ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3032/20 от 05.08.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Чита                                                                                 Дело № А19-4501/2019

10 августа 2020 года  

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2020 года  

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2020 года           

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей Д. В. Басаева, О. В. Монаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. В. Зарубиным,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на определение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2020 года по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Империя вкуса» ФИО2 об обязании ФИО1 передать документацию должника,

по делу № А19-4501/2019 по заявлению ФИО3 о признании общества с ограниченной ответственностью «Империя Вкуса» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>) несостоятельным (банкротом).

В судебное заседание 05.08.2020 в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 (резолютивная часть от 29.04.2019) признано обоснованным заявление ФИО3 о признании общества с ограниченной ответственностью «Империя Вкуса» (далее – ООО «Империя Вкуса», должник) несостоятельным (банкротом), в отношении ООО «Империя Вкуса» введена процедура банкротства – конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО2.

05.12.2019 конкурсный управляющий ООО «Империя вкуса» ФИО2 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством об обязании бывшего ликвидатора ООО «Империя вкуса» ФИО1 передать документацию должника, а именно:

1.         Архивная копия «1С Бухгалтерия»;

2.         Инвентаризационные ведомости имущества (в том числе финансовых вложений);

3.         Бухгалтерскую отчетность: Бухгалтерский баланс; Отчет о финансовых результатах; Расшифровки всех строк формы «Отчета о финансовых результатах»; Расшифровка себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) по статьям затрат (формы № 2); Отчет об изменениях капитала (Ф№3) (годовая); Отчет о движении денежных средств (Ф №4) (годовая); Приложения к бухгалтерскому балансу (Ф№5) (годовая); Оборотносальдовые ведомости; Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности (с указанием срока возникновения); Сведения об объемах реализации продукции (поквартально); Расшифровка имущества, числящегося на балансе, в том числе основных средств по видам основных средств (ежеквартально);

4.         Численность работников, включая численность каждого структурного подразделения, фонд оплаты труда работников предприятия, средняя заработная плата (поквартально); объем задолженности по заработной плате;

5.         Приказ по учетной политике должника, в том числе приказ по учетной политике для целей налогообложения; учетная политика;

6.         Сведения о наличии готовой продукции;

7.         Поквартальные изменения состава и величины обязательств в течение не менее чем 2-летнего периода, предшествовавшего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства и их доля в совокупных пассивах на соответствующие отчетные даты;

8.         Аудиторские заключения (если имеются); оценки имущества итоговые (если имеются);

9.         Сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника; сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника; сделки, связанные с возникновением обязательств должника; сделки по замене одних обязательств другими. Прочие документы, касающиеся анализа сделок;

10.       Оригиналы первичной документации (договоры, счета, счета-фактуры, акты, накладные, и т.д. и т.п.) по факту возникновения дебиторской задолженности по каждому контрагенту и документы в отношении ее погашения, расшифровку финансовых и других оборотных активов в размере 30 031 000 руб.; краткосрочные заемные средства (расшифровка) в размере 2 811 000 руб. Документы в отношении мер, принятых для взыскания вышеуказанной задолженности;

11.       Рабочий план счетов утверждённых Обществом с ограниченной ответственностью «Империя Вкуса»;

12.       Карточку счета 50.01 в размере по документам за период с 25.02.2016 по 25.02.2019;

13.       Оборотно-сальдовую ведомость по счетам 60, 62, 76, по суб.счетам в разрезе по контрагентам в период с 2015 по 2018;

14.       Финансовый отчет о движении денежных средств с 25.02.2016 по 25.02.2019 года;

15.       Анализ дебиторской задолженности за каждый год по отдельности в период с 25.02.2016 по 25.02.2019;

16.       Динамику дебиторской задолженности по каждому дебитору помесячно в период с 25.02.2016 по 25.02.2019;

17.       Кассовые книги за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы с приложением приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров и иных первичных документов;

18.       Оборотно-сальдовую ведомость по счету 50 по месяцам, обороты счета 50 с детализацией по документам;

19.       Агентский договор от 20.04.2015  №18, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «КапиталИнвестСтрой» и обществом с ограниченной ответственностью «Империя Вкуса», дополнительные соглашения к нему, документы, подтверждающие исполнение договора, образование задолженности в размере 124 500 000 руб.;

20.       Денежные средства, находящиеся в кассе предприятия.

