ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1868/20 от 30.06.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А19-18135/2019

«08» июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен  08 июля 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Монаковой О.В., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу № А19-18135/2019 по исковому заявлению Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН <***>, ИНН <***>); Шелеховское лесничество Минобороны России (адрес: 666026, <...>), о признании обременения отсутствующим,

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):

от Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования: не явились, извещены;

от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО1 – представитель по доверенности от 17.04.2019 (документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования имеются в материалах дела);

от Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;

от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены;

от Шелеховского лесничества Минобороны России: не явились, извещены.

установил:

Администрация городского поселения Белореченского муниципального образования (далее - Администрация гп Белореченского МО) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России) о признании обременения в виде наложения «запретной зоны» военного объекта отсутствующим на:

- земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1750, собственник Белореченское муниципальное образование Усольского района Иркутской области на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.02.2016, номер государственной регистрации № 38-38/012/012/015/2016-553/1 (ограничения не установлены), площадью 310 699 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:38, собственник Белореченское муниципальное образование Усольского района Иркутской области на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.08.2013, номер государственной регистрации № 38-38-12/024/2013-840, площадью 8 477 313 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для спецобъекта.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано отсутствующим обременение в виде наложения «запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:1750, 38:16:000040:38.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу № А19-18135/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправомерно отказал в передачи дела на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по месту нахождения ответчика – Министерства обороны РФ.Кроме того, судом не учтен тот факт, что истцу стало известно о том, что он как собственник объекта недвижимости, ограничен в праве владения земельным участком, не из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета или регистрации прав от 02.07.2019, а из кадастровой выписке о земельном участке от 24.05.2018, представленной в материалы дела.Также заявитель жалобы указывает на противоречивость решения суда, на отсутствие нормативно-правовой обязанности по проведению землеустроительных работ при формировании границ запретной зоны военного объекта и на то, что исключение из ЕГРЮЛ военного объекта не прекращает его деятельность как административно-хозяйственной единицы Вооруженных Сил РФ.

В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что требование истца о необходимости признания обременения в виде наложения запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации отсутствующим, по своей сути, напрямую вытекает из требования о признании незаконными действий или нормативных актов органов Министерства обороны Российской Федерации. Поэтому, по мнению ответчика, в настоящем случае, требование о признании обременения отсутствующим, невозможно без обжалования действий или бездействий органов власти или обжалования нормативного акта, а именно решения Межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015, что предусмотрено главой 24 АПК РФ.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в которых истец, возражая доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 18.04.2020.

Определением Четвертого арбитражного суда от 19.06.2020 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Никифорюк Е.О. на судью Монакову О.В. в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 23 июня 2020 года был объявлен перерыв до 14 часов 10 минут 25 июня 2020 года,  в судебном заседании 25 июня 2020 года объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 30 июня 2020 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети интернет.

Истец, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, просил решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 № 192 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области» из федеральной собственности в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области переданы объекты недвижимого имущества военного городка № 1, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:38 в границах военного городка № 1.

Согласно отзыву ФГБУ "ФКП Росреестра" на исковое заявление, сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 38:16:000040:38 внесены в ЕГРН 16.02.2004 на основании Инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках 38:16:000040, утвержденной руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках № ГЗК-1Т.Р-11-02-01, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001, письмом Роснедвижимости от 08.04.2005 №ВК/0242 "Об изменении Указаний территориальным органам Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Роснедвижимостью 08.04.2005.

Категория земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:38 изменена 11.04.2018 с «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «земли населенных пунктов», в связи внесением в ЕГРН сведений о границах населенного пункта р.п. Белореченский Усольского района, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона 5 от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

 Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что право собственности Белореченского муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:38 площадью 8477313 кв.м зарегистрировано на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 № 192 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области» 16.08.2013 за номером государственной регистрации 38-38-12/025/2013-840 (Свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2016, выписка из ЕГРН). Земельный участок с кадастровым номером 38:166000040:1750 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:38, поставлен на государственный кадастровый учет 18.02.2015 на основании заявления от 10.02.2015, межевого плана о 18.02.2015.

Сведения о праве собственности Белореченского муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1750 площадью 310 699 кв.м внесены в ЕГРН 17.02.2016 за номером государственной регистрации 38-38/012-38/012/015/2016-553/1 (Свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2016, кадастровая выписка о земельном участке от 24.05.2018).

Категория земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1750 изменена с «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «земли населенных пунктов» 11.04.2018, в связи внесением в ЕГРН сведений о границах населенного пункта р.п. Белореченский Усольского района, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

На основании заявления от 17.05.2018, доверенности от 06.02.2018, решения Думы городского поселения Белореченского муниципального образования «О внесении изменений в Решение Думы городского поселения Белореченского муниципального образования от 19.01.2011 № 268 об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения Белореченского муниципального образования»», Справки Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования от 04.05.2018 № 1023, фрагмента карты на земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1750, 6 24.05.2018 изменен вид разрешенного использования с «для спецобъекта» на «объекты индивидуального жилищного строительства».

