ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-23545/2010
3 июля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Куклина О.А., Даровских К.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козыревым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2012 года о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства по делу №А19-23545/2010 по заявлению ФИО3 о признании несостоятельным (банкротом) закрытого акционерного общества «Стройтранс» (место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) (суд первой инстанции ФИО4, ФИО5, ФИО6),
при участии в судебном заседании представителей ФИО1 – ФИО7 (доверенность от20.06.2012), ФИО8 (доверенность от 20.06.2012),
установил:
ФИО9 08.12.2010 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании закрытого акционерного общества «Стройтранс» (далее - ЗАО «Стройтранс», должник) несостоятельным (банкротом). В обоснование заявления указал, что должник имеет перед заявителем задолженность в размере 508 200 руб., в том числе 500 000 руб. – основной долг, 9 200 руб. – расходы по уплате госпошлины, подтвержденную судебным актом. Просил признать ЗАО «Стройтранс» несостоятельным (банкротом); ввести в отношении ЗАО «Стройтранс» процедуру наблюдения; признать требования обоснованными и включить их в реестр требований кредиторов ЗАО «Стройтранс».
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.01.2010 произведена замена заявителя по делу № А19-23545/10-75 о признании ЗАО «Стройтранс» несостоятельным (банкротом) ФИО9 на ФИО3.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10.02.2011 в отношении ЗАО «Стройтранс» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО10.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2012 года ЗАО «Стройтранс» признано несостоятельным (банкротом). В отношении ЗАО «Стройтранс» открыто конкурсное производство. Конкурсное производство введено сроком на 6 месяцев до 27 сентября 2012 года. Конкурсным управляющим ЗАО «Стройтранс» утвержден арбитражный управляющий ФИО10. Конкурсному управляющему ФИО10 утверждено фиксированное вознаграждение в размере 30 000 рублей ежемесячно, источник выплаты - имущество должника.
Судом первой инстанции установлено неисполнение должником обязательств перед кредиторами в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, сумма кредиторской задолженности в совокупности превышает сто тысяч рублей, возможность восстановления платежеспособности должника не установлена.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 и ФИО2 обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда. Заявители апелляционной жалобы указывают, что при рассмотрении дела процедура банкротства ЗАО «Стройтранс» из стадии наблюдения перешла сразу в стадию конкурсного производства, минуя внешнее управление и финансовое оздоровление. Решение принято, в частности, на основании решения собрания кредиторов. Представленные арбитражным управляющим ФИО10 результаты анализа финансового состояния ЗАО «Стройтранс» носят противоречивый характер, поскольку он проведен не в полном объеме, не была осуществлена фактически проверка строительных договоров по взаимозачетам. Участники долевого строительства не были своевременно оповещены ЗАО «Стройтранс» о начале процедуры банкротства и соответственно не вошли в реестр кредиторов на стадии процедуры наблюдения.
В судебном заседании представители ФИО1 поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считают решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий ЗАО «Стройтранс» ФИО10 указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание конкурсный управляющий ЗАО «Стройтранс» ФИО10, иные представители, участвующих в деле лиц,не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Конкурсный управляющий ЗАО «Стройтранс» ФИО10, ФИО11 ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ФИО1, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и, установлено судом первой инстанции ЗАО «Стройтранс» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.06.2005 Инспекцией ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1053811083260, выдано свидетельство серии 38 № 002028086.
ЗАО «Стройтранс» состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 17 по Иркутской области; юридическому лицу, как налогоплательщику, присвоен идентификационный номер налогоплательщика <***>.
Согласно пункту 2.2 устава ЗАО «Стройтранс» основными видами деятельности общества являются: строительство, реконструкция, проектирование и ремонт жилья, объектов промышленного, гражданского и социально-бытового назначения, производство строительных материалов, а также разборка и снос зданий и производство земляных работ; операции с недвижимостью (купля-продажа, обмен, аренда, маклерские услуги по объектам недвижимости физических и юридических лиц); иные виды деятельности, предусмотренные уставом и не запрещенные действующим законодательством РФ.
По данным ФНС России от 11.04.2011 должник имеет три открытых расчетных счета в кредитных организациях; сведений о зарегистрированных за ЗАО «Стройтранс» филиалах и других обособленных подразделениях не имеется.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10.02.2011 в отношении ЗАО «Стройтранс» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО10.
