ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3216/19 от 25.06.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А58-12575/2018

«1» июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2019 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года по делу № А58-12575/2018 (суд первой инстанции – Эверстова Р.И.),

установил:

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Счетная палата) о признании недействительным представления от 28.09.2018 № 01/1-08/40 в части.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года по делу № А58-12575/2018 заявленные требования удовлетворены частично.

Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

В частности, заявитель жалобы обращает внимание суда на отсутствие в акте проверки анализа первичных документов. Кроме того, доказательств расчета причиненного фактического ущерба бюджету PC (Я) Счетной палатой не предоставлено.

Счетная палата в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 30.05.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Счетной палатой проведена проверка в соответствии с контрольным мероприятием «Проверка законности и целевого использования бюджетных средств, предоставленных подведомственным учреждениям Министерства культуры и духовного развития РС (Я) в рамках государственной программы РС (Я) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2019 годы» на объекте Автономное учреждение РС (Я) «Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм» на основании пункта 2.3 Плана работы Счетной палаты РС (Я) на 2018 год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палата от 26.12.2017 № 31-1.

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт контрольного мероприятия от 08.08.2018 № 05-11/48, в котором отражены выявленные нарушения в виде неправомерного расхода на оплату труда работников АУ РС (Я) ГНК «Сахафильм» за счет средств субсидии на выполнение государственного задания на общую сумму 2 243,9 тыс. руб., в том числе за 2015 год - 1 449,1 тыс. руб. и за 2016 год - 794,8 тыс. руб.

Отчет о результатах контрольного мероприятия принят постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 21.09.2018 № 22-1.

Субсидия предоставлена на основании следующих соглашений:

- Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) АУ РС (Я) «ГНК «Сахафильм» от 16.04.2015 № 28 на 2015 год;

- Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) АУ РС (Я) «ГНК «Сахафильм».

Излишне уплаченная заработная плата Счетной палатой установлена на основании штатного расписания от 21.08.2015 со сроком действия с 21.08.2015 по 07.12.2015, в указанное штатное расписание были внесены 3 изменения от 26.06.2015, от 01.08.2015, от 21.08.2015.

Штатное расписание от 07.12.2015 фактически не было представлено.

В штатном расписании, действующем с 01.07.2016, отсутствуют указанные в акте должности: ведущий специалист материального стола, системный администратор, инженер-электрик, главный специалист по маркетингу, ведущий специалист отдела маркетинга, специалист по компьютерной графике.

На основании акта проверки и отчета о результатах контрольного мероприятия Счетной палатой вынесено представление от 18.09.2018 № 01/1-08/40, согласно которому заявителю надлежит обеспечить возврат суммы перерасхода субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания, выраженного в завышении должностных окладов и надбавок работников АУ РС (Я) «ГНК «Сахафильм» в размере 2 243,9 тыс. руб., которое было получено заявителем.

Не согласившись с выданным представлением в части обеспечения возврата суммы перерасхода субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, выраженного в завышении должностных окладов и надбавок работников АУ РС (Я) «ГНК Сахафильм» в размере 2 243,9 тыс. руб., заявитель обратился с заявлением в суд.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), статьи 8, статьи 9, пункта 1 статьи 11, статьи 18, пункта 2 статьи 19 Закона Республики Саха (Якутия) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" от 10.11.2011 № 976-3 № 837-IV (далее - Закон о Счетной палате РС (Я)), Счетная палата РС (Я) провела контрольное мероприятие в пределах своих полномочий, что заявителем по делу не оспаривается.

Как следует из материалов дела, Счетной палатой выявлено, что АУ РС(Я) «ГНК Сахафильм» в период с 01.01.2015 по 30.06.2016 неправомерно начисляло заработную плату ведущему специалисту материального стола, системному администратору, инженеру-электрйку, инженеру кинооборудования, специалисту по компьютерной графике за счет средств субсидии предоставленной АУ РС(Я) «ГНК Сахафильм» из госбюджета РС(Я) на выполнение государственного задания.

Кроме того, специалисту по кадрам, инженеру по охране труда и ПБ, главному специалисту по маркетингу, ведущему специалисту отдела маркетинга установлена некорректная профессиональная квалификационная группа и квалификационный уровень, что также привело к необоснованным затратам на оплату труда за счет субсидии.

