ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2672/2016 от 18.10.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А58-5731/2015

«21» октября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тихонова Никиты Степановича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2016 года по делу №А58-5731/2015 по исковому заявлению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435058287, ОГРН 1031402044563, место нахождения: 677891, г.Якутск, пр.Ленина, 48) к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Городского округа «город Якутск» (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, место нахождения: 677000, г.Якутск, Проспект Ленина,15), к индивидуальному предпринимателю Тихонову Никите Степановичу (ОГРНИП 304143511100382, ИНН 14350086133, место нахождения: г.Якутск) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.08.2013 №09-1/2013-1190, об обязании индивидуального предпринимателя Тихонова Никиты Степановича возвратить Окружной администрации Городского округа «город Якутск» земельный участок с кадастровым номером 14:36:105031:191, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Короленко, общей площадью 112 кв.м., по акту приема-передачи в течение двух месяцев с момента вступления суда в законную силу,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, место нахождения: г.Якутск, пр.Ленина,15)

(суд первой инстанции – Р.И. Эверстова).

при участии в судебном заседании:

от истца: Дьячковой Ж.В., представителя по доверенности от 11.10.2016,

от ответчиков:

от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Городского округа «город Якутск»: не явились, извещены;

от ИП Тихонова Н.С.: Буртовой П.А., представителя по доверенности от 11.04.2016;

третьего лица – не явился, извещен,

установил:

Прокуратура Республики Саха (Якутия) (далее – Прокуратура РС (Я), прокуратура, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Городского округа «Город Якутск» (далее – ДИЗО, департамент), к индивидуальному предпринимателю Тихонову Никите Степановичу (далее - индивидуальный предприниматель, предприниматель, ИП Тихонов Н.С.) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.08.2013 № 09-1/2013-1190, об обязании индивидуального предпринимателя Тихонова Никиты Степановича возвратить Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации Городского округа «город Якутск» земельный участок с кадастровым номером 14:36:105031:191, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Короленко, общей площадью 112 кв.м., по акту приема-передачи в течение двух месяцев с момента вступления суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца была привлечена Окружная администрация города Якутска (далее – третье лицо, администрация).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2016 года иск удовлетворен. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 28.08.2013 № 09-1/2013-1190, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска и Индивидуальным предпринимателем Тихоновым Никитой Степановичем. Суд первой инстанции обязал индивидуального предпринимателя Тихонова Никиту Степановича возвратить Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» земельный участок с кадастровым номером 14:36:105031:191, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Короленко, площадью 112 кв.м., по акту приема-передачи в течение двух месяцев с момента вступления суда в законную силу.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельные участки не могут быть выделены из состава земель (территорий) общего пользования и предоставлены в пользование конкретному лицу, и, установив на основании представленных в материалы дела доказательств, что участки, предоставленные по спорному договору, сформированы из земель общего пользования, признал договор аренды земельного участка недействительным, как заключенный с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, и применил последствия в виде обязания возвратить земельный участок.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель Тихонов Н.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.03.2016, принятое по делу № А58-5731/2015, отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции -Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Считает, что суд первой инстанции нарушил правила о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, поскольку судебные акты направлялись по адресу, по которому предприниматель никогда не проживал и не проживает.

Полагает, что оснований для признания договора аренды земельного участка недействительным не имелось у суда первой инстанции, так как в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок был сформирован из земель общего пользования, а на момент заключения договора препятствий к предоставлению земельного участка не имелось, зона изменилась уже после заключения договора аренды.

На апелляционную жалобу поступили отзывы прокуратуры, департамента и администрации, в которых они соглашаются с выводами суда первой инстанции и просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Также полагают, что правила о надлежащем извещении нарушены не были, так как предприниматель сам не обеспечил получение корреспонденции по своему адресу. Прокуратура также указала, что ею срок исковой давности не пропущен.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2016 судебное заседание отложено на 15 сентября 2016 года.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от  14 сентября 2016 года произведена замена судьи Сидоренко В.А.  на судью Желтоухова Е.В.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2016 судебное заседание отложено на 13 октября 2016 года.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2016 года произведена замена судьи Ткаченко Э.В. на судью Ячменёва Г.Г.

13 октября 2016 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 18 октября 2016 года.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 22.06.2016, 13.08.2016, 17.09.2016, 14.10.2016.

В судебных заседаниях, состоявшихся до 18.10.2016, представители лиц, участвующих в деле, давали пояснения согласно апелляционной жалобе и отзывам.

После замены состава суда в судебном заседании 13.10.2016 представитель предпринимателя дала пояснения согласно письменно изложенным доводам, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела новых доказательств. Представитель прокуратуры дала пояснения о согласии с выводами суда первой инстанции, пояснила, что новых доказательств не получала, так как является представителем прокуратуры по поручению.

