ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-7587/2019
«11» августа 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2020 года по делу № А58-7587/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Сити Бренд» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – администрация) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 08.05.2019 № 02/177, в согласовании на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <...>, тип рекламной конструкции - настенное панно и обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <...>, тип рекламной конструкции - настенное панно.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - управление архитектуры), муниципальное казенное учреждение «Служба информации, рекламы и контроля» городского округа «город Якутск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - МКУ «СИРиК»).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2020 года по делу № А58-7587/2019 заявленное требование удовлетворено.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает, что поскольку нарушение внешнего архитектурного облика фасада здания носит оценочный характер, определяется с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий и сооружений, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, постольку оспариваемый ненормативный акт является законным и обоснованным.
Кроме того, судом не учтено, что часть фасада здания, предполагаемого под размещение спорной рекламной конструкции, занята балконами, выступающими за плоскость общего фасада здания и имеющими остекление. Следовательно, размещение рекламных конструкций испрашиваемого типа на части фасада, занятой балконами, прямо запрещено нормами права.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 04.07.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 07.02.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, тип рекламной конструкции - настенное панно.
В ходе рассмотрения указанного заявления администрация обратилась в управление архитектуры по вопросу согласования установки рекламной конструкции, на что был получен ответ - письмо вх. № Сз22350 от 10.04.2019, в котором управление сообщило об отказе в согласовании размещения рекламной конструкции на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: <...>, на основании пп. 4 п. 15 ст. 19 Закона о рекламе, а именно в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа «город Якутск», которая является законным основанием в принятии решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции; Положением отдельных структурных подразделений Окружной администрации г. Якутска, принятым решением Якутской городской думы от 10.06.2015 № РЯГД-18-12, органом, наделенным данными полномочиями, является управление архитектуры; отнесение вопроса оценки наличия либо отсутствия нарушения внешнего облика при установке и эксплуатации рекламных конструкций к компетентному органу местного самоуправления подтверждена судебной практикой; в соответствии с пунктом 4.1.2 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 24.04.2013 № 135 -НПА «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа «город Якутск»» рекламные конструкции, установленные на территории города Якутска, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, несоответствие архитектурному облику сложившейся застройки в связи с установкой рекламной конструкции по вышеуказанному адресу, заключается в нарушении целостного визуального восприятия фасада здания, перспективы главных центральных улиц города: ул. Ярославского, пр. Ленина, ул. Курашова, образуемая рекламная конструкция своими размерами перекрывает значительную часть фасада здания, расположенного на пересечении центральных улиц города, что создает «визуальный шум», ухудшает эстетическое восприятие здания, расположенного в непосредственной близости от центральной части города, имеющей особое градостроительное значение и являющегося туристическим (гостевым) маршрутом, к которому необходимо предъявлять повышенные требования в части размещения рекламных и информационных конструкций с учетом сохранения архитектурного облика города; на территории ГО «город Якутск» ведется работа, направленная на избавление городской среды от «визуального мусора», по созданию привлекательного облика, которая предполагает проведение комплекса мероприятий.
Администрация со ссылкой на вышеуказанное письмо управления архитектуры письмом от 08.05.2019 № 02/177 отказала обществу в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с ч. 1 п. 2.12.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений на территории ГО «город Якутск», а именно в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки ГО «город Якутск».
По мнению администрации, в связи с установкой рекламной конструкции по вышеуказанному адресу, нарушается целостность визуального восприятия фасада здания, перспективы главных центральных улиц <...> Администрация считает, что образуемая рекламная конструкция своими размерами перекрывает значительную площадь фасада здания, расположенного на пересечении центральных улиц города, что создает "визуальный шум", ухудшает эстетическое восприятие здания, расположенного в непосредственной близости от центральной части города, имеющей особое градостроительное значение и являющееся туристическим (гостевым) маршрутом, к которому необходимо предъявлять повышенные требования в части размещения рекламных конструкций с учетом сохранения архитектурного облика города, который формируется из совокупности объемных, пространственных, колористических и иных решений внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, их визуализации и комплексного восприятия окружающей застройки города.
Общество посчитав, что вышеуказанное решение администрации нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Правоотношения в области рекламы, в том числе порядок и особенности размещения и установки рекламных конструкций, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Ф3 "О рекламе" (далее – Закон о рекламе).
На основании статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (ч. 1).
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (ч. 4).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9).
На территории муниципального образования городской округ "город Якутск" решением Якутской городской Думы от 24.03.2013 № 135 НПА приняты Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городском округе "город Якутск".
Пунктом 3.6.3 Правил установлено, что настенное панно - рекламные конструкции среднего или большого формата, размещаемые на плоскости стен зданий или сооружений в виде конструкций, состоящих из каркаса, информационного поля и элементов крепления, либо изображения, непосредственно нанесенного на поверхность стены. Настенные панно не должны закрывать значительную часть фасадов зданий, остекление витрин, окон, арок, архитектурные детали и декоративное оформление.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Правил рекламные конструкции, установленные на территории города Якутска, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города. Требования к рекламным конструкциям в части их соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Якутска устанавливаются настоящими Правилами и нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска.
Согласно части 15 ст. 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, в том числе при наличии нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
При этом часть 15 статьи 19 Закона о рекламе наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов правом определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование принятого решения об отказе в выдаче разрешения администрация ссылается на письмо Управления архитектуры, данное в ответ на запрос администрации вх. № Сз22350 от 10.04.2019.
