ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3296/2022 от 25.07.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А10-6385/2021

«01» августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Кайдаш Н.И.. Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2022 года по делу № А10-6385/2021 по иску Администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании провести работу по изменению границ государственного природного биологического заказника регионального значения «Худакский», об установлении категории земель,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***> ИНН <***>),

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Администрация муниципального образования сельское поселение «Удинское» (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее – Минприроды) с требованиями:

- об обязании провести работу по изменению границ государственного природного биологического заказника регионального значения «Худакский» путем перераспределения (исключения земельного участка с кадастровым номером 03:21:320158:345, площадью 13 600 кв. м. и земельного участка с кадастровым номером 03:21:320158:346, площадью 1 501 кв. м. и включение иных земель) без изменения площади заказника;

- земельному участку с кадастровым номером 03:21:320158:345, площадью 13 600 кв. м. и земельному участку с кадастровым номером 03:21:320158:346, площадью 1 501 кв. м. установить категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования: «ритуальная деятельность».

 Определением суда от 09 ноября 2021 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства.

Определением суда от 18 января 2022 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2022 года по делу № А10-6385/2021 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2022 года по делу № А10-6385/2021  отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что земельные участки, занятые кладбищем в улусе Баян-Гол и принадлежащие сельскому поселению на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, с кадастровыми номерами 03:21:320158:345 и 03:21:320158:346 расположены в границах зоны с реестровым номером 03:21-6.279 от 03.10.2017 на территории особо охраняемого природного объекта государственного природного биологического заказника регионального значения «Худакский». Указанные земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, что противоречит их фактическому использованию. Без исключения земельных участков из особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) невозможно изменить категорию земель и вид разрешенного использования, т.к. Положение о заказнике «Худакский» не предусматривает размещение земельных участков с категорией «земли промышленности», видом разрешенного использования «ритуальная деятельность» в пределах ООПТ.

По мнению истца, неправомерным является вывод суда первой инстанции о том, что Порядок организации ООПТ (далее – Порядок) не регламентирует обязанность Минприроды РБ по проведению комплексного экологического обследования и по подготовке проектной документации ООПТ при обращении любого заинтересованного лица с заявлением об изменении границ ООПТ. Поскольку Порядок так же не регламентирует обязанность заявителя произвести комплексное экологическое обследование и подготовить проектную документацию ООПТ при изменении границ ООПТ. Администрация считает, что Порядком однозначно установлено, что документы на изменение границ ООПТ представляются Минприроды РБ в Правительство РБ, соответственно они разрабатываются Минприроды РБ. Какие-либо иные региональные нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность заявителя произвести действия по разработке материалов и проектной документации ООПТ регионального значения для изменения границ ООПТ, отсутствуют.

Администрация указывает, что исходя из определенных законом полномочий, сельское поселение не может самостоятельно провести комплексное экологическое обследование территории регионального заказника, разработать проектную документацию регионального ООПТ, т.к. ООПТ «Худакский» является ООПТ регионального значения, то и организация и осуществление работ по изменению границ заказника производятся уполномоченным на то органом - Минприроды РБ. Кроме того, пунктом 5 Порядка организации ООПТ предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с организацией ООПТ регионального значения, осуществляется за счет ежегодно выделяемых средств республиканского бюджета; установление и исполнение расходных обязательств местного бюджета сельского поселения на проведение комплексного экологического обследования, подготовку проектной документации ООПТ для изменения границ регионального ООПТ противоречит ст. 9, ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.07.2022.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в состав муниципального образования сельское поселение «Удинское» Хоринского района Республики Бурятия входит населенный пункт – улус Баян-Гол. На территории улуса Баян-Гол Хоринского района Республики Бурятия расположено кладбище в местности «Хан-Жаргалан». Кладбище находится на двух земельных участках с кадастровыми номерами: 03:21:320158:345 и 03:21:320158:346. Земельный участок с кадастровым номером 03:21:320158:345 площадью 13600+/-1020,42 кв.м принадлежит муниципальному образованию сельское поселение «Удинское» на праве собственности, что подтверждается номером государственной регистрации права 03:21:320158:345-03/048/2018-1 от 03.10.2018. На земельный участок с кадастровым номером 03:21:320158:346 площадью 1501+/-339 кв.м. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования администрации, что подтверждается государственной регистрации права 03:21:320158:346-03/048/2021-1 от 17.03.2021, следовательно, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» муниципальная собственность на земельный участок является разграниченной.

