ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-1346/2013
24 июля 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2013 года по делу № А19-1346/2013 по заявлению Закрытого акционерного общества «Фирма Стройиндустрия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Иркутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным бездействия.
(суд первой инстанции судья Чемезова Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Закрытое акционерное общество «Фирма Стройиндустрия» (далее заявитель, ЗАО «Фирма Стройиндустрия», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации города Иркутска (далее Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи 30-дневный срок со дня поступления соответствующего обращения градостроительного плана на земельный участок площадью 16796 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000023:17134, расположенный в <...>; обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав ЗАО «Фирма Стройиндустрия» путем выдачи в 10-дневный срок градостроительного плана на земельный участок площадью 16796 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000023:17134, расположенный в <...>.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит положениям ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью и не обоснованностью, указывая, что признаки бездействия со стороны Администрации отсутствуют, поскольку отказ в приеме документов является документом, который не позволяет без устранения указанных в нем замечаний продолжить предоставление услуги «Выдача градостроительного плана». Поскольку Администрацией выдан отказ в приеме документов ЗАО «Фирма Стройиндустрия», то права заявителя на рассмотрение его заявления не нарушены.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества таким бездействием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в собственности ЗАО «Фирма Стройиндустрия» находится здания пилорамы, общей площадью 766, 1 кв.м. и здание материального склада, общей площадью 1151,6 кв.м., расположенных в <...>.
Распоряжением Администрации № 504-02-1901/12 от 12.05.2012 г. утверждена схема земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:17134, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости Общества.
На основании постановления мэра г. Иркутска № 031-06-2157/12 от 12.11.2012 г. земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:17134 площадью 16796 кв.м. предоставлен ЗАО «Фирма Стройиндустрия» в аренду в соответствии с договором № 4896 от 16.11.2012 г.
17.12.2012 г. ЗАО «Фирма Стройиндустрия» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок.
Письмом № 957-743889/2-1 от 28.12.2012 г. Администрация известила Общество, что в соответствии с Положением о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 11.12.2007 № 031-06-2539/7, Администрацией направлены запросы на получение кадастровой выписки о земельном участке, выписки из единого государственного реестра объектов капитального строительства, содержащего сведения об объектах учета, о наличии в границах земельного участка объектов, отнесенных к объектам культурного наследия, включенным в реестр или выявленного объекта культурного наследия.
В связи с тем, что в установленный тридцатидневный срок испрашиваемый градостроительный план земельного участка выдан не был, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании бездействия Администрации незаконным.
В соответствии с п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Пункт 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка, а именно:
- в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка;
- границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
- информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
- информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
- информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
- границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-2539/7 от 11.12.2007 г., срок по подготовке, утверждению и регистрации градостроительного плана земельного участка не должен превышать 30 дней с момента поступления соответствующего заявления. Указанный срок исключает наличие альтернативного периода предоставления государственной услуги административным органом, так как иных сроков действующее законодательство не определяет.
Из представленных в материалы дела документов следует и по существу не оспаривается сторонами, что ЗАО «Фирма Стройиндустрия» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:17134 – 17 декабря 2012 года.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм права, в установленный законом срок Администрация испрашиваемый документ Обществу не выдала.
При отсутствии доказательств извещения Общества о приостановлении подготовки градостроительного плана либо иных причинах, препятствующих его оформлению, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии факта бездействия со стороны Администрации, выразившегося в не оформлении и невыдаче градостроительного плана, либо оформленного в установленном порядке отказа в выдаче ЗАО «Фирма Стройиндустрия» градостроительного плана земельного участка.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии со стороны Администрации бездействия в связи с тем, что отказ в приеме документов является основанием, не позволяющим без устранения указанных в нем замечаний продолжить предоставление услуги «Выдача градостроительного плана», в силу следующего.
Согласно Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-2539/7 от 11.12.2007 г., проверка правильности оформления заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, а также наличия всех предусмотренных настоящим Положением необходимых документов, прилагаемых к указанному заявлению, и соответствия представленных копий документов их подлинникам осуществляется специалистами в часы приема граждан. После проведения указанной проверки документов и при отсутствии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для выдачи градостроительного плана земельного участка, заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подлежит регистрации.
В случае наличия оснований для отказа в приеме документов, необходимых для выдачи градостроительного плана земельного участка, в том числе при несоответствии перечня прилагаемых документов, отображенного в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка, перечню документов, фактически представленных заявителем, специалистами в течение одного календарного дня с момента поступления заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка подготавливается мотивированный отказ, который в этот же день выдается на руки заявителю под роспись.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Фирма Стройиндустрия» при подаче заявления заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:17134 были представлены все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанным Положением, каких либо претензий к их комплектности и соответствию требованиям законодательства Администрацией не предъявлено.
Вместе с тем, отказ в приеме документов заявителя, выдан Администрацией, по истечении трех месяцев с даты обращения Общества, т.е. за пределами срока, установленного п. 2.1 Положения. Кроме того, указанный отказ не мотивирован, из него не следует какие документы, указанные в перечне, не соответствуют фактически представленным.
Таким образом, при отсутствии каких либо доказательств законности бездействия Администрации, а так же невозможности подготовки и выдачи градостроительного плана на основании представленных ЗАО «Фирма Стройиндустрия» документов с учетом положений норм Градостроительного кодекса РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии со стороны уполномоченного органа незаконного бездействия, безосновательно препятствующего реализации права на получение градостроительного плана земельного участка, что нарушает права и законные интересы Общества в отношении использования земельного участка в предоставленных ему целях для осуществления строительных работ в рамках предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах бездействие Администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 16796 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000023:17134, расположенного в <...>, не соответствует требованиям ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные ЗАО «Фирма Стройиндустрия» требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2013 года по делу № А19-1346/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2013 года по делу № А19-1346/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Д. Н. Рылов
Судьи В. А. Сидоренко
Е. В. Желтоухов