ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А10-5752/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 декабря 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» ФИО1 (доверенность от 12.01.2021 года), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ФИО2 (доверенность от 11.01.2021) (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2021 года по делу № А10-5752/2020,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, оформленного уведомлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 13.11.2020 года №КУВД-001/2020-9029677 по основанию того, что ООО «Агромелиоратор» не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ); признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, оформленного уведомлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 13.11.2020 года №КУВД-001/2020-9029677 по основанию пересечения с границами муниципальных образований СП «Тарбагатайское», СП «Куйтунское», СП «Большоекуналейское», СП «Шалутское» Тарбагатайского района (п. 43 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ); признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, оформленного уведомлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 13.11.2020 года №КУВД-001/2020-9029677 по основанию не соответствия формы и (или) содержание документа представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской федерации (п. 43 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ); обязании Управление Росреестра по Республике Бурятия устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены; государственный регистратор ФИО3, Администрация Тарбагатайского района Республики Бурятия, кадастровый инженер ФИО4, Республиканское агентство лесного хозяйства, Администрация муниципального образования сельского поселения «Тарбагатайское», Администрация муниципального образования сельского поселения «Куйтунское», Администрация муниципального образования сельского поселения «Большекуналейское», Администрация муниципального образования сельского поселения «Шалутское», глава КФХ ФИО5
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2021 года по делу № А10-5752/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия обратились с апелляционными жалобами.
ООО «Агромелиоратор» в апелляционной жалобе полагает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что в состав межевого плана необоснованно включены земли третьих лиц и которые отображены в деле по вычислению площадей ГУ СП «Сосновоборский» как земли людей, не определившихся с земельными паями и земли работников социальной сферы. При этом указанные земли находятся в муниципальной собственности (земли запаса) и их местонахождение согласовано с правообладателем указанных земель, т.е. Администрацией МО «Тарбагатайский район», путем подписания Акта согласования границ земельных участков, в соответствии с ст. 39 ФЗ «О кадастровой деятельности». Полагает, что отказ государственного регистратора по указанному основанию нарушает право ООО «Агромелиоратор» и Администрации МО «Тарбагатайский район» на согласование местоположения границ смежных земельных участков, находящихся у них в собственности. Факт отсутствия в составе уточняемого земельного участка указанных земель запаса подтвержден Актом согласования местоположения границ земельного участка с Администрацией МО «Тарбагатайский район».
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия полагает, что в связи с тем, что в сведениях ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований СП «Тарбагатайское», СП «Куйтунское», СП «Большекуналейское», СП «Шалутское» Тарбагатайского района реестровые ошибки отсутствуют, в границах земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 не могут находиться земли лесного фонда, пункты 1 и 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации при принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете применены Управлением законно и обоснованно.
ООО «Агромелиоратор» в отзыве с доводами апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия не согласилось.
Глава КФХ ФИО5 в отзыве доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Республике Бурятия поддержал.
Администрация Тарбагатайского района Республики Бурятия и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в отзывах с доводами апелляционной жалобы ООО «Агромелиоратор» не согласились.
Определением суда от 24.08.2021 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 50 минут 14 сентября 2021 года.
В судебном заседании 14.09.2021 объявлен перерыв до 09 час. 10 мин. 17.09.2021, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Определением суда от 17.09.2021 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 40 минут 02 ноября 2021 года.
Определением суда от 22.10.2021 года время судебного заседания изменено на 10 часов 00 минут 23 ноября 2021 года.
В судебном заседании 23.11.2021 объявлен перерыв до 11 час. 40 мин. 30.11.2021, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 30.07.2021, 06.08.2021, 25.08.2021, 15.09.2021, 18.09.2021, 23.10.2021, 24.11.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение апелляционных жалоб начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в очередном отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 №7, определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2021 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Ломако Н.В.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Государственный регистратор ФИО3, Администрация Тарбагатайского района Республики Бурятия, кадастровый инженер ФИО4, Республиканское агентство лесного хозяйства, Администрация МО сельского поселения «Тарбагатайское», Администрация МО сельского поселения «Куйтунское», Администрация МО сельского поселения «Большекуналейское», Администрация МО сельского поселения «Шалутское», глава КФХ ФИО5 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Тарбагатайский, с. Пестерево, площадью 81 058 600 кв.м., с категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения», и видом разрешенного использования – «для сельскохозяйственного использования», осуществлена 22.09.2006 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:1.
