ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-5060/2012
«25» октября 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012г., принятое по делу №А19-5060/2012 по заявлению ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Аврора», с привлечением в качестве третьего лица ФИО1, о признании незаконным использования Обществом с ограниченной ответственностью «Аврора» в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адреса: 665821, <...>, обязании представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа общества, (суд первой инстанции – Н.Г.Позднякова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – налоговый орган, инспекция, истец, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Аврора» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество, ООО «Аврора», ответчик) о признании незаконным использования ООО «Аврора» в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адреса: 665821, <...>. В качестве меры восстановления нарушенного права истец просил обязать ООО «Аврора» представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа общества, с приложением необходимых документов.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 02.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 – учредитель ООО «Аврора» (ИНН <***>, далее – третье лицо, ФИО1, учредитель).
Решением от 20 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что законом не предусмотрена возможность обращения в суд с таким требованием как признание незаконным использования определенного адреса и обязании юридического лица представить регистрирующему органу документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения организации. Налоговый орган вправе применить соответствующие меры реагирования в случае обнаружения нарушений, связанных с регистрацией юридических лиц, но только в предусмотренном законом порядке. Действующим законодательством не предусмотрен избранный заявителем способ защиты права.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2012 года отменить, исковые требования Инспекции удовлетворить в полном объеме. Полагает, что действия по использованию не соответствующего действительности адреса подлежат пресечению как нарушающие права, в том числе налогового органа на реализацию своих полномочий. При этом, исходя из норм ст. 12 ГК РФ, законодатель не чинит препятствий для применения способов защиты нарушенного права, перечисленных в указанной статье, любым лицом, чье право нарушено. Возможность налогового органа обратиться в суд в публичных интересах предусмотрена нормами ст. 53 АПК РФ.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 18.08.2012г., 22.09.2012г.
Определением от 20 сентября 2012 года рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 18 октября 2012 года на 14 часов 00 минут.
Распоряжением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 года в судебном составе произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Рылова Д.Н.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО «Аврора» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2007 за основным государственным регистрационным номером <***>. На дату создания ООО «Аврора» единственным участником и учредителем общества являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.02.2012г. (т.1 л.д.12-16).
31.10.2011 учредителем ООО «Аврора» ФИО2 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области представлено заявление по форме Р 13001 и пакет документов для государственной регистрации изменений в сведения об ООО «Аврора», связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица (т.1 л.д.18-19). В учредительные документы ООО «Аврора» внесены соответствующие изменения, согласно которым новым адресом общества является: 665821, <...>.
На основании поданного заявления и представленных для государственной регистрации документов 08.11.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 08.11.2011 № 2113850531727 (т.1 л.д.15).
В связи с изменением места нахождения ООО «Аврора» постановлено на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области.
22.11.2011 в ИФНС по г.Ангарску Иркутской области представлен пакет документов для государственной регистрации изменений (т.1 л.д.20-25), связанных с увеличением уставного капитала общества за счет внесения дополнительного вклада третьим лицом – новым участником общества ФИО1, в следующие сведения об ООО «Аврора»: об участниках-физических лицах; о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени общества; о долях в уставном капитале общества, в том числе: заявление формы Р14001 в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, согласно которому у ФИО1 возникает право на долю Общества в размере 10 000 рублей (50 %), у ФИО2 доля в уставном капитале составляет 50 % (10 000 рублей), изменились сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества: полномочия руководителя общества ФИО2 прекращены, руководителем назначен ФИО1; заявление ФИО1 от 17.11.2011 о принятии его в состав участников ООО «Аврора» и внесении вклада.
На основании принятого регистрирующим органом решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи за государственным регистрационным номером 2113801149174, 2113801149185 от 28.11.2011, 2113801153156 от 08.12.2011 (т.1 оборот л.д.15). На дату рассмотрения настоящего дела единственным учредителем общества является ФИО1.
02.11.2011 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области произведен осмотр помещения, расположенного месту государственной регистрации ООО «Аврора» (665821, <...>), о чем составлен протокол осмотра от 02.11.2011 № 12-29-260 (т.1 л.д.31). По результатам осмотра установлено, что по указанному адресу располагается нежилое трехэтажное здание, офис №110 находится на первом этаже, на момент осмотра вывеска, сотрудники ООО «Аврора» отсутствуют; со слов директора ООО Холдинг «Сибхиммонтаж» ФИО3 договор субаренды №А-12 от 28.10.2011г. находится на подписи у руководителя ООО «Аврора».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.10.2008 38 АГ № 797686 (т.1 оборот л.д.34) собственником нежилого здания, общей площадью 573,4 кв.м., расположенного по адресу: <...>, является Общество с ограниченной ответственностью «Строитель».
По договору аренды здания № АР/01-014/11 от 01.01.2011 (т.1 л.д.35), заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью «Строитель» (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Холдинг Сибхиммонтаж» (далее – ООО «Холдинг Сибхиммонтаж») (арендатор), вышеуказанный объект недвижимого имущества передан в аренду ООО «Холдинг Сибхиммонтаж».