В ходе подготовки документации для передачи земельных участков для льготной категории граждан на основании Закона Иркутской области от 28.12.2015№ 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» Администрацией выявлены обстоятельства, препятствующие проведению регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровым номером 38:16:000040:1750 и с кадастровым номером 38:16:000040:38, поскольку в ЕГРН внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий: «запретная зона военного объекта», установленная на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных зон и иных зон с особым условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, и органов выполняющих задачи в области обороны страны».

Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 02.07.2019 № КУВД-001/2019-7414992 в отношении земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1750 и предоставленного многодетной семье в порядке, установленном законом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указало на наличие обременения в виде ограничения прав на данный земельный участок.

Истец полагает незаконным, нарушающим права и интересы Белореченского муниципального образования установление границы запретной зоны военного объекта с наложением на границы земель, собственником которых является муниципальное образование, поскольку Администрация гп Белореченского МО не принимала участие в работе межведомственной комиссии при рассмотрении вопроса об установлении границ запретной зоны; согласование границ запретной зоны с администрацией не проведено, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о признании обременения отсутствующим.

Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обороны РФ обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Апелляционный суд, отклоняет довод апелляционной жалобы о неправомерности отказа в передачи настоящего дела в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» в соответствии с частью 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации.

Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой нрава собственности и других вещных нрав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или  иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о прекращении права или обременения отсутствующим.

Таким образом, в связи с нахождением спорного недвижимого имущества на территории Иркутской области, исковое заявление Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования правомерно рассмотрено Арбитражным судом Иркутской области.

Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о выборе истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права и необходимости обращения истца в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежащее рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, как правообладатель земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, не был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны.

Истец не принимал участие в работе Межведомственной комиссии при рассмотрении вопроса об установлении границ запретной зоны, согласование границ запретной зоны с истцом не проведено, с ненормативным правовым актом истца никто не ознакомил, в адрес истца не направлял.

Следовательно, в установленный законом срок Администрации не могла обжаловать какой-либо ненормативный правовой акт.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В рамках настоящего спора предъявлено требование о признании обременения отсутствующим.  

Согласно пункту 7 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, обращающимся в суд за судебной защитой, при этом избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с пунктом 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является  лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.

На основании изложенного, апелляционный суд, поддерживая суд первой инстанции, рассмотревший по существу заявленные требования истца, отклоняет довод апелляционной жалобы о ненадлежащем способе защиты права истцом. При этом апелляционный суд отклоняет ссылку ответчика на судебную практику, поскольку выбор лиц, участвующих в указанных судебных делах, определенного способа защиты своего нарушенного права не обязывает других субъектов выбирать такой же способ защиты.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции верно установлены обстоятельства дела, правильно применены следующие нормы права.

Согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерноопасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 93 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405) утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 "запретная зона" - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с указанным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; к военным объектам  относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. Следовательно, к военным объектам относятся, в том числе земельные участки, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.

В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.

На основании пункта 5.1 статьи 87 ЗК РФ (действовавшего в спорный период) обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.

В силу пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 решение о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.

В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.

Согласно пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 межведомственная комиссия в целях реализации своих функций:

а) запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций информацию по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии;

б) заслушивает представителей федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии;

в) разрешает разногласия между федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) по вопросам, связанным с установлением и изменением границ, а также с упразднением и определением параметров запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405, на основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

По пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

Пунктами 10 - 14 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 установлены ограничения использования земельных участков в границах запретной зоны военного объекта, к которым в том числе относится запрет на проведение строительных, хозяйственных и иных работ, запрет строительства объектов капитального строительства производственного и социально-бытового назначения, необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, проживания и нахождения физических лиц в границах запретной зоны. В силу положений статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1).

 В силу пункта 2 статьи 56 ЗК РФ к ограничениям прав на землю относятся, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3).

В соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти  по вопросам обороны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135), закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны, с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны. Закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны леса исключаются из состава лесного фонда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решение о необходимости установления запретной зоны на территории Белореченского муниципального образования принято Межведомственной комиссией на заседании от 08.10.2015, организованной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405, в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2015 № 396 «О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», а также № 397 «Об утверждении состава межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». К протоколу заседания Межведомственной комиссии приложены графические данные границ запретных зон Шелеховского лесничества Минобороны России.

Издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 № 1188дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».

На основании утвержденной в результате работы Межведомственной комиссии карты (плана) объекта землеустройства (запретной зоны) от 17.12.2015 сведения о запретной зоне внесены в ГКН 15.02.2016 с присвоением данному объекту регистрационного номера 38.00.2.9.

Согласно пояснений ответчиков «запретные зоны военного объекта» на территории Шелеховского лесничества Минобороны России установлены на основании материалов лесоустройства, утвержденных в 2003 году, приняты во внимание правоустанавливающие документы об отводе лесных площадей, в том числе распоряжение Совета Министров СССР от 26.12.1947 № 19218-рс с учетом фактического расположения в границах лесничества Минобороны России действующих военных объектов.

