ЧЕТВЁРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"
www.4aas.arbitr.ru; E-mail: apelsud@mail.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-5327/08-14
-04АП-4089/2008
20 января 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20января 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2008 года по делу № А19-5327/08-14,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Кальмеера»
к 1. Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений;
2. Администрации Иркутской области
о признании решения недействительным,
(судья Ушакова О.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился
от ответчиков: представители не явились,
установил:
заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Кальмеера» (далее по тексту – общество) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о:
- признании незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.2008г. № 23-3398/1к в части отказа по заявлениям:
1) от 21.03.2008г. № 147 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>
2) от 21.03.2008г. № 148 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>;
3) от 26.03.2008г. № 75 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>;
4) от 21.03.2008г. № 148 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>;
- признании незаконным бездействие Администрации Иркутской области по вышеназванным заявлениям о выборе и предварительном согласовании мест расположения объектов недвижимости, выразившееся в не направлении обращений о выборе земельных участков, не принятии в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решений о предварительном согласовании мест размещения объектов и не направление в указанные сроки, установленные в Постановлении Администрации Иркутской области от 29.12.2006г. № 263-ПА «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства;
-обязать Агентство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя;
- обязать Администрацию Иркутской области устранить нарушения прав заявителя путем направления обращений о проведении процедур выбора земельных участков, истребовании актов выбора и принятии решений о предварительном согласовании размещения объектов по указанным заявлениям.
Судом первой инстанции произведена замена Администрации Иркутской области на Правительство Иркутской области в соответствии со ст. 48 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 27 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд.
Дело рассматривается по правилам статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, участвующие в деле, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Представитель Правительства Иркутской области ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Агентство имущественных отношений Иркутской области с заявлениями о выборе земельных участков на правах аренды и предварительном согласовании места расположения объектов – офисных зданий по предполагаемым адресам: <...> ФИО1, ФИО2.
18 апреля 2008 года общество получило письмо от 11 апреля 2008 года за № 23-3398/1к от Агентства имущественных отношений Иркутской области, согласно которому испрашиваемые земельные участки обременены правами третьих лиц:
- по ул. ФИО1, ул. ФИО2 попадают на границу зоны застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения городского транспорта;
- по ул. Лапина и пер. Гершевича попадают в зону застройки многоэтажными жилыми домами, кроме того, данная территория примыкает к памятникам архитектуры.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что письмом от 11 апреля 2008 года № 233398/1к нарушены права и законные интересы общества в рассмотрении его заявлений о выборе земельных участков путем предварительного согласования мест расположения объектов, поскольку фактически отказано в их рассмотрении. Нарушены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства».
Рассматривая дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о законности и обосновании решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частями 5, 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса;
5) подписание договора аренды земельного участка и его государственная регистрация (в случае необходимости) при передаче земельного участка в аренду, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
По мнению суда апелляционной инстанции, прохождение всех без исключения стадий этого процесса в четкой последовательности, предусмотренной законом, имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае заявитель не приобретает прав на земельный участок или может лишиться их.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Согласно частям 1,2,5,6,7,9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Таким образом, в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен и достаточно подробно описан порядок действий уполномоченных органов по выбору земельного участка для строительства.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях. Являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006г. № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ (в данном случае администрация Иркутской области) рассмотрения заявления о выборе земельного участка в установленном законом порядке и в установленные сроки.
Субъект Российской Федерации – Иркутская область, используя свои полномочия, в сфере регулирования земельных отношений, распределения обязанностей (полномочия) по обеспечению порядка по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», возложило часть полномочий на Агентство имущественных отношений Иркутской области.
Согласно пункту 1 Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31 декабря 2007 года № 312-па (л.д.27 т.3) (далее по тексту – Положение об Агентстве), Агентство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области.
Пунктом 24 Положения об Агентстве предусмотрено осуществление всех необходимых действий, связанных с распоряжением земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством.
Таким образом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Иркутской области, в смысле статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, является правительство Иркутской области и Агентство имущественных отношений Иркутской области.
Из содержания статей 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что субъектом Российской Федерации могут быть урегулированы не урегулированные на федеральном уровне земельные отношения.
Постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.2006г. № 263-па утверждено Положение «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», из пунктов 17, 33 которого следует, что в данном случае принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (за исключением индивидуального жилищного строительства) лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства без проведения торгов, подают в администрацию Иркутской области через Департамент заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пунктам 33-35 Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает в администрацию Иркутской области через Департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Администрация в течение трех дней с момента получения заявления о выборе земельного участка направляется обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования «Город Иркутск», который в течение тридцати дней с момента получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования «Город Иркутск» проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Администрация Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, или об отказе в размещении объекта, в течение десяти дней со дня получения акта о выборе земельного участка.
Таким образом, данное Положение «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства» устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства, в том числе порядок предоставления документов и их перечень к заявлениям, подаваемым юридическими и физическими лицами, и обязательно для исполнения лицами, обращающимися с заявлениями в порядке статей 30,31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Законом Иркутской области от 18.05.1996г. № 33-оз «Об организации и деятельности Администрации Иркутской области», Администрация Иркутской области является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Иркутской области, возглавляемая Губернатором.
В соответствии с Уставом Иркутской области администрация состоит из губернатора – главы администрации области, первого заместителя главы администрации области, заместителей главы администрации области, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области.
Таким образом, из приведенных выше норм права, суд апелляционной инстанции считает, что орган исполнительной власти субъекта (в данном случае Правительство Иркутской области) обязан рассмотреть заявления о выборе земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о выражении оспариваемым письмом решения органа местного самоуправления об отказе в размещении объектов для строительства – офисных зданий правильными. Администрация Иркутской области не предприняла каких-либо действий в рамках процедуры предоставления испрашиваемых земельных участков и предварительного согласования места размещения объектов, не приняла решение о предварительном согласовании места размещения объектов.
Таким образом, Правительство Иркутской области и Агентство имущественных отношений нарушили права и законные интересы общества письмом от 11.04.2008г., поскольку не рассмотрели по существу в рамках процедуры предъявленные заявления об испрашиваемых земельных участках. Следовательно, бездействие органов исполнительной власти Иркутской области имеет место.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые письмо от 11 апреля 2008 года № 23-3398/1к в части отказа по заявлениям о выборе земельных участков и бездействие органов исполнительной власти Иркутской области не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закону Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области».
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, и по мнению суда апелляционной инстанции не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями частью 1 статьи 268, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2008 года по делу № А19-5327/08-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья Г.В. Борголова
Судьи Т.О. Лешукова
Э.В. Ткаченко.