ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1773/20 от 17.09.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                   Дело №А19-27386/2019

«24» сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен  24 сентября 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей Сидоренко В.А., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИРКУТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СИБИРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КИОКУСИНКАЙ КАРАТЕ» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу №А19-27386/2019 по исковому заявлению УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ИНН 3849057080, ОГРН 1163850050946, адрес: 664003, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА КИЕВСКАЯ, ДОМ 2) к ИРКУТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СИБИРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КИОКУСИНКАЙ КАРАТЕ» (ИНН 3812057101, ОГРН 1163850071582, адрес: 664037, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ЯКОБИ, ДОМ 10, КВАРТИРА 3) о взыскании 369500 руб. 52 коп.,

(суд первой инстанции – Д.А. Филатов),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

установил:

Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политики и культуре администрации города Иркутска (далее – заявитель, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» (далее – заинтересованное лицо, Общественная организация, ответчик) о взыскании денежных средств предоставленной субсидии в размере 369 500 руб. 52коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены. Взыскано с ИРКУТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СИБИРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КИОКУСИНКАЙ КАРАТЕ» в пользу УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА 369 500 руб. 52коп., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб.

В обосновании суд указал, что проект летнего лагеря ответчиком был реализован, однако, расходы на него были покрыты стоимостью путевок, следовательно, невозможно установить, куда были направлены средства субсидии, основания для ее возврата имеются.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2020 по делу № №А19-27386/2019 полностью и принять новый судебный акт.

Полагает, что копии путевок не являются первичным бухгалтерским документом, не подтверждают размер платежей, а родители детей письменно подтвердили, что они заплатили около 8-9 тысяч рублей за путевку.

Кроме того, субсидии могут быть возращены, только если получатель субсидии предоставил недостоверную информацию при ее получении, либо использовал субсидию нецелевым образом.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 года судебное заседание отложено до 06 августа 2020 года.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2019 года в составе суда произведена замена судьи Ломако Н.В. на судью Корзову Н.А.

06 августа 2020 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 07 августа 2020 года.

07 августа 2020 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 августа 2020 года.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2020 судебное заседание отложено до 17 сентября 2020 года.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 года в составе суда произведена замена судьи Корзовой на судью Сидоренко В.А.

На апелляционную жалобу поступил отзыв комитета, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 14.05.2020, 12.06.2020, 07.08.2020, 08.08.2020, 11.09.2020.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иркутская региональная общественная организация «Сибирская федерация Киокусинкай карате» зарегистрирована 23.05.2016 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1163850071582.

Согласно Положению о предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 20.06.2018 №031- 06-591/8 (далее – Положение), Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска является уполномоченным органом по предоставлению субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

В соответствии с пунктом 2 Положения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

По итогам проведенного конкурса между Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» (получатель) и Управлением культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска 01.10.2018 заключен договор №010-64-1102/8 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время (далее – Договор).

В силу пункта 1.1 Договора предметом договора является предоставление из бюджета города Иркутска в 2018 году субсидии: в целях стимулирования деятельности по организации отдыха детей города Иркутска в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время; в целях реализации Получателем проекта Летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен».

Согласно пункту 2.1 Договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации расходов бюджета города Иркутска в размере 369500 руб. 52 коп.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 3.1.1.1 Договора являлось предоставление документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства, полученные Получателем, за исключением средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в размере не менее 21 процента от общего объема расходов на реализацию мероприятий, возмещение которых осуществляется частично за счет субсидии.

Субсидия в размере 369500 руб. 52 коп. перечислена Общественной организации платежным поручением от 14.12.2018 №551.

По результатам проверки, проведенной Управлением, установлено, что согласно Отчету о фактических расходах затраты Организации на проведение проекта летнего оздоровительного лагеря «Байкал-Дзен» составили 1004700 руб., которые в полном объеме возмещены за счет средств от реализации путевок – 1004700 руб. В связи с чем необходимость в средствах субсидии на цели возмещения затрат, возникших в связи с реализацией проекта, у Организации отсутствовала.

Управлением в адрес Общественной организации направлено требование от 12.09.2019 №235-74-411/19 о возврате полученной субсидии.