В судебное заседание 18.10.2016, после объявленного перерыва, явился представитель предпринимателя, поддержала отзыв Прокуратуры по РС (Я) и ранее изложенную позицию, дополнительно пояснила, что, ознакомившись с материалами дела, прокуратура полагает, что земельный участок выделен под застройку незаконно, находится на проезжей части улицы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 18.10.2016 представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по заявлению Тихонова Н.С. вх.№8848 от 19.07.2011 письмом №038/НП от 26.07.2011 зам.главы городского округа «город Якутск»  было сообщено, что объект аптека является социально значимым (т.1 л.д.103).

Решением Межведомственной комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории города Якутска согласован акт выбора земельного участка под строительство аптеки и данное строительство признано строительством социально-значимого объекта, оформленный протоколом от 28.07.2011 № 422 (т.1 л.д.103).

28.07.2011 №808/11 указанным протоколом утвержден акт выбора земельного участка (т.1 л.д.105).

27.03.2012 ИП Тихонов Н.С. обратился в администрацию с заявлением о проведении публичных слушаний на предоставление земельного участка общей площадью 112 кв.м, расположенного по адресу: г.Якутск ул.Короленко, под аптеку на срок 3 года (т.1 л.д.23).

16.04.2012 на сайте администрации было опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по данному вопросу 23.04.2012 (т.1 л.д.24).

О назначении публичных слушаний 23.04.2012 на 18 часов 20 минут вынесено распоряжение первого заместителя Главы администрации города Якутска от 24.04.2012 № 2199.

Согласно протоколу публичных слушаний, утвержденному 24.04.2012, (т.1 л.д.27) в слушаниях принимали участие, помимо должностных лиц, заявитель, житель Миронов П.М., представитель ТСЖ «128 квартал», староста дома по ул.Ломоносова,29. Вопрос о размещении аптеки был решен положительно, заявителю предложено откорректировать эскизный проект и привести его в соответствие с предполагаемыми границами земельного участка, общей площадью 112 кв.м, площадь застройки установить не более 56 кв.м, включить в состав объекта помещение поста милиции с отдельным входом. Данные сведения отражены и в заключении публичных (общественных) слушаний, утвержденном 24.04.2012 (т.1 л.д.29).

Согласно протоколу рабочего совещания у заместителя Главы ГО «город Якутск» от 23.05.2012 (т.1 л.д.30-31) принято решение согласовать предоставление земельного участка предпринимателю на срок 11 месяцев (п.29).

Распоряжением заместителя главы ГО «город Якутск» от 03.08.2012 №2413зр о предварительном согласовании места размещения объекта (т.1 л.д.32) утвержден акт выбора земельного участка №808/11 от 28.07.2011 (т.1 л.д.105) из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:105031:191, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия) г.Якутск ул.Короленко, под аптеку в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 112 кв.м.

Распоряжением заместителя главы ГО «Город Якутск» «О предоставлении земельного участка под  аптеку ИП Тихонову Н.С.» от  03.08.2012 №2414зр Тихонову Н.С. (т.1 л.д.33) предоставлен в аренду земельный участок на 11 месяцев из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:105031:191, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Короленко, общей площадью 112 кв.м.

07.08.2012 Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска с ИП Тихоновым Н.С. заключен договор аренды земельного участка №09-1/2012-0835 сроком до 07.07.2013. На основании акта приема-передачи от 07.08.2015 земельный участок передан Тихонову Н.С.

Распоряжением первого заместителя главы ГО «Город Якутск» от 28.03.2013 №68/1зр (т.1 л.д.40) предпринимателю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по причине несоответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки центральной части г.Якутска, а также рекомендовано предпринимателю внести изменения в проект планировки центральной части г.Якутска и оформить дополнительный участок под парковку, хозяйственные постройки и тротуары.

Распоряжением первого заместителя главы ГО «Город Якутск» от 28.03.2013 №69/1зр на основании результатов публичных слушаний (протокол от 05.03.2013 №16 – т.2 л.д.21-22) (т.1 л.д.41) предпринимателю было дано разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка под аптеку.

20.08.2013 распоряжением администрации г. Якутска за №41823зр продлен срок аренды земельного участка индивидуальному предпринимателю Тихонову Н.С. под строительство аптеки (т.1 л.д.43).

28.08.2013 между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска и индивидуальным предпринимателем Тихоновым Н.С. заключен договор аренды № 09-1/2013-1190 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:105031:191, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Короленко, общей площадью 112 кв.м., со сроком действия по 28.08.2016. На основании акта приема-передачи данный земельный участок передан Тихонову Н.С. Договор зарегистрирован в Управлении Россреестра 23.09.2013.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.03.2016 № 14/001/090/2016-27487 зарегистрировано право аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:105031:191 за ИП Тихоновым Н.С.

