. «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» всех перечисленных отчетных периодов, расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных объектов произведен только по веществу «Сажа». Расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных объектов по прочим веществам выбрасываемых стационарными объектами ЗАО «Ангарский лес» не произведен;
17. В представленных расчетах платы на негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 1, 2, 3, 4, кварталы 2012 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 г. не производился расчет платы за размещение отходов производства и потребления.
Согласно выданным Управлением Росприроднадзора по результатам проверки предписаниям, ЗАО «Ангарский лес» обязано:
- провести на территории земельного участка мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель (почвы) нефтепродуктами на площади 14 квадратных метров. (Предписание № ЗВАТН-081/1 от 07.05.2014 ЗАО «Ангарский лес» предписано);
- при пользовании недрами по лицензии ИРК 02417 ВЭ согласовать с Иркутскнедра увеличение объема отбираемой подземной воды из эксплуатационной скважины №3041, расположенной в п. Усть-Уда по отношению к установленному п.4.1.2 лицензионного соглашения к указанной лицензии (Предписание № ЗВАТН-081/2 от 07.05.2014);
- при пользовании недрами по лицензии ИРК 02417 ВЭ организовывать регулярные ежемесячные наблюдения за колебанием уровня воды и ежедневный учет объема добываемой подземной воды из эксплуатационной скважины № 3041, расположенной в п. Усть-Уда, для этих целей скважину нужно оборудовать водосчетчиком и электроуровнемером, сведения заносить в журналы установленной формы, журналы представить в Управление (Предписание № ЗВАТН-081/3 от 07.05.2014);
- при пользовании недрами по лицензии ИРК 02417 ВЭ, выполнить подсчет запасов подземных вод, представить на государственную экспертизу отче с подсчетом запасов по результатам эксплуатации водозаборной скважины №3041, расположенной в п. Усть-Уда, утвердить запасы подземных вод в Территориальной комиссии по запасам (далее - ТКЗ) полезных ископаемых, представить в Управление протокол ТКЗ (Предписание № ЗВАТН-081/4 от 07.05.2014);
- при пользовании недрами по лицензии ИРК 02417 ВЭ, разработать, утвердить и согласовать в установленном порядке проект на добычу подземных вод из водозаборной скважины №3041, расположенной в п. Усть-Уда, представить проект в Управление (Предписание № ЗВАТН-081/5 от 07.05.2014);
- при пользовании недрами по лицензии ИРК 02417 ВЭ, представить в полном объеме оговоренную лицензионным соглашением ежегодную информационную отчетность и Иркутскнедра, а именно представить ежегодный информационный отчет за 2014 год, сведения о результатах проводимого мониторинга в скважинах по результатам эксплуатации водозаборной скважины №3041, расположенной в п. Усть-Уда (Предписание № ЗВАТН-081/6 от 07.05.2014);
- обеспечить подготовку ответственного лица из руководства предприятия или специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (Предписание № ЗВАТН-081/7 от 07.05.2014);
- обеспечить профессиональную подготовку специалистов, допущенных к обращению с отходами 1 - 4 классов опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы отходами I-IV класса опасности (Предписание № ЗВАТН-081/8 от 07.05.2014);
- разработать и ввести в действие Порядок учета в области обращения с отходами (Предписание № ЗВАТН-081/9 от 07.05.2014);
- представить результаты инструментального производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ (предельно допустимые выбросы) на источниках выбросов (Предписание № ЗВАТН-081/10 от 07.05.2014);
- провести сверку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за отчетные периоды 2012 г., 2013 г. с Управлением (Предписание № ЗВАТН-081/11 от 07.05.2014).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм права ЗАО «Ангарский лес» на территории земельного участка, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 38:19:010105:0004) ЗАО «Ангарский лес» допустило загрязнение земель (почвы) нефтепродуктами на площади 14 квадратных метров.
В связи с чем, предписание № ЗВАТН-081/1 от 07.05.2014 является законным.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пунктом 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ определено, что объем отбираемой воды ля собственных нужд до 650 кубических метров в сутки.
Однако, в нарушение закона объем отбираемой Обществом воды для собственных нужд превысил норматив установленный в лицензионном соглашении.
Следовательно, предписание № ЗВАТН-081/2 от 07.05.2014 так же является законным.
В соответствии с п. 4.1.7 лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ владельцу лицензии регулярно (не реже одного раза в месяц) в эксплуатационной скважине проводить наблюдения за колебанием уровня воды, а именно перед включением насоса и его работы.
