ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100б
Тел. (3022) 35-96-26 Тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-1579/2009
25 июня 2010 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.10.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2010.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стасюк Т.В.,
судей: Куклина О.А., Даровских К.Н., при ведении протокола помощником судьи Колесниковой М.М., в отсутствие представителей сторон, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение арбитражного суда Иркутской области от 08 апреля 2010 года по иску Общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» к Государственному учреждению «1 Отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области», Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений по Иркутской области, третье лицо – Агентство по государственному заказу Иркутской области, о взыскании 31 145 571 руб. 64 коп. (суд первой инстанции: А.А. Архипенко).
Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» обратилось с иском к отряду государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, Департаменту финансов Иркутской области о взыскании 31 145 571 руб. 64 коп., задолженности за поставленный истцом товар по государственным контрактам № 1132 от 15.07.2008, № 1134 от 15.07.2008, судебных издержек в общем размере 109 931 руб. 05 коп., 100 000 руб. – судебных расходов.
Ответчик ОГПС МЧС по Иркутской области заявил об уточнении своего наименования, измененного в соответствии с приказом МЧС России от 28.08.2008 № 507: Государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области».
Истец заявил об уточнении наименования второго ответчика: Министерство финансов Иркутской области; о рассмотрении судом спора по существу с распределением бремени ответственности между указанными ответчиками на основании имеющихся в деле доказательств; о взыскании с ответчиков судебных издержек в общем размере 109 931 руб. 05 коп.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена Иркутская область в лице Агентства по государственному заказу Иркутской области.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 оставлено без изменения решение суда первой инстанции от 11.06.2009 года об удовлетворении требований истца за счет Иркутской области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 года судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на необходимость проверки наличия у ответчика статуса государственного заказчика, также указала на необходимость рассмотрения вопроса о финансировании указанного учреждения из областного бюджета для закупки товара.
Решением арбитражного суда Иркутской области заявленные истцом требования были удовлетворены частично. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу истца взыскано 31 145 571, 64 руб. – основного долга, расходы по госпошлине в сумме 100 000 руб., судебные издержки - 80 272 руб. В иске к иным ответчикам было отказано.
Ответчик – Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, не согласившись с указанным решением, обратился в апелляционный суд с жалобой. Заявитель жалобы указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком, заявил об отсутствии оснований для взыскания с него задолженности по государственным контрактам, поскольку стороной по указанным контрактам является ГУ «1 ОФПС по Иркутской области», которое должно самостоятельно выступать ответчиком по своим обязательствам. Ответчик также указывает, что проверка заявки на проведение конкурса в установленном порядке не проводилась; производство по настоящему делу подлежит прекращению ввиду неподведомственности.
Представители лиц, участвующих в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями 79449, 79451, 79450; телеграфным уведомлением 0844.
Агентство по государственному заказу Иркутской области заявило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Из отзыва на апелляционную жалобу ООО «Приоритет», поступившего в суд посредством факсимильной связи, усматривается, что истец с доводами ответчика не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая положения ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
15.07.2008 по результатам проведенного Агентством по государственному заказу Иркутской области открытого аукциона (протокол от 04.07.2008 № 266/20) между отрядом противопожарной службы МЧС России (заказчик) и ООО «Приоритет» (поставщик) заключены государственные контракты № 1132 и № 1134 на поставку пожарных автоцистерн АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557), АЦ-3,0-40 (АМУР-531320). По условиям данных контрактов поставщик обязался передать заказчику пожарные автоцистерны АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) в количестве 9 единиц по цене 3 245 000 руб., общей стоимостью 29 205 000 и АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 14 единиц по цене 2 355 000, общей стоимостью 32 970 000 руб. (пункт 1.1.)
Индивидуально – определенные признаки поставляемого товара согласованы сторонами в приложениях № 1 (спецификациях на поставку товара) к контрактам.
По актам приема – передачи от 10.11.2008 № 097, от 10.11.2008 № 098, от 10.11.2008 № 099, от 10.11.2008 № 100, от 10.11.2008 № 101, от 10.11.2008 № 102, от 01.10.2008 № 081, от 01.10.2008 № 082, от 01.10.2008 № 083, от 01.10.2008 № 084, от 01.10.2008 № 085, от 23.09.2008 № 080, от 28.08.2008 № 068, от 18.08.2008 № 064, от 18.08.2008 № 065, автомобили АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) в количестве 9 единиц и АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 6 единиц получены отрядом противопожарной службы МЧС России по Иркутской области от ООО «Приоритет».