Предпринимателю 23.05.2014 Окружная администрация выдала разрешение на строительство № RU 14301000-100-14 на строительство «Социальная аптека в 128 квартале города Якутска по улице Короленко», площадь смежных земельных участков с кадастровыми номерами 14:36:105031:191 – 112 кв.м. (под аптеку), 14:36:105031:1256 – 214 кв.м. (под открытую автостоянку) – 214 кв.м., площадь застройки – 90,56 кв.м., строительный объем 812, 16 куб.м., общая площадь здания 115, 22 кв.м., этажность – 2., РС (Я), г. Якутск, Центральный округ, квартал 128, ул. Короленко. Срок действия разрешения до 30.11.2014.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в мае 2015 года в прокуратуру города Якутска поступило заявление жильцов, проживающих по улицам Короленко, Курашова, квартала 128 города Якутска, с просьбой воспрепятствовать незаконному строительству в установленном законом порядке, а также проверить законность заключения договоров аренды по участкам на этом месте, выданным руководителем ДИЗО индивидуальному предпринимателю, который впоследствии переуступил право Мичилу Васильеву. Номера договоров № 09-1/2013 1190 от 28.08.2013 и № 09-1/2015-0191 от 25.03.2015. (т.1 л.д.52-53).

Прокуратурой города Якутска проведена проверка по обращению жильцов, проживающих по улицам Короленко, Курашова, квартала 128 города Якутска, не согласных с занятием земельного участка для строительства аптеки на территории общего пользования.

21.08.2015 исх.№ 01-16-6907 Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) сообщило прокуратуре города Якутска о том, что при проведении проверки Департамента градостроительной политики Окружной администрации «Город Якутск» Управлением выявлены следующие нарушения при проведении публичных слушаний о выдаче разрешения на строительство: п.1, 2 ст.2; п.4 ст.7 НПА «О публичных слушаниях в ГО «Город Якутск от 15.02.2012 № 53-НПА Окружной администрации «Город Якутск», п.1 ч.7 ст.51, ст.44 Градостроительного кодекса РФ.

По выявленным нарушениям прокуратурой города 24.08.2015 Главе ГО «Город Якутск» внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений, а также способствовавших им причин и условий, на которое Глава ГО «Город Якутск» ответил письмом от 11.09.2015 № 02/406.

На указанное представление прокуратуры города Якутска Первый заместитель города Якутска направил информацию от 11.09.2015 № 02/406.

Посчитав, что договор аренды был заключен с нарушением закона, прокуратура обратилась в суд первой инстанции с требованиями о признании его недействительным и обязании возвратить земельный участок.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель Тихонов Н.С. обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Оспариваемый договор заключен 28.08.2013, следовательно, в силу положений ст.4, 422 Гражданского кодекса РФ подлежат применению нормы в редакции, действовавшей на момент заключения договора, поскольку исключений из общего правила не установлено, так как согласно частям 1, 6 ст.3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением пункта 22 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Вопросы недействительности сделок регулируются § 2 гл.9 ГК РФ. По смыслу содержащихся в нем норм обстоятельства, с которыми закон связывает признание сделок недействительными, должны иметь место на момент заключения сделки. Последующие юридические факты могут иметь значение как основания к прекращению или изменению сделки, но не как основания для признания ее недействительной.

Согласно ст.168 ГК РФ (в соответствующей редакции) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как следует из искового заявления прокуратуры, в обоснование требования о признании договора недействительным прокуратура указала на следующее:

Нарушение процедуры проведения публичных слушаний, установленных статьей 10 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 №53-НПА «О публичных слушаниях в Городском округе «город Якутск» (далее - НПА №53).

Согласно данной норме решение о назначении слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через 10 дней со дня его принятия, а в ходе проверки установлено, что 28.07.2011 ИП Тихонову Н.С. решением межведомственной комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска согласован акт выбора земельного участка под строительство аптеки и данное строительство признано строительством социально-значимого объекта (протокол №422). 23.04.2012 в 18 час. 20 мин. проведены публичные слушания по вопросу размещения аптеки по ул. Короленко г. Якутска. Согласно протоколу публичных слушаний решение о проведении публичных слушаний принято распоряжением первого заместителя Главы администрации г. Якутска №2199 от 24.04.2012 (т.е. после проведения публичных слушаний). Согласно этому же протоколу данное распоряжение опубликовано 16.04.2012 на официальном сайте Окружной администрации ГО «Город Якутск» (т.е. опубликовано до издания распоряжения).

Кроме того, в нарушение пункта 4 статьи 7 НПА №53 публичные слушания назначены по инициативе ИП Тихонова Н.С. по вопросу «размещения аптеки» тогда, как слушания проводятся по инициативе физических и юридических лиц только по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования  земельного участка или объекта  капитального  строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Распоряжение №2414зр от 03.08.2012 принято в нарушение норм градостроительного, гражданского законодательства и нормативно-правовых актов, действующих на момент принятия решения, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.

Вышеуказанные распоряжения приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Согласно проекту планировки территории квартала 128 ГО  «Город Якутск», утвержденным распоряжением Окружной администрации г.Якутска от 02.12.2009 № 1200/13р, территория между жилыми домами по ул. Лонгинова, д.29, д.29/1 и ул. Курашова, д.27/2, д.29/2, г. Якутска отнесена к территории общего пользования, а также предназначена для размещения линейного объекта: распределительного газопровода низкого давления.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, статьи 262 Гражданского кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и пользования, имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В частности, согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) закреплено, что территория общего пользования - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно пунктам 2, 3 части 4 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ (в редакции от 28.07.2012 N 133-ФЗ) действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).