С 07.09.2007 по 26.05.2014 в ЕГРН содержались сведения о зарегистрированном праве федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:125.
С 26.05.2014 по 04.0.2020 в ЕГРН содержались сведения о зарегистрированном праве собственности на земельный участок за ОАО «Сосновоборский». Основанием для регистрации права послужили: Приказ Минобороны РФ «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Сосновоборский» Министерства обороны российской Федерации № 832 от 07.08.2009.
С 04.03.2020 по 26.03.2020 в ЕГРН содержались сведения о зарегистрированном праве собственности на земельный участок за ФИО1 Основанием для государственной регистрации права послужил: договор купли-продажи от 13.01.2020 № 43817 и решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2017 № А78- 2415/2014.
С 26.03.2020 по настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности на земельный участок за ООО «Агромелиоратор». Основанием для государственной регистрации права послужил договор купли-продажи земельного участка от 11.03.2020.
Местоположение границ спорного земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
20.07.2020 с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, в орган регистрации прав ООО «Агромелиоратор» представлено заявление с приложенным к нему межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО4
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных заявителем документов государственным регистратором прав выявлены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктами 7, 20, 27, 43 части 1 статьи 26 закона № 218-ФЗ, а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации; границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости; границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости; лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).
В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, послуживших основанием для приостановления в соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ, управлением 13.11.2020 принято решение об отказе в государственном кадастровом учете.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росреестра от 30.50.2016 № П/263, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав, государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению Единого государственного реестра недвижимости.
Деятельность Управления по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) и другими нормативными актами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Законом N 218-ФЗ (часть 1 статьи 1).
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218- ФЗ).
Таким образом, в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых, среди прочего, отнесено местоположение объекта недвижимости.
На основании части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ, статьями 39 и 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В статьях 18, 21 Закона № 218-ФЗ определены требования к заявлению о государственной регистрации прав и прилагаемым к нему документов.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
В части 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ определено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане согласно части 2 статьи 22 Закона № 218-ФЗ указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, а также пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития от 8 декабря 2015 года № 921 (далее - Требование № 921).
Согласно части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Требований № 921 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1 » раздела «Исходные данные» (абзац 1).
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории (абзац 2).
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет (абзац 3).
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются (абзац 4).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:125 образован путем раздела земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:19:000000:1.
Обращаясь в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, Общество представило межевой план (флеш-накопитель л.д. 105, т.5).
В межевом плане содержится документ, подтверждающий право Военного совхоза № 21 на исходный земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:1 - постановление Администрации Тарбагатайского района от 27.12.1995 № 280, на основании которого выдан Государственный акт № 92.
Однако, как правильно установлено судом, указанные документы не содержат сведений о местоположении границ земельного участка.
Таким образом, заявителю в рассматриваемом случае необходимо было обосновать местоположение границ земельного участка сведениями о границах, существовавших 15 и более лет, в том числе с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности.
Наличие таких документов или сведений в заключении кадастрового инженера Управлением в ходе правовой экспертизы заявления Общества не установлено.
Как следует из материалов дела, к межевому плану приложено дело по вычислению площадей контуров угодий землепользования ГУСП «Сосновоборский» Тарбагатайского района Республики Бурятия 1999 г.
Согласно указанному документу (л.д. 37, т. 2) территория ГУСП «Сосновоборский» общей площадью 9580,3 га состоит из земель крестьянских хозяйств площадью 58,5 га, земель запаса, в том числе работников социальной сферы площадью 274,1 га, земли подлежащие перераспределению 3405,3 га, из них: в коллективно-долевую собственность 2891 га, людей, не определившихся с паями 514,3, земли общего пользования 5243,1 га, участки постороннего пользования 599,3 га.
Указанные территории выделены определенными цветами на плане земель ГУСП «Сосновоборский» (л.д. 134-135, 147, т.3).