В соответствии с пунктом 5.3 статьи 87 ЗК РФ, действовавшим в период установления «запретной зоны военного объекта» на территории Шелеховского лесничества Минобороны России,  правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах зоны, установлен постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 № 662 "Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны".

 Как следует из материалов дела в границы запретной зоны военного объекта входят земельные участки с кадастровым номером 38:16:000040:38 и с кадастровым номером 38:16:000040:1750, входящие в состав Белореченского муниципального образования Усольского района Иркутской области, право собственности в отношении которых зарегистрировано за Белореченским муниципальным образованием на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 № 192 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области».

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком, военный объект (войсковая часть), располагавшийся на территории Усольского муниципального образования прекратил деятельность юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (как признанное прекратившим свою деятельность); из пояснений представителя ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России следует, что в границах спорных земельных участков военные объекты в настоящее время отсутствуют; приказом заместителя Министра обороны РФ от 22.03.2013г. № 192 земельный участок и все расположенные на нем объекты были переданы в собственность муниципалитета без каких либо обременений и ограничений.

С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что после исключения военного объекта из ЕГРЮЛ объект не прекратил свою деятельность как административно-хозяйственной единицы Вооруженных Сил РФ. При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что, несмотря на неоднократные предложения суда первой инстанции о представлении в материалы дела доказательств нахождения на земельном участке объектов, определяющих необходимость установления запретной зоны, такие доказательства ответчиками представлены не были.

Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что  включение в 2015 году в границы запретной зоны военного объекта, имущество и земельные участки которого в 2013 году были переданы Министерством обороны в собственность  муниципального образования, нарушает права данного муниципального образования в лице Администрации гп Белореченского МО, поскольку устанавливает ограничения в реализации правомочий собственника.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции, доказательств соблюдения процедуры уведомления истца о рассмотрении Межведомственной комиссией вопроса об установлении запретной зоны на территории Белореченского муниципального образования в части включения в границы такой зоны земельных участков с кадастровым номером 38:16:000040:38 и с кадастровым номером 38:16:000040:1750, в материалы дела не представлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 процедуры установления запретной зоны военного объекта в части включения в границы запретной зоны земельных участков, находящихся на праве собственности у Белореченского муниципального образования.

Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, апелляционный суд обращает внимание на то, что, несмотря на неоднократные предложения суда первой инстанции, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиками в материалы дела не представлено доказательств соблюдения Межведомственной комиссии процедуры согласования границ запретной зоны в части включения в границы запретной зоны земельных участков Белореченского муниципального образования с органами местного самоуправления, в рассматриваемом случае с Администрацией гп Белореченского МО, установленной пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405, как не представлено и доказательств проведения землеустроительных работ при формировании границ запретной зоны военного объекта.

Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии установленной нормативно-правовыми актами обязанности по проведению землеустроительных работ при формировании границ запретной зоны военного объекта. Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции указал на нормы пунктов 16, 21 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», а также на статью 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из совокупного содержания которых следует, что к решению межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны прилагается описание местоположения границ установленной зоны на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; на основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны в 2-х месячный срок обеспечивается составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны;  сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Между тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком,  границы и площадь земельного участка, отнесенного к запретной зоне военного объекта, определены на основании распоряжения Совета Министров СССР от 26.12.1947 № 19218-рс и материалов лесоустройства, утвержденных в 2003 году. При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, Межведомственной комиссией при принятии решения от 08.10.2015 не было учтено, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 № 192 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области» земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и  38:16:000040:1750 были переданы в собственность муниципального образования.

Апелляционный суд не усматривает в изложенном выводе суда первой инстанции никаких противоречий. Поскольку, приняв во внимание приказ заместителя Министра обороны РФ от 22.03.2013 № 192, Межведомственная комиссия во исполнение норм пункта 17 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 в целях реализации своих функций запросила бы информацию и согласовала бы возникающие вопросы с органами исполнительной власти муниципального образования, являющегося собственником земельных участков. Между тем, как следует из материалов дела, указанного сделано не было.

Довод апелляционной жалобы о необходимости учета того факта, что истцу стало известно о том, что он как собственник объекта недвижимости, ограничен в праве владения земельным участком, не из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета или регистрации прав от 02.07.2019, а из кадастровой выписке о земельном участке от 24.05.2018, апелляционным судом отклоняется как не имеющий правового значения по существу спора.

С учетом изложенного, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, указавшего на то, что при установленных обстоятельствах, учитывая наличие в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков с кадастровым номером 38:16:000040:38 и с кадастровым номером 38:16:000040:1750 записи о государственной регистрации запретной зоны военного объекта (обременение) – Шелеховского лесничества в границах Белореченского муниципального образования Усольского района Иркутской области требования истца о признании отсутствующими обременения в виде запретной зоны военного объекта в отношении спорных земель подлежат удовлетворению.

С учетом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу №А19-18135/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.В. Ломако

Судьи                                                                                                           О.В.Монакова

                                                                                                          Е.В. Желтоухов