Аналогичное правило закреплено в Правилах землепользования и застройки ГО «Город Якутск», утвержденных решением окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (далее - Правила N РОС-51-9), действовавших на момент принятия распоряжения.

Согласно части 2 статьи 7 Правил N РОС-51-9 допускалось возведение строений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на землях общего пользования, не подлежащих приватизации, и передаваемых в аренду физическим, юридическим лицам (посредством торгов - аукционов, конкурсов).

Как указывает прокуратура,  в нарушение части 2 статьи 7 Правил N РОС-51-9 решение о предоставлении земельного участка в аренду на территории общего пользования принято без проведения торгов. Кроме того, вопреки требованиям пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, статьи 262 Гражданского Кодекса РФ указанное решение принято в нарушение прав неограниченного круга лиц на пользование территорией общего пользования. Учитывая, что распоряжение №2414зр от 03.08.2012 принято в нарушение требований части 2 статьи 7 Правил N РОС-51-9, пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, статьи 262 Гражданского Кодекса РФ, следовательно, распоряжение администрации г. Якутска №41823зр от 20.08.2013 о продлении срока аренды земельного участка индивидуальному предпринимателю Тихонову Н.С. под строительство аптеки является также незаконным. По аналогичным основаниям договор аренды земельного участка от 28.08.2013 №09-1/2013-1190 заключен в нарушение требований части 2 статьи 7 Правил N РОС-51-9, пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, статьи 262 Гражданского Кодекса РФ, в результате чего нарушены права неопределенного круга лиц на пользование территорией общего пользования.

Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно проекту планировки территории квартала 128 ГО «Город Якутск», утвержденному распоряжением Окружной администрации города Якутска от 02.12.2009 № 1200/13, территория между жилыми домами по улице Ломоносова, дом № 29, дом № 29/1, и по улице Курашова, дом № 27/2, дом № 29/2, города Якутска, отнесена к территории общего пользования, а также предназначена для размещения линейного объекта распределительного газопровода низкого газопровода низкого давления.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

При удовлетворении иска в мотивировочной части решения суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В этом случае последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе.

В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и  статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельные участки не могут быть выделены из состава земель (территорий) общего пользования и предоставлены в пользование конкретному лицу, и, установив на основании представленных в материалы дела доказательств, что участки, предоставленные по спорному договору, сформированы из земель общего пользования, признал договор аренды земельного участка недействительным, как заключенный с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, и применил последствия в виде обязания возвратить земельный участок.

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, из которых исходил суд первой инстанции, не обнаружил доказательств того, что спорный земельный участок сформирован из земель общего пользования и что он предназначен для размещения линейного объекта распределительного газопровода низкого давления.

Суд первой инстанции сослался на проект планировки территории квартала 128 ГО «Город Якутск», утвержденный распоряжением Окружной администрации города Якутска от 02.12.2009 № 1200/13, однако, в материалах дела имеется только распоряжение № 1200/13р (т.1 л.д.56), которым утвержден проект планировки, но не имеется самого проекта планировки или выкопировки из него.

Таким образом, по имевшимся у суда первой инстанции документам установить, что спорный земельный участок был сформирован из земель общего пользования и был предназначен для расположения на нем линейного объекта, установить невозможно.

По предложению апелляционного суда департаментом представлено повторно распоряжение № 1200/13р. Кроме того, представлен проект планировки центральной части г.Якутска – План красных линий с эскизом застройки (Основной чертеж), однако, данный документ не содержит информации о том, когда он был составлен и принят, а также данный документ является недостаточно детальным, даже для установления места нахождения изучаемого квартала 128, более того, согласно перечню условных обозначений исследуемый чертеж сведений о землях общего пользования вообще не содержит.

По предложению апелляционного суда департаментом также был представлен чертеж – Разработка проекта планировки и межевания территории кварталов Якутска и пригородов в 2013 году. Проект межевания территории квартала №128 г.Якутска – однако, данный чертеж согласно имеющемся в нем сведениям составлен ООО АПБ «ГлавАПУ» при исполнении м/к №2013 44-269 от 07.08.2013. Данный чертеж представлен как приложение к распоряжению администрации №1792р от 09.10.2014, которым было принято решение о корректировке проекта планировки территории квартала «128» городского округа «город Якутск».

Из данного чертежа по характеру окраски (полная окраска, которая согласно условным обозначениям используется, как обозначение проектируемого использования, а линованная окраска означает существующее использование) усматривается, что спорный земельный участок используется как стоянка автомобильного транспорта, а планируется использование как место общего пользования.

Также с указанными выше документами были представлены сведения из ИСОГД №07-035719 от 19.09.2016 с графическими материалами и выкопировка из топосъемки 2016 года.

Таким образом, в материалы дела представлены документы, которые (за исключением распоряжение № 1200/13р) имели место после заключения договора аренды и которые свидетельствуют об обстоятельствах, которые имели место после заключения договора аренды, то есть, они не могут быть использованы в обоснование недействительности данного договора.

