ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-227/20 от 13.02.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                 Дело №А78-10417/2019

«20» февраля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен  20 февраля 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2019 года по делу №А78-10417/2019 по заявлению акционерного общества «Буртуй» (ОГРН 1027500828629, ИНН 7523001604, адрес: 673225, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, РАЙОН ХИЛОКСКИЙ, ПОСЕЛОК И(ПРИ) СТАНЦИЯ(И) ЖИПХЕГЕН, УЛИЦА ГАРАЖНАЯ, ДОМ 2) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163, адрес: 672000, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ГОРОД ЧИТА, УЛИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ, ДОМ 15А, ПОМЕЩЕНИЕ 2) о признании незаконным предписания от 23.07.2019 № 06/05000290, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945, адрес: 672000, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ГОРОД ЧИТА, УЛИЦА БОГОМЯГКОВА, ДОМ 23),

(суд первой инстанции – Е.А. Перевалова ),

при участии в судебном заседании:

от АО «Буртуй»: Роженцова Л.С. – представитель по доверенности от 16.04.2019;

от Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю: Мусихина Д.А. – представитель по доверенности от 25.03.2019;

от Министерства природных ресурсов Забайкальского края: не явился, извещен.

установил:

Акционерное общество "Буртуй" (далее- АО «Буртуй», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление, служба) о признании незаконным предписания от 23.07.2019 № 06/05000290.

К участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее – третье лицо, министерство).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) №06/05000290 от 23.07.2019 признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163)  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке. Взысканы с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) в пользу акционерного общества «Буртуй» (ОГРН 1027500828629, ИНН 7523001604)  судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.

В обосновании суд первой инстанции указал, что безусловных доказательств того, что спорные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а не являются лесными либо входят в состав земель промышленного назначения, которые были предоставлены заявителю на правах аренды, материалы дела не содержат.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу №А78-104172019 отменить в полном объеме.

Указывает, что при проведении осмотра земельных участков было установлено, что АО «Буртуй», на основании лицензии ЧИТ 01958 ТЭ от 03.07.2008 г., осуществляется добыча каменного угля. При добыче ведутся вскрышные работы (карьер), в результате чего происходит снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 75:20:540301:54, 75120:540301:30, 75:20:540301:19, 75:20:540301:12, расположенных в 20 км на юго-восток от п. Бада. Общая площадь нарушенных земельных участков составляет более 30 га. При проведении внеплановой выездной проверки по месту фактического осуществления деятельности АО «Буртуй» составлен акт обследования земель сельскохозяйственного назначения.

С участков, подвергшихся негативному воздействию, отобраны почвенные образцы (протокол взятия проб и образцов № S06 от 11.07.2018 г.). При проведении проверки на местности представитель АО «Буртуй» не присутствовал, о предстоящей проверке АО «Буртуй» надлежащим образом уведомлено.

Координаты поворотных точек и площади земельных участков при проведении проверки определены с помощью приёмника навигационного марки GARMINOREGON 550, заводской номер - 1MW049118, GNSS-приёмника G6 заводской номер - SG607B133236368QDS.

АО «Буртуй» осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы общей площадью 17,7177 га, вследствие чего происходит перекрытие плодородного слоя почвы, при этом часть отвалов площадью 7,8531 га размещена на земельных участках сельскохозяйственного назначения.

Отдельное складирование плодородного слоя почвы, необходимого для дальнейшего использования при проведении работ по рекультивации, отсутствует. Проект рекультивации на земельные участки 75:20:540301:19; 75:20:540301:30; 75:20:540301:54 не представлен.

Таким образом, своими действиями АО «Буртуй» допустило нарушение ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, а также уничтожении плодородного слоя почвы, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1, ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 13.07.2018 г. № 000142, которое до сегодняшнего дня не исполнено и является основой вынесения обжалуемого предписания.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.07.2018 г. № 004212, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении от 17.07.2018 г. № 004212 и иных материалов проверки, АО «Буртуй» признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением в качестве административного наказания штрафа в размере 40 000 рублей.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Забайкальскому краю на основании запросов от 04.07.2018 г., земельные участки с кадастровыми номерами 75:20:540301:19; 75:20:540301:54; 75:20:540301:30 относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Соответственно, нарушенные земельные участки не относятся к землям лесного фонда и не были предоставлены в аренду АО «Буртуй».

