ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4086/07 от 27.09.2007 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Чита Дело № А19-8994/07-35

04АП-4086/2007

«2» октября 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2007 года

Полный текст постановления изготовлен 2 октября 2007 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, Э. П. Доржиева,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2007 года по делу № А19-8994/07-35 по заявлению Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления № 47-07 от 14.04.2007 г. о привлечении к административной ответственности.

(суд первой инстанции судья Дмитриенко Е. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 01.03.2007 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 – заместитель начальника правового отдела, представитель по доверенности от 02.07.2007 г.

установил:

Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами» (далее ОАО «Южное управление ЖКХ») обратилось в суд с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее Административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления № 47-07 от 14.04.2007 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 26 июля 2007 г. в удовлетворении требований заявителя отказано.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о наличии в действиях ОАО «Южное управление ЖКХ» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку заявителем нарушены правила и нормы содержания и ремонта жилых домов.

Не согласившись с решением суда первой инстанции ОАО «Южное управление ЖКХ» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, поскольку в действиях общества отсутствует вина в совершенном правонарушении.

Представитель заявителя в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала в полном объеме, указав, что ОАО «Южное управление ЖКХ» не является лицом, которое может быть привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, с учетом законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержала в полном объеме доводы, изложенные в отзыве.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

На основании распоряжения руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области № 72-01-62р от 02.03.2007 г. должностными лицами Административного органа была проведена плановая проверка деятельности ОАО «Южное управление ЖКХ» по контролю использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Южное управление ЖКХ» допущены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений

По результатам проверки составлен Акт проверки № 4А-14-10 от 28.03.2007 г.

На основании Акта проверки, должностным лицом Административного органа в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, с участием представителя лица привлеченного к ответственности 28.03.2007 г. составлен Протокол об административном правонарушении № 4ПР-14-10 в отношении ОАО «Южное управление ЖКХ».

Согласно Протоколу об административном правонарушении ОАО «Южное управление ЖКХ» нарушило Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ № 170 от 17.09.2003 г., чем совершило правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.

На основании Протокола об административном правонарушении № 4ПР-14-10 от 28.03.2007 г. руководителем Административного органа, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ, ОАО «Южное управление ЖКХ» 04.04.2007 г. привлечено к административной ответственности по ст. 7.22. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ОАО «Южное управление ЖКХ» являясь спе­циализированной организацией, осуществляет содержание жилого фон­да, переданного ему в управление, по его техническо­му обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

Исходя из анализа представленных в материалы дела документов: договор поруче­ния на заключение договоров поставки коммунальных услуг, договоров на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, договор об оказании услуг по техниче­скому обслуживанию и содержанию многоквартирных домов и придомовых территорий ОАО «Южное управление ЖКХ» является управляющей организацией ответственной за содержание обслуживаемых ей жилых домов.

В соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фон­да», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. № 170, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.

Пунктом 1.8 указанных Правил, управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации, а так­же все виды работ с нанимателями и арендаторами.

В нарушение названных норм права ОАО «Южное управление ЖКХ» нарушило правила и нормы содержания и ремонта обслуживаемых им жилых домов, что подтверждается Актом проверки № 4А-14-10 от 28.03.2007 г., Протоколом об административном правонарушении № 4ПР-14-10 от 28.03.2007 г. и материалами административного производства, то есть совершило правонарушение предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя о том, что ОАО «Южное управление ЖКХ» не является лицом, которое может быть привлечено к ответственности за вмененное ему правонарушение.

Согласно представленным в суд документам, в целях реализации Постановления мэра г. Иркутска № 031-06-900/6 от 09.06.2006 г. «Об учреждении открытых акционерных обществ», ОАО «Южное управление ЖКХ» заключён договор поручения № 1 от 01.02.2007 г. с комитетом по управлению Октябрьским округом г. Иркутска.

Учитывая, что орган местного самоуправления - муниципальное образование «Город Иркутск» является учредителем, как ОАО «Южное управление ЖКХ», так и муниципальных унитарных пред­приятий РЭУ, ранее отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, определил их схему взаимоотношений на основе, заключаемых между ними дого­воров, разделив функции заказчика и подрядчика.

При этом функции заказчика выполняет ОАО «Южное управление ЖКХ», которое должно обеспечивать содержание и эксплуатацию внутридомовых систем, а также общедомового имуще­ства, обеспечивать подготовку многоквартирных домов к эксплуатации в зимних ус­ловиях, санитарного содержания придомовой территории до момента реализации решения собственников жилых помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом в порядке, установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации.

Договорами, заключаемыми с собственниками жилых (нежилых) помещений в мно­гоквартирных домах (по которым реализованы решения собственников жилых поме­щений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным до­мом в порядке, установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации), преду­смотрено, что общество обязуется исполнять определенные действия за вознаграждение (заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущест­ва в многоквартирном доме, представление и отстаивание интересов собственника в бес­перебойном предоставлении ему коммунальных услуг установленного качества, осущест­вление иной деятельности, направленной на достижение указанных целей), в целях обес­печения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обес­печение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта его общего иму­щества, инженерных систем и оборудования мест общего пользования и придомовой тер­ритории, надлежащей эксплуатации общего имущества многоквартирного дома

В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собствен­ник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, ес­ли данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квар­тире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 2.2.3, 3.1 договора ОАО «Южное управление ЖКХ» обязано организовать рабо­ты по оказанию услуг (выполнению работ) по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному обслуживанию жилищного фонда, инженерной инфра­структуры и придомовых территорий надлежащего качества и в соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. № 170, Методическими пособиями по содержанию и ремонту жи­лищного фонда (МДК 2-04.2004, утверждённые Госстроем РФ) санитарными нормами и пра­вилами, нормами противопожарной и иной безопасности. За выполнение поручения исполнителю преду­смотрено вознаграждение в размере 11 % от стоимости услуг по содержанию и ремонту мно­гоквартирных домов.

Таким образом, ОАО «Южное управление ЖКХ», в соответствии с названным договором поручения, а так же договоров поручения, заключенных с собственниками помещений многоквартирных жилых домов обязуется совершать действия по содержанию и ремонту об­щего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содер­жанию и ремонту общего имущества, то есть несет ответственность за содержание жилых домов, жилых помещений и за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.

Не обоснованы доводы заявителя и об отсутствии в его действиях вины в совершенном правонарушении, так как его вина как лица, ответственного за со­держание жилищного фонда, выразившееся в невыполнении правил содержания и ремонта жилых домов, в полном объеме доказана представленными в суд материалами административного производства. Поскольку у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2007 года по делу № А19-8994/07-35 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2007 года по делу № А19-8994/07-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья Д. Н. Рылов

Судьи Е. В. Желтоухов

Э. П. Доржиев