Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А10-8504/2019
«02» июля 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2020 года по делу №А10-8504/2019 по исковому заявлению Прокуратуры Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>), главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельными участками №420 от 20.11.2017,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Прокурор Республики Бурятия в интересах муниципального образования «Тарбагатайский район» обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район», главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельными участками №420 от 20.11.2017, применении последствий недействительности сделки в виде обязания главы КФХ ФИО1 возвратить земельные участки МКУ Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район».
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Признан недействительным договор безвозмездного пользования земельными участками №420 от 20.11.2017, заключенный между муниципальным казенным учреждением Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1. Применены последствия недействительности сделки. Суд обязал главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 возвратить муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» земельные участки с кадастровым номером 03:19:280110:22 площадью 43 325 кв.м. и с кадастровым номером 03:19:000000:4415 площадью 25 657 кв.м. Взыскано с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета 3 000 рублей – государственная пошлина.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2020 года по делу №А10-8504/2019 , принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что муниципальные органы Республики Бурятия в рамках своих полномочий предоставляют гражданам в безвозмездное пользование земельные участки для осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности на основании заявления гражданина в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса РФ. Пунктами 6 и 7 статьи 39.10 ЗК РФ проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользование не предусмотрено.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Прокурор Республики Бурятия с выводами суда первой инстанции согласен, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 28.05.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20 ноября 2019 года между МКУ Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» (ссудодатель) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ссудополучателем) заключен договор безвозмездного пользования земельными участками (л.д. 16-20).
В соответствии с пунктом 1.1 договора ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности: 1) площадью 43325 кв.м., кадастровый номер 03:19:280110:22, местоположение земельного участка: Республика Бурятия, р-н Тарбагатайский, СП «Верхнежиримское», разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; 2) площадью 25657 кв.м., кадастровый номер 03:19:000000:4415, местоположение земельного участка: Республика Бурятия, р-н Тарбагатайский, СП «Верхнежиримское», разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Участки не обременены правами третьих лиц (пункт 1.3 договора).
Срок действия договора составляет 6 лет с даты подписания, договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным для третьих лиц с момента регистрации (пункт 1.5 договора).
Основанием для заключения договора послужили заявление ФИО2 в интересах главы КФХ ФИО1 о предоставлении земельных участков в пользование без торгов от 16.11.2017 и постановление Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» от 20.11.2017 №1500 о предоставлении участков в безвозмездное пользование (л.д. 21-25).
Прокурор указал, что названная сделка совершена ответчиками с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в нарушение статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации после поступления заявления ФИО2 Администрация не разместила в газете «Тарбагатайская нива», на официальных сайтах районной администрации www.tarbagatay.ru и на сайте www.torgi.gov.ru извещение.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с исками о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления и о применении последствий недействительности указанных сделок. Право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Прокурор в обоснование иска указал, что заключение оспариваемого договора могло нарушить права 17 сельскохозяйственных предприятий и 38 крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Тарбагатайский район», на пользование земельными участками (письмо от 14.08.2019 №1745 - л.д. 54).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Переданные в безвозмездное пользование земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена (выписки из ЕГРН – л.д. 27-44).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации возможно, в том числе, гражданину для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (подпункт 6 пункта 1 указанной статьи).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование крестьянским (фермерским) хозяйствам публичные процедуры не предусматриваются, апелляционный суд поддерживает правильные выводы суда первой инстанции, основанные на следующих нормах.
Законом Республики Бурятия от 30.12.2003 №601-III «О земле» предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для осуществления КФХ его деятельности на территории всех городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов в Республике Бурятия.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации – с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что порядок, установленный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование главе КФХ ФИО1 был нарушен – извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в газете «Тарбагатайская нива», являющейся источником официального опубликования в силу муниципального контракта от 30.12.2016 №0302300010516000007- 0092735-01, а также на официальном сайте Администрации www.tarbagatay.ru, на сайте www.torgi.gov.ru размещено не было.
В связи с указанным обстоятельством прокурором района А.Е. Гусляковым внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства №19-33в-2019 от 11.06.2019 (л.д. 55-71). В подтверждение отсутствия извещения о предоставлении земельного участка прокурором представлены акт осмотра интернет-сайтов (л.д. 50-52) и ответ ООО «Редакция районной газеты «Тарбагатайская нива» от 21.08.2019 №29 (л.д. 53).
Администрацией не представлено доказательств соблюдения процедуры предоставления спорного земельного участка, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих наличие у ответчика - главы КФХ ФИО1 права на заключение договора безвозмездного пользования без проведения торгов по иному основанию, предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также не представлено. До заключения спорного договора земельные участки с кадастровыми номерами 03:19:280110:22, 03:19:000000:4415, главе КФХ ФИО1 в пользование не предоставлялись (л.д. 97).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что императивными нормами земельного законодательства установлен специальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, нарушение которого повлекло несоблюдение обеспечения баланса прав и законных интересов распорядителя земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок и предоставление спорного участка в приоритетном порядке ФИО1 по договору безвозмездного пользования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у ответчиков не имелось правовых оснований для заключения договора безвозмездного пользования земельными участками от 10.04.2019, что не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы третьих лиц.
В связи с признанием недействительным договора безвозмездного пользования земельными участками от 20.11.2017 №420, требования прокурора о применении последствий недействительности сделки в виде обязания главы КФХ ФИО1 возвратить Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» переданные земельные участки также правомерно удовлетворены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании положений земельного законодательства, не подтверждают неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2020 года по делу №А10- 8504/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи О.В.Монакова
Е.В. Желтоухов