Таким образом, апелляционный суд, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, приходит к выводу, что в материалах дела не имеется доказательств того, что на момент согласования выдела земельного участка, его формирования и заключения договора аренды спорный земельный участок являлся территорией общего пользования, тем более, был предназначен для размещения линейного объекта.

Доводы представителя прокуратуры по поручению в судебном заседании о том, что земельный участок находится на проезжей части, что следует из чертежа градостроительного плана земельного участка от 23.08.2012 (т.1 л.д.46), отклоняются, как не соответствующие данному плану. Апелляционный суд из данного чертежа усматривает, что дорога (проезд) имеется вдоль линии жилых домов и тротуара (обозначено указанием на мощение плиткой). Более того, ранее никто из участников процесса никогда не указывал на то, что спорный земельный участок занимает проезжую часть, все всегда исходили из того, что земельный участок часть дороги не занимает. Данное обстоятельство подтверждается и содержанием заявления граждан  Прокурору г.Якутска (т.1 л.д.52), из которого следует, что граждане считают спорный земельный участок частью двора, используемого жильцами нескольких домов под парковочную зону.

В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Прокуратурой в исковом порядке заявлено требование о признании договора недействительным, следовательно, именно истец должен был доказать обстоятельства, положенные в основу заявленных требований, учитывая статус прокуратуры, ее полномочия, предоставленные законом, апелляционный суд полагает, что такие возможности у нее имелись. Вместе с тем, в нарушение ч.1 ст.65 АПК РФ прокуратурой не представлено доказательств в обоснование довода о том, что спорный земельный участок является территорией общего пользования.

При этом апелляционный суд отмечает, что по смыслу норм Градостроительного кодекса РФ не все свободные, неогороженные земли являются территориями общего пользования.

Так, согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

При этом п.11 ст.1 ГрК РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Как указано в п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О «…Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).

Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий (это понятие раскрывается в оспариваемой заявителем норме - пункте 11 статьи 1), выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43).»

При этом положения ст.262 ГК РФ не вступают в противоречие с указанным, поскольку устанавливают право свободного доступа на не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, но не исключают их выделение конкретным лицам под определенное использование, в том числе с изъятием из общего доступа.

Каких-либо доказательств, что спорный земельный участок находится вне границ красных линий, пересекается ими, в материалы дела не представлено, таких доводов никогда участниками процесса не заявлялось.

Оценив доводы прокуратуры о том, что имело место нарушение требований части 2 статьи 7 Правил N РОС-51-9, пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, статьи 262 Гражданского Кодекса РФ, апелляционный суд приходит к следующему.

Указываемая прокуратурой ч.2  статьи 7 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск", утвержденных Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (действовали на момент заключения договора аренды, в настоящее  время утратили силу с 13.01.2014г., далее - Правила) расположена в главе 3 «Участники отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки», а ст.7 имеет наименование «Общие положения о лицах, осуществляющих землепользование и застройку, и их действиях».

Согласно ч.1 ст.7 Правил в соответствии с законодательством настоящие Правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты городского округа "Город Якутск" регулируют действия физических и юридических лиц, которые:

- участвуют в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых окружной администрацией или специализированной организацией по договору с окружной администрацией по предоставлению прав собственности или права аренды на земельные участки, сформированные из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в целях нового строительства или реконструкции;

- обращаются в окружную администрацию с заявлением о подготовке и предоставлении земельного участка (земельных участков) для строительства, реконструкции и могут осуществлять действия по градостроительной подготовке территории, посредством которой из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, выделяются вновь образуемые земельные участки;

- владея земельными участками, иными объектами недвижимости, осуществляют их текущее использование, а также подготавливают проектную документацию и осуществляют в соответствии с ней строительство, реконструкцию, иные изменения недвижимости;

- владея на правах собственности квартирами в многоквартирных домах, могут обеспечивать действия по определению в проектах планировки, проектах межевания и выделению границ земельных участков многоквартирных домов из состава жилых кварталов, микрорайонов;

- осуществляют иные действия в области землепользования и застройки.

Согласно ч.2 ст.7 Правил к указанным в части 1 настоящей статьи иным действиям в области землепользования и застройки могут быть отнесены, в частности:

- возведение строений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на землях общего пользования, не подлежащих приватизации, и передаваемых в аренду физическим, юридическим лицам (посредством торгов - аукционов, конкурсов);

- переоформление одного вида ранее предоставленного права на земельные участки на другой вид права, в том числе приватизация земельных участков под приватизированными предприятиями;

- иные действия, связанные с подготовкой и реализацией общественных или частных планов по землепользованию и застройке.

Апелляционный суд полагает, что из части 2 ст.7 Правил не следует, что именно ею установлено, что земельные участки, расположенные на землях общего пользования, должны предоставляться только на торгах (аукционах), поскольку ч.2 ст.7 Правил только определяет такие действия как иные действия в области землепользования и застройки.

