ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1305/20 от 22.05.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А19-27561/2019

29 мая 2020 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2020 года по делу № А19-27561/2019 по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664003, <...>) к Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 19.08.2019 № 945-71-3523/9,

в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664025, <...>),

в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,

установил:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет» (далее – заявитель, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» или учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Иркутска (далее также – Администрация), выраженного в письме от 19.08.2019 № 945-71-3523/9.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 января 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска (далее также – Комитет).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке.

Администрация в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразила согласие с решением суда первой инстанции.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.

Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия) и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 20 мая 2020 года был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 22 мая 2020 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» во исполнение приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.09.2018 № 37н обратилось в Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска с заявлением от 30.07.2019 № 25-12/141 о выдаче заключения об оценке жилых помещений, находящихся по адресам: <...> литеры А, Б, В, Г; ул. Коммунистическая, 69; ул. Байкальская, 128; мкр. Юбилейный, 17-а.

Рассмотрев указанное заявление, Комитетом принято решение об оставлении заявления учреждения без рассмотрения, о чем сообщено заявителю письмом от 19.08.2019 № 945-71-3523/9.

Заявитель, полагая, что указанное решение Администрации является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования учреждения удовлетворению не подлежат.

Частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1 статьи 16).

В соответствии частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее – Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее – жилые помещения) к специализированному жилищному фонду (пункт 1).

К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (пункт 6).

Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления, в том числе заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям (подпункт «г» пункта 13).

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации приказом от 5 сентября 2018 года № 37н утвержден Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, территориальными органами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда (далее – Порядок).

Включению в специализированный жилищный фонд Министерства подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, закрепленные за Министерством, территориальными органами Министерства и организациями, подведомственными Министерству, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (пункт 2).

Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду Министерства, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (пункт 3).

Специализированный жилищный фонд Министерства состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях (пункт 4).

Абзацем пятым пункта 11 Порядка также установлено правило, что для принятия решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Министерства вместе с предложением в жилищную комиссию Министерства, в соответствии с пунктом 13 Правил, представляется, в том числе заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства в соответствии с настоящим Порядком (пункт 16).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47  Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

Настоящее Положение в редакции проверяемого периода устанавливает, в том числе требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания (пункт 1).

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (далее – комиссия). В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (предложение второе абзаца седьмого).

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42).

Подпунктами «а» и «б» пункта 45 Положения установлено, что для рассмотрения вопроса, в том числе о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заявление о признании помещения жилым помещением и копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно абзацу первому пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с абзацем третьим пункта 46 Положения в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждению на праве оперативного управления принадлежат здания общежитий, находящиеся по адресам: <...> литеры А, Б, В, Г; ул. Коммунистическая, 69; ул. Байкальская, 128; мкр. Юбилейный, 17-а (далее также – общежития).

Учреждение обратилось в Комитет с заявлением от 30.07.2019 № 25-12/141 о выдаче заключения об оценке жилых помещений, находящихся в зданиях общежитий по адресам: <...> литеры А, Б, В, Г; ул. Коммунистическая, 69; ул. Байкальская, 128; мкр. Юбилейный, 17-а, с указанием всех жилых помещений.

К данному заявлению приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, технические паспорта в отношении нежилых зданий – общежитий с указанием, в том числе кадастровых номеров зданий, дат их присвоения и описания местоположения.

По результатам рассмотрения заявления учреждения Комитетом принято решение об оставлении его заявления без рассмотрения, о чем сообщено учреждению письмом от 19.08.2019 № 945-71-3523/9. Также письмом сообщено, что для оценки помещений установленным Положением требованиям от учреждения должны поступить правоустанавливающие документы на жилые помещения, являющиеся объектом оценки, а не на нежилые здания общежитий. Также Комитетом указано на то, что каждое помещение, расположенное в здании общежития, должно находиться на государственном кадастровом учете как жилое помещение и только тогда комиссией может быть проведена оценка его соответствия установленным Положением требованиям.

Вместе с тем, при зарегистрированном праве собственности Российской Федерации и праве оперативного управления учреждения на здания общежитий, находящиеся по адресам: <...> литеры А, Б, В, Г; ул. Коммунистическая, 69; ул. Байкальская, 128; мкр. Юбилейный, 17-а, как на единые объекты в целом, право собственности Российской Федерации и право оперативного управления учреждения на все жилые помещения в зданиях общежитий соответственно является зарезервированным.