Земельные участки с кадастровыми номерами 03:21:320158:345 и 03:21:320158:346, занятые кладбищем, относятся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства.

Земельные участки частично расположены в границах зоны с реестровым номером 03:21-6.279 от 03.10.2017 на территории особо охраняемого природного объекта – государственного природного биологического заказника регионального значения «Худакский».

Указанные сведения подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно позиции Администрации, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 утвержден Классификатор видов  разрешенного использования земельных участков, согласно которому размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения должно осуществляться на земельных участках с видом разрешенного использования «ритуальная деятельность». Истец указывает, что в соответствии с пунктом 6.3 Положения об особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) регионального значения - государственном природном биологическом заказнике «Худакский» утверждены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов на территории ООПТ, и в утвержденном перечне отсутствует вид разрешенного использования «Ритуальная деятельность».

В целях изменения категории и вида разрешенного использования земельных участков, соответствующих фактическому целевому использованию, Администрация письмом № 36 от 12.02.2020 обратилась к Минприроды с вопросом об исключении из границ заказника «Худакский» земельных участков, занятых кладбищем для последующего изменения категории и вида разрешенного использования.

В ответе (исх. № 08-06-13-И1396/20 от 28.02.2020) Минприроды, ссылаясь на Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) сообщило о невозможности уменьшения площади заказника «Худакский».

Администрацией в Минприроды направлено письмо исх. № 584 от 19.02.2021 о возможности изменения границ заказника «Худакский» путем перераспределения (исключение территории, занятой кладбищем и включение в границы заказника иных земель) без изменения площади заказника.

В ответе (исх. № 08-06-13-И1116/21 от 25.02.2021) Минприроды сообщило, что решение об изменении границ ООПТ регионального значения принимается Правительством Республики Бурятия на основании представленных Минприроды материалов по результатам комплексного экологического обследования соответствующей территории, проектной документации, при этом, инициирование изменения границ ООПТ может осуществляться любым заинтересованным лицом.

18.02.2020 Комитетом по управлению муниципальным хозяйством и имуществом Хоринского района было направлено ходатайство в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о переводе спорных земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

В письме № 04-08-33-И1440/20 от 10.03.2020 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия отказало в рассмотрении ходатайств о переводе категории земель на основании того, из приложенных к ходатайству документов не следовало, что спорные земельные участки располагаются в функциональной зоне «зона специального назначения», также в письме было указано, что земли сельскохозяйственного назначения в границах заказника «Худакский» нельзя использовать по иному назначению (для размещения кладбища), поскольку это противоречит целям создания заказника.

Как следует из искового заявления, спорное кладбище является действующим и единственным на территории улуса Баян-Гол, однако его расположение на землях сельскохозяйственного назначения свидетельствует о том, что в настоящее время погребение граждан осуществляется с нарушением земельного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Ссылаясь на невозможность самостоятельно решить вопрос по изменению категории и вида разрешенного использования земельных участков, занятых кладбищем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

 Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав.

По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей такой способ защиты права как понуждение в судебном порядке к исполнению обязанности в натуре, в предмет доказывания по данному спору входят следующие обстоятельства: наличие у ответчика обязанности, о понуждении к исполнению которой заявлен иск; реальная возможность исполнения ответчиком этой обязанности; отказ ответчика от исполнения установленной обязанности.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что, разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 03:21:320158:345, 03:21:320158:346 располагаются в границах государственного биологического заказника регионального значения «Худакский» Хоринского района Республики Бурятия, созданного на основании постановления Совета министров Бурятской АССР № 115 от 09.04.1971.