Полагает, что Управление установило принадлежность земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения. Никаких официальных обращений, заявлений от АО «Буртуй», об имеющейся кадастровой ошибке в данных Росреестра в материалы рассматриваемого дела не представлено, тем не менее судом делается вывод о неточности данных содержащихся в предписании Управления.

Также Управление не согласно с выводами суда о преждевременности до установления границ на местности вынесенного в адрес АО «Буртуй» предписания, поскольку Административным регламентом № 591 (действовавшим на момент выдачи предписания) не предусмотрено право должностных лиц Управления на приостановления либо на не выдачу предписания, при установление факта нарушения земельного законодательства, факт нарушения земельного законодательства установлен еще в июле 2018 года, соответственно в тот же момент АО «Буртуй» и выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Следующее предписание от 23.07.2019г. № 06/05000290 (обжалуемое) лишь дублирует факты нарушения, установленные в 2018 году, с заявлением о продления срока исполнения предписания в Управление АО «Буртуй» не обращалось.

Управление считает, что в данном случае при вынесении решения Арбитражным судом грубо нарушена ч.1 ст. 143 АПК РФ, предусматривающая обязанность суда на приостановление дела, в связи с тем, что, Хилокским районным судом ЗК до настоящего времени не рассмотрена жалоба АО «Буртуй» на постановление о привлечении АО «Буртуй» к административной ответственности по ч.1.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Не согласно Управление и с взысканием государственной пошлины в размере 3000 тысяч рублей в пользу АО «Буртуй», поскольку согласно пп.1.1 п.1 ч.1 ст. 333.37 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины

На апелляционную жалобу ответчика поступил отзыв общества, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 22.01.2020.

Представитель управления в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель общества дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Управлением Россельхознадзора по Забайкальскому краю от 09.07.2018 №591-ГК (т.2 л.д.25-27) проведена внеплановая выездная проверка деятельности АО «Буртуй» с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении заместителя Управления от 09.07.2018 №1559 (т.2 л.д.24) и обращении, направленном прокуратурой Хилокского района №56ж-2018 от 13.05.2018 (т.2 л.д.4).

Проверка согласована Прокуратурой Забайкальского края решением №07-1-32-2018 от 10.07.2018 (т.2 л.д.30).

По результатам проверки составлен акт №022-А от 13.07.2018 (т.2 л.д.53-55), которым установлено, что АО «Буртуй» осуществляет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств – (добыча угля) на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01958 ТЭ (т.1 л.д.92-110). В результате добычи угля обществом разработаны карьеры общей площадью 33,4498 га, в результате чего происходит снятие и перемещение плодородного слоя почвы, при этом часть карьеров площадью 16,94 га разработана на землях сельскохозяйственного назначения: - 2,35 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 14,59 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:54. Также обществом осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы общей площадью 17,7177 га вследствие чего, происходит перекрытие плодородного слоя почвы, при этом часть отвалов площадью 7,8531 га. размещена на земельных участках сельскохозяйственного назначения: - 0,4098 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 1,5135 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:30; - 5,9298 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:54.

13.07.2018 АО «Буртуй» Управлением выдано предписание №000142 (т.2 л.д.148-149), которым обществу предписано в срок до 20.06.2019 (с учетом определения о продлении срока т.1 л.д.147), устранить нарушение «Привести нарушенные земельные участки 75:20:540301:54, 75:20:540301:19, 75:20:540301:30 в состояние пригодное для использования в соответствие с видом разрешенного использования и целевым назначением доступным способом, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю №774-ГК от 25.06.2019 (т.1 л.д.137-138) в отношении АО «Буртуй» назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения обществом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 13.07.2018 №000142.

