ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4300/2022 от 26.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А10-958/2022

«29» сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  29 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Сидоренко В. А., Басаева Д. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июля 2022 года по делу №А10-958/2022 по заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным и отмене представления,

при участии в судебном заседании:

от Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия»: ФИО1- представитель по доверенности от 10.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,

установил:

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» (далее по тексту – заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее по тексту – ответчик, УФК по РБ, казначейство) с заявлением о признании  недействительным и отмене представления от 29.11.2021 №02-12-34/22-3639 в части первого пункта.

Решением Республики Бурятия от 15 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 29.11.2021 №02-12-34/22-3639 в части первого пункта, как несоответствующее действующему законодательству. Суд обязал Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано 3 000 рублей – судебных расходов по уплате государственной пошлины с Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, казначейство обжаловало его в апелляционном порядке.

Как следует из апелляционной жалобы, Республиканская программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 - 2043 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 № 77, действует по 2043 год, следовательно, средства должны быть возвращены до окончания действия Республиканской программы. В ходе проверки установлено, что при проведении капитальных ремонтов общего имущества МКД суммы уплаченных собственниками взносов недостаточно для проведения капитального ремонта, в связи с чем, оплата работ, услуг выполнена за счет взносов собственников в других МКД. При этом на момент окончания реализации региональной программы по 7 МКД сумма задолженности в размере 28 445 142,54 руб. не может быть возвращена.

В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором фонд с выводами суда первой инстанции согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.08.2022.

Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

 Представитель фонда в судебном заседании, возражая относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УФК по РБ в соответствии с приказом от 08.09.2021 №415 и на основании пункта 26 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, пункта 13 Плана контрольных мероприятий УФК по РБ в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 13.09.2021 по 19.10.2021 в отношении НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РБ» проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, проверяемый период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 19.10.2021, которым, в частности, установлены следующие нарушения:

в нарушение части 4 статьи 179, части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РБ» в 2019-2020 годах осуществлен капитальный ремонт общего имущества в 7 многоквартирных домах путем заимствования средств в общей сумме 28 445 142 рубля 54 копейки, полученных от собственников помещений в других многоквартирных домах, срок возврата которых превышает период действия Республиканской программы №77.

 В акте проверки от 19.10.2021, выборочной проверкой установлено 7 случаев заимствования в 2019-2020 годах средств, полученных заявителем от собственников помещений в одних МКД, на проведение капитального ремонта общего имущества других МКД с превышением предельного срока возврата этих средств. Указаны следующие дома  по адресам: <...>, <...>, пгт. Селенгинск, мкр. Березовый, <...>, пгт. Каменск, мкр. Молодежный, д. 11, пгт. Каменск, пер. Почтовый, д. 8, <...>.

В указанных домах фонд капитального ремонта, сформированный собственниками помещений путем уплаты взносов на капитальный ремонт, за период действия Республиканской программы №77 (30 лет), составит 57 951 101 рубль 16 копеек исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Республики Бурятия.

Минимальные размеры взносов утверждаются соответствующими Постановлениями Правительства Республики Бурятия.

Работы по капитальному ремонту в указанных домах выполнены на общую сумму 86 396 240 рублей 82 копейки.

Казначейство пришло к выводу, что на 28 445 142 рубля 54 копейки стоимость ремонта превышает возможные поступления взносов собственников указанных домов, следовательно, срок возврата заимствованных средств превышает период действия Республиканской программы №77.

29 ноября 2021 года УФК по РБ выдано НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РБ» представление №02-12-34/22-3639 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, пунктом 1 которого на Фонд возложена обязанность в срок до 01.07.2022 принять меры по устранению причин и условий нарушения, отраженного в пункте 1 Представления, в том числе провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации в части использования средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, на возвратной основе.

В пункте 1 Представления от 29.11.2021 №02-12-34/22-3639 указано, что в нарушение части 4 статьи 179, части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РБ» в 2019-2020 годах осуществлен капитальный ремонт общего имущества в 7 многоквартирных домах путем заимствования средств в общей сумме 28 445 142 рубля 54 копейки, полученных от собственников помещений в других многоквартирных домах,  срок возврата которых превышает период действия Республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 – 2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 №77 (далее по тексту – Республиканская программа №77).

