ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-18856/2011
3 мая 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 мая 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2012 года по делу № А19-18856/2011 по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***> ОГРН <***> место нахождения: г. Шелехов Иркутской области) к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского района (ИНН <***> ОГРН <***> место нахождения: <...>) о признании незаконными действий, устранении допущенных нарушений,
третье лицо: Администрация Шелеховского муниципального района (ИНН <***> ОГРН <***> место нахождения: <...>)
(суд первой инстанции судья Габескирия М.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 13.12.2011 г.,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее истец, предприниматель, ИП ФИО1) обратился с требованием о признании незаконными действий Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района (далее ответчик, Управление), выразившихся в отказе в проведении перерасчета по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18 6 квартал переданный индивидуальному предпринимателю ФИО1 по договору аренды от 01.09.10 №Ю 78/10; об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 в месячный срок путем обязания Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района произвести перерасчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18 6 квартал с применением 0,5 налоговой ставки земельного налога.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком правомерно, при определении арендной платы, применена налоговая ставка 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Предприниматель в апелляционной жалобе указывает на несогласие с решением суда первой инстанции в полном объеме, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить требования ИП ФИО1
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность решения суда первой инстанции, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 27.08.10 № 885-ПА индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду, сроком на три года, предоставлен земельный участок площадью 1,000 га, расположенный на землях населенных пунктов г. Шелехова Иркутской области, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№ 15, 16, 17, 16, 6 квартала, к западу от действующей АЗС, кадастровый номер 38:27:000302:166, с разрешенным использованием – для строительства автостояночного комплекса.
На основании указанного постановления муниципальным образованием "Шелеховский район", представляемым Управлением по распоряжению муниципальным имуществом, действующим от имени Администрации Шелеховского муниципального района подписан с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор от 01.09.10 № Ю 78/10, в соответствии с п. 1.1. которого индивидуальному предпринимателю ФИО1 во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 1,000 га, расположенный на землях населенных пунктов г. Шелехова Иркутской области, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№ 15, 16, 17, 16, 6 квартала, к западу от действующей АЗС, кадастровый номер 38:27:000302:166, с разрешенным использованием – для строительства автостояночного комплекса Земельный участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 01.09.10.
Согласно п. 2.1. договора аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, названный договор заключен на срок 3 года с 01.09.10 по 01.09.13 и вступает в силу с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
В соответствии с п. п. 3.1., 3.6. договора, арендная плата за земельный участок, которая начисляется с даты подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка, устанавливается согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора, произведенному в соответствии с нормативно-правовыми актами Иркутской области и Шелеховского района. Расчет арендной платы производится ежегодно.
Согласно подписанному обеими сторонами расчету арендной платы на 2010 год, являющемуся приложением к договору акты земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, размер арендной платы за 3 квартал 2010 года составляет сумму 9267,12 руб., за 4 квартал 2010 года – сумму 28187 руб. 50 коп.
Названный расчет составлен на основании решения Думы Шелеховского муниципального района от 24.12.08 № 65-рд, постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.08 № 213-па, постановления Правительства Иркутской области от 27.11.08 № 101-пп, постановления Правительства Иркутской области от 18.02.09 № 31-пп, исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. земельного участка – 601,8 руб., налоговой ставки – 1,5%, коэффициентов – 2,5 и 0,5, площади земельного участка – 10000 кв. м.
Управлением по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района письмом от 08.07.2011 г. №1503 в ответ на обращение предпринимателя о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка №Ю 78/10 от 01.09.2010 г. сообщило предпринимателю ФИО1, что расчет, указанный в обращении от 09.06.2011 г., является неверным в связи с тем, что размер арендной платы за использование земельных участков не может быть менее налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок в отношении передаваемого в аренду земельного участка. Используемый процент 0,5 не обоснован и ничем не установлен.
Не согласившись с указанным ответом, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка, установлены статьей 394 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166 с разрешенным использованием – для строительства автостояночного комплекса отнесен к прочим земельным участкам в соответствии со статьей 394 НК РФ.
Согласно п. 3 главы 2 утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.08 N 213-па Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 18.02.2009 г. №31-пп, от 27.01.2010 г. №5-пп), арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, за исключением случаев определения размера арендной платы в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 9 утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.08 N 213-па Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", при заключении договора аренды земельного участка уполномоченные исполнительные органы государственной власти и уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области в этом договоре предусматривают случаи и периодичность изменения арендной платы за использование земельного участка.