Как следует из статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1); объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (пункт 2); государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 24 данного Федерального закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

 Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (п. 3 ст. 34 Федерального закона №33-ФЗ).

Как установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.04.2003 № 113 «О продлении срока действия государственных природных биологических заказников регионального значения «Ангирский», «Худакский», утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения – государственном природном биологическом заказнике «Худакски» (далее – Положение) с установлением границ заказника в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с указанным Положением государственный природный биологический заказник «Худакский» (далее – заказник) располагается на территории Хоринского района Республики Бурятия; создан без изъятия земельных участков; создан без перевода земель в категорию земель особо охраняемых природных территорий; организован в целях сохранения (восстановления) ценных природных комплексов и (или) объектов; находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

Согласно подпункту 36 пункта 6.1 Положения на территории заказника запрещается перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий,  за исключением перевода таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов для функционирования и развития ООПТ, для государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.07.2006 № 213 утвержден Порядок организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия (далее – Порядок), регулирующий деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия по созданию новых, преобразованию существующих особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия, включающую проведение научно-исследовательских работ, установление категории и режима особой охраны и географическое обозначение ООПТ с учетом их категории.

Согласно пункту 7 Порядка исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, осуществляющий нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции и функции по предоставлению государственных услуг в сфере природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды (далее – Министерство), в ведении которого находятся ООПТ регионального значения, организует проведение научно-исследовательских работ с целью установления экологической, научной, экономической и исторической ценности ООПТ Республики Бурятия.

Разработка схемы размещения и развития ООПТ Республики Бурятия осуществляется на основании научно-исследовательских работ, организуемых Министерством, данных государственных кадастров, реестров, перечней, государственного мониторинга, лесного плана Республики Бурятия, схем территориального планирования Республики Бурятия, схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Бурятия, комплексных схем охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории по Республике Бурятия, материалов натурных исследований, государственных докладов, ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы (пункт 7.1.2 Порядка).

В соответствии с пунктом 12 Порядка создание ООПТ регионального значения осуществляется решением Правительства Республики Бурятия и по согласованию с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

 б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы,  предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

 В силу пункта 13 Порядка решение о создании ООПТ регионального значения принимается на основании представленных Министерством материалов по результатам комплексного экологического обследования соответствующей территории, проектной документации ООПТ регионального значения, включающих:

1) материалы комплексного экологического обследования;

2) проектную документацию, предусматривающую:

а) проект положения об ООПТ и его охранной зоне (при необходимости ее установления) по форме согласно приложениям №№ 1, 2 к настоящему Порядку;

 б) сведения о земельных участках или их частях, включаемых или исключаемых из границ ООПТ, с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;

в) эколого-экономическое обоснование.

 В пункте 28 Порядка указано, что изменение границ ООПТ осуществляется в случае:

- включения территорий в ООПТ при необходимости в особой охране природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях;

- исключения территории из ООПТ при включении территории в ООПТ соответствующей (превышающей) площади, имеющей особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях, исключаемой территории;

-исключения территории из ООПТ при включении территории в другую ООПТ.

Уменьшение значения площади ООПТ допускается по результатам землеустроительных работ с применением современных методов измерений без изменения фактического местоположения границ ООПТ (пункт 29 Порядка).

В соответствии с пунктом 30.1 Порядка решение об изменении границ ООПТ регионального значения принимается Правительством Республики Бурятия на основании представленных Министерством материалов по результатам комплексного экологического обследования соответствующей территории, проектной документации, предусмотренной пунктом 13 настоящего Порядка.

В силу статьи 4 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 № 1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» к полномочиям Правительства Республики Бурятия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия, в том числе относится принятие решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения, утверждении границ и определение режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории регионального значения.

