ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3354/2012 от 21.08.2012 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

22 августа 2012 года Дело № А19-9066/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Г. Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Сибири» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года по делу № А19-9066/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Сибири» (ИНН <***> ОГРН <***>) к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (ИНН <***> ОГРН <***>), Главному управлению МЧС России по Иркутской области (ИНН <***> ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2012 года № 2-13-16-179 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности,

(суд первой инстанции судья Красько Б. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованных лиц: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ресурсы Сибири» (далее Общество, ООО «Ресурсы Сибири») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области, Главному управлению МЧС России по Иркутской области (далее ГУ МЧС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2012 года № 2-13-16-179 о наложении административного взыскания за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Ресурсы Сибири» состава правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ и отсутствия нарушения норм процессуального права со стороны административного органа при привлечении Общества к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что не ясно на каких конкретно объектах ООО «Ресурсы Сибири» необходимо устранить причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения. Кроме того, в распоряжении органа государственного контроля указано провести проверку трех объектов Общества, а фактически проверено было четыре объекта ООО «Ресурсы Сибири».

Административный орган в отзывах на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили. Главное Управление МЧС России по ИО заявило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя административного органа № 28 от 28.03.2012 г. ГУ МЧС в период 11.04.2012 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Ресурсы Сибири» требований пожарной безопасности на принадлежащих Обществу объектах П 23270701, П 23270901, П 23270801, расположенных по адресу: 665776, Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка.

По результатам проверки составлен Акт № 28 от 11.04.2012 г. о допущенных Обществом нарушений, которые выразились в следующем:

- не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.д.) в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03;

- не обновлены планы эвакуации людей в случае пожара (в соответствии с ГОСТ - Р. 12.2.143-2002);

- допущено использование противопожарных расстояний между зданиями под складирование готовой продукции (около цеха № 2 по производству сэндвич-панелей);

- не выполнены и не вывешены на воротах производственных и складских помещений указатели с категорией взрывопожарной и пожарной опасности, а также с указанием класса зоны по ПУЭ;

- не заделано строительным раствором или другим негорючим материалом отверстие в перекрытии лестничной клетки в месте прохода коммуникаций, между 3-м и 4-ым этажами административного здания;

- не произведено эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц;

- не обеспечены электросветильники плафонами (колпаками), предусмотренными конструкцией светильника, в административном здании;

- не закрыты крышками открытые электрораспределительные коробки в административном здании;

- не произведен выбор типа огнетушителей в зависимости от их огнетушащей способности, а также класса пожара горючих веществ и материалов;

- не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Отсутствует журнал учёта проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- не пронумерован каждый огнетушитель, установленный на объекте, то есть, не нанесен порядковый номер белой краской на корпус огнетушителя;

- отсутствуют на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров доводчики и уплотнения в притворах в административном здании;

- не установлена противопожарная сертифицированная дверь с пределом огнестойкости EI 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнениями в притворах) в противопожарной преграде отделяющей помещения цеха № 2 по производству сэндвич - панелей от помещений административного здания.

На основании акта проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления ООО «Ресурсы Сибири» о дате времени и месте, был составлен Протокол об административном правонарушении № 2-13-16-179 от 11.04.2012 г. в отношении ООО «Ресурсы Сибири» о нарушении им пунктов 6, 16, 22, 33, 37, 41, 57, 60 ППБ 01-03, пунктов 4, 15, 16 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 6.18* СНиП 21-01-97*, пункта 5.14* табл. 2 СНиП 21-01-97* и совершении правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании протокола об административно правонарушении руководителем административного органа, с учетом надлежащего уведомления ООО «Ресурсы Сибири» о дате времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление № 2-13-16-179 от 17.04.2012 г. о привлечении ООО «Ресурсы Сибири» к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, в виде штрафа в размере 150000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании договора аренды нежилых помещений и железнодорожного пути № 26 от 01.11.2009 № 4-БРТ-2009 ООО «Ресурсы Сибири» переданы во временное возмездное пользование (аренду):

- помещение № 6, общей площадью 10,8 кв. м., расположенное на производственной базе по адресу: 665776, Иркутская область, п. Осиновка, П 23 27 08 01;

- помещения №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, общей площадью 1 477,1 кв.м., расположенные по адресу: 665776, Иркутская область, г. Братск, п. Осиновка, П 23 27 09 01;

- первый этаж здания РПБ, общей площадью 2 808,8 кв.м., расположенного по адресу: 665776, Иркутская область, г. Братск, п. Осиновка, П 23 27 07 01;

- железнодорожный путь № 26, протяженностью 111,7 м. п., расположенный по адресу: 665776, Иркутская область, г. Братск, п. Осиновка, П 23 46 00 00.