Кроме того, ссылку на данную норму апелляционный суд отклоняет и потому, что, как уже указано, доказательств, что спорный земельный участок расположен на землях общего пользования, в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного отклоняются и доводы со ссылками на п.12 ст.1 ГрК РФ и ст.262 ГК РФ.

Также апелляционный суд учитывает следующее.

Согласно материалам дела предпринимателю был предоставлен земельный участок без торгов с предварительным согласованием места размещения объекта, что допускалось ранее существовавшим порядком предоставления земельных участков для строительства.

Согласно ч.1 ст.30 Земельного кодекса РФ (здесь и в ранее действовавшей редакции) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно ч.1.2 ст.30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Согласно ч.7 ст.30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в том числе, для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Согласно ч.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Поскольку соблюдение процедуры предоставления земельного участка имеет существенное значение, то порядок его предоставления определяется по времени подачи заявления о его предоставлении, поскольку именно из этих правил исходит лицо, подающее такое заявление. Согласно материалам дела предприниматель обратился  с заявлением о предоставлении земельного участка по ул.Короленко в г.Якутске не позднее 19.07.2011 (само заявление в материалы дела не представлено, но именно это заявление указано в ином документе (т.1 л.д.103)), а решение о согласовании выбора земельного участка принято протоколом №422 от 28.07.2011.

В указанное время действовало Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденное Решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8 (далее – Положение).

Согласно ч.7 ст.1 Положения предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по его формированию исключительно на торгах (конкурсах, аукционах):

- при размещении объекта на территории городского округа "Город Якутск" в соответствии с документацией по планировке территории и правилами землепользования и застройки;

- при предоставлении на территории городского округа "Город Якутск" земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда;

- при предоставлении на территории городского округа "Город Якутск" земельного участка для жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Предварительное согласование не проводится в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 30.1, п. 5 ст. 24, ч. ч. 2, ч. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, в случае, если имеется только одна заявка.

Иных случаев предоставления земельных участков в аренду исключительно на торгах названное Положение не содержит.

Порядок предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 6-9 Положения, а именно:

«Статья 6. Выбор земельного участка для строительства

1. В случае принятия Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска решения о согласовании проведения работ по выбору земельного участка для строительства Комитет:

- в течение трех рабочих дней информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем публикации в печатных средствах массовой городского округа "Город Якутск" извещения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;

- обеспечивает выбор земельного участка для строительства.

2. Выбор земельного участка обеспечивается на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от Комитета.

3. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Комитет осуществляет подготовку акта о выборе земельного участка и приложения к нему - направления о согласовании выбора земельного в течение трех рабочих дней.

4. Согласование акта о выборе земельного участка и приложений к нему - направления о согласовании выбора земельного участка осуществляется Комитетом.

5. В случае, если при подаче заявления Заявитель изъявляет желание самостоятельно согласовать акта выбора земельного участка, Комитет в течение одного дня уведомляет Заявителя и выдает подготовленный акт выбора и направления для согласования.

К акту о выборе земельного участка, приложения к нему направления о согласовании выбора земельного участка оформляются отдельно для каждого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации и учреждения, чьи согласования необходимы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, чьи согласования необходимы, определяется исходя из конкретного случая в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством

6. Акт о выборе земельного участка и приложения к нему - направления о согласовании выбора земельного участка согласовывается со следующими органами:

- Департамент архитектуры и градостроительства окружной администрации города Якутска;

- Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия);

- Якутский Комитет охраны природы;

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия);

- Управление газораспределительных сетей "Ленагазсервис" - в случае нахождения предполагаемого к предоставлению земельного участка в пределах охраняемых зон газопроводов;

- ЯТЭЦ ОАО АК "Якутскэнерго", ЯГЭС ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО "Водоканал" и другие органы - по мере необходимости.

- ГИБДД г. Якутска при МВД Республики Саха (Якутия) - в случае нахождения предполагаемого к предоставлению земельного участка в пределах федеральных автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей;

- Управление ветеринарии Республики Саха (Якутия) - в случае принятия предварительного решения о предоставлении земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства.

7. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и учреждения осуществляют согласование выбора земельного участка с учетом экологических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических и других обязательных для исполнения норм, правил и требований.

8. Сроки согласования акта о выборе земельного участка, направлений о согласовании выбора земельного участка составляют:

- Департамент архитектуры и градостроительства окружной администрации города Якутска - 5 рабочих дней;

- Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) - 5 рабочих дней (рекомендуемый срок).

- Якутский Комитет охраны природы - 10 рабочих дней.

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) - в порядке и сроки, утвержденные федеральным законодательством;

- ГИБДД г. Якутска при МВД Республики Саха (Якутия) - 10 рабочих дней.

- Управление газораспределительных сетей "Ленагазсервис" - 10 рабочих дней;

- ЯТЭЦ ОАО АК "Якутскэнерго", ЯГЭС ОАО АК "Якутскэнерго" - 15 рабочих дней;

- ОАО "Водоканал" - 14 рабочих дней;

- Управление ветеринарии Республики Саха (Якутия) - в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Общий срок согласования акта выбора не должен превышать 45 рабочих дней в случае согласования Комитетом.