Фонд, посчитав предписание от 29.11.2021 №02-12-34/22-3639 УФК по РБ незаконным, нарушающим права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания представления недействительным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

На основании пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703 Федеральное  казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

 Согласно пункту 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092, указанные Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее по тексту – региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, во исполнение статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Как следует из пункта 70 указанных Правил, при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

 Казначейство при вынесении оспариваемого представления действовало в рамках предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

 В пункте 10.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 №10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, по своему буквальному смыслу, не обязывает регионального оператора получать согласие на распоряжение средствами фонда капитального ремонта у собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих его на счете, счетах этого регионального оператора, - иное не соответствовало бы экономическим принципам, лежащим в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями.

Вместе в тем, как следует из ее положений, региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 указанного кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.

 Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

В части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных  домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Статьей 11 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 № 53-V «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия» установлено, что республиканская программа формируется уполномоченным органом и утверждается Правительством Республики Бурятия в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

В целях реализации республиканской программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации республиканской программы в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется.

Как установлено судом первой инстанции, в целях реализации статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия утверждена Республиканская программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 - 2043 годы» Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 № 77.

Краткосрочный план реализации республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период 2017-2019 годы (период реализации 2017-2020 годы), на период 2020-2022 годы (период реализации 2020-2023 годы) утверждены Приказами Министерства строительства и модернизации Жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, соответственно, от 08.08.2018 №06-ПР55/18 и от 08.05.2019 №06-ПР88/19.

 В указанный план со сроком завершения ремонта в 2019, 2020 годах входят, в том числе, 7 домов,  по адресам: <...>, <...>, пгт. Селенгинск, мкр. Березовый, <...>, пгт. Каменск, мкр. Молодежный, д. 11, пгт. Каменск, пер. Почтовый, д. 8, <...>.

Капитальный ремонт 7 многоквартирных домов осуществлен за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого из взносов на капитальный ремонт собственников многоквартирных домов.

Фонд исполняет функции, возложенные на него учредителем в лице субъекта Российской Федерации, и является исполнителем краткосрочного плана реализации региональной программы, который формируется и утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение в краткосрочный план реализации региональной программы многоквартирных домов, объемы финансирования такого плана осуществляется за счет средств взносов собственников помещений или бюджетной поддержки, входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из акта выездной проверки следует, что по спорным многоквартирным домам суммарный объем взносов, аккумулируемый на счете регионального оператора (фонда) за период действия Республиканской программы №77 (за 30 лет) составит 57 951 101 рубль 16 копеек, а работы по капитальному ремонту выполнены на 86 396 240 рублей 82 копейки путем заимствования недостающих средств с других многоквартирных домов.

С учетом вышеприведенного правового регулирования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем не нарушены требования закона при проведении капитального ремонта спорных многоквартирных домов путем заимствования средств фонда капитального ремонта с других многоквартирных домов.

При этом доводы казначейства о том, что в период действия Региональной программы (30 лет) невозможно будет возвратить заимствованные средства исходя из минимальных размеров взносов на капитальный ремонт, правомерно отклонены судом, поскольку расчет казначейства предполагаемый.

Фонд в соответствии законом не лишен возможности использовать сформированные средства за счет вносимых взносов собственниками на капитальный ремонт, в том числе путем заимствования.

Приводя аналогичные доводы в апелляционной жалобе, заявитель жалобы также документально не обосновал, почему на момент окончания реализации региональной программы сумма задолженности в размере 28 445 142,54 руб. не может быть возвращена.

Таким образом, оспариваемое представление в части первого пункта возлагает на заявителя устранение причин и условий в части использования заимствованных средств из взносов на капитальный ремонт одних многоквартирных домов за счет других в отсутствие нормативного регулирования таких полномочий в связи, с чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение  Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июля 2022 года по делу №А10-958/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.В. Ломако

Судьи                                                                                                           В.А.Сидоренко       

                                                                                                          Д.В.Басаев