ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № А10-7487/2017
10 июля 2019 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу № А10-7487/2017 по заявлению Муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в лице Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>) о признании незаконным решения об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...> «З»), Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...> «Е»), Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН: <***>), Религиозной организации Буддийская традиционная Сангха России (ОГРН <***>, ИНН <***>; г. Улан-Удэ), Дачного некоммерческого товарищества «Ботаника» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>), Дачного некоммерческого товарищества «Орбита» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Дачного некоммерческого товарищества «Дацанское» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2 Дачного некоммерческого товарищества «Терра» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Дачного некоммерческого товарищества «Труд» (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1, ФИО2,
(суд первой инстанции: судья Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае – ФИО3, представителя по доверенности № 3-38/4629 от 11.03.2019,
от Муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в лице Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» – ФИО4, представителя по доверенности № 126 от 27.11.2018,
установил:
муниципальное образование городской округ «Город Улан-Удэ» в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» (далее – заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее – Управление, МТУ Росимущества) с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в письме от 15 сентября 2017 года № 02-02-5010, об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:212, 03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022802:1, 03:24:022803:22, 03:24:022803:20, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:022803:18, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023714:11, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:023704:11, 03:24:022803:14, 03:24:022218:131, 03:24:022218:132; возложении обязанности безвозмездно передать названные земельные участки.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – ФГБНУ БурНИИСХ), Федеральное агентство научных организаций (далее – ФАНО), Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «РТРС»), Религиозная организация Буддийская традиционная Сангха России, дачное некоммерческое товарищество «Ботаника» (ДНТ «Ботаника»), дачное некоммерческое товарищество «Труд» (далее – ДНТ «Труд»), дачное некоммерческое товарищество «Орбита» (далее – ДНТ «Орбита»), дачное некоммерческое товарищество «Дацанское» (далее – ДНТ «Дацанское»), дачное некоммерческое товарищество «Терра» (далее – ДНТ «Терра»), ФИО1 (далее – ФИО1), ФИО2 (далее – ФИО2).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10.10.2018 Федеральное агентство научных организаций заменено на правопреемника Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство науки).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу № А10-7487/2017 заявление удовлетворены частично. Признано недействительным решение МТУ Росимущества, выраженное в письме от 15 сентября 2017 года № 02-02-5010, в части отказа в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации.
На МТУ Росимущество возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство науки и МТУ Росимущество обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованным, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, по доводам, изложенным в жалобах.
Представитель МТУ Росимущества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель комитета выразила несогласие с доводами апелляционных жалоб.
Лица, участвующие в деле отзывы на апелляционные жалобы не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ФГБНУ БурНИИСХ, ФАНО, Управление Росреестра по РБ, ФГУП «РТРС», Религиозная организация Буддийская традиционная Сангха России, ДНТ «Ботаника», ДНТ «Труд», ДНТ «Орбита», ДНТ «Дацанское», ДНТ «Терра», ФИО1, ФИО2 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, выслушав представителей комитета и МТУ Росимущества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 июня 2017 года комитет обратился в МТУ Росимущества с заявлением о передаче в муниципальную собственность 46 земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:000000:212, 03:24:022218:131, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022802:1, 03:24:022803:22, 03:24:022803:20, 03:24:022803:21, 03:24:022803:14, 03:24:022803:17, 03:24:022803:18, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023714:11, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:022218:123, 03:24:022218:124, 03:24:022218:125, 03:24:022218:126, 03:24:022218:127, 03:24:022218:128, 03:24:022218:129, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:023704:11.
20 июля 2017 года комитет обратился в МТУ Росимущества с заявлением о передаче в муниципальную собственность 11 земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:123, 03:24:022218:124, 03:24:022218:125, 03:24:022218:126, 03:24:022218:127, 03:24:022218:128, 03:24:022218:129, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:023704:11.
Заявления о безвозмездной передаче земельных участков подписаны мэром города Улан-Удэ – высшим должностным лицом города Улан-Удэ (статья 23 Устава города Улан-Удэ). В них приведен перечень подлежащих передаче земельных участков с указанием кадастровых номеров.
Решением, выраженным в письме от 15 сентября 2017 года № 02-02-5010, МТУ Росимущества отказало комитету в передаче указанных земельных участков со ссылкой на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022218:123, 03:24:022218:124, 03:24:022218:125, 03:24:022218:126, 03:24:022218:127, 03:24:022218:128, 03:24:022218:129 переданы в муниципальную собственность; рассмотреть вопрос о передаче земельных участков, находящихся в пользовании ФГБНУ БурНИИСХ, ФГУП «РТРС» не представляется возможным; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132 не представлены утверждённые в установленном порядке генеральный план г. Улан-Удэ и правила землепользования и застройки.
