ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2850/2014 от 27.01.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

28 января 2015 года                                                                                  Дело № А58-1368/2014                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. О. Никифорюк, Е. В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года по делу № А58-1368/2014 по заявлению Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания,

(суд первой инстанции судья Собардахова В. Э.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил

 Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее Общество, ОАО «Теплоэнергосервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее административный орган, Управление Росприроднадзора) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-035/2014, № 03-025/2014 и № 03­-028/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными и отменены полностью постановления Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014. Постановление Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-035/2014 отменено в части назначения административного штрафа в размере 200000 руб. в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что постановления от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014 вынесены по истечении сроков давности со дня совершения административного правонарушения. По постановлению от 13.03.2014 № 03-035/2014, в части осуществления добычи подземных вод без технического проекта, суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, однако посчитал необходимым снизить размер штрафа ниже низшего предела - с 300000 руб. до 100000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконными и отмены постановлений от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в данной части, указывая, что постановления являются законными, вынесенными в пределах двухмесячного срока привлечения к ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части наличия в действиях Общества события и состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ по постановлению № 03-035/2014 от 13.03.2014, ОАО «Теплоэнергосервис» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общества указано на отсутствие в его действиях состава вмененного ему правонарушения, а так же на пропуск административным органом срока привлечения к ответственности.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представители сторон в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО «Теплоэнергосервис» является обладателем следующих лицензий:

- ЯКУ 03128 ВП на геологическое изучение участков шурфов №№ 1,2,3, скважин №№ 4,5,6 в мкр. Алексеевск г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016 г.;

- ЯКУ 03130 ВП на геологическое изучение участков скважин №№ 13018бис, 5ДЭУ, 4, 10057А, 3060А, Я-32, 3105 в Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016 г.;

- ЯКУ 03129 ВП на геологическое изучение участков скважин №№ 3 (300), 3076, 3074 в мкр. Синегорье г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016 г.;

- ЯКУ 03182 ВП на геологическое изучение участка скважины № АД-11 в с. Хатыстыр с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Хатыстыр муниципального образования «Беллетский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.05.2017 г.;

- ЯКУ 03193 ВЭ на добычу подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на Орто-Салинском месторождении (20 одиночных скважин в г. Алдан) на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 01.12.2025 г.

В соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора № 24 от 15.01.2014, должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «Теплоэнергосервис» по надзору за соблюдением законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлены допущенные ОАО «Теплоэнергосервис» нарушения условий лицензионного соглашения:

1. по лицензиям ЯКУ 03182 ВП:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

2. по лицензии ЯКУ 03128 ВП:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.11.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

3. по лицензии ЯКУ 03129 ВП:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

4. по лицензии ЯКУ 03130 ВП:

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

5. по лицензии ЯКУ 03193 ВЭ:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.2 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектные документы, при этом проекты должны получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

Результаты проверки отражены в Акте проверки № 03-ЗЮ от 28.02.2014.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях от 06.03.2014 № 03-024/2014, № 03-026/2014, № 03-­025/2014, № 03-028/2014 и № 03-035/2014 и совершении правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Постановлениями Управления Росприроднадзора от 13 марта 2014 года № 03-024/2014, № 03-025/2014, № 03-026/2014, № 03-­028/2014 и № 03-035/2014  о назначении административного наказания ОАО «Теплоэнергосервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статей 7.3 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, исходя из следующего.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В свою очередь, в преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Частью 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 1); соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10).

В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Порядок предоставления лицензии на право пользования недрами урегулирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 (далее – Положение о лицензировании пользования недрами), а особенности лицензирования при добыче подземных вод - Инструкцией Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 1.2.1.1 Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ.

Из пункта 3.4.1 Инструкции следует, что на первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр.

Согласно пункту 8.4.1 Инструкции на первом этапе пользования недрами, осуществляемом после получения лицензии, недропользователь проводит необходимые дополнительные гидрогеологические исследования и составляет проект бурения скважины, неотъемлемым разделом которого является оценка воздействия на окружающую среду. Этот проект проходит необходимую экспертизу запасов, экологическую экспертизу и другие согласования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение № 118).

В соответствии с Положением № 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (пункт 5).

Комиссия осуществляет согласование проектной документации, в частности, в отношении добычи полезных ископаемых (пункт 8).

Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении подземных вод: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (пункт 9).

Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта (пункт 10).

Основные требования к проектной документации, порядок и сроки ее согласования установлены в разделах III и IV Положения № 118.

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод утверждены приказом Минприроды России от 22.10.2010 № 463.

Этим нормативным правовым актом предусмотрено, что проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод должен предусматривать, в частности, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации водозабора и мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами (мероприятия по охране атмосферного воздуха, мероприятия по охране водных объектов, мероприятия по охране недр, обоснование нормативов потерь, мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира и т.д.).

Таким образом, действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.

Как отмечалось выше, лицензионным соглашением об условиях недропользования (приложение № 1 к лицензии серии ЯКУ 03193 ВЭ) предусмотрено, что недропользователь обязался не позднее 31 декабря 2012 года:

- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектные документы, в том числе проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее – ЗСО) источников водоснабжения, составленных на основании действующих стандартов, инструкций и иных нормативных документов, при этом проектные документы должны получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз (подпункт а) пункта 3.2.2);

- обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ (пункт 4.2).

Факт пользования Обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользование недрами серии ЯКУ 03193 ВЭ и лицензионным соглашением, подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе:

- актом проверки № 03-ЗЮ от 28.02.2014 (т. 1 л.д. 54-74);

- протоколом об административном правонарушении № 03-035/2014 от 06.03.2014 (т. 2 л.д. 45-51);

- лицензией на право пользования недрами серии ЯКУ 03193 ВЭ (т. 2 л.д. 71);

- лицензионными соглашениями об условиях недропользования (т. 2 л.д. 72-85).

