Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-19493/2019
«06» августа 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Корзовой Н.А., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АДМИНИСТРАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2020 года по делу №А19-19493/2019 по исковому заявлению АДМИНИСТРАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 23.12.2005, адрес: 664038 ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ РАЙОН ИРКУТСКИЙ ПОСЕЛОК МОЛОДЕЖНЫЙ ДОМ 7) к МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 11.03.2008, адрес:: 664007, <...>),ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ФИРМА "СТАФ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 15.06.1998, адрес: 664002 <...>) о признании договоров недействительными., (суд первой инстанции – Е.С. Пенюшов),
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа:
от администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения: не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Иркутской области: не явился, извещен;
от ООО Фирма "СТАФ": ФИО1 – представитель по доверенности от 25.03.2020 (представлен документ, свидетельствующий о наличии высшего юридического образования).
установил:
АДМИНИСТРАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (далее – АДМИНИСТРАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО МО, истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ), к МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Министерство), ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ФИРМА "СТАФ" (далее - ООО ФИРМА "СТАФ", общество) о признании договоров на размещение нестационарного торгового объекта № 1-ИР от 01.03.2019, № 2-ИР от 01.03.2019 недействительными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования оставлены без удовлетворения.
В обосновании суд указал, что министерство правомерно распорядилось земельным участком для размещения на нем нестационарных торговых объектов, внесенных в схему их размещения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2020 года по делу № А19- 19493/2019 отменить. Принять новый судебный акт. Признать недействительными договоры на размещение нестационарного торгового объекта № 1-ИР от 1 марта 2019 года; 2-ИР от 1 марта 2019 г., заключенные Министерством имущественных отношений Иркутской области с Обществом с ограниченной ответственностью Фирма «Стаф».
Указывает, что в собственности Молодежного муниципального образования находится автомобильная дорога общего пользования (уличная сеть) улица Спортивная с кадастровым номером 38:06:140701:2939, расположенная по адресу: <...>. Министерство распорядилось земельным участком собственником которого был орган местного самоуправления в силу закона, проигнорировав письмо Администрация от 12.03.2019 № 459, которым последняя просила не предоставлять земельные участки под размещение торговых павильонов вблизи многоквартирных домов п. Молодёжный Иркутского района Иркутской области, ответом 02.04.2019 № 03-51-931/19-18 на которое сообщило то извещение о наличии мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена и предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов путем заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Однако указанные обстоятельства судом первой инстанции надлежащей оценке не получили, суд ограничился констатацией факта законности полномочий ответчика на предоставление земельных участков на территории Иркутского района Иркутской области путем заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, вне связи с оценкой обстоятельств их размещения на автомобильной дороге общего пользования, принадлежащей истцу.
На апелляционную жалобу истца поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2020 года судебное заседание отложено до 30 июля 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2020 года в составе суда произведена замена судьи Монаковой О.В. на судью Корзову Н.А.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 28.04.2020, 06.06.2020.
Представитель общества в судебном заседании поддержала выводы суда первой инстанции, просила оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством и ООО ФИРМА "СТАФ" (пользователь) заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР, по условиям которых Министерство обязалось предоставить пользователю за плату право на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, конечная остановка, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 22 кв.м и 7 кв.м, а пользователь обязался разместить НТО согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского района на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.11.2018 № 383-пп, а также использовать участок в течение срока действия договора на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством и условиями договора.
В соответствии с пунктами 1.3 договоров от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР основанием за заключения данных договоров является пункт 15 Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 08.05.2018 № 353-пп и Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского района на 2018-2020 годы.
Согласно пунктам 1.4 Договоров от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР границы места размещения НТО, участка установлены в кадастровом паспорте участка (при наличии кадастрового номера) или в Схеме.
На основании актов приема-передачи от 01.03.2019 в пользование ООО ФИРМА "СТАФ" переданы места для размещения НТО на основании договоров от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР.
Администрация обратилась к Министерству с письмом от 12.03.2019 № 459, просила не предоставлять земельные участки под размещение торговых павильонов вблизи многоквартирных домов п. Молодёжный Иркутского района Иркутской области.
