ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2334/2014 от 08.07.2014 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                 Дело № А58-224/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Ткаченко Э. В., Ячменёва Г. Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобыОбщества с ограниченной ответственностью «Карат» и Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года по делу № А58-224/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Карат» (ИНН 1435146977, ОГРН 1041402034530) к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435151857, ОГРН 1041402052427) о признании незаконными отказа в приеме заявки на переоформлении лицензии ЯКУ 02388БЭБЭ и бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявки на продление срока лицензий ЯКУ 03436БЭ и ЯКУ 03435БЭ на 27 месяцев,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Общество с ограниченной ответственностью "Северовосточная геологоразведочная экспедиция" (ОГРН 1041402127524, ИНН 1435154086; адрес: 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Петра Алексеева ул, 83, 9, 65),

(суд первой инстанции судья Собардахова В. Э.),

при участии в судебном заседании

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

от третьего лица ООО «Северо-Восточная геологоразведочная экспедиция»: не явился;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Карат» (далее заявитель, ООО «Карат», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее административный орган, Управление по недропользованию, Управление) о признании незаконным отказа в приеме заявки, поданной согласно вступившему в законную силу судебному акту, и признании незаконным бездействия в рассмотрении заявки о внесении изменений условий лицензии ЯКУ 03436 и ЯКУ 03435 БЭ.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Северо-Восточная геологоразведочная экспедиция» (далее ООО «Северо-Восточная геологоразведочная экспедиция»).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Управления по недропользованию, выразившееся в не рассмотрении заявки ООО «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01.12.2013 исх №2/1-12) в части продления срока лицензий ЯКУ 03435 БЭ, ЯКУ 03436 БЭ на 27 месяцев. В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказано.

Не согласившись с  решением суда первой инстанции,  Общество с ограниченной ответственностью «Карат» и Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) обжаловали его в апелляционном порядке. 

Управление не согласно с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявления – признания незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявки ООО «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01.12.2013 исх №2/1-12) в части продления срока лицензий ЯКУ 03435 БЭ, ЯКУ 03436 БЭ на 27 месяцев. Управление ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы Управление указало, что заявка ООО «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01.12.2013 исх №2/1-12) рассмотрена с соблюдением процедуры, установленной Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315. При этом обоснование причин сокращения срока с заявленных 4 лет 8 месяцев до 2 лет 4 месяцев указаны в Приказах Якутнедра № 314 «О восстановлении срока действия лицензии ЯКУ 03435 БЭ» и № 315 «О восстановлении срока действия лицензии ЯКУ 03436 БЭ» по основанию - с даты государственной регистрации лицензии на ООО «Диринг».

ООО «Карат» не согласно с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления  о признании незаконным отказа в приеме заявки. В обоснование апелляционной жалобы ООО «Карат» указало, что Управлением не подтверждены основания отказа в приеме заявки.

Отзывы на апелляционные жалобы от лиц, участвующих в деле, в материалы дела не поступили.

О месте и времени судебного заседания  лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако  своих представителей в судебное заседание не направили. ООО «Карат» и ООО «Северо-Восточная геологоразведочная экспедиция» ходатайствовали о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителей, при этом в ходатайствах указали, что просят оставить в силе решение суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

 Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 признаны незаконными действия Управления по вынесению решения – протокола от 02.06.2008 №26 в части пункта 2.2.2. и недействительным приказ от 03.06.2008 №78 в части утверждения протокола комиссии от 02.06.2008 №26 пункт 2. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления положения, существовавшего до вынесения решения - протокола от 02.06.2008 №26 и издания приказа от 03.06.2008 №78.

15.03.2013 Управлением зарегистрирована лицензия ЯКУ 03435 БЭ на пользование недрами ООО «Карат» с датой окончания действия лицензии 31.03.2015, а также лицензия ЯКУ 03436 БЭ ООО на пользование недрами ООО «Карат» с датой окончания действия лицензии 30.11.2016.

29.11.2013 в Управление поступила заявка Общества от 28.10.2013 исх №1 о внесении изменений и дополнений в лицензию ЯКУ №02388БЭ.

02.12.2013 в Управление поступило заявление Общества от 29.11.2013 исх №1-29 о выдаче Обществу лицензий согласно решению суда с увеличением срока на 4 года и 8 месяцев.

04.12.2013 в Управление поступило заявление Общества от 29.11.2013 №1-12 о переоформлении лицензии ЯКУ №02288 БЭ. К заявлению прилагалось: выписки из ЕГРЮЛ ООО «Карат», ООО «СВГОЭ»; копии лицензии ЯКУ №02288 БЭ ООО «СВГРЭ»; справка об отсутствии задолженности; краткий отчет; передаточный акт о передаче лицензии ЯКУ №02288 БЭ ООО «СВГРЭ» протокол.