18 января 2011 года временный управляющий ФИО10 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством о признании ЗАО «Стройтранс» несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства.
Ходатайство мотивировано тем, что по требованию должника 17.01.2012 было проведено собрание кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении конкурсного производства.
В подтверждение обоснованности заявленного ходатайства временным управляющим представлены в том числе: отчет временного управляющего, протокол собрания кредиторов ЗАО «Стройтранс» от 17.01.2012, журнал регистрации участников собрания кредиторов от 17.01.2012, бюллетени участников собрания кредиторов, гарантийные письма ООО «Сибстройкомплект», гарантийное письмо ЗАО «Стройтранс», график погашения кредиторской задолженности.
Из отчета временного управляющего ЗАО «Стройтранс» и представленных документов следует, что за период проведения наблюдения в отношении должника временным управляющим проведены следующие мероприятия:
- направлено уведомление должнику, в уполномоченный орган о введении процедуры наблюдения, о последствиях введения процедуры наблюдения;
- опубликовано сообщение о введении процедуры наблюдения в газете «Коммерсантъ» № 39 от 05.03.2011;
- проведен анализ финансового состояния должника.
Временным управляющим сформирован реестр требований кредиторов ЗАО «Стройтранс», согласно которому требования кредиторов первой и второй очередей отсутствуют, требования кредиторов третьей очереди составляют 20 405 659, 48 руб.
С целью выявления имущества должника временным управляющим направлены запросы в регистрирующие органы.
Согласно сведениям МОГТОиРТС ГИБДД при ГУВД по Иркутской области от 11.03.2011, Службы Гостехнадзора Иркутской области от 16.03.2011, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Иркутской области от 15.04.2011 за ЗАО «Стройтранс» транспортные средства, трактора, дорожно-строительные машины и прицепы к ним, объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Согласно акту инвентаризации имущества ЗАО «Стройтранс» от 09.11.2011 должник имеет нежилое помещение площадью 86, 5 кв.м. в цокольном этаже блок секции № 1 многоквартирных домов на земельном участке по строительному адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, в границах улиц Депутатской и Зверева, кадастровый номер земельного участка 38:36:000022:0055.
Указанное нежилое помещение согласно договору участия в долевом строительстве № 80/1/2/Ц/Н/Д от 28.11.2011 и письму генерального директора ЗАО «Стройтранс» должник обязался передать ФИО12, а ФИО12 обязался в срок до 01.05.2012 оплатить 2 000 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), статьей 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 53 Закона о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве предусмотрено, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно положениям статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Судом первой инстанции установлено, а также подтверждается представленными в материалы дела документами, что обязательства должника перед кредиторами в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения не исполнены, сумма кредиторской задолженности в совокупности превышает сто тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Закона о банкротстве в случае, если иное не установлено настоящей статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Согласно статье 15 Закона о банкротстве решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении определенной процедуры банкротства принимается первым собранием кредиторов большинством голосов от общего собрания конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Пунктом 1 статьи 72 Закона о банкротстве предусмотрено, что временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.
Из материалов дела следует, что первым собранием кредиторов ЗАО «Стройтранс», состоявшимся 16.09.2011, решение по вопросу о введении следующей процедуры банкротства должника собранием кредиторов не принято; принято решение об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего из числа членов Некоммерческого партнерства «Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих».
17.01.2012 временным управляющим проведено собрание кредиторов, на котором принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства
Решения собрания кредиторов в установленном законом порядке не оспорены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о банкротстве все решения собрания кредиторов, за исключением установленным пунктом 2 вышеназванной нормы Закона о банкротстве, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о банкротстве большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.
На собрании кредиторов присутствовало 88,9% от общей суммы установленных требований конкурсных кредиторов (20 405 659,48 руб.). Кворум присутствовал.
На собрании приняты решения:
- «Не принимать решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления»;
- «Принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о проведении процедуры конкурсное производство» (итоги голосования: «за» - 16 699 488 голосов (81,8%), «против» - нет голосов, «воздержался» - 1 442 607 голосов (7,1%).
Таким образом, решения на собрании кредиторов от 17.01.2012 приняты с соблюдением порядка голосования, установленного Законом о банкротстве для принятия таких решений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из анализа финансового состояния ЗАО «Стройтранс» следует, что у должника отсутствует возможность восстановления платежеспособности, целесообразно открытие конкурсного производства, покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему возможно за счет имущества должника. Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства должника отсутствуют.