В соответствии с пунктом 2.1.3. государственных контрактов, оплата поставленной продукции осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара. Источником финансирования указан областной бюджет.
Как следует из заявления ООО «Приоритет», поставленные по государственному контракту №1132 автоцистерны АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) в количестве 9 ед., общей стоимостью 29 205 000 руб. оплачены отрядом противопожарной службы МЧС России по Иркутской области частично на сумму 12 189 428 руб. 36 коп.
Поставленные по государственному контракту № 1134 автомобили АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 6 ед. общей стоимостью 14 130 000 руб. оплачены не были. Задолженность по поставленным по государственным контрактам № 1132, 1134 автоцистернам составила 31 145 571 руб. 64 коп.
Передача автоцистерн АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 8 единиц поставщиком была приостановлена, согласно уведомлению от 24.12.2008 № 908, со ссылкой на отсутствие оплаты.
В 2004 году между МЧС Российской Федерации и администрацией Иркутской области было заключено «Соглашение о передачи друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 № 596. Указанным Соглашением была предусмотрена передача Иркутской областью части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров МЧС Российской Федерации с обеспечением финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.
В 2005 году в целях реализации Соглашения Российской Федерацией в лице МЧС России был создан отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, что следует из пункта 1 «Положения об отряде государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области», утвержденного приказом Главного управления МЧС Росси по Иркутской области от 25.05.2005 № 183.
На отряд возложено исполнение полномочий Иркутской области в сфере обеспечения противопожарной безопасности в границах Иркутской области.
Пунктом 5 и 7 «Положения об отряде…» предусмотрено, что источником финансирования отряда будут средства бюджета Иркутской области (в части выполнения функций и полномочий Иркутской области) и федерального бюджета (оплата труда и содержание), а также статус отряда как главного распорядителя денежных средств областного бюджета.
28.08.2008 ОГПС МЧС по Иркутской области был переименован в ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в соответствии с приказом МЧС России № 507. Согласно положению о ГУ «1 ОФПС по Иркутской области», утвержденному приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 01.12.2008 № 721, финансовое и материально-техническое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» в настоящее время не включено в реестр бюджетополучателей Иркутской области и не может получать финансирование из областного бюджета.
Между Администрацией Иркутской области и МЧС России заключено утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 № 382 Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах.
Пунктом 1 ст.2 указанного Соглашения установлено, что Администрация Иркутской области передает, а МЧС России принимает полномочия по организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций. Принимаемые МЧС России полномочия реализуются за счет средств областного бюджета.
Согласно п.2 Соглашения, реализацию передаваемых Администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России, которое для этих целей наделяется правами выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в пределах передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий; заключать в установленном порядке договоры и соглашения по вопросам реализации полномочий, передаваемых в соответствии с Соглашением; распределять и расходовать в установленном законодательством порядке финансовые и материальные средства, выделенные на реализацию передаваемых полномочий.
Ссылаясь на отсутствие оплаты переданного товара, истец обратился в суд с настоящим иском.
Заявленные истцом требования были правомерно удовлетворены судом первой инстанции, учитывая следующее.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» подтвердил факт передачи истцом товара, согласованного государственными контрактами от 15.07.2008 № 1132 и № 1134 на поставку пожарных автоцистерн, а также факт наличия перед истцом задолженности по оплате данного товара в исковой сумме.
При наличии в материалах дела вышеназванных доказательств, факт исполнения истцом обязательств по поставке товара по условиям государственных контрактов от 15.07.2008 № 1132 и № 1134 на поставку пожарных автоцистерн доказан и в соответствии с положениями ст.ст. 454, 486, 526 Гражданского кодекса РФ и условиями контракта данное обстоятельство влечет возникновение у истца права требовать оплаты поставленного им товара в согласованные контрактом сроки.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с частью 2 статьи 532 Гражданского кодекса РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
На основании Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 № 382, Отряд государственной противопожарной службы МЧС по Иркутской области выступил заказчиком по государственным контрактам № 1132 и № 1134 на поставку пожарных автоцистерн АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557), АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) по итогам открытого аукциона, состоявшегося 04.08.2008.
Материалами дела подтверждается, что государственные контракты заключены государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области, поставка товаров по государственному контракту, заключаемому по итогам аукциона, осуществляется для государственных нужд Иркутской области.