Так, в ходе проверки было установлено, что согласно статистической отчетности по форме № 4-ЛС за 2013 год по лицензии ЯКУ 03193 ВЭ недропользователем добыто1956,34 тым.м3 воды. Добытая вода используется для питьевого водоснабжения и технического обеспечения водой объектов промышленности на территории МО «город Алдан». Добыча подземных вод осуществляется из скважины, расположенной не на первом водоносном горизонте, в целях централизованного водоснабжения.

Данные обстоятельства Обществом ни при производстве по делу об административном правонарушении, ни в суде первой инстанции не отрицались. Более того, в объяснениях, данных при составлении протоколов об административных правонарушениях, ОАО «Теплоэнергосервис» подтвердило, что на момент проверки технические проекты отсутствовали.

Невыполнение условий недропользования, предусмотренных подпунктом а) пункта 3.2.2 и пунктом 4.2 лицензионных соглашений, Обществом по существу не оспаривается.

Таким образом, ОАО «Теплоэнергосервис» при фактическом пользовании недрами, по лицензии ЯКУ 03193 ВЭ, допустило нарушение условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, то есть совершило правонарушение, предусмотренное частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ, на что правильно указал суд первой инстанции.

Равным образом, верны и суждения суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных подпунктом а) пункта 3.2.2 лицензионного соглашения к лицензии ЯКУ 03193 ВЭ.

Кроме того, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции относительно правомерности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в связи с нарушением им  пункта 4.2 лицензионных соглашений к лицензии ЯКУ 03193 ВЭ, ввиду следующего.

Как отмечалось выше, по условиям пункта 4.2 лицензионных соглашений недропользователь обязался обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.

В связи с отсутствием утвержденных технических проектов административным органом был сделан вывод о том, что названное условие Обществом не соблюдалось.

Между тем, исходя из взаимосвязанных положений статьи 23.2 Закона о недрах, Положения № 118, Инструкции и приказа Минприроды России от 22.10.2010 № 463, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (в частности, при добыче подземных вод необходимо предварительно разработать проект бурения и проект водозабора).

Следовательно, фактическое пользование недрами (добыча подземных вод из скважин в целях централизованного водоснабжения) без утвержденных технических проектов (проектов водозабора), то есть в нарушение требований упомянутых нормативных правовых актов, свидетельствует о несоблюдении Обществом на протяжении длительного периода времени (как минимум, 2013 года) условий пользования недрами, определенных пунктом 4.2 лицензионных соглашений. 

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.

По сути, аналогичное понятие длящегося административного правонарушения приведено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 1373/07 и от 26 февраля 2008 года № 9199/07.

Суд апелляционной инстанции считает, что лицо, осуществляющее пользование недрами с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока такая деятельность не прекращена.

В настоящем деле допущенное Обществом правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 4.2 лицензионных соглашений, то есть является длящимся.

Аналогичная позиция по поводу характера административного правонарушения, связанного с осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований, выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 года № 1097/08.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В рассматриваемом случае административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении условия пользования недрами, определенного пунктом 4.2 лицензионного соглашения к лицензии ЯКУ 03193 ВЭ, было выявлено в ходе проведенной, в период с 3 по 28 февраля 2014 года выездной плановой проверки и, соответственно, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления № 03-035/2014 от 13 марта 2014 года - не истек.

При изложенных фактических обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности постановления № 03-035/2014 от 13.03.2014, является правомерным, а доводы апелляционной жалобы ОАО «Теплоэнергосервис» о незаконности постановления № 03-035/2014 от 13.03.2014 по мотиву истечения срока давности привлечения к административной ответственности не могут быть признаны обоснованными.

Данный вывод согласуется с судебной практикой Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А58-1371/2014.

По указанному факту каких-либо нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

В частности, протокол об административном правонарушении № 03-035/2014 от 06.03.2014 составлен, а оспариваемое постановление № 03-035/2014 от 13.03.2014 вынесено уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора. Требования статей 25.1, 25.4 и 28.2 КоАП РФ административным органом также соблюдены (Общество заблаговременно и надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела, его представителю были разъяснены предусмотренные законом права и обязанности). 

Относительно выводов суда первой инстанции о незаконности постановлений Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Как указывалось ранее лицензии ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03129 ВП и ЯКУ 03182 ВП выданы Обществу на геологическое изучение участков шурфов и участков скважин с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципальных образований.

Статьей 6 Закона о недрах определены виды пользования недрами:

- регионального геологического изучения, включающего региональные геолого­геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий:

- непосредственно пользование Обществом недрами в виде геологического изучения;

- совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных предоставленной Обществу лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Поскольку, на момент проведения проверки недропользователь по лицензиям ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03129 ВП и ЯКУ 03182 ВП не приступил к полевым работам по геологическому изучению участка недр, а фактически осуществлял добычу воды (с указанием объемов добычи по каждой лицензии), учитывая отсутствие совмещенной лицензия для геологического изучения, разведки и добычи в границах предоставленного геологического отвода, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что осуществление деятельности по добыче подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, без оформленной в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, поскольку оспариваемые постановления от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014 содержат неправильную квалификацию правонарушения (действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ), суд первой инстанции законно и обоснованно признал постановления Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014 о привлечении ОАО «Теплоэнергосервис» к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ - незаконными и отменил их.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы Управления Росприроднадзора о законности указанных постановлений.

На основании всего изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года по делу № А58-1368/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года по делу № А58-1368/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                           Е. В. Желтоухов

Е. О. Никифорюк