По результатам  проверки был составлен акт от 23.07.2019 №05/29с (т.1 л.д.139-141), которым установлено, что ранее выданное предписание №000142 не исполнено. Снятие и перемещение плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения: - 2,35 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 14,59 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:180, 75:20:540301:181 (бывший участок с кадастровым номером 75:20:540301:54. Также обществом осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения: - 0,4098 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 1,5135 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:30; - 5,9298 га. на земельных участках с кадастровыми номерами 75:20:540301:180,  75:20:540301:181. Документы, подтверждающие перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в иную категорию не предоставлены. 

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора  выдано предписание №06/05000290 от 23.07.2019 (т.1 л.д. 24, 144-145).

Предписанием  от 23.07.2019 указано на необходимость устранения АО «Буртуй» в срок до 20.06.2019 (с учетом определения о продлении срока от 21.12.2018 т.1 л.д.147) нарушения земельного законодательства и приведение земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:180, 75:20:540301:181, 75:20:540301:30  в состояние пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования и категорией земли, либо иным доступным способом.

Полагая, что указанное предписание Управления Россельхознадзора является незаконным и нарушает права и законные интересы АО «Буртуй», заявитель оспорил его в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции.

Последовательность и сроки административных процедур (действий) при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения регламентированы Административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591 (действующий на момент вынесения спорного предписания).

В пункте 85 Административного регламента в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Оборот земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее- Закон №101-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель данной категории основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Пунктом 2 Положения "О государственном земельном надзоре", утвержденного постановлением Правительства России от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение), в числе органов, полномочных осуществлять государственный земельный надзор, указаны Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы.

При этом к их компетенции отнесено осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (подпункт "а" пункта 4 Положения); требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (подпункт "б" пункта 4 Положения).

Предметом регулирования Закона №101-ФЗ, оборот земель, не имеющих статуса земель сельскохозяйственного назначения (в том числе земель промышленности, транспорта и иного специального назначения с разрешенным использованием "для производственных нужд"), не является.

Как правильно установлено судом первой инстанции, в отношении заявителя заинтересованным лицом на основании распоряжения № 774-ГК от 25.06.2019 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения обществом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 13.07.2018 №000142.

По результатам  проверки был составлен акт от 23.07.2019 №05/29с (т.1 л.д.139-141), которым установлено, что ранее выданное предписание №000142 не исполнено. Снятие и перемещение плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения: - 2,35 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 14,59 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:180, 75:20:540301:181 (бывший участок с кадастровым номером 75:20:540301:54). Также обществом осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения: - 0,4098 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 1,5135 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:30; - 5,9298 га. на земельных участках с кадастровыми номерами 75:20:540301:180,  75:20:540301:181. Документы, подтверждающие перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в иную категорию не предоставлены. 

Как правильно указывает суд первой инстанции, в целях установления факта использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:30; 75:20:540301:180,  75:20:540301:181 не по назначению, необходимо доказать, что субъект осуществляет на указанных земельных участках хозяйственную  деятельность в нарушение разрешенного вида  использования и категории земель.

В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения прав на такой вид имущества как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок.

По смыслу статей 260 и 261 ГК РФ  правом владения, пользования и распоряжения земельными участками обладают собственники данных участков.

Собственники земельных участков могут предоставлять их другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В этом случае лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (статья 264 ГК РФ).

Из содержания статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается действия уполномоченного органа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно статье 6 ЗК РФ и статье 607 ГК РФ в аренду могут передаваться земельные участки в виде обособленных природных объектов - части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

Земельный участок как объект права, в соответствии с приведенными выше нормами права характеризуется границами, площадью, местом расположения, видом разрешенного использования и индивидуализируется путем присвоения кадастрового номера, под которым в силу пункта 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ понимается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Именно кадастровый номер характеризует земельный участок в качестве индивидуально-определенного самостоятельного объекта гражданских правоотношений с уникальными характеристиками.

В силу части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании части 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и (или) государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, за исключением договоров аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенных на срок менее одного года).