В обоснование заявления конкурсный управляющий ООО «Империя вкуса» ФИО2 указал, что бывшим ликвидатором ООО «Империя вкуса» ФИО1 (далее ФИО1) не в полном объеме исполнена обязанность по передаче документации и материальных ценностей должника.

В частности, после введения в отношении ООО «Империя Вкуса» процедуры банкротства – конкурсное производство, конкурсный управляющий обратился к бывшему ликвидатору ФИО1 (запрос от 21.05.2019) с требованием о передаче всей имеющейся документации и материальных ценностей должника.

Во исполнение указанного запроса ФИО1 10.06.2019 были предоставлены конкурсному управляющему документы и печать ООО «Империя Вкуса». Кроме того, ликвидатором представлены пояснения об отсутствии иных документов.

Вместе с тем, в последующем, в ходе рассмотрения отчета конкурсного управляющего управляющий ООО «Империя вкуса» ФИО2 по итогам конкурсного производства, возникла необходимость в исследовании дополнительных документов ООО «Империя Вкуса», в связи с чем, конкурсным управляющим 08.10.2019 был направлен повторный запрос бывшему ликвидатору ФИО1 о предоставлении документов.

В ответ на указанный запрос, ФИО1 11.10.2019 дополнительно были предоставлены документы ООО «Империя вкуса».

13.11.2019 конкурсным управляющим у ООО «Империя вкуса» ФИО2 вручен ФИО1 очередной запрос о предоставлении документов, в ответ на который ФИО1 20.11.2019 также представлены документы должника.

Учитывая, что ФИО1 в нарушение пункта 2 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (далее – Закона о банкротстве) не осуществлена передача всей имеющейся документации и материальных ценностей должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего, последний посчитал, что существует высокая вероятность нахождения запрашиваемых документов у бывшего ликвидатора ФИО1 , поэтому  обратился в суд заявлением.

Определением суда первой инстанции от 10.06.2020 ходатайство конкурсного управляющего ООО «Империя вкуса» ФИО2 удовлетворено. На ФИО1 возложена обязанность в срок до 25.06.2020 передать конкурсному управляющему ООО «Империя вкуса» ФИО2 документацию и материальные ценности ООО «Империя вкуса» согласно перечню:

1.         Архивная копия «1С Бухгалтерия»;

 2.        Инвентаризационные ведомости имущества (в том числе финансовых вложений);

3.         Бухгалтерскую отчетность: Бухгалтерский баланс; Отчет о финансовых результатах; Расшифровки всех строк формы «Отчета о финансовых результатах»; Расшифровка себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) по статьям затрат (формы № 2); Отчет об изменениях капитала (Ф№3) (годовая); Отчет о движении денежных средств (Ф №4) (годовая); Приложения к бухгалтерскому балансу (Ф№5) (годовая); Оборотно-сальдовые ведомости; Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности (с указанием срока возникновения); Сведения об объемах реализации продукции (поквартально); Расшифровка имущества, числящегося на балансе, в том числе основных средств по видам основных средств (ежеквартально);

4.         Численность работников, включая численность каждого структурного подразделения, фонд оплаты труда работников предприятия, средняя заработная плата (поквартально); объем задолженности по заработной плате;

5.         Приказ по учетной политике должника, в том числе приказ по учетной политике для целей налогообложения; учетная политика;

6.         Сведения о наличии готовой продукции;

7.         Поквартальные изменения состава и величины обязательств в течение не менее чем 2-летнего периода, предшествовавшего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства и их доля в совокупных пассивах на соответствующие отчетные даты;

8.         Аудиторские заключения (если имеются); оценки имущества итоговые (если имеются);

9.         Сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника; сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника; сделки, связанные с возникновением обязательств должника; сделки по замене одних обязательств другими. Прочие документы, касающиеся анализа сделок;

10.       Оригиналы первичной документации (договоры, счета, счета-фактуры, акты, накладные, и т.д. и т.п.) по факту возникновения дебиторской задолженности по каждому контрагенту и документы в отношении ее погашения, расшифровку финансовых и других оборотных активов в размере 30 031 000 руб.; краткосрочные заемные средства (расшифровка) в размере 2 811 000 руб. Документы в отношении мер, принятых для взыскания вышеуказанной задолженности;

11.       Рабочий план счетов утверждённых обществом с ограниченной ответственностью «Империя Вкуса»;