Финансовое обеспечение государственного задания осуществляется в виде субсидии на выполнение государственного задания из государственного бюджета РС (Я) в порядке, предусмотренном статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия), а также государственными казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в ведении которых находятся государственные казенные учреждения, утвержден Постановлением Правительства РС (Я) от 13.10.2015 № 370.

Согласно части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно абзацу 3 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, которые обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Во исполнение статьи 144 ТК РФ, пунктом 2 постановления Правительства РС (Я) от 18.09.2008 № 372 (в ред. от 23.11.2015) министерствам и ведомствам поручено разработать и представить на рассмотрение Межведомственной Комиссии по определению условий оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета РС (Я).

В силу приказа Министерства культуры и духовного развития РС (Я) от 24.08.2009 № 348 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных республиканских учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития РС (Я) принято Положение об оплате труда работников государственных республиканских учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития РС (Я), Указанным Положением об оплате труда установлены оклады работников, занимающих общеотраслевые должности служащих, на основе занимаемых им должностей служащих к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих.

На основании пункта 2.2 Положения по оплате труда оклады специалистов государственных республиканских учреждений искусства, культуры и кинематографии устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 № 570 «Об утверждении квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии (для должностей, относящихся к работникам культуры).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 № 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с указанным приказом принят приказ Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2008 года № 537-ОД "Об утверждении размеров окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих", согласно которому утверждены размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам повышающих коэффициентов по квалификационным уровням по общеотраслевым должностям служащих.

Так, должности «Инспектор по кадрам, системный администратор, инженер по охране труда и противопожарной безопасности, инженер кинооборудования», согласно приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.05.2008 № 247н относятся к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня», квалификационный уровень 1.

По утвержденному штатному расписанию, указанные должности отнесены к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня, квалификационный уровень 3и 4.

Должности «ведущий специалист материального стола, ведущий специалист отдела маркетинга» согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 № 247н относятся к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня», квалификационный уровень 4.

Согласно штатному расписанию, указанные должности отнесены к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня», квалификационный уровень 4.

Должность «главный специалист по маркетингу» согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 № 247н относится к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня», квалификационный уровень 5.

Должности «инженер-электрик» и «инженер кинооборудования» приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 № 247н не предусмотрена. По штатному расписанию указанные должности отнесены к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня», квалификационный уровень 3 и 4.

Должность «специалист по компьютерной графике» приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 570 не предусмотрена. По штатному расписанию указанная должность отнесена к работникам ведущего звена.

Должность кинооператор согласно приказу Минздравсоцразвития от 31.08.2007 № 570 отнесен к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры искусства и кинематографии ведущего звена». Вместе с тем, согласно штатному расписанию АУ РС (Я) «ГНК «Сахафильм» на 2015 год, должность «кинооператор» отнесен к профессиональной квалификационной группе «Должности руководящего звена».

Должность специалиста по компьютерной графике, инженера кинооборудования не предусмотрена приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 570.

Должности ведущего специалиста материального стола, системного администратора, инженера электрика, специалиста по компьютерной графике не предусмотрены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 № 247н.

На основании Приказа Минтруда РС (Я) от 06.10.2008 № 537-О «Об утверждении размеров окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням по общеотраслевым должностям служащих профессиям рабочих» оклады работников, занимающих общеотраслевые должности служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.05.2008 № 247н. Так, размер должностного оклада общеотраслевой должности служащих третьего уровня составляет 3 709 руб. Вместе с тем, согласно утвержденному расписанию АУ РС (Я) «Сахафильм» на 2015 год, размер должностного оклада общеотраслевой должности служащих четвертого уровня составляет 4 857 руб. Также размер должностного оклада должности «кинооператор» составляет 4 989 руб. Должностной оклад должности «специалист по компьютерной графике» составляет 4 095 руб.

Счетная палата, полагает, что в нарушение положений Приказа Минтруда РС (Я) от 06.10.2008 № 537-ОД и Положения об оплате труда, в результате расчетов начисления заработной платы работникам АУ РС (Я) «ГНК «Сахафильм» в штатном расписании неверно отнесены должности к профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, при этом размер необоснованного перерасхода средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в результате завышения должностных окладов и надбавок работникам АУ РС (Я) «ГНК «Сахафильм» составил 2 243 900 руб., в том числе за 2015 год - 1 449 138,7 руб., за 2016 год - 794 827,0 руб.