Согласно ст. 11, 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
- указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
- указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
- согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
- соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
- условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
- условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
- порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Однако, в нарушение закона Общество не организовало регулярные ежемесячные наблюдения за колебанием уровня воды и ежедневный учет объема добываемой подземной воды из эксплуатационной скважины №3041, расположенной в п. Усть-Уда.
В связи с чем, предписание № ЗВАТН-081/3 от 07.05.2014 является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недропользователь обязан представлять геологическую информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.
В п. 4.1.6 лицензионного соглашения установлено, что отчет с подсчетом запасов по результатам эксплуатации необходимо представить в срок до 01.01.2011.
Вместе с тем, заявителем подсчет запасов подземных вод не производился и на государственную экспертизу с подсчетом запасов по результатам эксплуатации водозаборной скважины №3041, расположенной в п. Усть-Уда не представлялся.
Следовательно, предписание административного органа № ЗВАТН-081/4 от 07.05.2014 является законным.
Согласно ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с 4.3 лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ, любые работы по геологическому изучению и добыче производятся только в соответствии с проектами, утвержденными в установленном порядке и составленными в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и иными нормативными документами.
Пунктом 4.2 лицензионного соглашения к лицензии ИРК 02417 ВЭ оговорен порядок представления ежегодной отчетности. Проверкой установлено, что обществом такая отчетность представлялась в Иркутскнедра не в полном объеме, а именно не представлялись ежегодные информационные отчеты, сведения о результатах проводимого мониторинга в скважине.
В нарушение указанных норм права проект на добычу подземных вод ЗАО «Ангарский лес» представлен не был, ежегодные информационные отчеты, а так же сведения о результатах проводимого мониторинга в скважине не представлялись.
Таким образом, предписания №ЗВАТН-081/5 и №ЗВАТН-081/6 от 07.05.2014 об устранении Обществом вышеуказанных нарушений являются законными.
Статьей 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Однако, согласно материалам проверки ЗАО «Ангарский лес» не обеспечило подготовку ответственного лица из руководства предприятия или специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
Следовательно, предписание административного органа № ЗВАТН-081/7 от 07.05.2014 об устранении указанного нарушения – обосновано.
В соответствии с ч. 1 ст. 15, ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что в нарушение закона, Обществом лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, а так же не разработан и введен в действие Порядок учета в области обращения с отходами.
В следствии чего, предписания № ЗВАТН-081/8 и № ЗВАТН-081/9 от 07.05.2014 об устранении данных правонарушений являются законными.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1, 3 ст. 25 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.
Вместе с тем, Обществом, в нарушение данных норм права не проведен производственный экологический контроль.
Следовательно, предписание административного органа № ЗВАТН-081/10 от 07.05.2014 об устранении указанного нарушения – обосновано.
Статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за НВОС и порядка заполнения и представления формы расчета платы за НВОС» предусмотрено, что корректирующий расчет представляется при обнаружении территориальными органами Ростехнадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном расчете, фактически оказанному НВОС, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представлении подтверждающих документов в целях применения коэффициента 0 к отходам производства и потребления, которые были фактически использованы (утилизированы) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве или передающихся для использования.
Следовательно, для реализации возложенных полномочий по администрированию платежей за НВОС Управление имеет право проводить сверку расчетов платы за НВСО.
Поскольку, ЗАО «Ангарский лес» сверка расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 г., 2013 г. с Управлением не производилась, административный орган законно и обоснованно выдал Обществу предписание № ЗВАТН-081/11 от 07.05.2014.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, предписания Росприроднадзора от 07.05.2014 № ЗВАТН- 081/1, № ЗВАТН-081/2, № ЗВАТН-081/3, № ЗВАТН-081/4, № ЗВАТН-081/5, № ЗВАТН-081/6, № ЗВАТН-081/7, № ЗВАТН-081/8, № ЗВАТН-081/9, № ЗВАТН-081/10, № ЗВАТН-081/11, выданные заявителю, являются законными, обоснованными и не нарушают прав и законных интересов ЗАО «Ангарский лес».
В связи с чем, не состоятельны противоположные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе.
Иные же доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2015 года по делу А19-12319/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2015 года по делу А19-12319/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Д. Н. Рылов
Судьи В. А. Сидоренко
Е. О. Никифорюк