Как правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Главы Хилокского района № 92-р от 30.01.2004 (т.2 л.д.77) АО «Буртуй» на срок 15 лет предоставлен земельный участок кадастровый номер 75:20:540301:0003 из земель промышленности площадью 40,7436 га для геологоразведочных работ и отработки месторождения угля по адресу: Хилокский район, урочище «Буртуй».

Договором аренды земельного участка № 153 от 10.06.2004 (зарегистрирован 30.11.2004 № 75-01/20-121/2004-131), заключенным на срок 15 лет, заявителю указанный земельный участок предоставлен с обозначенными его границами на кадастровом плане (т. 2, л.д. 78-83).

Согласно договорам аренды лесного участка № 09-70 от 17.07.2009 (зарегистрирован 31.07.2009 № 75-75-24/010/2009-079), № 10-79 от 01.10.2010, № 14-117 от 23.10.2014, с учетом приказов Гослесслужбы Забайкальского края № 676 от 17.06.2009, № 1286 от 13.10.2014, и принятых к договорам соглашений от 02.11.2018 (зарегистрированы 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/062/2018-6, 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/062/2018-7, 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/066/2018-8), обществу в пределах земель лесного фонда предоставлены лесные участки Бадинского лесничества (Жипхегенское участковое лесничество) с целевым назначением – эксплуатация леса (для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки Буртуйского месторождения бурого угля); квартал 98 выделы 33, 34, 35, 36, 38, 39; площадью 20,33 га, 1,38 га и 43.42 га соответственно (т. 1, л.д. 58-10730-89, т. 2, л.д. 86-131).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ, действовавшего на момент заключение договоров аренды) до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Из положений части 3 статьи 70.1 ЛК РФ следует, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Таким образом, действующее на момент заключения договоров аренды лесных участков, законодательство позволяло предоставлять в аренду лесные участки без проведения государственного кадастрового учета.

Как правильно указывает суд первой инстанции, Актом №022-А от 13.07.2018 (т.2 л.д.53-55) установлено, что АО «Буртуй» осуществляет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств – (добыча угля) на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01958 ТЭ (т.1 л.д.92-110). В процессе добычи угля, обществом разработаны карьеры общей площадью 33,4498 га, в результате чего происходит снятие и перемещение плодородного слоя почвы, при этом часть карьеров площадью 16,94 га разработана на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:30; 75:20:540301:180,  75:20:540301:181.

Обществу на праве аренды земельного и лесных участков, предоставлены в пользование соответствующие объекты имущества в определенных границах и площадях, для геологоразведочных работ и отработки месторождения угля.  При этом каких-либо доказательств оспаривания зарегистрированных прав общества на приведенные участки в судебном порядке, либо сведений о результатах такого оспаривания, материалы дела не содержат.

Из представленного заинтересованным лицом в материалы дела Акта проведения проверки от 19.04.2019 с приложением схемы с обозначением границ арендных участков АО «Буртуй» и схемы фактически используемых участков, из которых следует, что общая площадь по договорам аренды составляет 63,75 га, фактически используется площадь разработки – 105,4 га, в том числе на землях лесного фонда в квартале 98 - площадь 38,6 га, земли сельхозназначения ПСК «Мир» - 66,8 га.

При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, проведенный 19.04.2019 обмер в натуре фактически используемого участка АО «Буртуй» в основу оспариваемого предписания положен не был. В оспариваемом предписании нарушения зафиксированы на площади 16,94 га – снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также перекрытие на площади 7,8531 га. Таким образом, представленная в материалы дела информация, и в том числе положенная в основу оспариваемого предписания, в данном конкретном случае является неточной и противоречивой.

Согласно пояснениям министерства земельный участок с кадастровым номером 75:20:540301:181 из земель сельхозназначения частично накладывается на земли лесного фонда в квартале 104 выделы 1, 2 Жипхегенского участкового лесничества Бадинского лесничества.

