ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1881/2017 от 30.05.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело №А19-7288/2016

«16» июня 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2017 года по делу №А19-7288/2016 (суд первой инстанции – Куклина Л.А.),

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (ОГРН 1023801748761, ИНН 3812010086, далее – заявитель, университет) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1062466153342, ИНН 2466144107, далее – ответчик, Енисейское управление Ростехнадзора) о признании незаконным постановления от 29.04.2016 № 25/027/ЮЛ в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2017 года по делу №А19-7288/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Университет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

В отзыве Енисейское управление Ростехнадзора с доводами жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 28.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 210 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023801748761 и имеет лицензию №ДЭ-00-013284 от 19.01.2012 года на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, в рамках которой имеет право на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях установленных статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 года года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья и продукции. перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

В ходе осуществления контрольных мероприятий должностными лицами Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сделан вывод о том, что Учреждение не соответствует лицензионным требованиям, установленным пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 года №682, что в свою очередь является нарушением частей 2, 3, 8 статьи 13 от 21.07.1997г. года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Проверка ФГБОУВО «ИрГУПС» проведена на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.11.2015 года № 39-76-2015 о проведении внеплановой проверки и на основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 23.11.2015 года №4870-р/кр.

Результаты проверки отражены в акте проверки №25/168/4870-р/кр/2015 от 27.11.2015 года, Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Указанные обстоятельства послужили поводом для составления в отношении Учреждения протокола от 22.04.2016 года №25/027/юл об административном правонарушении, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела об административном правонарушении постановлением государственного инспектора Иркутского территориального отдела по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.04.2016 № 25/027/ЮЛ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Полагая, что вышеуказанное постановление административного органа и порядок его принятия не соответствуют закону, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, действий (бездействия), которые выразились в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Из преамбулы указанного Федерального закона следует, что он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности; эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности»

Требования к лицензиату, имеющего лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности установлены пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности утвержденным Постановлением Правительства №682 от 04.07.2012г. (далее - Положение о лицензировании).

Лицензионные требования к экспертам установлены подпунктами «А» и «Б» пункта 5 Положения о лицензировании, согласно которым:

а) наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для одного из которых работа в этой организации является основной; экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аттестация экспертов осуществляется в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г., Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности утвержденным Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г. № 538, требования к экспертам установлены пунктом 9 данных Правил, области аттестации руководителей и специалистов, утверждены Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012г. № 233.

Согласно пункту 9 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности № 538 эксперт в области промышленной безопасности должен обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений.

В 2014 законодательство в области промышленной безопасности изменилось, были введены новые правила:

- ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», действующие с 07.03.2014г., утверждены Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года №533, соответствуют области аттестации Б.9.33 (Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012г. №233), которая является общей областью аттестации в разделе Б.9, соответственно эксперт на объектах подъемные сооружения должен быть аттестован по области Б.9.33, либо по каждой области раздела Б.9.

- ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», действующие с 22.12.2014г., утверждены Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116, соответствуют области аттестации Б.8.26 (Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012г. № 233), которая является общей областью аттестации раздела Б.8, соответственно эксперт на оборудование, работающего под давлением должен быть аттестован по области Б.8.26, либо по каждой области раздела Б.8.

Согласно частям 2, 3, 8, 9 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

Оспариваемое постановление разбито на пункты по нарушениям. Каждое нарушение пронумеровано, заявителем оспариваются пункты 2-9.

2. Инженер - эксперт лаборатории неразрушающего контроля Инженерного центра ФГБОУВО «ИрГУПС»Швец П.Ю. не прошел периодическую аттестацию на очередной срок для осуществления экспертизы промышленной безопасности: на объектах котлонадзора (срок действия квалификационного удостоверения №НОА-0027-9166-1 истек 16.11.2015г.); на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (срок действия квалификационного удостоверения №НОА-0027-9164-8 истек 23.11.2015г.). Швец П.Ю. инженер-эксперт не прошел аттестацию для осуществления экспертизы промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением, области аттестации: Б.8 (Б.8.26), чем нарушены подпункты «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании; пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

3. Инженер - эксперт лаборатории неразрушающего контроля Инженерного центра ФГБОУВО «ИрГУПС» Толмачев Р.А. не прошел аттестацию для осуществления экспертизы промышленной безопасности на объектах подъемные сооружения, области аттестации: Б.9 (Б.9.33), чем нарушены подпункты «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании; пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

4. Заведующая лабораторией неразрушающего контроля Инженерного центра ФГБОУВО «ИрГУПС» Капорская С.В. не прошла аттестацию для осуществления экспертизы промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением, области аттестации: Б.8 (Б.8.26), чем нарушены подпункты «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании; пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