Следовательно, обязанность, установленная подпунктом «б» пункта 45 Положения по предоставлению в комиссию копий правоустанавливающих документов на жилые помещения в рассматриваемых общежитиях, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в рассматриваемом случае отсутствует.

Относительно того, что каждое помещение, находящееся в здании общежития, должно находиться на государственном кадастровом учете как жилое помещение суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1 статьи 94).

Отношения, возникающие, в том числе в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости).

Частью 3 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).

Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о зданиях и помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в который входят, в том числе  реестр объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества  (пункты 1 и 2 части 2 статьи 7).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1 статьи 8).

В соответствии с пунктами 1 – 3 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

– вид объекта недвижимости, в том числе здание;

– кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

– описание местоположения объекта недвижимости.

В качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносится назначение здания (в том числе нежилое или жилое), если объектом недвижимости является здание (пункт 9 части 5 статьи 8).

При этом частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений в здании, в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 4 части 5).

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом о государственной регистрации недвижимости предусмотрена возможность внесения сведений в кадастр недвижимости о таких нежилых зданиях, как общежития, в которых могут находиться жилые помещения – комнаты.

Все жилые помещения в случае зарегистрированного права собственности на эти нежилые здания в последующем совместно могут быть поставлены на государственный кадастровый учет.

То есть, при заявительном характере, как государственного кадастрового учета, так и государственной регистрации прав с учетом положений  пункт 4 части 5 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости при внесении в кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимого имущества – нежилых зданиях – общежитиях, в которых находятся жилые помещения – комнаты, их государственный кадастровый учет не является обязательным.

Следовательно, у Комитета отсутствовали основания для оставления без рассмотрения заявления учреждения от 30.07.2019 № 25-12/141 о выдаче заключения об оценке жилых помещений, находящихся в зданиях общежитий по адресам: <...> литеры А, Б, В, Г; ул. Коммунистическая, 69; ул. Байкальская, 128; мкр. Юбилейный, 17-а, как по мотиву отсутствия правоустанавливающих документов на жилые помещения, являющиеся объектом оценки, так и ввиду того, что каждое помещение, находящееся в здании общежития, должно находиться на государственном кадастровом учете как жилое помещение.

В силу указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии решения Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска, выраженного в письме от 19.08.2019 № 945-71-3523/9 о возвращении заявления без рассмотрения, Жилищному кодексу Российской Федерации и нарушении им прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Администрация города Иркутска от 27 сентября 2012 года № 031-06-1916/12 утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также ее состав.

По результатам работы Комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, в виде заключения (пункт 8).

Председателем Комиссии является ФИО1 – заместитель председателя Комитета – начальник департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по градостроительной политике Администрации города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 25.12.2015 № 006-20-160258/5, Комитет является функциональным структурным подразделением (органом) Администрации города Иркутска, осуществляющим полномочия по вопросам градостроительной политики.

В целях обеспечения решения возложенных на Комитет задач Комитет, в том числе обеспечивает рассмотрение межведомственной комиссией по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции заявлений о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1.53).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, Администрация города является органом местного самоуправления города Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции.

В структуру Администрации города входят, в том числе органы Администрации города Иркутска (часть 2).

В силу указанного, по мнению суда апелляционной инстанции, учреждением правомерно заявлены требования о признании незаконным решения Администрации города Иркутска, выраженного в письме от 19.08.2019 № 945-71-3523/9 о возвращении заявления без рассмотрения, поскольку данное решение принято Комитетом по градостроительной политике Администрации города Иркутска, являющимся ее структурным подразделением (органом), осуществляющим полномочия по вопросам градостроительной политики, и обеспечивающим рассмотрение межведомственной комиссией, в том числе заявлений о признании помещения жилым помещением, данное решение подписано ФИО1 – заместителем председателем Комитета – начальником департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска, являющейся председателем Комиссии. Созданная Администрацией города Иркутска межведомственная комиссия по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска входят в единую структуру Администрации города Иркутска, органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительные и распорядительные функции.

На основании приведенных норм права и при изложенных обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2020 года по делу № А19-27561/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным решениеКомитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска, выраженное в письме от 19.08.2019 № 945-71-3523/9 о возвращении заявления без рассмотрения, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию города Иркутска(ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересовфедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) путем рассмотрения заявлением от 30.07.2019 № 25-12/141 о выдаче заключения об оценке жилых помещений в установленный законом срок.

Взыскать с Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья                                                      Сидоренко В.А.

Судьи                                                                                               Желтоухов Е.В.

                                                                                                          Басаев Д.В.