12.       Карточку счета 50.01 в размере по документам за период с 25.02.2016 по 25.02.2019;

13.       Оборотно-сальдовую ведомость по счетам 60, 62, 76, по суб.счетам в разрезе по контрагентам в период с 2015 по 2018;

14.       Финансовый отчет о движении денежных средств с 25.02.2016 по 25.02.2019;

15.       Анализ дебиторской задолженности за каждый год по отдельности в период с 25.02.2016 по 25.02.2019;

16.       Динамику дебиторской задолженности по каждому дебитору помесячно в период с 25.02.2016 по 25.02.2019;

17.       Кассовые книги за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы с приложением приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров и иных первичных документов;

18.       Оборотно-сальдовую ведомость по счету 50 по месяцам, обороты счета 50 с детализацией по документам;

19.       Агентский договор от 20.04.2015 года №18, заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «КапиталИнвестСтрой» и Обществом с ограниченной ответственностью «Империя Вкуса», дополнительные соглашения к нему, документы, подтверждающие исполнение договора, образование задолженности в размере 124 500 000 руб.;

20.       Денежные средства, находящиеся в кассе предприятия.

На ФИО1 возложена обязанность в срок до 02 июля 2020 года представить в Арбитражный суд Иркутской области акт приема-передачи, либо иной документ, подтверждающий факт передачи истребованных документов конкурсному управляющему ФИО4; при отсутствии истребованных документов – представить письменные пояснения с обоснованием причин невозможности их представления.

ФИО1, не согласившись с определением суда, обратилась в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что суд не учел, что истребуемая ФИО2 документация не может быть передана, ввиду того, что 24 февраля 2018  года произошло затопление складского помещения, расположенного по адресу <...>, здание рынка «Новый». В результате затопления хранившаяся в помещении документация ООО «Империя вкуса» была нечитаема и подлежала утилизации. О данном факте был представлен акт от 24.02.2018. Денежные средства ФИО1 не передавались.

Доказательств того, что документация ООО «Империя вкуса» и денежные средства были переданы и находятся у ФИО1, конкурсный управляющий ООО «Империя вкуса» не представил, что противоречит ст. 65 АПК РФ. Конкурсным управляющим не доказана фактическая возможность исполнить требования заявителя и передать ему истребуемую документацию и денежные средства (при этом не указан размер денежных средств, подлежащих передаче). Часть истребуемой документации передана конкурсному управляющему должника. При недоказанности нахождения истребуемых документов и денежных средств у бывшего ликвидатора (ФИО1) суд вынес неисполнимый судебный акт. ФИО1 просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.  

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  в период с 21.01.2019 по 29.04.2019 ликвидатором ООО «Империя Вкуса» являлась ФИО1

В ходе конкурсного производства в отношении ООО «Империя Вкуса» конкурсный управляющий ФИО2 обратился к бывшему ликвидатору ФИО1 (запрос от 21.05.2019) с требованием о передаче всей имеющейся документации и материальных ценностей должника.

Во исполнение указанного запроса ФИО1 10.06.2019 частично были предоставлены конкурсному управляющему документы и печать ООО «Империя Вкуса».

Кроме того, ликвидатором представлены пояснения об отсутствии иных документов.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 11.10.2019 дополнительно были предоставлены документы ООО «Империя вкуса».

13.11.2019 конкурсным управляющим у ООО «Империя вкуса» ФИО2 вручен ФИО1 очередной запрос о предоставлении документов, в ответ на который ФИО1 20.11.2019 также предоставлены документы должника.

Вместе с тем, иная документация, указанная в перечне документов, подлежащих истребованию, конкурсному управляющему не передана.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО1 в нарушение пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве  не осуществила передачу всей имеющейся документации и материальных ценностей должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о совершении ликвидатором действий по принудительному истребованию документации должника у бывших руководителей ООО «Империя вкуса» ФИО5 (в период с 2018 по январь 2019 года) или ФИО6 (в период с 2013 года по 2108 год) либо ее восстановлению, ФИО1 не представлено.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления  в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда первой инстанции,  исходя из следующего.

