ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1333/07 от 26.04.2007 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита Дело №А19-1645/07-36

"28" апреля 2007 года -04АП-1333/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Лешуковой Т.О., Григорьевой И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л.  , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ИФНС России по Центральному округу г.Братска Иркутской области

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2007г. по делу №А19-1645/07-36, по заявлению ИФНС по Центральному округу г.Братска Иркутской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности, принятое судьей О.И. Самойловой

(фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование решения суд указал, что налоговым органом нарушена процедура составления протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя.

Не согласившись с указанным решением, ИФНС по Центральному округу г.Братска Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований инспекции. Считают, что предприниматель намеренно уклоняется от получения корреспонденции и привлечения его к административной ответственности вследствие ненадлежащего его извещения.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 04.04.2007г.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 10.04.2007г.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 11.10.1995, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.12.2006.

20.12.2006 должностными лицами налогового органа, в присутствии работника предпринимателя - продавца ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем предпринимателю павильоне, расположенном по адресу: <...>, в результате которой выявлено, что на реализуемую слабоалкогольную продукцию - напиток газированный «Джин - тоник», емк. 0,5л, сод. спирта 9 %, дата
 розлива 01.08.2006, производитель ООО «Бахус», г. Москва, по цене 32 рубля; напиток «Сидор особый Очаковский», емк. 1,5л, сод. спирта 9 %, дата розлива 25.06.2006, производитель ООО «Бахус», г. Москва, по цене 65 рублей; напиток газированный «Джин - тоник», емк. 1,5л, сод. спирта 9 %, дата розлива 28.07.2006, производитель ООО «Бахус», г.Москва, по цене 65 рублей отсутствуют документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции - сертификат соответствия, товарно-транспортная накладная, раздел Б справки к товарно-транспортной накладной.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 00459 от 20.12.2006. 18.01.2007 должностным лицом заявителя в отсутствие предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 018ф, которым установлено совершение предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23.01.2007 налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением, с приложением материалов дела, о привлечении предпринимателя к административной ответственности

Статьей 10.2 Федерального закона 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2006 № 864, которым утверждена форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, предусмотрено, что данная справка включает в себя раздел «А» и «Б».

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 указанного Закона под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Как следует из введенного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006 N 80 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции (пункты 139; 141 Правил).

Таким образом, из положений пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 102-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2006 г., пунктов 12, 139, 141 Правил продажи отдельных видов товаров, следует, что при осуществлении оборота алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, требуются товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной. Указанные сопроводительные документы удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной продукции. В случае их полного или частичного отсутствия алкогольная продукция признается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без товаросопроводительных документов и справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве объекта правонарушения указанной нормы выступает государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов Российской Федерации, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления, установленный Законом Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также Правилами продажи алкогольной продукции.

Объективная сторона правонарушения части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции - справок к товарно-транспортной накладной и сертификата соответствия.

Как следует из материалов дела у предпринимателя отсутствовали товаротранспортная накладная, справка к товаротранспортной накладной и сертификат соответствия на реализуемую слабоалкогольную продукцию - напиток газированный «Джин - тоник», емк. 0,5л, сод. спирта 9 %, дата розлива 01.08.2006, производитель ООО «Бахус», г. Москва, по цене 32 рубля; напиток «Сидор особый Очаковский», емк. 1,5л, сод. спирта 9 %, дата розлива 25.06.2006, производитель ООО «Бахус», г. Москва, по цене 65 рублей; напиток газированный «Джин - тоник», емк. 1,5л, сод. спирта 9 %, дата розлива 28.07.2006, производитель ООО «Бахус», г. Москва, по цене 65 рублей, как на момент проверки, что подтверждается: актом проверки № 00459 от 20.12.2006, так и в последующем.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в отсутствии документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, не только в момент проведения проверки, а отсутствие указанных документов вообще и невозможность их представления в дальнейшем.

По факту правонарушения, а именно, осуществления предпринимателем розничной торговли алкогольной продукцией без сертификатов соответствии, товарно-транспортной накладной и справок к товаротранспортным накладным должностным лицом заявителя -государственным налоговым инспектором, составлен протокол об административном правонарушении.

Полномочия заявителя в части составления протокола, определены подпунктом 64
 пункта 2 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных
 правонарушениях, в соответствии с которой Протоколы об административных
 правонарушения предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16. Кодекса Российской
 Федерации об административных правонарушениях уполномочены составлять

должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В Положении о Министерстве по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783 налоговые органы названы в качестве органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения - осуществления розничной торговли алкогольной продукцией без сертификатов соответствии, товарно-транспортной накладной и справок к товаросопроводительной накладной.

Вместе с тем, судом установлено существенное нарушение налоговым органом установленного Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии со статьей 26.2. Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

На основании изложенного, протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя должен быть составлен в его присутствии.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 018ф от 18.01.2007 в отношении предпринимателя составлен в отсутствие последнего.

Согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 4 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Доказательства извещения предпринимателя о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении 18.01.2007 налоговым органом не представлены.

Довод налогового органа на указание информации о времени и месте составления протокола в акте проверки не может быть принят судом во внимание, поскольку акт проверки был составлен в отсутствие предпринимателя, сведения об ознакомлении предпринимателя с актом проверки отсутствуют.

В материалах дела имеется уведомление от 09.01.2007г. №17.1-14/180 на составление протокола на 18.01.2007г. на 9.00 час., и уведомление от 21.12.2006г. №17.1-14/14080 - на 29.12.2006г. на 9.00 час.

Однако никаких отметок на данных уведомлениях о том, что они вручены предпринимателю, а также никаких почтовых квитанций, извещений, реестров о том, что они были направлены в адрес предпринимателя, в материалах дела не содержится и к апелляционной жалобе приложены не были.

Таким образом, предприниматель не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

При таких обстоятельствах, следует признать, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем указанный протокол не может служить основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности и доказательством по делу.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.

Из положений пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 102-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2006 г., пунктов 12, 139, 141 Правил продажи отдельных видов товаров, следует, что при осуществлении оборота алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, требуются товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной. Указанные сопроводительные документы удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной продукции. В случае их полного или частичного отсутствия алкогольная продукция признается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Следовательно, алкогольная продукция, обнаруженная и изъятая в павильоне, принадлежащем ИП ФИО1, согласно протоколу изъятия от 20.12.2006г. №000459, находится в незаконном обороте.

В постановлении по делу об административном правонарушении согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ должны быть решены вопросы об изъятых вещах. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Пунктом 2 статьи 25 названного Закона предусмотрено, что изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок направления на переработку или уничтожение изъятых и незаконного оборота алкогольной продукции определен Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборот либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002г. №883.

Следовательно, изъятую алкогольную продукцию, находящуюся в незаконном обороте, необходимо передать на переработку, а в случае невозможности переработки, подвергнуть уничтожению. Возвращению предпринимателю указанная алкогольная продукция не подлежит.

Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13.02.2007г., принятое по делу №А19-1645/07-36, изменить в части возврата изъятой алкогольной продукции предпринимателю. Принять в этой части новое решение.

2.Алкогольную продукцию, обнаруженную и изъятую в павильоне, принадлежащем ИП ФИО1, согласно протоколу изъятия от 20.12.2006г. №000459, находящуюся в незаконном обороте, передать в установленном порядке на переработку, а в случае невозможности переработки, подвергнуть уничтожению.

3.В остальной части решение суда оставить без изменения.

4.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий Э.П. Доржиев

Судьи И.Ю. Григорьева

Т.О. Лешукова