Согласно договору субаренды нежилого помещения № А-12 от 28.10.2011 (т.1 л.д.32-33) ООО «Холдинг Сибхиммонтаж» передало ООО «Аврора» (субарендатор) во временное владение и пользование помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 23,3 кв.м. Срок действия договора по 31.12.2011 (л.д.37).
Согласно письму ООО «Холдинг «Сибхиммонтаж» от 05.12.2011, направленному по запросу инспекции, субарендатор ООО «Аврора» по вышеуказанному адресу занимало помещение с 01.11.2011 по 30.11.2011, на декабрь 2011 года в данном помещении ООО «Аврора» не находится. Арендная плата за ноябрь 2011 произведена полностью. В связи с отсутствием арендной платы за декабрь 2011 арендатор (ООО «Холдинг «Сибхиммонтаж») считает договор субаренды от 28.10.2011 № А-12 расторгнутым (т.1 л.д.36-37).
По вызову инспекции для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.12 КоАП РФ генеральный директор ООО «Аврора» ФИО1 не явился. Согласно заявлению матери ФИО1 - ФИО4 ее сын является наркозависимым, к зарегистрированным на его имя организациям ООО «Аврора», ООО «Аэлита» отношения не имеет (т.1 л.д.38-41).
Посчитав, что учредительные документы ООО «Аврора», представленные в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения о месте нахождения общества, противоречат требованиям статей 52, 54 Гражданского кодекса РФ, являются недостоверными, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о признании незаконным использования Обществом с ограниченной ответственностью «Аврора» в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адреса: 665821, <...>, обязании представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа общества.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
-подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, заявление по форме N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица";
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, не установленных указанным выше Законом, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, из материалов дела следует, что на государственную регистрацию изменений в учредительные документы обществом поданы все предусмотренные Законом документы, форма заявления о государственной регистрации регистрирующим органом проверена. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность предоставленных заявителем сведений (проводить правовую экспертизу документов) законодательством не предусмотрена. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области не установлено оснований для признания сведений о месте нахождения юридического лица недостоверными, в ЕГРЮЛ внесены соответствующие изменения от 08.11.2011 № 2113850531727.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Сведения о месте нахождения общества указываются в его учредительных документах.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Согласно статьям 52, 89 ГК РФ учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав. Внесение изменений в учредительные документы - это право юридического лица, государственная регистрация которых лиц носит заявительный характер.
Статьей 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в пункте 16 названной нормы, и заявленные налоговым органом требования, рассматриваемые в настоящем деле, в указанном перечне отсутствуют.
Следовательно, законом не предусмотрена возможность обращения в суд с таким требованием как признание незаконным использования определенного адреса и обязании юридического лица представить регистрирующему органу документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения организации.
Пунктом 5 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Закон дает определение места нахождения юридического лица и устанавливает порядок постановки на учет в налоговом органе. Однако, императивно обязанность внесения изменений в учредительные документы и совершения других действий, являющихся предметом настоящего спора, для юридического лица не установлена.
В статье 12 Гражданского кодекса РФ перечислены способы защиты гражданских прав.
Защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках полномочий, предоставленных Налоговым кодексом РФ, Законом № 129-ФЗ, имеют право принимать меры реагирования в случае выявления нарушений законодательства юридическими лицами.
Так, согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
На основании пункта 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц.
Указанная норма предусматривает административную ответственность в виде штрафа за непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Ответственность за представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Таким образом, налоговый орган вправе применить соответствующие меры реагирования в случае обнаружения нарушений, связанных с регистрацией юридических лиц, но только в предусмотренном законом порядке.
Как правильно указывает суд первой инстанции, на момент регистрации изменений сведения об адресе, указанные в учредительных документах, соответствовали сведениям, содержащимся в договоре субаренды №А-12 от 28.10.2011, и отраженным в учредительных документах Общества.
Апелляционный суд, исходя из указанных норм, поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования налогового органа о признании незаконным использования обществом адреса места нахождения, указанного в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также о понуждении общества представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения организации по следующим основаниям. Материалами дела не подтверждено наличие правовых оснований для признания незаконным использования обществом указанного адреса и обязании в судебном порядке самого общества либо его участника представить заявление для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в порядке главы 24 АПК РФ заявленное налоговым органом требование также не может быть удовлетворено, так как оспариваемые действия, о признании незаконными которых заявлено, совершены коммерческой организацией, не осуществляющей публичные полномочия.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют судебной практике (например, по делам №А19-5139/2011, А19-6901/2011).
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статьям 12, 32-35 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменение сведений в ЕГРЮЛ, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа общества, требует соблюдения определенных процедур, совершаемых учредителем общества, а заявленное налоговым органом требование адресовано обществу. Соответственно, при несовершении таких действий учредителем, решение суда не может быть исполнено, то есть будет нарушен принцип исполнимости судебных актов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012г. по делу №А19-5060/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Д.Н.Рылов
Э.В.Ткаченко