9. После согласования акта выбора земельного участка Комитет в течение одного рабочего дня передает документы в Департамент архитектуры и градостроительства окружной администрации г. Якутска для подготовки градостроительного плана в течение тридцати календарных дней и передачи его в Комитет.

10. В случае наличия хотя бы одного отрицательного заключения в согласовании выбора земельного участка органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, участвующих в согласовании выбора земельного участка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), городского округа "Город Якутск", Комитет в течение трех рабочих дней готовит ответ Заявителю об отказе в выборе земельного участка.

11. Комитет только при наличии положительного согласования акта о выборе земельного участка с положительными заключениями всех заинтересованных органов вносит его на Комиссию по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории города Якутска для рассмотрения и принятия решения рекомендовать принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта или отказать в предварительном согласовании места размещения объекта с указанием причины отказа.

12. Комиссия рассматривает акт о выборе земельного участка и не позднее 20 рабочих дней с момента внесения на комиссию принимает одно из следующих решений:

- рекомендовать принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта;

- отказать в предварительном согласовании места размещения объекта с указанием причины отказа.

13. Решение, принятое Комиссией, оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается секретарем Комиссии, утверждается председателем Комиссии или в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии не позднее четырех рабочих дней с момента принятия решения на заседании Комиссии.

14. В случае, если Комиссия по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска принимает решение отказать в предварительном согласовании места размещения объекта Комитет в течение трех рабочих дней готовит и выдает Заявителю отказ в предоставлении земельного участка для строительства.

Статья 7. Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта

1. Комитет после утверждения протокола комиссии в течение одного рабочего дня уведомляет Заявителя о необходимости предоставления выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 и проекта схемы расположения земельного участка для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

2. Заявитель после получения уведомления Комитета обращается за получением выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

3. Заявитель обращается в Комитет за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории с приложением выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4 и проекта схемы расположения земельного участка.

4. Комитет на основании протокола заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска с решением рекомендовать принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, акта о выборе земельного участка, выписки из государственного кадастра недвижимости по форме Д4, проекта схемы расположения земельного участка в течение десяти рабочих дней утверждает схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Комитет после утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение пяти рабочих дней готовит проект распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта.

6. Проект распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта согласовывается с председателем Комитета земельных отношений окружной администрации города Якутска в течение двух рабочих дней, с председателем Правового комитета окружной администрации города Якутска в течение трех рабочих дней, с руководителем аппарата окружной администрации города Якутска в течение трех рабочих дней.

7. Согласованное распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта подписывается главой городского округа "Город Якутск" или его уполномоченным заместителем - в течение пяти рабочих дней.

После подписания распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта осуществляется его регистрация Управлением документационного обеспечения окружной администрации г. Якутска в течение двух рабочих дней с момента подписания.

8. После регистрации распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта Комитет в течение одного рабочего дня уведомляет Заявителя о готовности документов.

Подписанное распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте либо об отказе в размещении объекта выдается Заявителю в семидневный срок со дня утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Статья 8. Выполнение кадастровых работ земельного участка, осуществление его государственного кадастрового учета

1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления за счет Заявителя границ земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

2. После получения распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Статья 9. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

1. После получения кадастрового паспорта земельного участка Заявитель обращается в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с приложением документов согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

2. Решение о предоставлении земельного участка для строительства оформляется распоряжением главы городского округа "Город Якутск" или его уполномоченным заместителем (далее по тексту - распоряжение).

3. Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается на основании заявления Заявителя, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок в форме распоряжения.

4. Подготовка проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства осуществляется Комитетом в течение двух рабочих дней.

5. Проект распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства согласовывается с председателем Комитета земельных отношений окружной администрации города Якутска в течение двух рабочих дней, с председателем Правового комитета окружной администрации города Якутска в течение двух рабочих дней, с руководителем аппарата окружной администрации города Якутска в течение двух рабочих дней.

6. Согласованное распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства подписывается главой городского округа "Город Якутск" или его уполномоченным заместителем - в течение трех рабочих дней.

После подписания распоряжения о предоставлении земельного участка осуществляется его регистрация Управлением документационного обеспечения окружной администрации г. Якутска в течение двух рабочих дней с момента подписания.

7. Распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием:

- государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

- заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

- решение о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается в семидневный срок со дня его принятия.

8. После регистрации распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства Комитет осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и приложения к нему в течение семи дней в случае предоставления земельного участка для строительства в аренду, акта приема-передачи земельного участка; обременение правами третьих лиц в течение трех рабочих дней в случае предоставления земельного участка для строительства в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и письменно уведомляет Заявителя о необходимости явиться для подписания договора аренды или акта приема-передачи земельного участка в течение трех рабочих дней.

9. Договор аренды земельного участка и приложения к нему подписываются председателем Комитета земельных отношений или его заместителем, обладающим полномочием подписи договора аренды земельного участка, в течение трех рабочих дней с момента его подписания Заявителем.

