ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»
www.4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-3798/2008
04АП-3270/2008
«11» декабря 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. В. Ткаченко, Г. В. Борголовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2008 года по делу № А58-3798/2008 по заявлению Акционерного Коммерческого Банка «Алмазэргиэнбанк» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным Решения № 5343 от 28.05.2008 г.
(суд первой инстанции судья Устинова А. Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
Акционерный Коммерческий Банк «Алмазэргиэнбанк» (далее АКБ «Алмазэргиэнбанк») обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения налогового органа № 5343 от 28.05.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
Решением суда первой инстанции от 27 августа 2008 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований АКБ «Алмазэргиэнбанк» послужил выводы суда о правильном применении налогоплательщиком ставки транспортного налога по спорным транспортным средствам из расчета 7 руб. с каждой лошадиной силы как с легкового транспортного средства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с тем, что налогоплательщик при расчете транспортного налога не правильно применил налоговую ставку, установленную для легковых автомобилей в отношении автомобиля, относящегося к категории «автобусы».
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной АКБ «Алмазэргиэнбанк» налоговой декларации по транспортному налогу за 12 месяцев 2007 г.
По результатам проверки составлен Акт № 3479 от 11.04.2008 г. согласно которому АКБ «Алмазэргиэнбанк» допущена неуплата (неполная уплата) транспортного налога за 2007 г. в размере 7360 руб. в следствии неправильного применения налогоплательщиком ставки транспортного налога по спорным транспортным средствам из расчета 7 руб. с каждой лошадиной силы как с легкового транспортного средства, в отношении автомобилей, относящихся к категории «автобусы».
На основании Акта проверки налоговым органом вынесено Решение № 5343 от 28.05.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить сумму недоимки по транспортному налогу в размере 7360 рублей.
Решение налогового органа заявитель обжаловал в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия).
Решением УФНС по Республике Саха (Якутия) от 11.08.2008 г. № 19-20/58/09276 изменен п. 2.1 Решения инспекции № 5343 от 28.05.2008 г. сумма транспортного налога в размере 7360 руб. изменена на сумму 7310 руб.
АКБ «Алмазэргиэнбанк», полагая, что Решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003г. 48-3 № 97-Ш «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» установлены ставки транспортного налога: Автомобили легковые с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно - 7 рублей, Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно - 50 рублей.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием идентификации объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) и органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы Гостехнадзора).
Представленными в материалы дела документами подтверждено, что имеющиеся на балансе АКБ «Алмазэргиэнбанк» спорные автомобили марки «УАЗ-220692» с регистрационными номерами <***>, Р 248 ВХ 14 зарегистрированы в установленном порядке в органах Государственной инспекции.
В силу п. 16 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.03 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Советом Министров - Правительством Российской Федерации с 1 июля 1993 года были введены паспорта транспортных средств (ПТС) с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (с изменениями от 07.12.1996, от 31.07.1998) паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Данным постановлением также установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:
организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года;
таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года;
подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации было предписано разработать и утвердить Положение о паспорте транспортного средства и его образец.
Согласно постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Таким образом, тип транспортного средства определяется в вышеназванном паспорте транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Госстандарта Российской Федерации от 30.06.1997 N 399/388/195 признан утратившим силу Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ N 496/192/134 от 23.06.2005) при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
Из доводов апелляционной жалобы налогового органа следует, что он не согласен с выводами суда относительно того, к какой категории следует отнести спорные транспортные средства. Инспекция указывает на то, что названные транспортные средства подлежат классификации для целей налогообложения как относящиеся к категории «Автобусы» и не могут быть отнесены к легковым автомобилям при расчете налоговой базы по транспортному налогу.
Вместе с тем, согласно представленным заявителем паспортам транспортного средства, спорные транспортные средства марки «УАЗ-220692» с регистрационными номерами <***>, Р 248 ВХ 14 отнесены к транспортным средствам категории «В» разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Согласно пункту 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным Приказом от 30.06.1997 Министерством внутренних дел Российской Федерации N 399, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации N 388 и Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 195 транспортные средства категории "C" - это автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно названному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
Таким образом, при отнесении спорных автомобилей к определенному классу транспортных средств, поименованных в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно руководствовался всей совокупностью имеющихся документов и представленных в деле доказательств и сделал правильный вывод о том, что спорные автомобили относятся к транспортным средствам категории "В" (по классификации Венской конвенции о дорожном движении) - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые).
При таких обстоятельствах следует руководствоваться сведениями о категории транспортного средства, указанными в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а при наличии противоречий в сведениях о категории транспортного средства в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел России от 27.01.2003 N 59 должна быть проведена замена регистрационных документов или сделана соответствующая отметка в паспорте транспортного средства.
Принимая во внимание, что транспортные средства согласно паспортам транспортного средства отнесены к категории «В» и зарегистрированы в органах ГИБДД, учитывая нормы международного права, АКБ «Алмазэргиэнбанк» правомерно применил ставку транспортного налога по спорным транспортным средствам, установленную для легковых автомобилей, из расчета 7 руб. с каждой лошадиной силы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2008 года по делу № А58-3798/2008, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2008 года по делу № А58-3798/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья Д. Н. Рылов
Судьи Э. В. Ткаченко
Г. В. Борголова