ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-25326/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 февраля 2020 года по делу № А19-25326/2019,
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Листвянский детский сад» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ГУ МЧС по Иркутской области) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району о признании незаконным предписания от 27.08.2019 № 230/1/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 февраля 2020 года по делу № А19-25326/2019 заявленное требование удовлетворено.
ГУ МЧС обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что достаточным условием исполнения предписания является наличие на объекте защиты мотопомп и пожарных рукавов нужной длины (при условии круглогодичной возможности забора воды из естественного источника противопожарного водоснабжения) и, следовательно, оспариваемое предписание соответствует критерию исполнимости.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определением суда от 14.04.2020 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 05 минут 2 июня 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 12.03.2020, 15.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, не заявили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 12.12.2018 по 18.12.2018 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району (ОНДиПР по Иркутскому району ГУ МЧС по Иркутской области) проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты - на территории, в зданиях и сооружениях МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», расположенного по адресу: <...>
По результатам проведенной проверки выявлено, что здания МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», расположенные в <...> и по ул. Горького, д. 69, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 м.
По результатам проверки составлен соответствующий акт и заявителю выдано обязательное для исполнения предписание от 18.12.2018 № 220/1/1, в котором указано на необходимость в срок до 01.08.2019 устранить допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
На основании распоряжения от 20.08.2019 № 230 должностными лицами надзорного органа проведена проверка исполнения ранее выданного предписания от 18.12.2018 № 220/1/1 и установлено, что учреждением не исполнены в установленный срок требования предписания по устранению выявленных нарушений.
Заявителю повторно выдано предписание от 27.08.2019 № 230/1/1, в котором указано на необходимость устранения тех же нарушений в срок до 01.03.2020.
Не согласившись с предписанием от 27.08.2019 № 230/1/1, МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
На основании статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае выявления контролирующим органом по результатам проведения соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения.
Одним из критериев законности предписания является конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для лица в силу закона.
Из указанного следует, что предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ).
В статье 1 Закона № 69-ФЗ определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статьям 1, 20 Закона № 69-ФЗ относятся технические регламенты и стандарты, действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
К таким документам, в частности, относится Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).
На основании части 4 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В статье 1 Закона № 69-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно статье 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В части 4 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ названы случаи, при которых допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Положения статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ согласуются с требованиями пункта 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Из примечаний 1, 2 к названному пункту СНиП 2.04.02-84* следует, что для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел. допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований подпунктов 9.27-9.33, и допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух этажей (аналогичные требования изложены в пункте 4.1 Свода правил (СП 8.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности").
На основании пункта 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований пункта 9.9 Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).
Оспариваемым предписанием заявителю вменяется отсутствие на объекте защиты источников наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (пункт 2 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ).
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, в предписании не конкретизировано, наличие какого из источников наружного противопожарного водоснабжения, перечисленных в статье 68 Федерального закона № 123-ФЗ, должно обеспечить МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», чтобы предписание считалось исполненным надлежащим образом.
Представитель ответчика ссылался на письмо начальника 1 ПСО ФПС ГУ МЧС по Иркутской области ФИО1 от 28.11.2019 (т.1 л.д.116), которое, по мнению надзорного органа, свидетельствует о том, что достаточным условием исполнения предписания является наличие на объекте защиты мотопомп и пожарных рукавов нужной длины (при условии круглогодичной возможности забора воды из естественного источника противопожарного водоснабжения). Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что данное письмо не свидетельствует о законности и исполнимости оспариваемого предписания, поскольку из предписания следует именно необходимость обеспечения учреждением наличия источников наружного противопожарного водоснабжения, к которым мотопомпы и пожарные рукава не относятся.
Относительно применения МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад» в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения противопожарных резервуаров заявителем указано, что обеспечить на территории земельного участка, занимаемого дошкольным учреждением строительство/размещение резервуара, само учреждение не может, поскольку строительство каких-либо объектов на территории Прибайкальского национального парка запрещено, кроме того, сама территория земельного участка слишком мала для размещения такого резервуара.
Данные доводы ответчиком не опровергнуты.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание следующее.
Здание МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад» в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 123-ФЗ относится по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.1. В соответствии с примечанием к пункту 4.1 СП 8.13130.2009 в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения объектов защиты, эксплуатируемых учреждением, допускается применение искусственных и естественных водоисточников.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права здания в <...> и по ул. Горького, д. 69, в которых располагается детский сад, находятся в оперативном управлении МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», земельные участки под зданиями принадлежат учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельные участки, на которых расположены здания детского сада, целиком расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Факт нахождения рассматриваемых земельных участков, равно как и всего р.п. Листвянка, на территории Прибайкальского национального парка федерального значения, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, являющейся федеральной собственностью, ответчиком по существу не оспаривается и подтверждается представленными кадастровыми паспортами, согласно которым один из участков находится в пределах 200-метровой водоохранной зоны озера Байкал, второй - в 200-метровой водоохраной зоне, прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища.