В связи с неисполнением ответчиком указанного требования, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общественной организации субсидии в размере 369500 руб. 52 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, дополнительных пояснений, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации города Иркутска от 20.06.2018 №031-06-591/8 утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время, также утверждено Положение о конкурсной комиссии по предоставлению из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

По результатам конкурса между Управлением культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска и Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» заключен договор от 01.10.2018 №010-64-1102/8 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии на возмещение затрат по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 3.1.1.1 Договора являлось предоставление документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства, полученные Получателем, за исключением средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в размере не менее 21 процента от общего объема расходов на реализацию мероприятий, возмещение которых осуществляется частично за счет субсидии.

В соответствии с пунктами 30-31 Положения Управление, уполномоченные органы муниципального финансового контроля города Иркутска осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий; Управление осуществляет контроль за фактической реализацией проектов посредством проведения проверок получателей субсидий.

В силу пункта 33 Положения полученные субсидии подлежат возврату в бюджет города Иркутска в случаях выявления по фактам проверок, проведенных Управлением и уполномоченным органом муниципального финансового контроля города Иркутска нарушения получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии (в полном объеме предоставленной субсидии).

Аналогичная норма также содержится в пункте 5.2. Договора, согласно которому полученная субсидия подлежит возврату в бюджет города Иркутска в случаях выявления по фактам проверок, проведенных Управлением     и уполномоченным органом муниципального финансового контроля города Иркутска, нарушения получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии (в полном объеме предоставленной субсидии). На основании приказа начальника управления финансового контроля администрации города Иркутска от 28.06.2019 №376-08-23/19 в Управлении проведено плановое контрольное мероприятие на тему: «Соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время» в 2018 году.

В силу абзаца первого статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу части 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что ответчик не выполнил условия, предусмотренные пунктом 3.1.1.1 Договора. По результатам проведенного контрольного мероприятия установлено, что согласно Отчету о фактических расходах затраты Общественной организации на проведение проекта летнего оздоровительного лагеря «Байкал-Дзен» составили 1004700 руб., которые в полном объеме были возмещены за счет средств от реализации путевок - 1004700 руб., из чего следует, что необходимость в средствах субсидии на цели возмещения затрат, возникших в связи с реализацией проекта, у Ответчика отсутствовала.

В соответствии с пунктом 35 Положения в случае выявления фактов нарушения условий использования субсидии получатель субсидии должен вернуть субсидию в течение 10 календарных дней, на основании подпункта 4.3.8.2 Договора на Ответчика возложена обязанность по обеспечению возврата суммы субсидии в бюджет города Иркутска в сроки, установленные в требовании о возврате. Однако добровольный возврат денежных средств Ответчиком осуществлен не был.

Доказательств соблюдения условий предоставления субсидии по договору от 01.10.2018 №010-64-1102/8 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время, либо наличия объективных обстоятельств, не позволивших Общественной организации должным образом выполнить условия Договора ответчиком в материалы дела не представлено.

Доказательств возврата субсидии в установленный срок Общественной организацией также не представлено.

Суд первой инстанции при этом посчитал необоснованным довод Ответчика о том, что им был реализован проект: Летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен» в соответствии с пунктом 1.1 Договора, о чем был представлен отчет в Управление, поэтому проект соответствует показателям результативности, поскольку правлением не оспаривается тот факт, что Общественной организацией был реализован проект Летний оздоровительный лагерь «Байкал-Дзен». При этом в связи с тем, что расходы на реализацию указанного проекта были компенсированы Ответчиком самостоятельно за счет средств, полученных от реализации путевок в размере 1004700 руб., невозможно установить, куда были направлены средства субсидии в размере 369500 руб. 52 коп.

Довод Общественной организации о том, что информация о стоимости путевок является завышенной и недостоверной, а также о том, что первичные учетные документы (путевки) не соответствуют требованиям федерального законодательства о бухгалтерском учете, также был отклонен.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг. При этом предоставление субсидий именно некоммерческим организациям регламентируется статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая подлежит непосредственному применению к сложившимся между Управлением и Ответчиком правоотношениям.

