ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3150/2021 от 29.06.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А78-2455/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 2 июля 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Корзовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Забайкальскому краю ФИО1 (доверенность от 11.01.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 Федеральной службы Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 апреля 2021 года по делу №А78-2455/2021,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 Федеральной службы Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – инспекция, налоговый орган) от 09.11.2020 №909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 апреля 2021 года по делу №А78-2455/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, что применение повышенной ставки водного налога создает необоснованную финансовую нагрузку на лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии.

Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 05.06.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

ФКУ «Исправительная колония №1 Федеральной службы Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя инспекции, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по представленной заявителем в инспекцию налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2020 года проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 21.09.2020 №995, и вынесено решение от 09.11.2020 №909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен указанный налог в сумме 4593 руб., начислены пени по нему в сумме 126,46 руб., предъявлен штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 230 руб., сниженный в 4 раза по правилам п. 3 ст. 114 НК РФ.

При этом камеральной проверкой поданной заявителем декларации по водному налогу за 2 квартал 2020 года зафиксировано, что ИК №1, являясь исправительным учреждением, созданным и действующим только как юридическое лицо в целях управления и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, осуществляет водоснабжение своих работников, а также осужденных, отбывающих наказание, по месту пребывания, и не относящихся к категории «население», а потому является плательщиком водного налога на общих основаниях в силу ст. 333.8 НК РФ, и не вправе применять пониженную ставку налога в размере 162 руб. за 1 тыс. куб.м. водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

ИК №1, считая такое решение инспекции нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и об обязании устранить допущенное нарушение.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Оспоренное в судебном порядке решение инспекции являлось предметом рассмотрения в вышестоящем налоговом органе, который своим решением от 15.02.2021 №2.14-09/01989 оставил его без изменения, и, следовательно, заявителем соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 2 статьи 138 НК РФ.

Как следует из материалов дела, заявитель в проверяемом периоде являлся плательщиком водного налога.

Согласно статье 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

Объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.9НК РФ).

В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ предусмотрены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

В случае забора воды в Восточно-Сибирском экономическом районе из подземных водных объектов по бассейну рек и озер ставка водного налога установлена в размере 330 руб. за 1 одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

На основании пункта 1.1 статьи 333.12 НК РФ при расчете водного налога к общим ставкам в 2020 году применяется повышающий коэффициент в размере 2,31.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Таким образом, в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, установлена пониженная ставка налога, а квалифицирующим признаком применения конкретной ставки для исчисления водного налога является целевое использование конкретного водного объекта.

Согласно пункту 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Право пользования участком недр в целях добычи подземных вод в соответствии со статьей 10.1, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон №2395-1) возникает на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обладает лицензией ЧИТ 03774 ВЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения объектов промышленности из скважин №№ЧТ-205, ЧТ- 206 в г. Нерчинск муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края сроком до 31.12.2044.

За 2 квартал 2020 года заявителем в налоговой декларации по водному налогу по скважине №ЧТ-205 отражены объем воды, забранной из водного объекта - 1,053 тыс. м3, налоговая ставка в пределах установленного лимита - 330 руб. за 1000 м3 с повышающим коэффициентом 2,31, а также объем воды - 7,655 м3, налоговая ставка в пределах установленного лимита - 162 руб. за 1000 м3, с суммами налога, подлежащего уплате - 802 руб. и 1240 руб., всего - 2042 руб.

Согласно статье 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

Исправительные учреждения в Российской Федерации созданы и действуют только как юридические лица (статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.2003 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения (часть 1 статьи 81.1 УИК РФ).

В соответствии со статьей 99 УИК РФ исправительное учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.

Из пункта 2.2 раздела II Устава ИК №1 следует, что основным видом её деятельности является управление и эксплуатация тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также оказание реабилитационной помощи бывшим заключенным.

Водопользование заявителем осуществляется на основании лицензии с соответствующим целевым назначением, а добытые подземные воды используются работниками заявителя и осужденными, отбывающими наказание в ИК №1.

Действительно, в НК РФ не содержится определение понятий «население» и «водоснабжение населения».

Между тем в силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации для проживания граждан предназначены жилые помещения.

Согласно статье 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (статья 15 ЖК РФ).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон №5242-1) определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой статьи 2 Закона №5242-1).

Аналогичные понятия приведены в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 (далее - Правила).

Правила не предусматривают при осуждении к лишению свободы или принудительным работам обязательное снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства, поскольку согласно пункту 15 Правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Исправительные учреждения в Российской Федерации созданы и действуют только как юридические лица (статья 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Жилые помещения, предоставляемые для временного проживания находящихся под стражей лиц, не соответствуют основным понятиям жилищного фонда и жилого помещения, установленным нормами ЖК РФ.

Таким образом, под термином «водоснабжение населения» следует понимать водоснабжение жилых помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке, а не в местах их временного пребывания, тем более что согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ №704-О-О от 26.05.2011, исправительное учреждение не является местом жительства лиц, отбывающих там наказание в виде лишения свободы (данное разъяснение КС РФ нашло свое отражение в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2019 №26-КА19-9).

В постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 №5580/12, разъяснено, что в целях применения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Осуществление учреждением уголовно-исполнительной системы водоснабжения в отношении лиц, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы, по своей правовой природе не соотносится с водоснабжением населения, поскольку в силу ранее изложенного такое учреждение обязано осуществлять меры, направленные на выполнение уставной деятельности, в том числе связанной с материально-бытовым обеспечением осужденных с необходимыми условиями их содержания.

Кроме того, из материалов дела не следует, что заявитель отнесен к числу ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения населения с утвержденными показателями производственной деятельности.

Осуществление забора воды для водоснабжения указанной категории абонентов по своей правовой природе не является водоснабжением населения, поскольку помещения, в которых они размещены, не предназначены для постоянного проживания граждан, являются местом их временного пребывания и не подпадают под ранее указанное понятие жилого помещения.

При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании следует признать, что в целях применения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ лица, отбывающие наказания в исправительных колониях, не попадают под понятие «население» и, следовательно, применение заявителем льготной ставки водного налога является неправомерным и исчисление водного налога при заборе подземной воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по пониженной ставке необоснованно.

Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2016 №308-КГ16-9865, от 06.05.2020 №307-ЭС20- 5028.

Судом также учтено, что заявителем не доказано право на применение льготной ставки водного налога в спорном периоде.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 апреля 2021 года по делу №А78-2455/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                      Н.А. Корзова