Как предусмотрено абз. 2 п.2 ст. 4 Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 № 382, согласованный обеими сторонами объем финансовых средств, необходимых для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, подлежит включению в проект областного бюджета (в отношении расходных обязательств Иркутской области).
Согласно отчету об исполнению бюджета и по финансированию из областного бюджета Иркутской области в 2008 году отрядов государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области по кодам 310 и 340 в 2008 г. по статье расходов 310 Иркутской областью профинансировано 56 888 257,95 руб. из 162 552 368, 41 руб. (т.2, л.д.20).
Расходование поступивших денежных средств в размере 56 888 257,95 руб. по назначению расписано в справке по использованию бюджетных средств в 2008 г. по статье расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» (т.2, л.д. 25-30).
Так, лимиты финансирования отряда из областного бюджета, с учетом условий Соглашения, были определены и предусмотрены в бюджете области на 2008 год.
Пожарные автоцистерны АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557), АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) значатся в реестре государственной собственности Иркутской области (т.1, л.д. 105).
Согласно Положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 № 120-пп, задачей министерства финансов Иркутской области является осуществление управления областными финансами, представление интересов областной казны в арбитражных судах.
Следовательно, требование истца о взыскании основного долга по указанному государственному контракту в размере 31 145 571 руб. 64 коп. подлежат удовлетворению за счет казны Иркутской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области - Министерства финансов Иркутской области.
Доводы Министерства финансов Иркутской области о том, что надлежащим ответчиком по заявленному ОАО «ПТС» иску является ГУ «1 ОФПС по Иркутской области» как сторона по государственному контракту, а также доводы об отсутствии оснований для взыскания с него стоимости поставленного истцом по государственному контракту имущества, так как это имущество используется ГУ «1 ОФПС по Иркутской области», подлежат отклонению.
ОГПС МЧС России по Иркутской области (ГУ «1 ОФПС по Иркутской области») является государственным учреждением и не может владеть имуществом на праве собственности исходя из положений действующего законодательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он является самостоятельным ответчиком – Министерство финансов Иркутской области, что влечет невозможность удовлетворения заявленных истцом требований за счет средств Иркутской области, судом апелляционной инстанции отклоняется, т.к. Иркутская область была привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Ссылки заявителя жалобы на непроведение проверки электронных документов Отряда, на основании которых были проведены аукционы, на наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств судом апелляционной инстанции отклоняются, т.к. указанные обстоятельства не являются доказательством отсутствия бюджетных обязательств Иркутской области.
Кроме того, истцом заявлено о взыскании судебных издержек в общем размере 109 931 руб. Также истцом заявлено о взыскании судебных издержек в виде почтовых расходов в сумме 269 руб. 05 коп.
Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В подтверждение факта возникновения у истца указанных выше затрат, связанных с рассмотрением дела, в материалы дела представлены соответствующие доказательства (счета-фактуры, квитанции, проездные документы и др.).
В отсутствие документального обоснования заявленной к взысканию суммы 8 425 руб. в составе расходов на проезд представителя ФИО1 в судебное заседание 23.03.2009, а также суммы 3 925 руб. в составе расходов на проезд представителей ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание 20.05.2009, суд первой инстанции правомерно счел необоснованным возложение на ответчика расходов на оплату проезда к месту судебного разбирательства двух представителей и взыскал в пользу истца расходы на оплату проезда одного представителя к месту судебного разбирательства и обратно.
Заявление истца о взыскании судебных издержек в виде почтовых расходов в сумме 269 руб. 05 коп. судом первой инстанции правомерно не были удовлетворены, поскольку истцом не обоснована относимость к данному спору представленных в обоснование заявления копий почтовых квитанций.
Решением суда первой инстанции расходы по уплате государственной пошлины возложены на ответчика Иркутскую область в лице министерства финансов Иркутской области согласно требованиям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и подлежат взысканию в пользу истца за счет казны Иркутской области.
Довод министерства финансов Иркутской области об освобождении от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, необоснованны в части обязанности возместить расходы по уплате государственной пошлины истцу (в случае недостаточности денежных средств у учреждения), поскольку положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение государственных органов-ответчиков от уплаты государственной пошлины в бюджет. При этом законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне по делу в случае, если решение принято не в пользу государственных органов. Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный орган.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с его неподведомственностью, как указывает заявитель жалобы, судом апелляционной инстанции, принимая во внимание положения ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 апреля 2010 года по делу №А19-1579/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Т.В. Стасюк
Судьи: О.А. Куклин
К.Н. Даровских