Заявитель, возражая против довода Счетной палаты, указывал на следующее.

Специалист по компьютерной графике является работником ведущего звена, соответствует должностям художника, дизайнера, архитектора. Заработная плата специалиста по компьютерной графике в 2015 году не может являться обоснованным перерасходом субсидии.

Инженер - электрик соответствует должности инженер. Заработная плата инженера в 2015 году не может являться обоснованным перерасходом субсидии.

В штатном расписании, действующем с 01.07.2016, отсутствуют указанные в акте должности ведущий специалист материального стола, системный администратор, инженер - электрик, главный специалист по маркетингу, ведущий специалист отдела маркетинга, специалист по компьютерной графике. Заработная плата в 2016 году не может являться обоснованным перерасходом субсидии.

Из пояснений Счетной палаты следует, что при проверке суммы нарушения за 2016 год установлено, что при составлении приложения № 10 к акту «Расчет излишне начисленной заработной платы работникам Сахафильма в результате неверного отнесения должностей к профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням за 2016 год» по должностям «ведущий специалист материального стола» и «системный администратор» сумма нарушения рассчитана за 8 месяцев вместо 6 месяцев, в результате излишне рассчитанная сумма составит 33, 3 тыс. руб. или уточненная сумма неправомерного расхода на оплату труда за 2016 год составит 695, 4 тыс. руб.

Как установлено судом, заявитель в период с 01.01.2015 по 30.06.2016 необоснованно начислял заработные платы ведущему специалисту материального стола, системному администратору, инженеру-электрику, инженеру кинооборудования, специалисту по компьютерной графике, за счет средств субсидии предоставленной заявителю из государственного бюджета РС (Я) на выполнение государственного задания.

Кроме того специалисту по кадрам, инженеру по охране труда и ПБ, главному специалисту по маркетингу, ведущему специалисту отдела маркетинга установлена некорректная профессиональная квалификационная группа и квалификационный уровень, что также привело к необоснованным затратам на оплату труда за счет субсидии.

Обратное заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано.

В результате неправильного применения профессиональных групп и квалификационных уровней, определенных приказами Минздравсоцразвития РФ № 247н от 29.05.2008 и № 570 от 31.08.2007 заявителем излишне начислено и фактически выплачено заработной платы работникам за 2015 год на сумму 1 059 788 руб. и за 2016 год на сумму 108 627, 40 руб. Итого общая сумма излишне начисленной и фактически выплаченной заработной платы работникам составила 1 168 415, 40 руб.

Представленный Счетной палатой расчет излишне начисленной и фактически выплаченной заработной платы работникам (приложение к отзыву от 08.04.2019 № 33/09-14/530) заявителем не опровергнут, также как и сам факт нарушения, контррасчет не представлен.

В связи с тем, что заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано соблюдение положений трудового законодательства относительно применения профессиональных групп и квалификационных уровней в штатном расписании, а также фактически начисленной и фактически выплаченной заработной платы работникам за спорный период, судом не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании недействительным подпункт 5 пункта 5 представления Счетной палаты от 28.09.2018 № 01/1-08/40 в части суммы 1 075 484 руб. 60 коп. (2 243 000, 90 руб. - 1 168 415, 40 руб.). В остальной части правомерно отказал в удовлетворении требования в связи недоказанностью нарушения.

Доводы апеллянта об отсутствии анализа первичной документации отклоняются судом, поскольку, как это следует из материалов дела, расчет излишне начисленной и фактически выплаченной заработной платы работникам за 2015 год на сумму 1 059 788,4 рублей и за 2016 год на сумму 108 627,0 рублей производился на основании представленных АУ РС(Я) «ГНК Сахафильм» объединенных лицевых карточек сотрудников Учреждения. По произведенным расчетам общая сумма излишне начисленной и фактически выплаченной заработной платы работникам составила 1 168 415,4 рублей.

Суд первой инстанции согласился с представленными Счетной палатой расчетами и признал их обоснованными.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года по делу № А58-12575/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                       В.А. Сидоренко