В данном письме управление ссылается на пункт 3.6.3 Правил № 135-НПА, пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, обосновав невозможность размещения рекламной конструкции по указанному адресу несоответствием рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки.
Несоответствие архитектурному облику сложившейся застройки, по мнению управления, заключается в следующем.
"Конструктивное решение, размеры рекламной конструкции нарушают целостное визуальное восприятие фасада здания, перспективы главных центральных улиц города: ул. Ярославского, проспекта Ленина, ул. Курашова.
Образуемая рекламная конструкция своими размерами перекрывает значительную площадь фасада здания, расположенного на пересечении центральных улиц города, что создает "визуальный шум", ухудшает эстетическое восприятия здания, расположенного в непосредственной близости от центральной части города, имеющей особое градостроительное значение и являющегося туристическим (гостевым) маршрутом, к которому необходимо предъявлять повышенные требования в части размещения рекламных конструкций с учетом сохранения архитектурного облика города, который формируется из совокупности объемных, пространственных, колористических и иных решений внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, их визуализации и комплексного восприятия окружающей застройки города".
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений осуществляется с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.
Нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа является одним из оснований для отказа заявителю в выдаче разрешения на размещения рекламной конструкции.
При этом органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "город Якутск" принятых решением Якутской городской Думы от 24.04.2013 № РЯГД-55-3, рекламные конструкции, установленные на территории города Якутска, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.
Требования к рекламным конструкциям в части их соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Якутска устанавливаются настоящими Правилами и нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска.
По смыслу Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьках, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект).
Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что выводы о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа должны быть мотивированы и подтверждены доказательствами, соответствующими положениям статей 67, 68, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем Администрация, в нарушение положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представила в материалы дела доказательств подтверждающих, что предлагаемая обществом к размещению рекламная конструкция соответствует типу и виду рекламных конструкций, недопустимых к установке на указанной территории муниципального образования либо объекте недвижимости, либо при ее установке будут нарушены установленные требования к таким рекламным конструкциям.
Из Правил № 135-НПА следует, что они не содержат критериев указывающих, что размещение рекламной конструкции осуществлено с нарушением условия о необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа.
Понятие "соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города" не имеет правого наполнения, поскольку нет правовых актов, дающих толкование указанного и критериев его характеризующего.
Содержание в пункте 4.1.2 Правил № 135-НПА того, что требования к рекламным конструкциям в части их соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Якутска устанавливаются настоящими Правилами и нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска, нормативного развития не получила, поскольку данные правила не содержат требований к рекламным конструкциям в части их соответствия (либо не соответствия) внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Якутска, а иных правовых актов регулирующих данную сферу не принято.
Апелляционная коллегия считает, что утверждение апеллянта о том, что рекламная конструкция по вышеуказанному адресу нарушает целостность визуального восприятия фасада здания, перспективы главных центральных улиц <...> носит субъективный характер, не основанный на конкретных объективных доказательствах.
Администрация, ссылаясь на указанные обстоятельства, не представляет подтверждения указанного, из материалов дела не усматриваются указанные обстоятельства, кроме как голословного утверждения данного факта.
Доводы апеллянта о том, что рекламная конструкция своими размерами перекрывает значительную площадь фасада здания, расположенного на пересечении центральных улиц города, что создает "визуальный шум", ухудшает эстетическое восприятие здания, расположенного в непосредственной близости от центральной части города, имеющей особое градостроительное значение и являющееся туристическим (гостевым) маршрутом, к которому необходимо предъявлять повышенные требования в части размещения рекламных конструкций с учетом сохранения архитектурного облика города, который формируется из совокупности объемных, пространственных, колористических и иных решений внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, их визуализации и комплексного восприятия окружающей застройки города, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как данные выводы основаны также на субъективной оценке администрации.
Понятие "значительная площадь фасада здания" носит субъективный характер, а правовые акты данного понятия не дают, как и не устанавливают соотношения площади панно и площади фасада здания.
Согласно пункту 6.1.3 Правил № 135-НПА в жилых зонах и общественно-деловых зонах размещение рекламных конструкций в виде настенных панно не запрещено, нормативно-правового регулирования в части размера таких конструкций либо соотношения их размера с размерами объектов (плоскости стен) на которых они подлежат размещению, в противовес требованиям п. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, не установлено.
Прямых запретов на установку панно каких-либо размеров Правилами № 135-НПА не установлено, более того, собственники многоквартирного дома согласовали размещение данного панно в заявленном размере.
Доказательства, носящие объективный характер и подтверждающие субъективные доводы администрации, в материалы дела не представлены.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований общества, поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствуют положениям действующего законодательства о рекламе.
Судебной коллегией отклоняются как ничем не подтвержденные доводы заявителя жалобы о том, что часть фасада здания, предполагаемого под размещение спорной рекламной конструкции, занята балконами, выступающими за плоскость общего фасада здания и имеющими остекление. Следовательно, размещение рекламных конструкций испрашиваемого типа на части фасада, занятой балконами, прямо запрещено нормами права.
При этом суд отмечает, что указанное обстоятельство основанием для оспариваемого отказа не являлось
В этой связи, применяя по аналогии пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", судебная коллегия исходит из того, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2020 года по делу № А58-7587/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.О. Никифорюк
В.А. Сидоренко