ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-394/20 от 02.03.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд  улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-18551/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года  Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2020 года 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, В.А. Сидоренко,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной  Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с  ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное управление" на  решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу № А19- 18551/2019 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая  компания "Жилищное управление" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Службе  государственного жилищного надзора Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН  <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2019 № 1- 361/19 по делу об административном правонарушении, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;

от третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО  ИРКУТСК» (ОГРН <***> ИНН <***>): не было 

установил:

Заявитель, ООО "УК "ЖУ", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 1-361/19 по делу об  административном правонарушении, вынесенного 03.07.2019 Службой государственного  жилищного надзора Иркутской области в отношении ООО "УК "ЖУ" о признании его  виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о наложении  наказания (штрафа) в размере 250 000 руб. 

Решением суда первой инстанции от 30.12.2019 заявителю отказано в  удовлетворении требований. 

Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в  действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного 


частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило  апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить. 

Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени  судебного заседания извещен надлежащим образом. 

Представленным ходатайством общество просит рассмотреть дело в отсутствие его  представителя. 

Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции ошибочно пришел к  выводу о наличии в действиях общества события вменяемого правонарушения. 

Суд первой инстанции не принял во внимание истечение срока давности  привлечения к административной ответственности, а также возможность применения ст.  2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте  и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. 

Представленным отзывом на апелляционную жалобу административный орган  просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени  судебного заседания извещен надлежащим образом. 

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте  судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте  арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2020. 

Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле,  надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является  препятствием для рассмотрения дела по существу. 

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в  порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив  обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее,  изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном  виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, пришел к следующим выводам. 

Диспозиция ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с  нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 13.19.2 настоящего Кодекса. 

Субъектами ответственности выступают лица обладающие лицензией на  управление многоквартирными домами. 

Согласно материалам дела ООО "УК "ЖУ" имеет лицензию № 000128 от 29 апреля  2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами и является управляющей организацией многоквартирных  домов в г. Ангарске по следующим адресам: квартал 80: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>; квартал 84: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,  <...>, <...>; квартал 88: <...>, д. 15. 

В силу указанного общество признается субъектом ответственности за  правонарушение предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 


Объектом посягательства являются правоотношения связанные с управлением  многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. 

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении лицензионных  требований по управлению многоквартирными домами. 

В силу подпункта 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от  04.05.2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская  деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014г. № 1110  утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по  управлению многоквартирными домами. 

В соответствии с пунктом 3 названного Положения к лицензионным требованиям  относятся, в том числе, следующие требования: соблюдение требований,  предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;  исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом,  предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено,  что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет  ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание  всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание  общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать  требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской  Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. 

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по  договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация)  по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов  управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного  кооператива или органов управления иного специализированного потребительского  кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и  (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и  выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком  доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и  пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на  достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. 

В соответствии с подпунктами «д», «ж» пункта 4 Правил осуществления  деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 15.05.2013г. № 416, управление многоквартирным домом  обеспечивается выполнением стандартов, в число которых входит организация и  осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества  в многоквартирном доме, коммунальные услуги; начисление обязательных платежей и  взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в  многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации; заключение договоров на техническое  обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных  на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и  комфортности проживания в этом доме. 

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за  коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату обращение с твердыми  коммунальными отходами. 

В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ  "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления",  отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу 


отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской  Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с  твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения  между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской  Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными  отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми  коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской  Федерации, но не позднее 1 января 2019 года. 

Условия и порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с  твердыми коммунальными отходами установлены разделом XV(1) Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 06.05.2011 № 354. 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 148(4) Правил, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, условия предоставления  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами  собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от  выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре  управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в  многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с  управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством  Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за  исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148(11) названных Правил. 

При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в  указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с  твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени  благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении  такой коммунальной услуги. 

Из указанного следует, что именно управляющая компания обязана предоставить  собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу по обращению  с твердыми коммунальными отходами. 

Пунктом 148(7) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от  06.05.2011 № 354, установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению  с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией,  товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта  148(5) названных Правил, посредством заключения с региональным оператором по  обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами  потребителям. 

Из указанного следует, что поскольку управляющая компания обязана  предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу  по обращению с твердыми коммунальными отходами, то она обязана заключить с  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях  обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми  коммунальными отходами потребителям. 

В силу пункта 148(8) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от  06.05.2011 № 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным  законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным  домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми  коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением 


случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) названных Правил, с  даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в  многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения  договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией,  выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса,  но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание  услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей  организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными  отходами. 

Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по  обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора  управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или  гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения  договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,  заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с  твердыми коммунальными отходами 

Из указанного следует, что управляющая компания приступает к предоставлению  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям  в многоквартирном доме, с даты, указанной в решении общего собрания собственников  помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты  заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала  вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с  твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8(1) Правил обращения с твердыми  коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от  12.11.2016 № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом  I(1) названных Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в  жилых помещениях в многоквартирных домах - с лицом, осуществляющим управление  многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской  Федерации. 

Из указанного следует, что по общему правилу, именно управляющая компания  обязана обеспечить предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми  коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, путем заключения с  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не ранее даты  начала вывоза твердых коммунальных отходов по такому договору. 

Как установил административный орган, общество на дату составления акта  проверки 06.05.2019 договор на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами, с региональным оператором по обращению с твердыми  коммунальными отходами не заключило, в то время как вывоз твердых бытовых отходов  оператором осуществлялся. 

Учитывая, что в Иркутской области все условия для заключения такого договора  были созданы (утвержден региональный оператор и соответствующий тариф), не  заключение обществом указанного договора с региональным оператором до начала  вывоза твердых коммунальных отходов, свидетельствует о нарушении обществом  условий предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме ( по  названным адресам) коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными  отходами потребителям в многоквартирном доме, что в свою очередь свидетельствует о  нарушении обществом лицензионных требований к осуществлению деятельности по  управлению многоквартирными домами. 


Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в  многоквартирном доме приняли решение о заключении прямого договора на оказание  услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором  по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд апелляционной инстанции  оценивает критически, поскольку материалами дела подтверждается, что были приняты  решения о заключении таких договоров собственниками помещений в многоквартирном  доме с ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК». 

Более того, право на заключение собственниками помещений в многоквартирном  доме договора с уполномоченным региональным оператором введена Федеральным  законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ вступившим в действие с 03.04.2018 года. 

Между тем доказательств принятия собственниками помещений в  многоквартирном доме решений о заключении договоров с региональными операторами  после указанной даты в дело не представлено. 

То обстоятельство, что отдельные собственники вносили плату за оказание  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям  в многоквартирном доме, непосредственно региональному оператору, не свидетельствует  о том, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли соответствующие  решение в установленном порядке на общем собрании собственников помещений. 

Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда  первой инстанции, что указанные обстоятельства в полной мере свидетельствуют о  наличии в действиях общества события и объективной стороны вменяемого ему  правонарушения. 

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная ответственность  (ч.1). 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами  субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но  данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2). 

Как следует из материалов дела, общество в силу своего правого статуса не  приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то  время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность. 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии  в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ч. 2 ст.14.1.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности  судом не установлено. 

Размер санкции определен обществу в минимальном размере с учетом требований  ч. 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Общество привлечено 03.07.2019 к административной ответственности в пределах  срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и составляющего 2 месяца, с даты установления правонарушения актом  проверки от 06.05.2019. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что правонарушение обществом совершено  01.01.2019, крайний срок заключения данных договоров установленный законом, суд  апелляционной инстанции отклоняет, как основанный на неправильном толковании  закона, поскольку данный срок установлен для определения момента возникновения 


обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми  коммунальными отходами. 

Как было указано ранее, в силу пункта 148(8) Правил, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, управляющая организация,  выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации  порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям  в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" -  "е" пункта 148(11) названных Правил, с даты, указанной в решении общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации,  или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с  управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам  проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных  отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными  отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по  обращению с твердыми коммунальными отходами. 

С учетом указанного, управляющая компания приступает к предоставлению  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям  в многоквартирном доме с даты заключения договора с управляющей организацией, но не  ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг  по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей  организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными  отходами. 

Как установил суд первой инстанции, на момент проверки региональный оператор  по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществлял вывоз коммунальных  отходов по указанным адресам, в отсутствие договора с управляющей компанией, что  указывает о том, что вменяемое нарушение лицензионных условий со стороны  управляющей компанией приобрело длящийся характер. 

Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении  сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня  обнаружения административного правонарушения (ч. 2). 

Учитывая, что днем обнаружения правонарушения является 06.05.2019 оснований  говорить о пропуске срока привлечения общества к административной ответственности,  нет. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что региональный оператор не обращался к  обществу за заключением указанного соглашения, суд апелляционной инстанции  отклоняет, поскольку обязанность заключения договора с региональным оператором по  обращению с твердыми коммунальными отходами лежит, в том числе и на управляющей  компании, при том, что именно управляющая компания обязана обеспечить  предоставление коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного дома  по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и  правильно установил фактические обстоятельства. 

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно  применил нормы материального и процессуального права. 

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению,  поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой  инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность  оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции. 

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции  в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской 


Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их  взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в  удовлетворении требований. 

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют  законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы. 

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от «30» декабря 2019 года по делу   № А19-18551/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную  силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной  инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную  силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции,  полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение. 

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов 

Судьи  В.А. Сидоренко 

Е.О. Никифорюк