10.12.2013 Общество в дополнение к заявке представлены выписки из ЕГРЮЛ.

10.12.2013 Управлением изданы приказы:

№314 о восстановлении срока действия лицензии ЯКУ 03435БЭ за период с даты государственной регистрации лицензии ЯКУ 02872БЭ на ООО «Диринг» от 18.11.2010 до даты государственной регистрации лицензии ЯКУ 03435БЭ от 15.03.2013 продолжительностью 2 года 4 месяца и установлении срока действия лицензии ЯКУ 03435 до 31 июля 2017 года;

№315 о восстановлении срока действия лицензии ЯКУ 03436БЭ за период с даты государственной регистрации лицензии ЯКУ 02873БЭ на ООО «Диринг» от 18.11.2010 до даты государственной регистрации лицензии ЯКУ 03436БЭ от 15.03.2013 продолжительностью 2 года 4 месяца и установить срок действия лицензии ЯКУ 03436 до 31 марта 2019 года.

Письмом от 10.12.2013 №01-03/21-3335 Управление направило дополнения к лицензиям ЯКУ 03435 БЭ и ЯКУ 03436 БЭ для согласования. При этом Управление наряду с прочим сообщило, что в случае если в течение 30 дней с момента получения Обществом дополнений к лицензиям не будет согласовано или будет направлен отказ в согласовании, то Управлением принимается решение об аннулировании дополнений к лицензиям, а заявочные материалы направляются на хранение в фонд геологической информации.

Уведомлением от 19 декабря 2013 года №01-03/21-3404 Управление известило заявителя:

1) по заявке с вход №4468 от 02.12.2013 в части внесения изменений и дополнений во исполнение решения суда Управление направило для согласования по два экземпляра дополнений к лицензиям;

2) в приеме заявки на переоформление лицензии ЯКУ 02388 от 26.06.2006 отказано в связи несоответствием заявочных материалов требованиям регламента, в том числе отсутствуют учредительные документы, нет копий всех приложений к лицензии, в заявлении не указано основание перехода права пользования недрами и не приложены соответствующие документы.

Заявитель, полагая, что отказ в приеме заявки на переоформление лицензии не соответствует закону, а также нарушает его права и законные интересы, а также, что не рассмотрение заявки на продление срока лицензии на 4 года и 8 месяцев является бездействием, которое не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

-наличие со стороны Управления оспариваемого бездействия и его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также несоответствие закону или иному нормативному правовому акту отказа в приеме заявки на переоформление лицензии;

- нарушение прав и законных интересов заявителя таким бездействием и отказом в приеме заявки на переоформление лицензии.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Отношения, возникающие в связи с использованием недр территории Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с пунктом 5 абзаца 1 статьи 12 Закона о недрах срок действия лицензии подлежит указанию в лицензии и ее неотъемлемых составных частях.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (абзац 5 статьи 12 Закона о недрах).

Порядок внесения изменений и дополнений в лицензию, а также переоформления лицензии установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 в пределах его полномочий (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2009 N 15837) – далее Административный регламент.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента результатом исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является выдача заявителю зарегистрированного дополнения к лицензии на право пользования недрами или отказа во внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами.

Результатом исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр является принятие Роснедрами или его территориальными органами решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами или об отказе в переоформлении лицензии.

В соответствии с пунктом 17 Административного регламента одним из оснований для отказа в исполнении государственной функции по переоформлению лицензии является следующее: заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных пунктами 66 - 71 настоящего Административного регламента.

Пунктом 67 Административного регламента установлены требования к содержанию заявки. В том числе, заявка на переоформление лицензии должна содержать основание переоформления лицензии, предусмотренное статьей 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах".

Пунктом 68 Административного регламента предусмотрены обязательные приложения к заявке на переоформление лицензии. В том числе к заявке должны прилагаться следующие материалы:

1) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о регистрации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц;

2) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на переоформление лицензии в Роснедрах или его территориальном органе;

3) документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица);

4) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке, подлежащая переоформлению;

5) доверенность в случае, если заявка на переоформление лицензии подписана не руководителем заявителя;

6) выписка из реестра акционеров (для претендентов - акционерных обществ).

Согласно пункту 69 Административного регламента в зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами заявитель должен дополнительно к документам, указанным в пункте 68 настоящего Административного регламента, представить установленные пунктом документы и сведения.