Таким образом, Общество, как владелец вышеуказанных объектов, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности как переданного ему по договору аренды земельного участка, а также находящихся на нем зданий и сооружений, явившихся предметом проверки административного органа, как следствие, является субъектом административного правонарушения и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, в вышеуказанных помещениях.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а частью 1 той же статьи - за нарушение иных требований пожарной безопасности (за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 этого Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи).

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», далее - Закон о пожарной безопасности).

В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

На основании статьи 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, предпринимателями без образования юридического лица, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее - ППБ 01-03).

Наряду с ППБ 01-03 необходимо также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности (пункт 3 ППБ 01-03).

Согласно пунктам 6, 22, 33 ППБ 01-03, на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением № 1.

Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений.

В соответствии с пунктами 37, 41 ППБ 01-03 в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Согласно пунктам 15, 16 приложения 3 ППБ 01-03 на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.

В соответствии с пунктом 6.18* СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.

Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Нарушения указанных норм права составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно пункту 57, 60 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается, в том числе, эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару.

Нарушения данных норм права составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается Обществом, на момент проверки в принадлежащих ООО «Ресурсы Сибири» помещениях П 23270701, П 23270901, П 23270801, расположенных по адресу: 665776, Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка, административным органом были установлены и зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.д.) в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03;

- не выполнены и не вывешены на воротах производственных и складских помещений указатели с категорией взрывопожарной и пожарной опасности, а также с указанием класса зоны по ПУЭ;

- не заделано строительным раствором или другим негорючим материалом отверстие в перекрытии лестничной клетки в месте прохода коммуникаций, между 3-м и 4-ым этажами административного здания;

- не произведено эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц;

- не обеспечены электросветильники плафонами (колпаками), предусмотренными конструкцией светильника, в административном здании;

- не закрыты крышками открытые электрораспределительные коробки в административном здании;

- не произведен выбор типа огнетушителей в зависимости от их огнетушащей способности, а также класса пожара горючих веществ и материалов;

- не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Отсутствует журнал учёта проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;

- не пронумерован каждый огнетушитель, установленный на объекте, то есть, не нанесен порядковый номер белой краской на корпус огнетушителя;

- отсутствуют на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров доводчики и уплотнения в притворах в административном здании;

- не установлена противопожарная сертифицированная дверь с пределом огнестойкости EI 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнениями в притворах) в противопожарной преграде отделяющей помещения цеха № 2 по производству сэндвич - панелей от помещений административного здания.

Упомянутые нарушения ООО «Ресурсы Сибири» всех выше перечисленных норм права подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении.

Следовательно, действия Общества квалифицированы административным органом верно по ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае материалами дела (Актом проверки, протоколом об административном правонарушении) подтверждается, что ООО «Ресурсы Сибири» не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а так же нарушило иные требования пожарной безопасности.

Надлежащих доказательств обратного Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ООО «Ресурсы Сибири» по частям 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества составов этих административных правонарушений.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Ресурсы Сибири» было извещено заблаговременно.

О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.

Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Мера наказания (административного штрафа) определена Обществу административным органом с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 этого Кодекса.

Суд апелляционной инстанции критически оценивает ссылку заявителя апелляционной жалобы, как на основание признания обжалуемого постановления незаконным, на то, что административный орган не указал на каких конкретно объектах ООО «Ресурсы Сибири» необходимо устранить причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения. Поскольку, названное обстоятельство не опровергает факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения по проверенным административным органом объектам ООО «Ресурсы Сибири». Кроме того, в протоколе об административном правонарушении генеральный директор ООО «Ресурсы Сибири» согласился с выявленным нарушениями, указав, что данные нарушения будут устраняться в сроки, указанные в предписании.

Несостоятельны доводы апелляционной жалобы и относительно того, что в распоряжении органа государственного контроля указано провести проверку трех объектов Общества, а фактически проверено было четыре объекта ООО «Ресурсы Сибири».

Из распоряжения руководителя административного органа № 28 от 28.03.2012 г. ГУ МЧС следует, что проверка соблюдения ООО «Ресурсы Сибири» требований пожарной безопасности должна быть проведена на принадлежащих Обществу объектах, расположенных по адресу: 665776, Иркутская область, г. Братск, ж/р Осиновка. В связи с чем, ГУ МЧС вправе, в силу своих полномочий, проверять все объекты, расположенные по адресу, указанному в распоряжении и при наличии выявленных нарушений на объекте, в независимости указан или нет данный объект в распоряжении, привлекать Общество к ответственности.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Ресурсы Сибири» события и состава вмененного Обществу административного правонарушения.

При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года по делу № А19-9066/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2012 года по делу № А19-9066/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья Д. Н. Рылов

Судьи Г. Г. Ячменёв

В. А. Сидоренко