5. Начальник конструкторского отдела ФГБОУВО «ИрГУПС» Сорин В.В. не прошел аттестацию для осуществления экспертизы промышленной безопасности на объектах подъемные сооружения, области аттестации: Б.9 (Б.9.33), чем нарушены подпункты «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании; пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

6. Инженер-экспертлаборатории неразрушающего контроля Инженерного центра ФГБОУВО «ИрГУПС» Ляхов М.А. не прошел аттестацию для осуществления экспертизы промышленной безопасности на объектах подъемные сооружения, области аттестации: Б.9 (Б.9.33), чем нарушены подпункты «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании; пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

Таким образом, в штате ФГБОУВО «ИрГУПС» отсутствуют эксперты, аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), вышеназванные эксперты аттестованы в неполном объеме.

7. В экспертизе промышленной безопасности регистрационный № 67-ТУ-10404-2014 на воздухосборник В-6,3, №2849, рег. №8223, принадлежащий Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, которое является структурным подразделением Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», ДПМу-5, ст. Черемхово. Гидравлические испытания проведены при отрицательной температуре наружного воздуха, чем нарушены подпункт «в» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, пункт 4.6.9 ПБ 03-576-03, пункт 179 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются оборудование, работающее под избыточным давлением».

8. При анализе заключения экспертизы промышленной безопасности на кран стреловой телескопический АДМ №870 рег. №26684, принадлежащий Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, которое является структурным подразделением Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», ДПМу-7, ст. Суховская. 2014. Рег. №67-ТУ-10399-2014 установлено, что в процессе проведения экспертизы не была проведена проверка приборов и устройств безопасности установленных па ПС а именно: регистратора параметров, в том числе входящих в его состав часов и календаря реального времени, защиты от опасного приближения к линии электропередачи (ЛЭП); координатной защиты, реле-сигнализатор предельной температуры, чем нарушены подпункт «в» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, пункт 265 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

9. При анализе заключения экспертизы промышленной безопасности на кран стреловой телескопический АДМ №157 рег. № 26682, принадлежащий Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, которое является структурным подразделением Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», ДПМу-7, ст. Иркутск-Сортировочный. 2014г. Рег. № 67-ТУ-10401-2014 установлено, что в процессе проведения экспертизы не была проведена проверка приборов и устройств безопасности установленных на ПС а именно: регистратора параметров, в том числе входящих в его состав часов и календаря реального времени, защиты от опасного приближения к линии электропередачи (ЛЭП); координатной защиты, реле-сигнализатор предельной температуры, чем нарушены подпункт «в» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, пункт 265 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Таким образом, ФГБОУВО «ИрГУПС» экспертизы и оформление результатов экспертизы проводит с нарушениями требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела, руководитель юридического лица Хоменко А.П. - ректор ФГБОУВО «ИрГУПС», Каргапольпев С.К. - проректор по научной работе, ответственный за руководство деятельностью подразделений ИрГУПС в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности.

Руководством по качеству экспертной организации от 20.09.2011 г. предусмотрено подписание заключений экспертиз промышленной безопасности руководителем экспертной организации, согласно приложению 1 к руководству по качеству, руководителем экспертной организации является ректор ИрГУПС. Проректор Каргапольцев С.К. уполномочен ректором утверждать заключения экспертизы промышленной безопасности, акты обследования и иные документы, связанные с деятельностью университета в области промышленной безопасности.

Инженерный центр входит в состав научно-исследовательского и опытно-конструкторского института транспорта ФГБОУВО «ИрГУПС» и подчинено проректору по научной работе. Положение о научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте транспорта утверждено приказом ректора от 29.05.201 г. №180.

Согласно штатной расстановки ФГБОУ ВО ИрГУПС от 03.06.2015 г. Инженерный центр возглавляет Трофимов А.Н. - директор центра, в состав центра входит лаборатория неразрушающего контроля Инженерного центра в составе 6 работников, занимающих 4 ставки.

ФГБОУВО «ИрГУПС» имеет лицензию на осуществление: Деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности № ДЭ-00-013284 от 19.01.2012г.

Довод заявителя о том, что лицензионные требования в части аттестации экспертов Учреждения не распространяются в связи с тем, что Учреждение не проводит такие работы, суд первой инстанции правильно признал необоснованным, поскольку в пунктах 7, 8, 9 оспариваемого постановления имеются указания на нарушения при проведении конкретных экспертиз промышленной безопасности, которые проводили эксперты, неаттестованные в соответствующих областях.