Не согласившись с указанными решениями, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий:
- несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
В заявлении о передаче земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка согласно пункту 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или 9 решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее – Положение) утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пункту 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Пунктом 5.8 Положения определено, что Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Согласно пунктам 5.35 (1), 5.35 (2) и 5.35 (3) Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрен порядок передачи земельных участков.
Следовательно, отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023712:43, 03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:20, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023714:11, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11. 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, 03:24:023704:10 относятся к землям населенных пунктов, занимаемым опытной станцией, находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены ФГБНУ БурНИИСХ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:131 относится к землям населенных пунктов, находится в собственности Российской Федерации и предназначен для размещения объектов религиозно-культурной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:132 относится к землям населенных пунктов, находится в собственности Российской Федерации, предназначен для размещения объектов религиозно-культурной деятельности и ранее до 11.01.2018 был предоставлен в аренду ДНТ «Ботаника».
Земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170 относятся к землям населенных пунктов, предназначены для индивидуального жилищного строительства и находятся в собственности Российской Федерации.
Оспариваемое решение об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132 обосновано тем, что не представлена информация об утверждении Генерального плана города Улан-Удэ и Правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень документов, которые заинтересованный орган местного самоуправления обязан предоставить для решения вопроса о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности. К их числу помимо заявления отнесены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка. Данной статьей установлен запрет на истребование иных документов, за исключением перечисленных.
С учётом этого, требование МТУ Росимущества о предоставлении Генерального плана г. Улан-Удэ и Правил землепользования и застройки противоречит названной норме.
Кроме того, Генеральный план города Улан-Удэ утверждён решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года № 816-82, а Правила землепользования и застройки - решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года № 817-82. Указанные нормативные правовые акты опубликованы для всеобщего сведения в установленном порядке.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170 мотивы отказа в их безвозмездной передаче в обжалуемом решении не приведены. ФГБНУ БурНИИСХ пользователем данных участков не является.
Заявителем в материалы дела представлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, скриншоты из публичной кадастровой карты. Согласно названным документам на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170 расположены жилые дома; на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022218:131 расположены также постройки Религиозной организации Буддийская традиционная Сангха России; земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:132 является полосой вдоль дороги.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Следовательно, при отсутствии мотивов принятого решения суд не вправе обосновать его иными обстоятельствами, в том числе установленными самостоятельно. В связи с этим отсутствие мотивов решения об отказе в передаче земельных участков, как верно указал суд первой инстанции является достаточным основанием для признания его недействительным.
Таким образом, обжалуемое решение в части отказа в безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170 является противоречащим статьям 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку оно лишает возможности на законном основании приобрести названные участки.
В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования ФБГНУ БурНИИСХ, с кадастровыми номерами: 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11 суд первой инстанции правомерно пришёл к следующим выводам.
Как уже указывалось ранее, решение об отказе в передаче земельного участка принимается в случае, если земельный участок предоставлен федеральному государственному учреждению и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно обжалуемому решению, основанием для его принятия послужило то, что испрашиваемые земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «БурНИИСХ» и предусмотренные законом основания для прекращения указанного права отсутствуют.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В отношении спорных земельных участков ФБГНУ БурНИИСХ в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования не обращалось и решение о прекращении указанного права не принимало.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращается принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
порче земель;
невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.
На основании статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. При этом возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования таким земельным участком и с досрочным расторжением договора его аренды или его безвозмездного пользования не осуществляется. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 3).
Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 39.32 ЗК РФ).
Таким образом, одним из оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является ненадлежащее использование земельного участка, выражающееся в его использовании не в соответствии с его целевым назначением.
Заявленные требования комитет обосновал, ссылаясь на то, что указанные земельные участки используются ФБГНУ БурНИИСХ не по целевому назначению, поскольку на них размещены жилые дома и иные объекты, не связанные с деятельностью в области сельского хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11 предназначены для размещения опытной станции.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Бурятия от 17 ноября 2010 года ФБГНУ БурНИИСХ признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное правонарушение выразилось в использовании ФБГНУ БурНИИСХ, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием – для размещения опытной станции, а для строительства жилых домов, сооружений культа, магазинов, заведений общественного питания, производственных баз.
Таким образом, постановлением по делу об административном правонарушении установлен факт нецелевого использования ФБГНУ БурНИИСХ указанных земельных участков.