Письмом от 02.04.2019 № 03-51-931/19-18 Министерство уведомило Администрацию о том, что извещение о наличии мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена и предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов путем заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 08.05.2018 № 353-пп «Об утверждении положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Извещение) опубликовано 06.02.2019 на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в общественно-политической газете «Областная». Места под размещение нестационарных торговых объектов, указанные в извещении, установлены в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского района на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631, с изменениями от 01.08.2018 № 370. В рамках указанного извещения поступили заявления в отношении земельных участков, расположенных в районе конечной остановки п. Молодежный, Иркутского района, Иркутской области в соответствии со Схемой. На основании пункта 15 Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 08.05.2015 № 353-пп «Об утверждении Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов» Министерством принято решение о заключении договоров на размещение НТО № 1-ИР, № 2-ИР, № 3-ИР с единственными заявителями, подавшими заявления в отношении указанных мест (земельных участков).
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости 21.05.2019 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:2939, расположенный по адресу <...>; право собственности в отношении указанного земельного участка зарегистрировано за Молодежным муниципальным образованием на основании пункта 3 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 8 статьи 6 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец полагает, что договоры от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР являются недействительными (ничтожными) сделками на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поскольку заключены с нарушением требований гражданского законодательства с неуправомочным на распоряжение спорным земельным участком лицом, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о признании договоров недействительными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя общества в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп.
Проанализировав условия договоров от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанный вид договоров не предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно статье 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Оценив условия договоров от 01.03.2019 № 1-ИР и № 2-ИР, которыми согласован предмет договора – право на размещение нестационарных торговых объектов, суд первой инстанции правильно посчитал указанные договоры заключенными (статья 432 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с правилами пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со статьей 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
Частью 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33. ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, законодательно предусмотрена возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, но на конкурентной основе.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора. Следовательно, вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Действующими в настоящее время правилами размещения нестационарных торговых объектов в Иркутской области и городе Иркутске предусмотрено размещение таких объектов в соответствии со схемой размещения путем заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 302-ЭС18-22866).
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.05.2018 № 353-пп "Об утверждении Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов" (далее – Положение) утверждено Положение, которое подлежит применению при размещении нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также на земельных участках, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктами 3, 4 Положения размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Иркутской области, в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области (далее - схема размещения). Предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке в месте, определенном схемой размещения, осуществляется путем заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, форма которого утверждается правовым актом министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство).
Постановлением Постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.12.2017 № 631 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования на 2018 - 2020 годы, в которую включены НТО, подлежащие размещение на спорном земельном участке (пункты 48, 49 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования, Молодежное муниципальное образование).
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что оспариваемые договоры заключены на основании главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона т 28.12.2009 № 381-ФЗ в соответствии с Положением об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов и Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования, и на момент заключения данных договоров (01.03.2019), спорный земельный участок относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена, при этом полномочиями по распоряжению такими земельными участками, расположенными на территории Иркутского районного муниципального образования, на основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 18.12.2014 № 162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» и Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, было наделено Министерство, что свидетельствует о наличии у последнего на момент совершения оспариваемых сделок правомочий на заключение таких договоров.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.
Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Судом первой инстанции правильно учтено, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского районного муниципального образования не оспорена в установленном законом порядке, является действующей, изменения в названную схему в части исключения мест, предоставленных ООО ФИРМА "СТАФ" под размещение НТО в установленном законом порядке не внесены, что свидетельствует о правомерности заключения спорных договоров и об отсутствии правовых оснований для признания названных договоров недействительными как несоответствующих требованиям закона.
Факт того, что спорный земельный участок предназначен для эксплуатации автомобильной дороги общего пользования также не свидетельствует о недействительности спорных договоров, данные обстоятельства не лишают Администрацию права воспользоваться иными специальными правовыми инструментами обеспечения реализации публичных интересов муниципального образования.
При этом апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом в материалы настоящего дела не представлено доказательств, отвечающих в силу статьей 67, 68, 71 указанного Кодекса, одновременно признакам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, и подтверждающих факт расположения спорных НТО в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:2939, а представленный в материалы настоящего дела односторонний акт обследования земельного участка № 18 от 02.08.2019 (л.д. 63-64) не может быть признан надлежащим доказательством указанного обстоятельства в отсутствие документов, подтверждающих наличие специального образования в области геодезии у лиц, составивших данный акт.
Апелляционным судом данный акт также исследован, и из него установить, какой земельный участок обследован, чье имущество зафиксировано на фотографиях, не представляется возможным.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствуют правовые и фактические основания удовлетворения требований истца о признании оспариваемых договоров недействительными в силу ничтожности в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2020 года по делу № А19-19493/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Н.А.Корзова
Д.В.Басаев