Так, в пункте 8 оспариваемого постановления указано на нарушения при проведении экспертизы промышленной безопасности на кран стреловой телескопический на станции Суховская, кран является подъемным сооружением, что следует из преамбулы экспертизы; экспертизу проводили Ляхов М.А., Толмачев В.А., Сорин В.В. (квалификационные удостоверения экспертов).

В пункте 9 оспариваемого постановления указано на нарушения при проведении экспертизы промышленной безопасности на кран стреловой телескопический на станции Иркутск Сортировочный, кран является подъемным сооружением; экспертизы проводили те же эксперты, что указаны в предыдущем абзаце.

Таким образом, ФГБОУВО «ИрГУПС» осуществляет работы по проведению экспертиз промышленной безопасности технических устройств - подъемных сооружений, данные экспертизы проводятся экспертами, которые не соответствуют требованиям в части наличия аттестации в соответствующей области, а, следовательно, с нарушением лицензионных требований.

По мнению заявителя, экспертам достаточно быть аттестованными по области Б.9.31 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов», то есть на знание одного нормативного документа - Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от12.11.2013г. № 533. Требование на аттестацию экспертов по области Б.9.33 «Монтаж, наладка, ремонт, реконструкция или модернизация подъемных сооружений в процессе эксплуатации опасных производственных объектов», то есть на знание двух нормативных документов - Правил безопасности ОПО, на которых используются ПС №533 и ФНП «Требование к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.03.2014г. № 102 является чрезмерным, поскольку монтажом, реконструкцией подъемных сооружений заявитель не занимается.

Вместе с тем, поскольку из материалов дела следует, что заявитель не занимается эксплуатацией подъемных сооружений, а по смыслу пунктов 6, 21 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г, техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности после ремонта, реконструкций, модернизации, при этом, монтаж, ремонт, реконструкция или модернизация подъемных сооружений выполняются с применением сварки, а Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС № 533, содержат многочисленные нормы в отношении сварочных работ, которыми установлены требования к организации выполняющей сварочные работы, в том числе не только к материалам и инструментам, а также и к работникам, постольку экспертам недостаточно быть аттестованными по области Б.9.31 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов» - данная область предназначена для аттестации специалистов организаций эксплуатантов подъемных сооружений, эксперт же проводит экспертизу промышленной безопасности после ремонта, реконструкции, модернизации подъемного сооружения, которые производятся с применением сварки.

Таком образом, следует признать правомерной позицию административного органа о том, что эксперт должен быть аттестован по области Б.9.33, то есть на знание двух нормативных документов - Правил безопасности ОПО, на которых используются ПС № 533 и Требования к производству сварочных работ № 102, иначе эксперт не сможет оценить фактическое состояние технического устройства, качество завершенного монтажа, ремонта, реконструкции ПС, поскольку в противном случае эксперт и специалист организации-эксплуатанта будут обладать равными познаниями, но эксперт правомочен продлевать срок эксплуатации ПС.

Указанное свидетельствует о том, что Учреждение производит работы по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств экспертами, не аттестованными в соответствующей области.

Так, в акте проверки имеется ссылка на конкретную экспертизу, проведенную экспертом Ляховым М.А. (квалификационное удостоверение эксперта на подъемных сооружениях №НОА-0027- 11238-3), Толмачевым Р.А. (квалификационное удостоверение эксперта на подъемных сооружениях №НОА-0027-11241-3), Сориным В.В. (квалификационное удостоверение эксперта на подъемных сооружениях №НОА-0027-11239-3). Экспертиза проводилась крана железнодорожного ЕДК-300/5, зав. №167, рег. 26576, принадлежащего ВП-4, ВСЖД - филиал ОАО «РЖД», ст. Иркутск Сортировочный. Вышеперечисленные эксперты проводили экспертизу промышленной безопасности крана стрелового телескопического АДМ зав. 870 рег. №26684, принадлежащего Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», ДМП уст. Суховская, рег. №67-ТУ-10399-2014.

Довод заявителя о том, что в настоящее время аттестация по промышленной безопасности для экспертов не является обязательной и осуществляется по желанию, в подтверждение чего представлена распечатка с сайта Ростехнадзора из рубрики «ответы на вопросы», суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным, поскольку нормы законодательства в области аттестации экспертов на момент рассмотрения настоящего дела изменились, но постановление Правительства РФ от 28.05.2015г. № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» стало применяться только после вступления в силу 21.02.2016г. Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 26.10.2015г. № 430. В преамбуле Постановления Правительства РФ от 28.05.2015г. № 509 указано на необходимость разработки такого регламента. На момент проверки в октябре 2015 года, по итогам которой вынесено оспариваемое постановление, аттестация экспертов осуществлялась в общем порядке аттестации специалистов в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007г. №37; Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012г. №233 «Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Относительно пунктов 8 и 9 оспариваемого постановления заявитель указал на то, что требования пункта 265 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения были выполнены.