Пунктом 77 предусмотрено, что в случае, если по результатам рассмотрения поданная заявка на переоформление лицензии признается не соответствующей установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, в течение 3 рабочих дней направляет заявителю подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приеме заявки на переоформление лицензии с указанием причин отказа. Заявка с прилагаемыми материалами в этом случае заявителю не возвращается.

Как следует из копии заявления от 29.11.2013 исх. №1-12 и приложенных документов, Обществом в заявке не указано основание переоформления лицензии, не приложены указанные в пункте 69 Административного регламента документы, а также не представлены учредительные документы, заверенные в установленном порядке, копии всех приложений к лицензии.

В связи с указанными недостатками Управлением было отказано в приеме заявки на переоформление лицензии №02388.

В данном случае основания для признания незаконным отказа в приеме заявки на переоформление лицензии №02388 отсутствуют, поскольку доказательств, опровергающих выводы Управления, и подтверждающих соблюдение ООО «Карат» требований к оформлению заявки и приложение необходимых документов, не представлено.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что отказ в приеме заявки на переоформление лицензии ЯКУ №02288БЭ следует признать обоснованным, является верным.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения требования о признании незаконным бездействия Управления по недропользованию, выразившееся в не рассмотрении заявки ООО «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01.12.2013 исх №2/1-12) в части продления срока лицензий ЯКУ 03435 БЭ, ЯКУ 03436 БЭ на 27 месяцев.

В соответствии с пунктом 38 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Согласно пункту 43 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в себя:

1) регистрацию заявки на внесение изменений и дополнений;

2) рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами (далее - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий);

3) рассмотрение материалов на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий и принятие решения;

4) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, оформление внесения изменений и дополнений в лицензию;

5) государственную регистрацию и выдачу изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

В течение 5 рабочих дней со дня поступления зарегистрированных заявочных материалов должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, рассматривает поступившие заявочные материалы на предмет их соответствия требованиям, установленным пунктами 39, 42 настоящего Административного регламента (пункт  46 Административного регламента).

В случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются соответствующими установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование:

1) по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедр, в течение 10 дней подготавливает, подписывает у руководителя территориального органа Роснедр заключение об обоснованности предложений заявителя о внесении изменений и дополнений в лицензию, сопроводительное письмо в адрес Роснедр, графические приложения (в случае их наличия) и вместе с заявочными материалами, а также с приложением копии приказа, установившего ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и/или их разведки (если эти ставки ранее не были установлены в лицензии), и сметы расчета сбора за выдачу лицензии направляет в Роснедра заказным письмом;

2) по участкам недр, отнесенным к компетенции территориального органа Роснедр, в течение 30 дней рассматривает заявочные материалы на предмет соответствия предложений заявителя требованиям рационального использования и охраны недр, установленным законодательством Российской Федерации, и направляет в Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, созданную при территориальном органе, для принятия решения (пункт 48 Административного регламента).

В целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (пункт 51 Административного регламента).

Должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя территориального органа Роснедр два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 дней направляет заявителю уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа (пункт 53 Административного регламента).

Должностное лицо структурного подразделения Роснедр (по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедр) или структурного подразделения территориального органа Роснедр (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр), ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении подписанные Роснедрами или его территориальным органом изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами (пункт 54 Административного регламента).

Уполномоченное лицо заявителя в течение 30 дней с даты получения подписанных Роснедрами или его территориальным органом изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами обязано выразить согласие с внесенными изменениями и дополнениями путем проставления ниже подписи уполномоченного лица Роснедр или территориального органа Роснедр, подписавшего изменения и дополнения в лицензию, после слов "с изменениями и дополнениями в лицензию согласен" своих подписи, фамилии и инициалов, даты, печати заявителя и представить непосредственно согласованные изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами или направить заказным письмом с уведомлением о вручении в орган, из которого поступили изменения и дополнения в лицензию (пункт 55 Административного регламента).

Согласно пункту 56 Административного регламента в случае, если заявитель не согласен с направленными в его адрес изменениями и дополнениями в лицензию, то уполномоченное лицо заявителя в течение срока, установленного в пункте 55 настоящего Административного регламента, обязано направить в орган, подписавший изменения и дополнения в лицензию, мотивированный отказ.

Как было указано выше, письмом от 10.12.2013 №01-03/21-3335 Управление направило дополнения к лицензиям ЯКУ 03435 БЭ и ЯКУ 03436 БЭ для согласования. При этом Управление наряду с прочим сообщило, что в случае если в течение 30 дней с момента получения Обществом дополнений к лицензиям не будет согласовано или будет направлен отказ в согласовании, то Управлением принимается решение об аннулировании дополнений к лицензиям, а заявочные материалы направляются на хранение в фонд геологической информации.