Предоставление субсидии для финансового обеспечения затрат направлено на то, чтобы обеспечить реализацию проекта, то есть реализация проекта является первичной целью, а не получение прибыли от реализации проекта за счет средств субсидии.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование Управления культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политики и культуре администрации города Иркутска о взыскании с Иркутской региональной общественной организации «Сибирская федерация Киокусинкай карате» денежных средств предоставленной субсидии в размере 369500 руб. 52 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласиться не может, в связи со следующим.

Ни из Положения, ни из условий договора не следует, что получатель субсидии не должен иметь денежных средств меньше, чем указал в смете расходов, как не следует и того, что получатель субсидии не должен получить прибыль за счет продажи путевок или оказания иных платных услуг.

Ссылка комитета на п/п 8. п.4 Положения сама по себе указанных выводов апелляционного суда не опровергает, поскольку п/п 9 этого же пункта Положения установлено, что у получателя субсидии должны быть собственные средства на реализацию проекта, а п/п.10 этого же пункта установлен запрет только на получение средств из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию проекта. Иных ограничений по источникам финансирования не установлено, более того, не закреплено и механизма, который ограничивал бы стоимость путевки в связи с получением субсидии.

Судом первой инстанции верно отмечено, что согласно пункту 33 Положения полученные субсидии подлежат возврату в бюджет города Иркутска в случаях выявления по фактам проверок, проведенных Управлением и уполномоченным органом муниципального финансового контроля города Иркутска нарушения получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии (в полном объеме предоставленной субсидии).

Иных оснований для возврата субсидии не предусмотрено.

Из материалов дела, а также дополнительно представленных апелляционному суду материалов о порядке проведения конкурса на получение субсидий (приказы о создании комиссии, о допуске участников, протокол заседания конкурсной комиссии от 10.07.2018г.), апелляционный суд усматривает, что требований к ограничению финансирования в связи с предоставлением субсидий, к стоимости путевок, установлено не было, таким образом, организация представила необходимый пакет документов, содержащих достоверные сведения. В результате реализации проекта поставленные цели достигнуты, нецелевого использования субсидии также не усматривается.

Апелляционный суд также отмечает, что договор был заключен и субсидия была выплачена уже после реализации проекта, что не противоречит и соответствует п.28 Положения, согласно которому субсидия перечисляется только после представления отчета о фактических расходах и отчета о достижении целевых показателей, а сам пакет документов предоставляется до 01 октября, то есть, организация должна была изыскать финансирование на реализацию проекта, а при такой организации деятельности любое лицо, выигравшее конкурс, но вовремя не получившее субсидию, так и не должно ее получить, согласно подходу комитета, поскольку затраты уже оплачены и необходимость в субсидии отпала.

Согласно ч.1 ст.123.1  Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации не могут иметь в качестве основной цели извлечение прибыли, однако, законом не запрещено некоммерческим организациям участвовать  предпринимательской деятельности и получать доход, если это соответствует цели их деятельности.

Таким образом, доводы комитета и выводы суда первой инстанции о том, предоставление субсидии для финансового обеспечения затрат направлено на то, чтобы обеспечить реализацию проекта, то есть реализация проекта является первичной целью, а не получение прибыли от реализации проекта за счет средств субсидии, не могут быть приняты как основания для удовлетворения требований.

Согласно акту  от 02.08.2019г. (страницы 23-26) у комитета имелись претензии к составу понесенных расходов и их размеров, например транспортные расходы в размере 38 617руб., отсутствие договора при наличии платежных документов по транспортным расходам на сумму 66 300руб., приобретение инвентаря задолго до реализации проекта (52 381руб., 138 600руб.), удлинителя на бобине стоимостью 2 500руб., всего на сумму 259781руб.

Апелляционный суд полагает, что данные выводы не могут быть учтены, поскольку предоставление субсидий на покрытие расходов не означает, что необходимое оборудование должно быть закуплено только после ее получения, также отсутствие договора на перевозку при наличии счетов и платежных документов не свидетельствует  о незаключенности договора и об отсутствии расходов. Кроме того, даже если убрать указанные суммы из расходов, оставшаяся сумма обоснованных расходов будет больше суммы субсидии.

Исходя из изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для возврата субсидии не имелось, поэтому в удовлетворении требований следовало отказать. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч.2 ст.270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу №А19-27386/2019 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Е.О.Никифорюк

Судьи                                                                                                           В.А.Сидоренко

                                                                                                          Д.В.Басаев