ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-6061/2015
«30» июня 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Селенга КМ» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 марта 2016 года по делу №А10-6061/2015 (суд первой инстанции – Логинова Н.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Селенга КМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 115432, <...>, далее – заявитель, ООО «Селенга КМ») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кабанскому району (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 671200, <...>, далее – ответчик, отдел МВД РФ по Кабанскому району) о признании незаконными действий по аннулированию регистрационных действий в отношении транспортного средства - автокрана марки XCMG XZJ5260JQZ20G 2011 года выпуска.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Магадан-Тест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 685000, <...>, далее - ООО «Магадан-Тест»), общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис СТК» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения; 675000. <...>, далее – ООО «Спецсервис СТК»), общество с ограниченной ответственностью «Лана» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 109518, <...>, кв. VII, далее – ООО «Лана»).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 марта 2016 года по делу №А10-6061/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Селенга КМ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а также неправильно оценил значимые для дела обстоятельства.
Отдел МВД РФ по Кабанскому району отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании 21.06.2016 объявлен перерыв до 17 час. 25 мин. 28.06.2016, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.05.2016, 22.06.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.09.2011 ООО «Лана» по договору купли-продажи № 112-09-11 приобрело у ООО «Спецсервис СТК» транспортное средство - автокран марки XCMG XZJ5260JQZ20G, идентификационный номер (VIN) <***>, № двигателя SС9DF260Q4D9113022991, шасси № <***>, мощность двигателя - 261,22 (192) л.с. (кВт), год изготовления 2011, экологический класс четвертый, паспорт транспортного средства № 28 ТХ 827378 выдан 17.08.2011.
22.07.2013 ООО «Селенга КМ» по договору купли-продажи приобрело у ООО «Лана» названное транспортное средство.
Указанное транспортное средство было поставлено на регистрационный учет РЭО ГИБДД Отдела МВД РФ по Кабанскому району, заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства ТС 0307 954676 и государственный регистрационный знак <***>.
ООО «Селенга КМ» было получено уведомление Отдела МВД РФ по Кабанскому району от 22.04.2015 № 46а/1304 о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства автокрана марки XCMG XZJ5260JQZ20G, 2011 года выпуска, VIN <***>, шасси № <***>, ПТС №28 ТХ 827378.
Основаниями аннулирования регистрации транспортного средства послужили материалы, поступившие в Отдел из УГИБДД МВД по РБ за № 12/3471 от 06.04.2015, на основании указания ГУОБДД МВД России от 17.03.2015 № 13/4-1652 «О проведении проверочных мероприятий» по информации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) о решении органов сертификации об отмене действия сертификата соответствия транспортного средства, который служил основанием для выдачи Благовещенским таможенным постом паспорта транспортного средства.
ООО «Селенга КМ», посчитав, что в результате указанных действий Отдела не может на законных основаниях использовать транспортное средство - автокран марки XCMG XZJ5260JQZ20G, обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.
Таким образом, документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является, в том числе основанием для регистрации транспортного средства.
Пунктом 4.1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (действовавшим до 19.02.2015) установлено, что транспортные средства должны соответствовать требованиям специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (действовавшего до 19.02.2015) установлено, что настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ (пункт 1).
В соответствии с Федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания (пункт 2).
Автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания подразделяются на экологические классы согласно приложению № 2 (пункт 6).
Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику (пункт 7).
Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента;
б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г. (п. 14).
Таким образом, в документах на транспортное средство Общества должен быть надлежащим образом указан экологический класс транспортного средства, а с учетом срока его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и характеристики транспортного средства и цели эксплуатации, такой экологический класс должен быть 4 (четвертый).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на транспортное средство, принадлежащее заявителю, Благовещенским таможенным постом был выдан паспорт транспортного средства № 28 ТХ 827378, в котором экологический класс заявлен 4 (четыре) на основании Сертификата соответствия №C-CN.AB23.A.03263.
Сертификат соответствия № C-CN.AB23.A. 03263 был выдан органом по сертификации ООО «Магадан-Тест».
На основании Приказа Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 08.11.2012 № 3992 в отношении органа по сертификации продукции - ООО «Магадан-Тест» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой принят акт проверки от 16.11.2012 № 540/В-В/УК.
В ходе проверки были выявлены, в том числе, нарушения существующих требований законодательства о техническом регулировании, которые заключались в проведении работ по сертификации с использованием документов, содержащих сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции существующим на момент проверки требованиям законодательства Российской Федерации, так, в качестве документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в Китайской Народной Республике, экологическому стандарту 4, использовались результаты испытаний на определение содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, выполненные лабораториями КНР, не ратифицировавшей Соглашение о принятии единообразных предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женева, 20.03.1958).
16.11.2012 органу по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, предписывающее, в том числе, рассмотреть вопрос о прекращении действия сертификатов соответствия в отношении транспортных средств, выданных необоснованно, и уведомить заинтересованных лиц.
Приказом ООО «Магадан-Тест» от 17.12.2012 №30, изданным во исполнение предписания Росаккредитации от 16.11.2012, прекращено, среди прочих действие сертификата соответствия № C-CN.AB23.A.03263 от 16.08.2011 на транспортное средство - автокран марки XCMG XZJ5260JQZ20G VIN <***> (Приложение № 1 к приказу).
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее - Правила № 1001), установлено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в частности по основаниям, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
Пунктом 51 Правил № 1001 предусмотрено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия действует на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Пунктом 72 Положения о ПТС (Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств") определено, что выданный паспорт транспортного средства признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
При таких установленных обстоятельствах Отдел МВД РФ по Кабанскому району, аннулировав государственную регистрацию спорного транспортного средства, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, паспорт транспортного средства №28 ТХ 827378 считается содержащим недостоверные сведения о транспортном средстве, и в частности об его экологическом классе. При этом в компетенцию регистрирующего транспортное средство органа не входит обязанность проверять законность аннулирования сертификатов соответствия уполномоченными на то органами Росаккредитации.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии у ответчика оснований для аннулирования регистрации транспортного средства несостоятельны.
Поскольку заявитель не подтвердил в установленном порядке достоверность сведений, указанных в паспорте транспортного средства №28 ТХ 827378, выданного Благовещенским таможенным постом, об экологическом классе транспортного средства IV, оспариваемые действия Отдела МВД РФ по Кабанскому району по аннулированию регистрации транспортного средства - автокрана марки XCMG XZJ5260JQZ20G соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Несмотря на то, что Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 213 грузовые автомобили исключены из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, автомобили грузовые и их шасси относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", подлежат оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что прекращение сертификата соответствия на спорное транспортное средство не имеет правового значения, поскольку на момент принятия регистрирующим органом решения об аннулировании регистрационного учета грузовые автомобили исключены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 №213 из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Довод заявителя о том, что согласно вступившему в силу с 01.01.2015 Техническому регламенту Таможенного союза ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» сертификаты соответствия на колесные транспортные средства не выдаются; со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается, суд обоснованно отклонен, поскольку Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятый решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, в данном случае не подлежит применению в связи с тем, что спорное транспортное средство выпущено в обращение до вступления в силу указанного Технического регламента.
Так, согласно пункту 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия. Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
В соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 до 1 июля 2016 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
В силу пункта 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" вступил в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 марта 2016 года по делу №А10-6061/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи В.А. Сидоренко
Е.В. Желтоухов