07.02.2014 Дополнение от 10.12.2013 г № 1к лицензии ЯКУ 03435 БЭ и Дополнение от 10.02.2014 г к лицензии ЯКУ 03436 БЭ были подписаны генеральным директором ООО «Карат» Переверзевым Ю. А. (т. 1 л.д. 93, 94),  следовательно, Общество согласилось с изменениями, изложенными в дополнениях к лицензиям. Несогласия с направленными в его адрес изменениями и дополнениями в лицензию, мотивированного отказа от Общества не последовало.

10.02.2014 года Дополнение от 10.12.2013 г №1 к лицензии ЯКУ 03435 БЭ и Дополнение от 10.02.2013 г к лицензии ЯКУ 03436 БЭ зарегистрированы.

Согласно статье 11 Закона РФ «Недрах», указанные дополнения являются неотъемлемой составной частью лицензии.

Таким образом, ООО «Карат» приняло изменения в представленной редакции, изложенной в дополнениях к лицензиям, в том числе в части срока.

Следовательно, процедура внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами соблюдена Управлением, то есть бездействие со стороны Управления в рассмотрении заявки о внесении изменений условий лицензии ЯКУ 03436 и ЯКУ 03435 БЭ не подтверждается материалами дела.

Суд апелляционной находит необоснованным вывод суда первой инстанции, что Управление по заявке Общества срок лицензии продлило, но при этом не обосновало причины сокращения срока с заявленных 4 лет 8 месяцев до 2 лет 4 месяцев, то есть бездействие в части не рассмотрения заявки о продлении срока действия лицензии на 2 года 4 месяца с 31.07.2016 (по лицензии ЯКУ 03435БЭ), с 31.03.2019 (по лицензии ЯКУ 03436 БЭ) из заявленных Обществом 4 лет 8 месяцев имеет место быть.

Суд апелляционной инстанции полагает, что при не согласии ООО «Карат» с изменениями и дополнениями в лицензию в части сокращения срока с заявленных 4 лет 8 месяцев до 2 лет 4 месяцев, ООО «Карат» имело возможность направить в орган, подписавший изменения и дополнения в лицензию, мотивированный отказ, как это предусмотрено пунктом 56 Административного регламента.

Доказательств направления такого отказа в материалы дела не представлено.

Бездействие трактуется как несовершение органом в установленный срок и в установленном порядке действий, обязательность совершений которых возложена на него законом.

Пунктом 15 Административного регламента установлены сроки, необходимые Роснедрам или его территориальным органам для внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами – не более 140 дней без учета времени, указанного в пункте 55 Административного регламент

В данном случае, Управление в установленный Административным регламентом срок совершило необходимые действия, предусмотренные Административным регламентом, при этом сократив срок  с соответствующим обоснованием, и не согласие ООО «Карат» с изменениями и дополнениями в лицензию в части сокращения срока с заявленных 4 лет 8 месяцев до 2 лет 4 месяцев должно было быть реализовано именно в форме направления мотивированного отказа.

При указанных обстоятельствах, бездействие со стороны Управления не подтверждено материалами дела, следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии такого бездействия является незаконным.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в приеме заявки на переоформление лицензии №02388 подлежит оставлению в силе, в то время как в части признания незаконным бездействия Управления по недропользованию, выразившегося в не рассмотрении заявки ООО «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01.12.2013 исх №2/1-12) в части продления срока лицензий ЯКУ 03435 БЭ, ЯКУ 03436 БЭ на 27 месяцев решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в этой части.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года по делу № А58-224/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) удовлетворить.

Решение Арбитражного суда  Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года по делу № А58-224/2014 в части признания незаконным бездействия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), выразившегося в не рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01 декабря 2013 года исх №2/1-12), в части продления срока лицензий ЯКУ 03435 БЭ, ЯКУ 03436 БЭ на 27 месяцев - отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требования  о признании незаконным бездействия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), выразившегося в не рассмотрении заявки Общества с ограниченной ответственностью «Карат» от 29 ноября 2012 года № 1-29 (с дополнениями от 01 декабря 2013 года исх №2/1-12), в части продления срока лицензий ЯКУ 03435 БЭ, ЯКУ 03436 БЭ на 27 месяцев - отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда  Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года по делу № А58-224/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Карат» без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Карат» в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья                                                      Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                           Г. Г. Ячменёв

Э. В. Ткаченко