Согласно акту обследования земельных участков от 25 декабря 2013 года № 3-13/0 комиссией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия с участием представителя ФГБНУ БурНИИСХ проведено обследование земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ.
В ходе обследования установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022801:15, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10 застроены самовольно возведенными жилыми объектами и надворными постройками; комиссии не представлены правоустанавливающие, правоподтверждающие документы по предоставлению земельных участков под строительство объектов жилого фонда физическим лицам; на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022801:14 отсутствуют строения. ФБГНУ БурНИИСХ предложено принять меры к сносу самовольно возведенных строений.
Кроме того, из отзыва Управления Росреестра следует, что по использованию спорных земельных участков проведены проверки, которыми установлены нарушения со стороны ФБГНУ БурНИИСХ и физических лиц.
Заявителем в материалы дела представлены скриншоты из публичной кадастровой карты, схемы расположения земельных участков. Из указанных скриншотов, схем и пояснений представителей заявителя следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11 возведены многочисленные постройки, жилые дома, часть земельных участков используется дачными некоммерческими товариществами. На земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:023705:18 также имеются территории общего пользования. Вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022605:48, 03:24:022611:27 проходят высоковольтные линии электропередач. Земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022801:14, 03:24:022801:13 не используются (пустые). На земельном участке с кадастровым номером 03:24:023709:12 расположена также школа, на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022601:50 – магазин.
МТУ Росимущества и ФБГНУ БурНИИСХ указанные обстоятельства не оспорены, не опровергнуты, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Приведенные выше доказательства позволили суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что ФБГНУ БурНИИСХ на протяжении длительного времени ненадлежащим образом использует указанные земельные участки, которые испрашиваются комитетом, поскольку они используются не в соответствии с их назначением «для размещения опытной станции», сельскохозяйственное производство на них не ведётся. На испрашиваемых комитетом земельных участках ФБГНУ БурНИИСХ какая-либо деятельность не ведётся, на указанных земельных участках допущено самовольное строительство различных объектов, какие-либо объекты, относящиеся к сельскохозяйственному производству, в том числе посадки сельскохозяйственных культур, на участках отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела - скриншотами из публичной кадастровой карты, схемами расположения земельных участков, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, материалами проверок Управления Росреестра.
Доводы ФБГНУ БурНИИСХ о том, что указанные земельные участки используются им надлежащим образом, противоречат приведенным доказательствам, намерения по их использованию в дальнейшем по целевому назначению не подтверждены.
Доказательства того, что ФБГНУ БурНИИСХ ведёт целенаправленную работу по сносу самовольных построек и вовлечению земель в сельскохозяйственную деятельность по указанным земельным участкам, в суд не представлены.
В материалах дела имеются акты проверок Управления Росреестра, информация о проведенных Управлением Росреестра проверок соблюдения земельного законодательства в отношении физических лиц, самовольно занявших земельные участки в границах земельных участков.
Вместе с тем ФБГНУ БурНИИСХ не представлено ни одного решения суда о сносе самовольных построек либо доказательств освобождения земельных участков в добровольном порядке.
ФБГНУ БурНИИСХ в материалы дела представлены исковые заявления в Арбитражный суд Республики Бурятия, в Железнодорожный районный суд города Улан-Удэ об освобождении земельных участков, письма, адресованные в Управление Росреестра и в органы прокуратуры о проведении проверок и принятию мер по самовольному захвату земельных участков. Однако названные иски и письма содержат сведения о земельных участках, переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования ФБГНУ БурНИИСХ, с иными кадастровыми номерами.
В материалы дела представлено письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия от 27.08.2010 № 04/3-5574, адресованное Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, согласно которому Управлением неоднократно проводились проверки соблюдения законодательства Российской Федерации по использованию земельных участков, переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования ФБГНУ БурНИИСХ, в ходе которых выявлены факты нецелевого использования земельных участков. В частности, на земельных участках, указанных в приложении к письму, осуществлено самовольное строительство жилого фонда физическими лицами и дачными некоммерческими товариществами, сооружений культа, магазинов, заведений общепита, ведется строительство производственных баз. Застройка происходила с согласия ФБГНУ БурНИИСХ.
Таким образом, самовольные постройки на спорных земельных участках существуют, как минимум, с 2010 года, следовательно, у ФБГНУ БурНИИСХ имелся достаточный срок для пресечения самовольного строительства, а также для надлежащего использования земельных участков не занятыми самовольно возведенными объектами.