В силу пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяется, в том числе, центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. На основании абзаца 21 этого постановления в центральной экологической зоне в числе прочего запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии объективной возможности возведения учреждением резервуаров, с учетом нахождения зданий на территории Прибайкальского национального парка федерального значения, являются обоснованными.
Кроме того, само возведение каких-либо объектов для муниципального учреждения предполагает использование средств соответствующего бюджета, соответственно, является расходными обязательствами собственника имущества. МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад» не осуществляет полномочий собственника в отношении имущества учреждения.
Так, Управление образования Администрации Иркутского муниципального образования письмом от 06.12.2019 № 5259 уведомило ОНДиПР по Иркутскому району ГУ МЧС по Иркутской области о проведенных в 2019 году мероприятиях по обустройству в образовательных организациях района источников наружного противопожарного водоснабжения. Из письма следует, что управлению из бюджета района для обустройства источников наружного противопожарного водоснабжения выделены соответствующие денежные средства и на основании заключенных муниципальных контрактов выполнены работы по установке пожарных резервуаров на территории ряда школ района.
Заявителем заполнены и представлены в ОНДиПР по Иркутскому району ГУ МЧС по Иркутской области декларации пожарной безопасности в отношении зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, расположенных по адресам ул. Островского, <...> в р.п. Листвянка, №№ 25612160051-ТО-00275, 25612160051-ТО-00276. Согласно декларациям здания детского сада внутренним противопожарным водопроводом не оборудованы, имеется наружное противопожарное водоснабжение.
В письмах от 09.08.2018 № 809, от 08.08.2019 № 903 Администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения довела до МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад» перечень ближайших к зданиям детского сада источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, резервуары).
В пункте 9 части 1 статьи 14Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Соответственно, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Листвянского муниципального образования возложена на орган местного самоуправления.
Таким образом, указанный в предписании комплекс мероприятий по обустройству источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Байкальской природной территории не может вменяться в обязанность юридического лица - МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад».
Между тем, МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад» в целях исполнения предписания обращалось к главе Листвянского муниципального образования с ходатайством от 10.06.2019 № 23, в котором, в числе прочего, просило решить вопрос с ремонтом пирса для подъезда пожарной машины к источнику наружного противопожарного водоснабжения (озеро Байкал) по ул. Горького, 2 ФГБУ «Западное Прибайкалье». В ответ на данное обращение администрация направила в адрес заявителя перечень ближайших пожарных резервуаров.
Обустройство пирса также не может быть вменено в обязанность заявителю, поскольку пирс находится на землях населенного пункта, которые в свою очередь входят в территорию Прибайкальского национального парка.
В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме", несоблюдение которого вменяется учреждению, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Таким образом, из данного пункта Правил не следует, что руководитель муниципального учреждения исполняет обязанности по возведению источников наружного противопожарного водоснабжения на территории поселения.
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной в период с 14.03.2019 по 29.03.2019, ОНДиПР по Иркутскому району ГУ МЧС по Иркутской области было выдано Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения предписание от 29.03.2019 № 49/1/1, в котором предписано в срок до 01.10.2019 устранить выявленные нарушения требования пожарной безопасности, в том числе, обеспечить территорию населенного пункта р.п. Листвянка требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров (по ул. Суворова, ул. Лазо, ул. Горная, ул. Куликова, ул. Кузнецова, ул. Судзиловского, ул. Островского, ул. Чапаева, ул. Гудина, ул. Партизанская).
Во исполнение данного предписания администрация уведомила ОНДиПР по Иркутскому району ГУ МЧС по Иркутской области о ведении работ по обеспечению требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения (письмо от 29.11.2019 № 1394).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из установленных объективных обстоятельств, находящихся вне контроля МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», препятствующих исполнению требований пожарной безопасности, установленных в статьях 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ, пунктах 4.1, 9.11 СП 8.13130.2009.
Таким образом, оспариваемое предписание с учетом положений Федерального закона № 123-ФЗ, при наличии установленных по делу обстоятельствах, не может быть исполнено субъектом, которому выдано.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Однако, вопреки данным требованиям, предписание ОНДиПР по Иркутскому району ГУ МЧС по Иркутской области от 27.08.2019 № 230/1/1, выданное МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад», не отвечает требованиям исполнимости.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его незаконным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы в сфере иной экономической деятельности МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад».
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 февраля 2020 года по делу № А19-25326/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
В.А. Сидоренко