В силу пункта 2 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года (далее – Закон о банкротстве) руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом конкурсному управляющему должны быть переданы оригиналы документов, поскольку с даты признания должника банкротом конкурсный управляющий является руководителем должника. Изложенное означает, что бывший руководитель должника (равно как и ликвидатор) обязан передать назначенному конкурсному управляющему все имеющиеся у него документы должника по правилам пункта 2 стати 126 Закона о банкротстве.

Для обоснования ходатайства конкурсному управляющему достаточно привести доводы о неисполнении бывшим руководителем установленной законом обязанности.

Основанием для отказа в удовлетворении такого ходатайства может служить факт передачи документов и материальных ценностей.

В соответствии со статьей 203 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; вести реестр требований, кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;  в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

В силу статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Пунктом 1 статьи 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрен перечень документов, которые обязано хранить общество по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества, в частности:

договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения;

протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества;

положения о филиалах и представительствах общества;

документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы    общих    собраний    участников    общества,    заседаний    совета   директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества;

заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

К указанным документам также относятся документы бухгалтерского учета, налоговая отчетность, документы о трудовой деятельности работников, отчетность по застрахованным лицам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете»  от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ (далее – Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов. Таким образом, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень бухгалтерских документов, которые подлежат хранению.

Как отмечено выше,  ФИО1 являлась ликвидатором должника до введения конкурсного производства.

Изложенное означает, что   ФИО1, как руководитель  общества, должна была выполнить мероприятия  по обеспечению безопасных и надлежащих условий хранения документов бухгалтерского учета и надлежащего ведения бухгалтерского учета.

Суд исходит из презумпции, что истребуемые документы должны быть у руководителя, поскольку он обязан обеспечить их надлежащее хранение.

При этом, поскольку конкурсный управляющий является действующим руководителем должника, ему необходимы подлинники документов, относящихся к деятельности общества.

В отношении программного продукта «1С Бухгалтерия» суд приходит к следующим выводам. Исходя из части 5 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Закон о бухгалтерском учете.

Согласно части 5 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

В силу части 6 статьи 10  Закона о бухгалтерском учете регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

            Следовательно, поскольку должником использовался  программный  продукт «1С Бухгалтерия», ликвидатор  обязан передать конкурсному управляющему такой программный продукт, применявшийся должником при ведении бухгалтерского учета. 

Факт невыполнения бывшим руководителем должника  обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, подтверждается материалами дела (поскольку доказательств обратного не представлено), поэтому требования действующего конкурсного управляющего суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем постановлении.

В силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.

Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.

Таким образом, руководитель должника (в рассматриваемом случае – ликвидатор) обязан предпринимать меры к обеспечению сохранности имущества и документов должника, а при прекращении полномочий - предпринять все меры для их передачи конкурсному управляющему.

Доводы ликвидатора об отсутствии документов, так как  произошло затопление складского помещения, отклоняются апелляционным судом, поскольку склад не является надлежащим местом хранения документов общества.

Как отмечено выше, экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Помещение для хранения документов должно быть специально обустроенным отдельным помещением, оснащенным техническими средствами, обеспечивающими режим хранения документов. Требования к зданиям и помещениям архива приведены в п. 4.2 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, далее  - Правил Росархива). Режимы хранения документов, а также порядок размещения документов установлены в п. п. 4.3, 4.4 Правил Росархива.

При отсутствии специального помещения для архива организаций выделяется приспособленное помещение в административном здании организации. Размещение в приспособленных помещениях производится в установленном порядке после их экспертизы. Экспертиза устанавливает пригодность помещения (огнестойкость, долговечность, прочность конструкции, техническая укрепленность), состояние помещения, наличие отопительных и вентиляционных систем (п. 4.2.2 Правил Росрахива).

Не допускается прием в эксплуатацию ветхих, сырых, неотапливаемых, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям помещений, а также помещений здания, занятого службами общественного питания, пищевыми складами и организациями, хранящими агрессивные и пожароопасные вещества или применяющими опасные и химические технологии (п. 4.2.3 Правил Росрахива).

Кроме того, ликвидатором  не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о невозможности получения документации у бывшего директора должника, в иных уполномоченных государственных органах. Являясь ликвидатором, он имел возможность восстановить недостающую документацию, более того – был обязан это сделать как разумный и добросовестный руководитель общества.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л: 

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2020 года по делу № А19-4501/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      Н.А. Корзова

Судьи                                                                                               Д.В. Басаев  

                                                                                                                      О.В. Монакова