Министерством в ходе рассмотрения дела указано, что права правообладателя ФГБНУ БурНИИСХ возникли в 2016 году путём внесения записи о государственной регистрации права, следовательно, трехлетний срок возможного неиспользования спорных земельных участков на дату обращения заявителя в МТУ Росимущества не истёк.
В данном случае, право ФГБНУ БурНИИСХ в отношении спорных земельных участков зарегистрировано в 2012, 2016 годах. При этом спорные земельные участки, начиная с 2010 года и до настоящего времени ФГБНУ БурНИИСХ фактически не используются, в связи с чем, довод Министерства о трёхлетнем сроке возможного неиспользования спорными земельным участками судом первой инстанции правомерно отклонён, как необоснованный. Из пояснений представителей Комитета следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:023709:12 не установлены.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером 03:24:023709:12 поставлен на кадастровый учёт 03.06.2008.
В части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (действовавшей до 1 января 2017 года) установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учётный номер.
То есть, присвоение указанному земельному участку кадастрового номера является доказательством существования земельного участка как объекта недвижимого имущества; отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка на основании пункта 8 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.
С учётом изложенного, обжалуемое решение МТУ Росимущества в отношении названных земельных участков противоречит требованиям статей 39.30-39.32 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку выводы Управления об отсутствии оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении испрашиваемых муниципальным образованием земельных участков и их безвозмездной передаче являются несостоятельными.
При этом суд первой инстанции также принял во внимание следующие обстоятельства.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 19 октября 2013 года № 959 «О Федеральном агентстве научных организаций» (действовавшим на момент принятия обжалуемого решения) Федеральное агентство научных организаций является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций (далее – Положение о ФАНО).
Пунктом 1 Положения о ФАНО предусмотрено, что ФАНО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству.
ФАНО России осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями; в целях перераспределения имущества между организациями, подведомственными Агентству, закрепляет за такими организациями федеральное имущество и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества (пункты 5.3.1, 5.3.6 Положения о ФАНО).
Согласно части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2591-р (действовавшим в спорный период) государственное научное учреждение Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (в настоящее время ФГБНУ БурНИИСХ) отнесено к организациям, подведомственным ФАНО России.
Таким образом, ФАНО России до упразднения на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», осуществляло полномочия учредителя ФГБНУ БурНИИСХ, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за ним, в том числе в отношении спорных земельных участков.
При этом функции и полномочия собственника имущества, переданного ФБГНУ БурНИИСХ, на момент вынесения оспариваемого решения осуществляли Федеральное агентство научных организаций и Росимущество.
Вместе с тем в полномочия Федерального агентства научных организаций, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 года № 959 не входили функции по принятию решений о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, а также распоряжению ими.
13 июля 2016 года ТУ Росимущества в адрес Федерального агентства научных организаций направлено письмо № 02-04-3624, где Управление, подтверждая факты нецелевого использования, в том числе перечисленных выше земельных участков, указало на необходимость передачи их в муниципальную собственность, поскольку объектов, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за ФБГНУ БурНИИСХ, и расположенных в границах предполагаемых передаче земельных участков, нет.
Правительством Республики Бурятия в адрес Федерального агентства научных организаций направлено письмо от 17.01.2018 № 02-04-3624 о рассмотрении вопроса передачи земельных участков, предоставленных ФБГНУ БурНИИСХ на праве постоянного (бессрочного) пользования, из федеральной собственности в муниципальную.
29 января 2018 года Федеральным агентством научных организаций проведено совещание по вопросу отказа от земельных участков, предоставленных ФБГНУ БурНИИСХ на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем составлен протокол № 007-18.1.3- 06/АС-7. Совещание проведено с участием представителей ФАНО России, председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию, Министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Согласно указанному протоколу решили: ФБГНУ БурНИИСХ совместно с представителями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия провести мероприятия по сбору и систематизации сведений о земельных участках, планируемых к передаче в муниципальную собственность с указанием кадастровых номеров земельных участков, адресных ориентиров, площадей земельных участков или их частей, занятых объектами третьих лиц, сведений о наличии установленных границ в государственном кадастре недвижимости и зарегистрированных прав на такие земельные участки.
Значит, ФАНО России фактически не возражало по передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность.
Довод МТУ Росимущества, что Управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, площадь которых превышает десять гектар, только по поручению Росимущества, судом первой инстанции верно отклонён исходя из следующего.
Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 3 статьи 214 и часть 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано ранее, согласно пункту 1 Положения Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Полномочия Управления определены в Положении о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, утвержденном приказом Росимущества от 16.12.2016 № 454 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения территориальное управление осуществляет свои полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, в соответствии с которым территориальный орган осуществляет среди прочих полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, именно МТУ Росимущества, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о передаче находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объем полномочий МТУ Росимущества.
В свою очередь вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о передаче находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
На основании изложенного, доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023712:43, 03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:20, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023714:11, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11. 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, 03:24:023704:10, 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, уполномоченным органом не представлено, судом таких оснований не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое решение МТУ Росимущества об отказе в передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В отношении оспаривания решения МТУ Росимущества в части передачи земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023701:6, 03:24:022803:20, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:022218:38, 24 предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования ФБГНУ БурНИИСХ, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Комитет, обращаясь в МТУ Росимущества с заявлениями о передаче в муниципальную собственность земельных участков, просило рассмотреть возможность передачи данных земельных участков целиком.
При этом, оспаривая решение МТУ Росимущества об отказе в безвозмездной передаче земельных участков, комитет требования уточнил и просил обязать Управление передать в муниципальную собственность части земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023701:6, 03:24:022803:20, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:022218:38, в соответствии с координатами характерных точек границ, указанными в уточнении.
Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.
Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность поселений установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается, если в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 утверждена форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (приложение № 2, далее – Приказ № 762), согласно которой в схеме указываются: условный номер земельного участка; проектная площадь образуемого земельного участка, вычисленная с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт), с округлением до 1 квадратного метра. Указанное значение площади земельного участка может быть уточнено при проведении кадастровых работ не более чем на десять процентов; обозначение характерных точек границ с координатами в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте. Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,01 метра; масштаб.
В данном случае комитет при обращении в МТУ Росимущества не ставило вопрос об образовании земельных участков, а просило передать уже сформированные земельные участки, поставленные на кадастровый учёт, к заявлению комитета не были приложены схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
На основании изложенного, а также учитывая, что вопрос об образовании земельных участков должен решаться уполномоченным органом при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для безвозмездной передачи, а не судом, то оснований для удовлетворения в указанной части заявления Комитета у суда не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требование комитета о возложении обязанности передать земельные участки, образованные из земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023701:6, 03:24:022803:20, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26 противоречит действующему законодательству, поскольку не соответствует установленному порядку образования земельных участков.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:212 не имеется оснований для удовлетворения заявления комитета на основании следующего.
Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 28 августа 1998 года № 230 в постоянное пользование Буддийской традиционной Сангхе Российский Федерации 26 предоставлен земельный участок площадью 27,43 га в Железнодорожном районе на Верхней Березовке южнее Загородной противотуберкулезной больницы РТМО «Фтизиатрия» для строительства зданий Буддийской традиционной Сангхи: дацана, учебного и медицинского центров.
Данный земельный участок 1 марта 2010 года поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 03:24:000000:212, адрес (местоположение): г. Улан-Удэ, п.Верхняя Березовка, южнее Загородной противотуберкулезной больницы РТМО «Фтизиатрия»; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства зданий Буддийской традиционной Сангхи: дацана, учебного и медицинского центра; правообладатель: Религиозная организация Буддийская традиционная Сангха России; вид права: постоянное (бессрочное) пользование, зарегистрированное 21.03.2001; сведения об объекте недвижимости имеют статус: ранее учтённые.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, 15.08.2013 из земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:212 образован земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:53362, сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости: 01.03.2022; 21.09.2015 из земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:212 образован земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:67654, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», правообладателем земельного участка является Религиозная организация Буддийская традиционная Сангха России.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ), введенной Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
Изданные Правительством Российской Федерации до 01.07.2006 акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
Материалами дела подтверждается, право собственности Российской Федерации в отношении данного земельного участка не зарегистрировано; также отсутствуют критерии, установленные статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ и позволяющие отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, следовательно, спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, в данном случае у МТУ Росимущества отсутствовали правовые основания для распоряжения земельным участком с кадастровым номером 03:24:000000:212. Материалы дела не содержат также сведений о выявлении в действиях Буддийской традиционной Сангхи России нарушений в пользовании данным земельным участком. Судом первой инстанции установлено, что земельный участок предназначен для строительства дацана, учебного и медицинского центров, отсутствие сведений о государственной регистрации прав на указанные объекты в ЕГРН, не свидетельствует, что на земельном участке не расположены объекты недвижимого имущества законного землепользователя.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования комитета в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023701:6, 03:24:022803:20, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:000000:212.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу № А10-7487/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Каминский В.Л.