Согласие на финансирование процедуры банкротства должника согласно гарантийным письмам получено от ООО «Сибстройкомплект» и ЗАО «Стройтранс».
Во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 19.01.2012 по платежным поручениям № 17 от 15.02.2012, № 00042 от 28.03.2012 ООО «Сибстройкомплект» внесло на депозитный счет Арбитражного суда Иркутской области денежные средства в размере 600 000 руб. для погашения расходов по делу о банкротстве должника.
Согласно письму генерального директора должника оставшиеся денежные средства в сумме 1 700 000 руб., которые ФИО12 должны быть внесены по договору участия в долевом строительстве № 80/1/2/Ц/Н/Д от 28.11.2011 до 01.05.2012, в случае необходимости будут направлены на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве.
Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая наличие у должника признаков банкротства, отсутствие возможности восстановления его платежеспособности, арбитражный суд первой инстанции в соответствии со статьями 53, 75, 124 Закона о банкротстве законно и обоснованно признал ЗАО «Стройтранс» банкротом и открыл в отношении должника конкурсное производство.
Учитывая, что ЗАО «Стройтранс» является застройщиком (объект долевого строительства на земельном участке по строительному адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, в границах улиц Депутатской и Зверева, кадастровый номер земельного участка 38:36:000022:0055), на основании пункта 3 статьи 201.1 Закона о банкротстве от 26.10.2002 при банкротстве ЗАО «Стройтранс» применяются правила параграфа 7 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.
Согласно статье 127 Закона о банкротстве при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 45 Закона о банкротстве при получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве установлено, что по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
Некоммерческим партнерством «Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих» представлена кандидатура арбитражного управляющего ФИО10 и информация о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего ФИО10 требованиям, требованиям статей 20, 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002.
Арбитражный суд на основании пункта 1 статьи 127, статьи 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 считает возможным утвердить конкурсным управляющим ЗАО «Стройтранс» ФИО10, кандидатура которого отвечает требованиям статей 20, 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002; на основании статьи 20.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 утвердиль конкурсному управляющему фиксированное вознаграждение в размере 30 000 рублей в месяц.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Довод о том, что процедура банкротства должника из стадии наблюдения необоснованно перешла в стадию конкурсного производства, минуя внешнее управление, основан на неверном толковании Закона о банкротстве, поскольку названный закон не требует перед введением конкурсного производства обязательного введения таких процедур как внешнее управление и финансовое оздоровление. Кроме того, из финансового анализа, проведенного внешним управляющим, следует вывод о необходимости введения процедуры банкротства – конкурсное производство. Как указывалось выше большинством голосов собрания кредиторов так же принято решение о введении в отношении ЗАО «Стройтранс» процедуры конкурсного производства. Данное решение никем не оспорено.
Так же следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Закона о банкротстве в случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
В силу пункта 2 статьи 146 Закона о банкротстве на основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и о переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Таким образом, в силу указанной нормы Закона о банкротстве, в случае наличия достаточных оснований и соответствующего ходатайства, конкурсное производство в отношении должника может быть прекращено арбитражным судом и введена процедура наблюдения.
То обстоятельство, что участники долевого строительства настаивали на проведении независимой экспертизы финансового состояния ЗАО «Стройтранс» в данном случае не имеет правового значения, поскольку такое ходатайство в рамках рассмотрения настоящего дела не заявлялось.
Довод апелляционной жалобы о том, что участники строительства умышленно не были оповещены о начале процедуры банкротства и соответственно не вошли в реестр требований кредиторов на стадии процедуры наблюдения, так же не может быть принят во внимание, поскольку на дату (10.02.2011) введения в отношении ЗАО «Стройтранс» процедуры наблюдения у временного управляющего отсутствовала обязанность уведомлять всех известных ему участников строительства о введении наблюдения. Объявление в газете «Комерсантъ» опубликовано 05.03.2011, прием требований кредиторов завершен 05.05.2011.
Иные доводы апелляционной жалобы также рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются как не обоснованные, поскольку не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, апелляционным судом не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Иркутской области от 03 апреля 2012 года по настоящему делу не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 апреля 2012года о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства по делу № А19-23545/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий Н.М. Панькова
Судьи О.А. Куклин
К.Н. Даровских