ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-3447/2013
«10» сентября 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО1 (доверенность от 10.04.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2013 года по делу №А78-3447/2013, (суд первой инстанции – Судакова Ю.В.),
установил:
Государственное учреждение Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, учреждение, Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Министерство социальной защиты) о взыскании не принятых к зачету расходов на выплату отдельных видов государственных пособий в размере 39 139,76 рублей.
Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство о замене ответчика - Министерство социальной защиты населения Забайкальского края на правопреемника – Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2013 года по делу №А78-3447/2013 заявленные требования удовлетворены.
С Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), расположенного по адресу: 672000, <...>, в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации не принятые расходы в сумме 39 139,76 рублей на выплату отдельных видов государственных пособий, произведенный за счет средств Государственного учреждения -Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2013 года по делу №А78-3447/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу Фонд социального страхования не представил. Представитель Фонда в судебном заседании счел апелляционную жалобу необоснованной.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.08.2013.
Заявитель апелляционной жалобы - Министерство социальной защиты населения Забайкальского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Фонда в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании решения от 05.04.2012 № 4 заявителем в период с 01.01.2012г. по 31.03.2012 г. проведена проверка расходования министерством средств на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (т.1 л.д. 24).
По результатам проверки, оформленным справкой о проведенной проверке от 05.07.2012 № 4, установлено, что в нарушение Правил финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1162 (далее «Правила финансового обеспечения»), министерством осуществлено нецелевое расходование средств, полученных от заявителя, на общую сумму 46 314, 48 руб.( т.1 л. д. 18-23).
На основании справки о проведенной проверке заявителем вынесено решение от 27.07.2012 № 07/94 о непринятии расходов, произведенных уполномоченным органом на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, на сумму 46 314, 48 руб.
До принятия Фондом социального страхования решения по результатам проверки министерством частично возмещены в сумме 7 174,72 руб., что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании 39 139, 76 руб.
Не согласившись с решением Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании решения недействительным, который заявленные требования удовлетворил, руководствуясь следующим.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Закон 167-ФЗ) министерство является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 81-ФЗ в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун, другие родственники, в том числе, если мать и (или) отец лишены родительских прав, уклоняются от воспитания детей).
Согласно ч.2 и ч.3 ст. 3 Федерального закона № 81-ФЗ порядок и условия назначения выплаты перечисленных в настоящей статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В подпунктах «а» и «ж» п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития от 23.12.2009 №1012н (далее по тексту Порядок) указан перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в частности, матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящихся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, в том числе если мать и (или) отец лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Согласно подпунктам «а» и «б» п. 4 Порядка государственные пособия не назначаются гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; гражданам, лишенным родительских прав.
В соответствии с п.42 в случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц, указанных в п.39 Порядка.
Согласно п.39 и п.45 Порядка матерям, состоявшим в трудовых отношениях, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы, службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.01.2010 между государственным учреждением – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования и Министерством Социальной защиты населения Забайкальского края заключен договор № 013 о финансовом обеспечении расходов, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, связанных с выплатой в числе прочего ежемесячного пособия по уходу за ребенком, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
В соответствии с вышеуказанным договором денежные средства для выплаты пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным перечислялись заявителем министерству на лицевой счет.
Согласно п.2.1.3 договора от 19.01.2010 №013 ГУ – ЗРО ФСС имеет право осуществлять контроль за целевым расходованием министерства средств федерального бюджета, перечисленных фондом для выплаты пособия.
Пунктом 2.2.8 договора от 19.01.2010 № 013 установлено, что при нецелевом использовании средств федерального бюджета, департамент обязуется возместить отделению фонда сумму, не принятую к зачету по решению о принятии расходов.
Как следует из материалов дела, в 1 квартале 2012 года министерство излишне выплатило пособия по уходу за ребенком в сумме 46 314,48 руб., в том числе: - 39 139 76 руб. – ФИО2, поскольку она повторно получила пособие по уходу за ребенком; - 7 174, 72 – ФИО3, поскольку она получала пособие по уходу за ребенком и одновременно состояла в трудовых правоотношениях.
Выявленные факты выплаты пособий по уходу за ребенком являются нарушением ст.13 Федерального закона № 81-ФЗ и п.4 Порядка.
В соответствии с п.2.1.3. договора от 19.01.2010 № 013 министерство обязано осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий местными (территориальными) органами социальной защиты за счет средств федерального бюджета.
Решением мирового суда от 10.10.2012 по делу №2-948/2012 было взыскано в пользу Государственного казенного учреждения «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края с ФИО2 39 139,76 руб. Из указанного решения следует, что переплата сумм государственных пособий произошла по вине получателей пособий и сумма излишне выплаченного пособия в размере 39 139,76 взысканы с ФИО2
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Как следует из анализа правовых норм, установленных ст.11 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ст. 4.2 и ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, Государственное учреждение – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является страховщиком и наделено полномочиями проводить проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Сложившиеся на основании норм законодательства и договора №858 от 17.12.2009 правоотношения между истцом и ответчиком судом первой инстанции правильно квалифицированы как отношения по обязательному социальному страхованию, поскольку истец реализует свои функции страховщика, а ответчик в данном случае взял на себя исполнение определенных функций страхователя по рассмотрению заявлений неработающих граждан при наступлении страхового случая, выплате предусмотренных законодательством пособий.
Пунктом 6 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что в случае, если в установленный срок страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Из материалов дела следует, что факт излишней выплаты пособий по уходу за ребенком в сумме 39 139,76 руб. за счет средств фонда социального страхования министерством не оспаривается, соответственно в данном случае суд первой инстанции правильно исходил из того, что у Министерства возникла обязанность в силу требований норм закона и п.2.2.8 договора от 19.01.2010 № 013 произвести возврат денежных средств, неправомерно выплаченных физическому лицу.
Кроме того, взыскание с ФИО2. излишне выплаченного пособия решением мирового судьи от 10.10.2012 по делу №2-948/2012 в пользу апеллянта и отказ в удовлетворении требований в рамках настоящего спора будет свидетельствовать о том, что Министерство без установленных на то оснований фактически станет приобретателем спорной денежной суммы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2013 года по делу №А78-3447/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.О. Никифорюк
Д.Н. Рылов