Пунктом 265 Правил № 533 предусмотрено, что при проведении экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения проводятся проверки работоспособности и соответствия требованиям, установленным в документации изготовителя, состояния металлоконструкций ПС, узлов, механизмов, систем ПС, электрооборудования ПС, указателей, ограничителей, регистраторов, средств автоматической остановки, предупредительной сигнализации. Далее перечислены конкретные параметры, которые должны быть проверены.

В пунктах 8 и 9 оспариваемого постановления указано на отсутствие проверки конкретных приборов безопасности, установленных подъемных сооружениях, регистратора параметров, в том числе входящих в его состав часов и календаря реального времени, защиты от опасного приближения к линии электропередачи (ЛЭП); координатной защиты, реле - сигнализатора предельной температуры.

Таким образом, нормы пункта 265 Правил №533 заявителем не выполнены, обратного заявителем не доказано.

В соответствии с пунктом 64 Правил № 533 ответственность за приведение в соответствие ПС, изготовленного по ранее разработанным проектам и не оборудованного ограничителями, указателями и регистраторами, необходимыми для обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, либо продолжение эксплуатации ПС со снижением его паспортных показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов) возлагается на эксплуатирующую организацию.

Если ПС невозможно привести в соответствие с требованиями обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, его эксплуатация должна быть остановлена и ПС отправлено в утилизацию.

Поскольку редакция пункта 64 Правил №533, которой исключен второй абзац об остановке ПС либо его утилизации, вступила в силу 05.06.2016, постольку Учреждение должно было отразить этот момент в конкретных экспертизах, проведенных до 05.06.2016г., о которых речь идет в акте проверки и оспариваемом постановлении.

Пунктом 179 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, предусмотрено, что для гидравлического испытания оборудования под давлением следует использовать воду. Температура воды должна быть не ниже 5 °C и не выше 40 °C, если в технической документации изготовителя оборудования не указано конкретное значение температуры, допустимой по условиям предотвращения хрупкого разрушения. При гидравлическом испытании паропроводов, работающих с давлением 10 МПа и выше, температура их стенок должна быть не менее 10 °C. При гидравлическом испытании паровых и водогрейных котлов верхний предел температуры воды может быть увеличен по согласованию с проектной организацией до 80 °C. Если температура металла верха барабана превышает 140 °C, заполнение его водой для проведения гидравлического испытания не допускается. Используемая для гидравлического испытания вода не должна загрязнять оборудование или вызывать интенсивную коррозию. Разница температур металла и окружающего воздуха во время гидравлического испытания не должна приводить к конденсации влаги на поверхности стенок оборудования. В технически обоснованных случаях, предусмотренных изготовителем, при проведении гидравлического испытания при эксплуатации сосудов допускается использовать другую жидкость.

Проверкой установлено, что в экспертизе промышленной безопасности регистрационный № 67-ТУ-10404-2014 на воздухосборник В-6,3, №2849, рег. №8223, принадлежащий Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, которое является структурным подразделением Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», ДПМу-5, ст. Черемхово. Гидравлические испытания проведены при отрицательной температуре наружного воздуха, в связи с чем нарушены указанные нормы ФНП.

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Поскольку имеющимися материалами дела в полной мере подтверждается факт нарушения ФГБОУВО «ИрГУПС» требований промышленной безопасности, доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Учреждением в материалы дела не представлено, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что событие вмененного ФГБОУВО «ИрГУПС» административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Из материалов дела не следует, что Учреждение не имело возможности предотвратить совершение административного правонарушения в связи с объективными причинами.

Вина Учреждения в совершении административного правонарушения административным органом установлена, является доказанной, поскольку доказательства принятия исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Вменяемые действия (бездействие) юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения ФГБОУВО «ИрГУПС» к административной ответственности.

Протокол от 22.04.2016г. №25/027/юл об административном правонарушении составлен и постановление № от 29.04.2016 № 25/027/ЮЛ о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами Управления в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований. Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения Учреждения к административной ответственности судом не установлено.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности, не пропущен.

Административное наказание в виде штрафа в сумме 300 000 рублей назначено Учреждению в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).

На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года №14495/11.

Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере и направлено на защиту жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.

Обстоятельства, подлежащие установлению судом, как исключающие существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, Учреждением не приведены, равно как и доказательства, указывающие на исключительность обстоятельств послуживших причиной совершения правонарушения, из материалов дела не следуют.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2017 года по делу №А19-7288/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                      В.А. Сидоренко