ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-1043/2010
«23» июня 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Т. О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВАРУС» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года по делу № А58-1043/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВАРУС» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения,
третьи лица: Единая комиссия муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница», Муниципальное учреждение «Олекминская центральная районная больница», Общество с ограниченной ответственностью «Регион Плюс»,
(суд первой инстанции: судья Бадлуева Е. Б.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьих лиц: не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ВАРУС» (далее заявитель, ООО «ВАРУС»), обратилось в суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее УФАС по Республике Саха (Якутия), заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Комиссии Управления ФАС по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд от 24.12.2009 по делу №06-570/09т и в порядке устранения нарушения прав обязать Управление ФАС по Республике Саха (Якутия) обратиться в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о признании размещенного заказа, проведенного Единой комиссией муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница» на поставку сухих молочных смесей для питания детей до 3 лет для нужд муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница» недействительным.
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) привлечены в качестве третьих лиц Единая комиссия муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница», Муниципальное учреждение «Олекминская центральная районная больница», Общество с ограниченной ответственностью «Регион Плюс».
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года в удовлетворении требований заявителю отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый заявителем акт вынесен в соответствии с законодательством России и не нарушает права и законные интересы последнего.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к неверным выводам, изложенным в решении суда. Полагает, что судом сделан неверный вывод об отсутствии нарушений прав общества, поскольку нормативными актами Российской Федерации не предусмотрены требования о транспортировке сухих детских молочных смесей в расфасованных герметичных железных банках, тогда как отказом в допуске явилось несоответствие технической спецификации.
Общество считает, что судом неверно оценен довод заявителя о нарушении прав последнего в связи с наличием в техническом задании на поставку товаров требований, которые не предусмотрены нормативными актами, СанПиНами, в связи с чем это повлекло ограничение количества участников размещения заказа.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель и заинтересованное лицо заявили ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 17 ноября 2009 года на официальном сайте http://www.goszakazyakutia.ru/public. размещено извещение о проведении открытого аукциона на поставку сухих молочных смесей для питания детей до 3 лет для нужд Муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница» и аукционная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 1615 000 руб.
Аукционная документация содержит часть II «Техническая часть», раздел II.1 «Спецификация на поставку товара».
Согласно разделу 3 «Количество, функциональные и технические требования к нему» раздела II.1 все смеси по лоту должны быть расфасованы в герметичные железные банки (400 гр.); вся поставляемая продукция должна соответствовать СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов; подразделе «Технические и качественные характеристики» раздела 3 конкретизированы: сухая адаптированная молочная смесь для детей от рождения до 6 месяцев – железная банка масса нетто 400гр., сухая адаптированная молочная смесь для детей от 6 до 12 месяцев – металлическая банка масса нетто 400 гр., сухая антирефлюксная молочная смесь для детей со срыгиванием, коликами, запорами с рождения – железная банка масса нетто 400 гр., сухая безлактозная молочная смесь для детей с непереносимостью лактозы - железная банка масса нетто 400 гр.
7.12.2009 на участие в аукционе поступило 9 заявок от участников размещения заказа: ООО «Сахамедтехника», ООО «Регион Плюс», ООО «Агат», ООО «Солар», ИП ФИО1, ООО Фармацевтическая фирма «Рослек», ООО МК «Союз», ООО «ВАРУС», ООО «Рифарм Челябинск».
Согласно приложению №1 к заявке ООО «ВАРУС» на участие «Предложение о технических, функциональных и качественных характеристиках поставляемого товара» заявителем предложены к поставке сухие адаптированные молочные смеси Беллакт 1+ для детей от 0 до 6 месяцев, Беллакт 2+ для с 6 месяцев до 12 месяцев, ФИО2, ФИО3; расфасовка – картонные пачки с фольгированной вставкой, что обеспечивает полную герметичность и сохранность продукта.
с 7.12.2009 по 9.12.2009 проведена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, составлен протокол №92-р от 9.12.2009.
Решением Единой комиссии Муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница» отказано в допуске ООО «ВАРУС» и ООО «Рифарм» на основании несоответствия технической спецификации и упаковки продукции, остальные участники размещения заказа допущены.
Не согласившись с решением Единой комиссии об отказе в допуске, ООО «ВАРУС» подало жалобу в Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Решением УФАС по Республике Саха (Якутия) по делу №06-570/09т о нарушении законодательства о размещении заказов от 24.12.2009 (дата изготовления решения) жалоба ООО «ВАРУС» признана необоснованной.
ООО «ВАРУС», не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие действий по проведению внеплановой проверки и пунктов 2, 14, 16, 17, 18 и 19 предписания надзорного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества такими действиями и названными пунктами предписания.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 12 Закона о размещении заказов установлено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании пункта 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов (пункт 1).
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 данного закона (пункт 2).
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, на что правомерно указано судом первой инстанции.
Статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» предусмотрено, что молоко и продукты его переработки, предназначенные для реализации, должны быть расфасованы, упакованы в тару и (или) упаковки, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и продуктов его переработки в течение срока их годности (пункт 1 статьи 35 Закона).
Продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем: 1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе); 0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси. (пункт 2 статьи 35 закона).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что Муниципальное учреждение «Олекминская центральная районная больница» в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов определило в аукционной документации требования к фасовке и упаковке сухих молочных смесей для детей – железные банки массой нетто 400 гр.
Названные требования определены заказчиком в соответствии с его потребностями, данная упаковка и фасовка сухих молочных смесей для детей предусмотрена нормативными актами и СанПиНами, в связи с чем вывод суда первой инстанции, о законности решения Единой комиссии Муниципального учреждения «Олекминская центральная районная больница» об отказе в допуске ООО «ВАРУС» на основании несоответствия технической спецификации и упаковки продукции, является правомерным.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства в соответствии со статьями 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что последний лишен права участвовать в размещении заказа при наличии у него товара, соответствующего потребностям заказчика.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции и не влияют на законность оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Пунктом 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139) установлено, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
В связи с выше указанным, суд апелляционной инстанции полагает необходимым возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью «ВАРУС» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, уплаченную платежным поручением № 244 от 04.05.2010.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года по делу № А58-1043/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года по делу № А58-1043/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ВАРУС» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Выдать справку на возврат.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Д. Н. Рылов
Судьи Т. О. Лешукова
Г. Г. Ячменёв