При этом арендная плата за использование земельного участка ежегодно изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на уровень инфляции (максимальное значение уровня инфляции), установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка арендная плата за использование этого земельного участка изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае изменение арендной платы на уровень инфляции в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.
На основании п. 10 названного Положения, внесение арендной платы за использование земельных участков осуществляется ежеквартально, не позднее 10 числа второго месяца каждого квартала.
Постановлением губернатора Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (ред. от 08.11.2010) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам населенных пунктов (приложение 1), согласно которым, стоимость 1 кв. м земельного участка в кадастровом квартала 38:27:000302 с разрешенным использованием - для размещения гаражей и автостоянок, составляет сумму 1318 руб. 74 коп. в год.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пп. 1.1.2. Решения Думы города Шелехова от 30.10.08 № 125-рд "О земельном налоге", налоговая ставка в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков устанавливаются в размере 1,5 процента.
Решением Думы города Шелехова от 17.12.09 № 75-рд, действовавшим на дату подписания сторонами договора аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, внесены, в том числе, дополнения в п. 1.1.2. Решения Думы города Шелехова от 30.10.08 № 125-рд "О земельном налоге", согласно которым названный пункт дополнен абзацем первым, в соответствии с которым, налоговая ставка в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии неосуществления деятельности, приносящей доход, устанавливается в размере 0,5 процента.
Решением Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд отменен пункт 2 решения Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" и решение Думы города Шелехова от 20.05.2010 N 23-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" в связи с их несоответствием действующему законодательству, пункт 1.1.2 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Шелехова, утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге", изложен в следующей редакции:
"1.1.2. 0,5 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков".
В соответствии с п. 3 Решения Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд, названное решение распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Изложенная в Решении Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд редакция п. 1.1.2. действует по настоящее время.
Обращаясь в суд первой инстанции с заявлением, предприниматель указал на необходимость применения при расчете арендной платы за переданный по договору аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10 земельный участок налоговой ставки 0,5% в связи с тем, что понятие "гараж" и "автостояночный комплекс" являются синонимичными понятиями, что разрешенное использование земельного участка "строительство автостояночного комплекса" не исключает размещение на предоставленном земельном участке гаражного кооператива.
В соответствии с п. 1.1.2. Решения Думы города Шелехова от 30.10.08 № 125-рд "О земельном налоге", налоговая ставка 0,5% установлена в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов – юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями в виде объединения граждан, созданными в организационно-правовой форме потребительского кооператива.
Суд первой инстанции правомерно сослался на п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говориться, что Гаражные кооперативы, являясь некоммерческими организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и осуществляющими предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это может служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, создаются в организационно-правовой форме потребительского кооператива.
В соответствии с п. 1 ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 38 № 003032372, 18.03.05 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчиком правомерно, при определении размера арендной платы, применена налоговая ставка 1,5% в отношении прочих земельных участков, так как спорный земельный участок предоставляется именно для строительства автостояночного комплекса индивидуальному предпринимателю, а не гаражному кооперативу.
Тот факт, что на дату вынесения решения судом первой инстанции предпринимателем зарегистрирован гаражный кооператив «Бедошвиль», не может иметь значения по настоящему делу, так как в данном случае имеют значение для дела факты, совершенные до принятия решения (отказа) в перерасчете арендной платы от 08.07.2011 г. №1503.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение арбитражного суда от 26.04.11 по делу № А19-23387/10-64 является несостоятельной в связи с тем, что по указанному делу оспариваемый отказ Управления в проведении перерасчета № 3082 от 22.01.2010 дан по другим основаниям.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной оценки суда первой инстанции, данные доводы проверены и обоснованно отклонены судом, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права применительно к обстоятельствам данного конкретного дела.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с Федеральным законом №374-ФЗ от 27.12.2009 г. «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 г. №139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. №91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» о от 13.03.2007 г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»» государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1000 рублей - для организаций и 100 рублей – для физических лиц (предпринимателей).
Заявителем апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей по чеку-ордеру от 16.03.2012 г. Таким образом, государственная пошлина в размере 1900 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Иркутской области от 16 февраля 2012 года по делу № А19-18856/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2012 года по делу № А19-18856/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1900 рублей.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Д. Н. Рылов
Судьи В.А. Сидоренко
Е.В. Желтоухов