ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1653/19 от 18.06.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А19-30573/2018

«25» июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен  25 июня 2019 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Каминского В.Л., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «НК-ЭНЕРГО» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2019 года по делу №А19-30573/2018 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «НК-ЭНЕРГО» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности в размере 583 164,55 руб.,

(суд первой инстанции –  Зволейко О.Л.),

в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «НК-ЭНЕРГО» (далее - ответчик, Общество) задолженности по регулярным платежам за пользование недрами в размере 583 164,55 руб., в том числе: за 1 квартал 2018 года – 181 428,55 руб., за 2 квартал 2018 года – 200 868 руб., за 3 квартал 2018 года – 200 868 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Взыскано с общества с ограниченной ответственностью «НК-ЭНЕРГО» задолженность по регулярным платежам за пользование недрами в размере 583 164,55 руб., в том числе: за 1 квартал 2018 года – 181 428,55 руб., за 2 квартал 2018 года – 200 868 руб., за 3 квартал 2018 года –7 200 868 руб. с зачислением в соответствующий бюджет, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 14663, 29 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «НК-ЭНЕРГО»  обратилось с апелляционной жалобой, в которой проситотменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2019 года по делу №А19-30573/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Общество в апелляционной жалобе просит оставить заявление без рассмотрения, в связи с несоблюдением налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, общество указало, что из положений НК РФ не следует, что платежи за пользование недрами относятся к налоговым платежам, в связи, с чем считает отсутствие у налогового органа полномочий администратора на взыскивание данных платежей.

В материалы дела письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 26.04.2019.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «НК-ЭНЕРГО» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.06.2015 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

Основной вид деятельности – работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Общество является плательщиком регулярных платежей за пользование недрами на территории РФ.

 Обществом в инспекцию 07.04.2018 представлен расчет регулярных платежей за пользование недрами за 1 квартал 2018 года, согласно которому сумма к уплате составляет 200 868 руб. по сроку уплаты 03.05.2018. В связи с частичной оплатой платежей за пользование недрами сумма задолженности за указанный период составила 181 428, 55 руб.

Также 10.07.2018 ООО «НК-ЭНЕРГО» в инспекцию представлен расчет регулярных платежей за пользование недрами за 2 квартал 2018 года, в соответствии с которым сумму к уплате составляет 200 868 руб. по сроку уплаты 31.07.2018.

25.10.2018 ответчиком в налоговый орган представлен расчет регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года, в соответствии с которым сумму к уплате составляет 200 868 руб. по сроку уплаты 31.10.2018.

В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке обязанности по оплате регулярных платежей за пользование недрами, инспекцией в адрес ответчика направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состояния на 15.05.2018 №6093, на 06.11.2018 №10835, на 03.08.2018 №8785.

Неуплата ответчиком регулярных платежей за пользование недрами, установленных в требованиях, явилась основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

 Недропользователь обязан ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в территориальные органы Федеральной налоговой службы по месту нахождения участка недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с Минприроды России (пункт 6 статьи 43 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 Закона РФ «О недрах»).

В силу пункта 2 статьи 43 Закона РФ «О недрах» размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы имеют полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет РФ не только налогов и сборов, но и иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В НК РФ (в п. п. 7, 8 ст. 346.35) в качестве налогов (сборов), уплачиваемых в рамках различных видов СРП, указаны платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные сборы.

 Отклоняя довод апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа полномочий администратора по взыскиванию данной задолженности, суд апелляционной инстанции поддерживает суд первой инстанции, правильно указавший следующее.

Статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, в частности, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.

Федеральным законом от 29.11.2019 №459 «О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» функции администратора регулярных платежей возложены на налоговые органы.

Следовательно, обращение налогового органа в суд с настоящим заявлением правомерно.

Довод ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, относятся к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и рассматриваются судом в порядке административного судопроизводства.

На основании части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не  исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).

Согласно пункту 2 статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Таким образом, при взыскании в судебном порядке обязательных платежей и санкций, в том числе по регулярным платежам за пользование недрами должен быть соблюден досудебный порядок взыскания в виде предложения о добровольной уплате задолженности.

Из представленных материалов дела следует, что ответчику отправлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15.05.2018 №6093, на 06.11.2018 №10835, на 03.08.2018 №8785, что подтверждается реестром о направлении документов по ТКС, следовательно, суд первой инстанции правильно посчитал соблюденным досудебный порядок урегулирования спора заявителем, в связи с чем, правовые основания для оставления заявленных требований без рассмотрения отсутствуют.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществом представлены расчеты регулярных платежей за пользование недрами за 1 квартал 2018 года, за 2 квартал 2018 года, за 3 квартал 2018 года. Однако ответчиком обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами за 1 квартал 2018 года – 181 428,55 руб., за 2 квартал 2018 года – 200 868 руб., за 3 квартал 2018 года – 200 868 руб. не исполнена. Общая сумма задолженности составляет 583 164,55 руб.

Наличие задолженности по налогу подтверждается расчетом, представленным налогоплательщиком в налоговый орган.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15.05.2018 №6093, на 06.11.2018 №10835, на 03.08.2018 №8785, Данными требованиями налогоплательщику было предложено погасить числящуюся за ним задолженность в срок до 06.06.2018, 28.11.2018, 27.08.2018.

Указанные требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов налогоплательщик в установленные сроки не исполнил.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Налоговым органом не принималось решение о взыскании в порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования налогового органа законны, обоснованы, документально подтверждены, подлежат удовлетворению в полном размере.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой фактически повторяют доводы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2019 года по делу №А19-30573/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.ФИО1

Судьи                                                                                                           В.Л.Каминский

                                                                                                          Е.В.Желтоухов