Как правильно учтено судом первой инстанции, в рамках дела №А78-3493/2019, решением, вступившим в законную силу, установлено, что согласно выписке из ЕГРП в графе «Особые отметки» от 20.05.2019 № КУВИ-001/2019-10888974 в отношении земельного участка 75:20:540301:30 сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, безусловных доказательств того, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не являлся лесным либо входит в состав земель промышленного назначения, которые были предоставлены заявителю на правах аренды по ранее приведенным договорам, в деле не содержится, а выписка на спорный земельный участок  сама по себе не может быть принята во внимание как убедительное доказательство его отнесения к землям сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, учитывая ходатайство управления о необходимости приостановления производства по делу до рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1, 2 ст.8.6 КоАП РФ  в отношении АО «Буртуй» (дело №12-85/2019 Хилокского районного суда т.3 л.д.24-26), где судом назначена землеустроительная экспертиза по установлению границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, установление границ на местности фактически используемых земельных участков обществом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент принятия оспариваемого предписания, надзорный орган не располагал достоверной информацией, что субъект осуществляет хозяйственную  деятельность на земельных участках сельхозназначения в нарушение разрешенного вида  использования и категории земель. Безусловных доказательств того, что спорные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а не являются лесными либо входят в состав земель промышленного назначения, которые были предоставлены заявителю на правах аренды по ранее приведенным договорам, материалы дела не содержат.

Довод Управления, приведенный и апелляционному суду о невозможности рассмотрения настоящего дела до проведения в рамках рассмотрения дела Хилокского районного суда землеустроительной экспертизы по определению границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, установление границ на местности фактически используемых земельных участков обществом, правильно был отклонен судом первой инстанции, поскольку суд рассматривает законность предписания на момент его принятия (23.07.2019), следовательно, результаты экспертизы не смогут повлиять на законность либо незаконность предписания, поскольку определение границ должно быть осуществлено надзорным органом до принятия спорного предписания. Принятие предписания до разрешения вопроса об установлении  границ лесных участков и земель сельхозназначения, являлось преждевременным.

Доводы управления о том, что координаты поворотных точек и площади земельных участков при проведении проверки определены с помощью приёмника навигационного марки GARMINOREGON 550, заводской номер - 1MW049118, GNSS-приёмника G6 заводской номер - SG607B133236368QDS, не могут быть учтены, поскольку, во-первых, в акте проверки не описано, каким образом определялись участки, которые были обследованы, во-вторых, как об этом указал и суд первой инстанции, действующее на момент заключения договоров аренды лесных участков законодательство позволяло предоставлять в аренду лесные участки без проведения государственного кадастрового учета, и на настоящий момент вопрос о границах является спорным. Кроме того, апелляционный суд отмечает, что после устранения спорности границ у управления будет иметься возможность при необходимости предпринять меры реагирования.

Доводы управления о том, что факт нарушения земельного законодательства установлен еще в июле 2018 года, соответственно в тот же момент АО «Буртуй» и выдано предписание об устранении допущенных нарушений, а следующее предписание от 23.07.2019г. № 06/05000290 (обжалуемое) лишь дублирует факты нарушения, установленные в 2018 году, с заявлением о продления срока исполнения предписания в Управление АО «Буртуй» не обращалось, отклоняются, поскольку неоспаривание ранее выданного предписания не обусловливает законность рассматриваемого предписания.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

В данном конкретном случае суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у общества не может иметься реальной и объективной возможности исполнить предписание Управления, поскольку, по мнению общества, оно осуществляет деятельность в границах лицензионного соглашения и арендуемых земельного и лесных участков, а при отсутствии установленных границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения и недоказанности границ на местности фактически используемых земельных участков обществом, предписание  нарушает права заявителя в сфере его экономической деятельности, возлагая на него неисполнимые обязательства.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что  оспариваемое заявителем предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы АО «Буртуй», следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет: судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, ее размер устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В абзаце 3 пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" установлено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В этом случае вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, судебные расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение заявления, факт несения которых подтвержден чек-ордером от 21.08.2019 №6445715 (т.1 л.д.8) подлежат возмещению обществу с управления.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2019 года по делу №А78-10417/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Е.О.Никифорюк

Судьи                                                                                                           Е.В.Желтоухов

                                                                                                          Д.В.Басаев