ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1928/2018 от 29.05.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-10427/2017 

«30» мая 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с 

ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Народная» на решение 

Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2018 года по делу № А19-

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Народная» 

(ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество, заявитель) обратилось в 

Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения 

администрации Марковского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2018 года по делу 


№ А19-10427/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить  обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. 

Апеллянт полагает, что если земельный участок в соответствии со сведениями  ЕГРН расположен в границах населенного пункта, то такой земельный участок считается  отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных  сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих  документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном  плане субъекта РФ. В таком случае принятие акта о переводе земельного участка из одной  категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей  категории земель) не требуется. 

Кроме того, общество считает, что отказ администрации не соответствует п. 40 и п.  8 Правил № 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования  адресов" и приказу Минфина РФ от 05.11.2015 № 171-н "Об утверждении перечня  элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов  объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве  реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов". 

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе  размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.05.2018.  Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле,  извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не  обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц,  участвующих в деле. 

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение  судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд  апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Народная» обратилось в Администрацию Марковского  муниципального образования - администрацию городского поселения с заявлением о  присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером 38:06:000000:6335,  расположенному по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, 


защитные леса, Приморское участковое лесничество, технический участок № 8, квартал   № 21, выделы 3, 6. 

По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему  документов, администрацией Марковского муниципального образования -  администрацией городского поселения было принято решение об отказе в присвоении  адреса следующему объекту адресации - земельному участку с кадастровым номером  38:06:000000:6335, расположенному по адресу: Иркутская область, Иркутский район,  Иркутское лесничество, защитные леса, Приморское участковое лесничество,  технический участок № 8, квартал № 21, выделы 3, 6 в связи с отсутствием случая и  условия для присвоения объекту адресации адреса на основании подпункта «г» пункта 40  Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 (далее – правила №  1221). 

Заявитель полагая, что отказ, выраженный в письме администрации Марковского  муниципального образования - администрации городского поселения № 678 от 03.03.2017  года не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в  арбитражный суд с заявлением. 

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также  доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и  возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в  отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе  правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм  материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии  оснований для удовлетворения заявленных требований. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц,  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых  ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания 


соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному  нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых  действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий),  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействия). 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество  с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Народная» обратилось в  администрацию Марковского муниципального образования - администрацию городского  поселения с заявлением о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером  38:06:000000:6335, расположенному по адресу: Иркутская область, Иркутский район,  Иркутское лесничество, защитные леса, Приморское участковое лесничество,  технический участок № 8, квартал № 21, выделы 3, 6. 

По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему  документов, администрацией Марковского муниципального образования -  администрацией городского поселения в письме № 678 от 03.03.2017 года было изложено  решение об отказе в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером  38:06:000000:6335, расположенному: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское  лесничество, защитные леса, Приморское участковое лесничество, технический участок   № 8, квартал № 21, выделы 3, 6 в связи с отсутствием случая и условия для присвоения  объекту адресации адреса на основании подпункта «г» пункта 40 правил. 

В обоснование своих требований заявитель сослался на статью 14 Федерального  закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», пункты 5, 6, 8 и 40 Постановления  Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении  Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов и Приказ Министерства  финансов РФ от 05.11.2015 года № 171н. 

Приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Перечень элементов  планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов  адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов  адреса, и Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов. 

Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что данный приказ  не регламентирует спорные правоотношения, в связи с чем, ссылка заявителя на него 


является необоснованной. 

Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года. №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе,  присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение  наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог  федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального  значения, местного значения муниципального района), наименований элементам  планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких  наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. 

В соответствии с пунктами 5 и 6 правил № 1221 объектами адресации являются  один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки,  здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. Присвоение  объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется  органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного  самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального  значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на  присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с  использованием федеральной информационной адресной системы. 

Подпунктом «г» пункта 40 правил № 1221 предусмотрено, что в присвоении  объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях,  если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или  аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих правил. 

Согласно подпункту «а» пункта 8 правил № 1221 присвоение объекту адресации  адреса осуществляется: в отношении земельных участков в случаях: подготовки  документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей  застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской  Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями,  установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»,  работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих  необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком  земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый  учет. 

Из положений абзаца 1 подпункта «а» пункта 8 правил № 1221 следует, что речь 


идет о получении адреса для земельного участка с целью дальнейшего строительства, что  недопустимо в отношении спорного земельного участка. 

Из приложенных обществом к заявлению о присвоении адреса земельному участку  документов, администрации не представилось возможным сделать вывод о дальнейшем  развитии спорного земельного участка, а именно цели его использования.  Законодательством Российской Федерации не предусмотрено запрашивать уточняющие  документы у заявителя, более того не прописана конкретная процедура рассмотрения  таких заявлений о присвоении адреса. 

Из представленных документов следует, что на спорном земельном участке  запрещено капитальное строительство, что заявителем жалобы не опровергнуто. 

В соответствии с пунктом 41 правил № 1221 решение об отказе в присвоении  объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину  отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих правил, являющиеся  основанием для принятия такого решения. 

В решении об отказе, указана причина для отказа со ссылкой на пункт 40 правил №  1221. 

Более того, спорный земельный участок, согласно Генеральному плану  Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской  области, утвержденному решением Думы Марковского муниципального образования от  27.04.2012 года № 52-294/Дгп, и Правилам землепользования и застройки Марковского  городского поселения, утвержденных решением Думы Марковского муниципального  образования от 19.03.2013 года № 07-39/Дгп, расположен в зоне РЗ-2 (зоне природного  ландшафта). Данная зона выделена для обеспечения условий сохранения природных  ландшафтов. Планируемые мероприятия должны осуществляться с минимальным  воздействием на уязвимые элементы окружающей среды. 

Как указал заявитель, с 01.07.2014 года вступили в законную силу положения  Федерального закона от 28.12.2013 № 443-Ф3 «О федеральной информационной адресной  системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии с положениями  указанного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны привести  правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, до дня вступления в законную  силу настоящего Федерального закона в соответствии с правилами № 1221. 

Также заявитель указал, что в августе 2017 года категория земель изменилась, а  именно: земли исключены из земель лесного фонда и включены в категории земель  муниципального поселения/населенного пункта. 


Вместе с тем, оспариваемое решение вынесено в марте 2017 года, тогда как  категории земель изменились в августе 2017 года. 

Спорный участок не исключен из реестра земель лесного фонда; данный участок на  момент рассмотрения дела был отнесен к землям лесного фонда, что заявителем никак не  опровергнуто. 

Таким образом, Администрация Марковского муниципального образования -  администрация городского поселения действовала в рамках законодательства Российской  Федерации о земле, а именно на основании положений Постановления Правительства  Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения,  изменения и аннулирования адресов». 

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не  находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой  проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не  опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу  судебного акта. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием  для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не  установлено. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2018 года по делу   № А19-10427/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд  первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия. 

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов 

 В.А. Сидоренко