ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4025/20 от 29.09.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-6526/2020
«02» октября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Ломако Н.В., 

судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Трофимовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда  Иркутской области от 22 июля 2020 года по делу № А19-6526/2020 по заявлению  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН  <***>) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению  Иркутского районного муниципального образования "Малоголоустненский детский сад"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 11000 руб. финансовых санкций за  непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2  Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за  отчетные периоды – 2017 г., 2018 г., 

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) обратилось в  Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному дошкольному 


образовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования  "Малоголоустненский детский сад" о взыскании 11000 руб. финансовых санкций за  непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2  Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за  отчетные периоды – 2017г., 2018г. 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2020 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской  области от 22 июля 2020 года по делу № А19-6526/2020 отменить, принять новый  судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

По мнению Управления, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения  индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах,  утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь  имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных  санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность  была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем  представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ в отношении новых застрахованных лиц,  а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение  общества к ответственности является обоснованным. 

В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной  жалобы не поступал. 

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены  надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте  судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте  апелляционного суда в сети «Интернет» 15.08.2020. 

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили,  извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1  статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие  надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле. 

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе  проведенной Пенсионным фондом проверки правильности заполнения, полноты порядка 


и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального  (персонифицированного) учета за отчетные периоды 2017г., 2018г. установлено, что  ответчиком в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) сведения о  застрахованных лицах за проверяемые периоды представлены несвоевременно. 

По факту нарушения законодательства об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования  Управлением составлен акт от 09.10.2019 № 048S18190025206. 

В установленный срок требование Пенсионного фонда не исполнено, штраф  ответчиком не уплачен. 

В связи с неуплатой штрафа заявитель обратился в суд за его взысканием.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в суд  апелляционной инстанции. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы  апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм  материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. 

Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и  правовые позиции. 

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по  обязательному пенсионному страхованию. 

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный  срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о  застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. 


Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователи  представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их  регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных  бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других  документов по учету кадров. 

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно  не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если  иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом  работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры  гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые  взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2)  фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого  на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения  договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии  с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату  увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение  отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на  вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации  начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на  соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения,  необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9)  суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом  системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой  деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося  субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11)  документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение  страховой пенсии по старости. 

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно  не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если  иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом  работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры  гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые 


взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2)  фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого  на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения  договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии  с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату  увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение  отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на  вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации  начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на  соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения,  необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9)  суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом  системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой  деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося  субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11)  документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение  страховой пенсии по старости. 

 В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения  предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится  территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве  страхователя. 

Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов  Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью  представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным  законом, в том числе по их учетным данным. Индивидуальные сведения представляются  страхователями в письменной или электронной форме. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  первоначально учреждением в орган Пенсионного фонда по телекоммуникационным  каналам связи сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ (исходная) за отчетные  периоды 2017, 2018 представлены своевременно. 18.09.2019 г. учреждением в орган  Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения о  застрахованных лицах по форме СЗВ (дополняющая) за отчетные периоды 2017, 2018 на  15 застрахованных лиц. 


08.11.2019 Управлением вынесено решение № 048S19190025756 о привлечении  ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от  01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 11000 руб. 

Статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление  страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или)  недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего  Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в  размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

Вместе с тем «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном  лицевом счете застрахованного лица» СЗВ-КОРР за отчетные периоды 2017, 2018 г.г.  представлены учреждением в отношении 15 застрахованных лиц. 

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, размер штрафа  пенсионным фондом определен не верно. 

По мнению Пенсионного органа, предоставление страхователем исправленных  сведений не в срок не освобождает страхователя от ответственности. 

Указанная позиция Пенсионного фонда правомерно отклонена судом первой  инстанции. 

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от  01.02.2016 «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее –  Постановление № 83п) при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно  заполняется тип формы (код): «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая  страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая  форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о  застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма,  подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за  указанный отчетный период. 

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и  уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с  соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. 

 Согласно пункту 39 Инструкции № 766н страхователь вправе при выявлении  ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении  застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом  Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в  территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные 


(исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором  эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. 

При этом пунктом 39 Инструкции № 766н не запрещается представлять  дополняющие формы СЗВ-СТАЖ, в том числе с отражением в них сведений в отношении  иных застрахованных лиц. 

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, учреждение реализовало  свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный  период, самостоятельно откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд  дополнительных сведений за этот отчетный период до составления акта, следовательно,  основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3  статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют, в связи  с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных  требований. 

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит  оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в  полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и  обоснованность принятого по делу судебного акта. 

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для  отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной  жалобы. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2020 года по делу №  А19-6526/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского  округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи  Е.О. Никифорюк

 Е.В. Желтоухов