10. Договор аренды земельного участка, срок действия которого больше одного года, подлежит обязательной государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию с момента подписания договора аренды земельного участка.»

Апелляционный суд, изучив материалы дела, существенных нарушений указанного порядка не обнаружил, лица, участвующие в деле, на такие нарушения не ссылались.

На основании изложенного апелляционный суд отклоняет доводы прокуратуры о том, что был нарушен порядок предоставления земельного участка, так как он был предоставлен не на торгах.

Также отклоняются доводы прокуратуры о том, что были нарушены правила о проведении публичных слушаний, поскольку, во-первых, земельное законодательство не содержит норм, которые бы устанавливали обязательность результатов публичных слушаний, во-вторых, в рассматриваемом случае апелляционный суд нарушения прав граждан не усматривает в связи со следующим.

Согласно п/п.6 ч.1 ст.2 Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 53-НПА"О публичных слушаниях в городском округе "город Якутск" (принят решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-11) на слушания должны выноситься, в том числе, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела (в том числе, градостроительного плана земельного участка от 23.08.2012,  (т.1 л.д.47), протокол публичных слушаний (т.2 л.д.21)), на момент предоставления земельного участка он находился в зоне Ж-5. Доводы истца, департамента и администрации, что это зона  «ОД-1А» со ссылкой на градостроительный план земельного участка от 18.04.2014 (т.2 л.д.30-46), отклоняются, поскольку, как уже указано, вопросы действительности сделки оцениваются применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на момент ее заключения.

Согласно п/п. «к» п.3 ч.7 ст.36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск, утвержденных Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9, в зоне Ж-5. Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки к условно разрешенным видам использования: отнесены, в том числе, аптеки.

Такие слушания были проведены согласно протоколу публичных слушаний от 05.03.2013г. (т.2 л.д.21-22) с участием, в том числе жителя дома по улице Ломоносова, 29 Миронова П.И., представителя управляющей компании Трофимова А.С. Доводов, оспаривающих данные слушания, в ходе рассмотрения дела не заявлялось.

Доводы прокуратуры о том, что нарушена ст.10 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 №53-НПА «О публичных слушаниях в Городском округе «город Якутск», согласно которой решение о назначении слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через 10 дней со дня его принятия, а в настоящем деле решение принято после проведения слушаний, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.

Согласно ч.4 ст.10  Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 53-НПА жители городского округа оповещаются о слушаниях через средства массовой информации не позднее чем за 7 дней до времени проведения слушаний.

Сообщение о проведении слушаний было опубликовано на официальном сайте администрации 16.04.2012, слушания состоялись 23.04.2012, то есть, 7-дневный срок на оповещение был соблюден. Более того, согласно протоколу в слушаниях приняли участие житель по ул.Ломоносова, 29 Миронов П.М., представитель ТСЖ «128 квартал»  Бястинов Л.Д., староста дома ул.Ломоносова, 29 Софронов С.Ф. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не опровергнуты, документы, на основании которых производилось предоставление земельного участка, не оспорены. Кроме того, проведение публичных слушаний согласуется с требованиями ч.1 ст.6 Положения.

Таким образом, оснований для выводов о том, что были ущемлены права граждан, не усматривается, так как представители общественности на публичных слушаниях присутствовали.

На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано наличие оснований для применения ст.168 ГК РФ: порядок предоставления земельного участка нарушен не был, решение №2414зр от 03.08.2012 было вынесено обоснованно, договор аренды  от 07.08.2012 №09-1/2012-0835 был заключен в установленном порядке, соответственно, отсутствовали препятствия к принятию решения о продлении срока аренды земельного участка, учитывая особый статус земель в период строительства, то есть, к принятию решения №41823зр от 20.08.2013 и заключению договора аренды земельного участка от 28.08.2013 №09-1/2013-1190.

Иных оснований для признания договора аренды от 28.08.2013 №09-1/2013-1190 недействительным по материалам дела не усматривается, о наличии таких оснований истцом не заявлено.

Поскольку отсутствуют основания для признания договора недействительным отсутствуют и основания для удовлетворения требования о применении последствий недействительности сделки.

Доводы апелляционной жалобы предпринимателя о том, что судом первой инстанции были нарушены правила его надлежащем  извещении, отклоняются поскольку по результатам проверки данных доводов установлено, что суд первой инстанции направлял все извещения по адресу, указанному в ЕГРИП, в точном соответствии с абз.2 ч.4 ст.121 АПК РФ. Негативные последствия необеспечения получения корреспонденции по адресу, заявленному в ЕГРИП, относятся на предпринимателя.

Заявление об истечении срока исковой давности не принимается, поскольку оно может быть сделано только при рассмотрении дела судом первой инстанции (ч.2 ст.199 ГК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы, и отклонения доводов отзывов.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене по п.1,2 ч.1, п.1,2 ч.2 ст.270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение  Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2016 года по делу № А58-5731/2015 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Е.О.Никифорюк

Судьи                                                                                                           Е.В.Желтоухов

Г.Г.Ячменёв