Учитывая приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что вопрос об утверждении и изменении границ особо охраняемой природной территории регионального значения находится в компетенции Правительства Республики Бурятия и разрешается путем принятия соответствующего нормативно-правового акта. По смыслу норм, изложенных в пунктах 7, 13 Порядка, Минприроды осуществляет организацию научно-исследовательских работ, работ по комплексному экологическому обследованию и подготовке проектной документации ООПТ при разработке схемы размещения и развития ООПТ Республики Бурятия, а также при создании ООПТ регионального значения.

Однако нормами приведенного регионального законодательства не регламентирована обязанность Минприроды по проведению комплексного экологического обследования и подготовке проектной документации ООПТ при обращении любого заинтересованного лица с заявлением об изменении границ ООПТ.

Делая указанные выводы, суд первой инстанции отметил отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у Минприроды гражданско-правового обязательства по проведению указанных работ и подготовке соответствующей документации, как органа, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг в сфере природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции указал на отсутствие у Минприроды обязательства, возникшего на основании закона или договора, в силу которого Администрация вправе требовать от ответчика осуществить работы и подготовить документацию, указанную в пункте 13 Порядка.

Апелляционный суд, поддерживая данные выводы, отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что осуществление работы и подготовка документации, указанных в пункте 13 Порядка, является обязанностью Минприроды, поскольку это не является обязанностью Администрации.

Также апелляционный суд обращает внимание на следующее.

Согласно исковым требованиям Администрации, истец просит обязать Минприроды провести работу по изменению границ заказника путем перераспределения земельных участков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Из материалов дела не усматривается наличие, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для перераспределения земельных участков. Таким образом, заявленное требование истца об обязании ответчика произвести работы по перераспределению земельных участков, не соответствует земельному законодательству.

Довод Администрации, заявленный также в апелляционной жалобе, о том, что организация и осуществление работ по изменению границ заказника должны производиться за счет республиканского бюджета уполномоченным органом – Минприроды, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой муниципальное образование, как собственник земельных участков, несет расходы на содержание своего имущества. 

С учетом вышеизложенного, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению работ в целях изменения границ заказник.

Рассматривая требование истца о переводе земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.

Порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентирован нормами Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в частности главой 1 установлена административная процедура подачи и рассмотрения документов в целях осуществления перевода земель из одной категории в другую.

 Из положений статьи 2 указанного Федерального закона следует, что предусмотренная указанными нормами процедура имеет заявительный характер, то есть подразумевает добрую волю лица на совершение такого обращения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия письмом № 04-08-33-И1441/20 от 10.03.2020 отказало в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 03:21:320158:345, 03:21:320158:346 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца пояснил, что данный отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия заявителем в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспаривался.

Но истец обратился с иском к Минприроды с требованием об изменении категорий земельных участков с кадастровыми номерами 03:21:320158:345, 03:21:320158:346. При этом правовых оснований для предъявления такого требования к Минприроды истцом не приведено. 

Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, обращает внимание на то, что судом не установлено наличие у Минприроды Республики Бурятия полномочий на установление или изменение категорий и видов разрешенного использования земельных участков. Иного истцом не доказано.

При этом апелляционный суд полагает верным указание суда первой инстанции на то, что в рамках настоящего спора у суда не имеется правовых оснований для перевода земельных участков истца из одной категории в другую, так как судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Тем более это справедливо в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.

Также суд первой инстанции обоснованно отметил, что истец не лишен возможности обратиться за судебной защитой своего нарушенного права вследствие отказа Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в рассмотрении его ходатайства, поданного согласно статье 2 Федерального закона № 172-ФЗ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований истца, отказав Администрации в удовлетворении заявленных требований.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2022 года по делу №А10-6385/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.В. Ломако

Судьи                                                                                                           Н.И. Кайдаш

                                                                                             В.А. Сидоренко