Исходный земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:1 был предоставлен Военному совхозу № 21 на основании постановления Администрации Тарбагатайского района от 27.12.1995 № 280 (л.д. 131, т.3).
В соответствии с указанным постановлением Военному совхозу № 21 предоставлены в пользование земли площадью 8248 га, и в аренду сроком на 5 лет земли из земель 275 га и из невостребованных земельных долей (паев) общей площадью 446 га.
Кроме того, в составе межевого плана имеется постановление Администрации Тарбагатайского района от 01.04.2004 № 133 «Об изъятии земель», согласно которому земли, ранее предоставленные военному совхозу № 21 в аренду, изъяты по добровольному отказ ГУСП «Сосновоборский» (л.д. 132, т.3).
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в составе земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 не могут находиться земли социальной сферы площадью 275 га и земли невостребованных земельных долей (паев) общей площадью 446 га.
Вместе с тем при сопоставлении схемы расположения земельного участка межевого плана и плана земель ГУСП «Сосновоборский» выявлено, что в границы земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 вошли земли, которые были предоставлены Военному совхозу № 21 в пользование по договору аренды и, следовательно, ООО «Агромелиоратор» не передавались.
К аналогичному выводу суд пришел и при сопоставлении схемы расположения земельного участка межевого плана, плана земель ГУСП «Сосновоборский» и схемы земельного участка, подготовленной специалистом ФИО6, представленной в заключении № 82-ЗКИ от 01.03.2021 (л.д. 38, т.4).
В этой связи, учитывая, что представленный органу кадастрового учета межевой план земельного участка был подготовлен с нарушением положений Требований № 921 и содержал в себе неподтвержденные сведения, вывод Росреестра о том, что местоположение границ земельного участка определено в межевом плане в отсутствие законных оснований и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства, судом правильно признан обоснованным.
Довод общества о том, что границы земельного участка определены кадастровым инженером на основании первичных правоустанавливающих документов в том числе: дела по вычислению площадей контуров угодий землепользования ГУСП «Сосновоборский», схемы переопределения земель колхоза «Дружба» судом обоснованно отклонен с приведением соответствующих мотивов.
Правоустанавливающим документом в рассматриваемом случае является постановление Администрации Тарбагатайского района от 27.12.1995 № 280, правоудостоверяющим - Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 92.
При этом, дело по вычислению площадей контуров угодий землепользования ГУСП «Сосновоборский», схема переопределения земель колхоза «Дружба» не являются правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами.
Границы земельного участка в соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218 -ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек границ земельного участка.
Судом установлено, что ни один из приведенных заявителем документов не содержит сведений о координатах характерных точек границ исходного земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:1, и соответственно, земельного участка 03:19:000000:125.
Из анализа приложенных к межевому плану документов следует, что в соответствии с постановлением № 74, изданным в апреле 1994 года, из колхоза «Дружба» выделено самостоятельное хозяйство ОКХ «Нива» с закреплением земельных угодий за хозяйством площадью 8744 га. В соответствии с постановлением от 27.12.1995 № 280 все закрепленные земли за ОКХ «Нива» изъяты и переданы, в том числе, Военному совхозу № 21 в пользование 8248 га, также переданы в аренду Военному совхозу № 21 земли из запаса площадью 721 га.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что схема переопределения земель колхоза «Дружба» не может отражать распределение земель ОКХ «Нива» и Военного совхоза № 21 и в этой связи указанная схема не определяет границы уточняемого земельного участка. Доводы заявителя об обратном несостоятельны.
Довод заявителя о том, что в ходе подготовки межевого плана установлено ошибочное нанесение местоположения земель работников социальной сферы 275 га, а также невостребованных земельных долей площадью 446 га на план земель ГУСП «Сосновоборский» ничем не подтвержден. Действительность документов в отношении ГУСП «Сосновоборский» не оспорена.
Доводы заявителя о том, что участники общедолевой собственности ОКХ «Нива» являются предыдущими собственниками земельного участка, не имеют существенного значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку заявителем не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие факт приобретения обществом земель запаса площадью 721 га.
Другим основанием для отказа в кадастровом учете уточнения границ земельного участка № 03:19:000000:125 послужило то обстоятельство, что уточняемый участок пересекает границы нескольких муниципальных образований (пункт 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
Заявитель с указанным выводом Управления Росреестра по Республике Бурятия не согласен.
В соответствии с пунктом 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка.
Согласно пункту 3 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Государственный регистратор по результатам пространственного анализа пришел к выводу, что граница уточняемого земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 пересекает границы муниципальных образований СП «Тарбагатайское», СП «Куналейское», СП «Большекуналейское», СП «Шалутское» Тарбагатайского района.
В соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В указанном случае Управлением Росреестра по Республике Бурятия не доказана законность отказа в государственном кадастровом учете земельного участка по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Государственный кадастровый учет земельного участка 03:19:000000:1, из которого был образован земельный участок 03:19:000000:125 был осуществлен 17.08.2004.
Право собственности на земельный участок 03:19:000000:125, образованный путем раздела земельного участка 03:19:000000:1 было зарегистрировано 22.09.2006.
Глава I.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет правила формования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Глава I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений», вступила в силу 24 октября 2008 года, в том числе и статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая запрет на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования и (или) населенного пункта.
При этом гражданским законодательством в качестве общего правила предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с этим, положения пункта 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ применяются в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет после вступления в силу главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.03.2020 на спорный участок, сведения о нем внесены в государственный кадастр 22.09.2006.
Границы муниципальных образований СП «Тарбагатайское», СП «Куйтунское», СП «Большекуналейское», СП «Шалутское» Тарбагатайского района внесены в Единый государственный реестр недвижимости в период с 07.12.2012 по 10.12.2012 на основании Закона Республики Бурятия от 31.12.2004 № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия».
Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.09.2014 № Д23и-3091 также разъяснено, что глава I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141 -ФЗ, вступила в силу 22 октября 2008 г., в том числе и статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая запрет на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования и (или) населенного пункта. При этом гражданским законодательством в качестве общего правила предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.03.2013 № ОГ-Д23-1058 разъяснено, что если земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», при проведении процедуры уточнения местоположения границ такого земельного участка положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются. При этом, в случае образования земельного участка, в том числе многоконтурного, должны соблюдаться положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось основания, предусмотренного пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ для приостановления и в последующем для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка 03:19:000000:125 в связи с проведением уточнения местоположения границ земельных участков, поскольку сведения о нем как ранее учтенном содержались в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, основанием для отказа в кадастровом учете земельного участка явилось пересечение границ уточняемого земельного участка с землями лесного фонда.
Как следует из материалов дела, в рамках правовой экспертизы Управлением направлен запрос в Республиканской агентство лесного хозяйства о наличии пересечении с лесным фондом. Согласно поступившему ответу уточняемый земельный участок 03:19:000000:125 имеет пересечения с землями лесного фонда.
В силу части 2 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно части 3 статьи 60.2 указанного закона, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:125 поставлен на кадастровый учет до 01.01.2016, а земельный участок, относящийся к лесному фонду на кадастровый учет не поставлен и границы его не определены, суд приходит к выводу, что отказ в государственном кадастровом учете местоположения границ земельного участка по указанному основанию неправомерен и противоречит пункту 1 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ.
Довод Управления Росреестра по Республики Бурятия о том, что в качестве основания для приостановления и отказа в государственном кадастровом учете не учитывалось обстоятельство пересечения границ уточняемого земельного участка и земель лесного фонда судом обоснованно отклонен, поскольку из фактического содержания и буквального толкования оспариваемого уведомления следует, что указанное явилось дополнительным основанием для отказа в государственном кадастровом учете.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, выводы о неправомерности отказа Управления по основаниям пересечения границ земельного участка с границами муниципальных образований и землями лесного фонда не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа в целом, учитывая, что Общество в нарушение требований, предусмотренных частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, при обращении в Управление представил документы, оформленные с нарушением установленного порядка и недостаточные для осуществления действий по изменению площади и местоположения границ объекта недвижимости.
Неправомерный отказ по указанным основаниям не привел к нарушению прав Заявителя, так как Управление Росреестра по Республике Бурятия правомерно на основании пунктов 1, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ отказало в осуществлении государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2021 года по делу № А10-5752/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи В.А. Сидоренко
Н.В. Ломако