Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-3016/2021
«06» октября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей, Антоновой О.А., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года по делу №А19-3016/2021 по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003, <...>) к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 664000 ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ РАЙОН) о расторжении договора аренды, об обязании возвратить лесной участок,
(суд первой инстанции – Е.С. Пенюшов),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о расторжении договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, об обязании возвратить лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области иск удовлетворен в части.
Суд обязал ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 возвратить МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199, в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Взыскана с ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.
В обосновании суд указал, что спорный договор заключен в нарушение требований о режиме особой охраны и использования Заказника, поэтому является ничтожной сделкой. В связи с этим оснований для расторжения договора не имеется, а лесной участок подлежит возврату министерству.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2021 года по делу №А19-3016/2021 отменить. Принять новый судебный акт об оставлении искового заявления, Министерства лесного комплекса Иркутской области к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о расторжении договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, об обязании возвратить лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199 без рассмотрения.
Полагает, что Арбитражный суд Иркутской области, установив непредставление Министерством доказательств принятия мер по урегулирования спора с Ответчиком обязан был оставить Исковое заявление без рассмотрения. Кроме того, министерством был допущен ряд нарушений при подаче искового заявления, в том числе, не представлены доказательства, подтверждающие право министра лесного комплекса Иркутской области на подписание искового заявления, к Исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие направление Ответчику, копии искового заявления и приложенных к нему документов, к Исковому заявлению не приложена выписка из ЕГРЮЛ и/или ЕГРИП в отношении Истца и Ответчика.
Считает, что Истцом требование о признании Договора недействительным в ходе рассмотрения дела № А19-1316/2021 заявлено не было, а суд неправомерно вышел за пределы заявленных требований и требование о возврате участка Истца было рассмотрено и удовлетворено судом первой инстанции уже не в качестве последствий расторжения договора, а в качестве применения преледствий признания ничтожности сделки.
Суд первой инстанции, уклонившись от вынесения на обсуждение сторон вопроса о применении последствий недействительности Договора не создал условий для установления всех фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, и лишил Ответчика возможности реализации принадлежащих ему прав и обязанностей по доказыванию своих доводов.
Не разрешив вопрос об обязанности Министерства лесного комплекса Иркутской области возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 исполнения полученного по Договору Арбитражный суд Иркутской области незаконно ограничил право Ответчика на восстановление своих прав в том же объеме, что и у Истца, то есть применил одностороннюю реституцию, что недопустимо.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 07.09.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании протокола № 2 результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 14.06.2017 между МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключен договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, в соответствии с условиями которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное владение и пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий следующие характеристики: площадь: 2,7427 га, местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Качугский район», Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, выделы 24ч, 39ч, кадастровый номер 38:08:111201:199. Лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (пункт 4 договора).
Лесной участок передан в пользование арендатора на основании акта приема-передачи от 03.07.2017.
Срок действия договора от 03.07.2017 № 91-167/17 установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет (пункт 24 договора).
Договор аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 24.07.2017 за номером государственной регистрации 38:08:111201:199-38/001/2017-1.
Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 № 606 «Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения» на управление охотничье промысловое хозяйство возложена обязанность по созданию Заказника «Магданский», без изъятия лесов из государственного лесного фонда и с изъятием территории из охотугодий Ленского коопзверопромхоза (22 тыс. га), спортивного хозяйства облохотобщества «Ахинское» (1,3 тыс. га), спортивного хозяйства Всероссийского военно-охотничьего общества «Магданское» (12,0 тыс. га) и спортивного хозяйства Восточно-Сибирского филиала СО АН СССР «Илгинское» (39 тыс. га) сроком на 10 лет (до 30.11.1983 г.) на территории Качугского и Эхирит-Булагатского районов, площадью 74,3 тыс. га. Установлены границы Заказника и утвержден его режим.
Заказник образован в целях сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на его территории, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ. Основными задачами является поддержание целостности естественных сообществ, сохранение, воспроизводство и восстановление ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях, а также редких и исчезающих видов диких животных.
Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 16.10.1983 № 531 «О продлении сроков действия государственных охотничьих заказников» срок действия заказника «Магданский» продлен на 10 лет.
Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 17.06.1982 № 305 «Об утверждении Положений о государственных охотничьих заказниках областного значения», утверждено новое Положение о заказнике «Магданский», на управление охотничье-промыслового хозяйства при облисполкоме возложена обязанность по исполнению Положения, принятию мер к улучшению природоохранной деятельности на территории заказника.
Постановлением Главы администрации Иркутской области от 19.08.1998 № 91-пг «О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения» изменены границы и уменьшена площадь заказника с 74,3 тыс. га до 52,154 тыс.га. Территория Заказника включает в себя только территорию Качугского района.
Постановлением Главы администрации Иркутской области от 12.11.1998 № 159-пг «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 19.09.1998 № 91-пг» изменены границы и увеличена площадь заказника «Магданский» с 52,154 тыс. га до 77, 828 тыс. га.
Приложением № 3 к Постановление Главы администрации Иркутской области от 19.08.1998 № 91-пг «О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения» в редакции Постановления Главы администрации Иркутской области от 12.11.1998 № 159-пг «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 19.09.1998 № 91-пг» определено, что территория заказника «Магданский» Качугского района расположена в следующих границах: Качугский лесхоз, Верхоленское лесничество, кварталы №№ 495-497, 498-503 (1/2 часть), 525-537, 538-541 (1/2 часть), 553-572, 583-585 (1/2 часть), 586-587, 596-624, 649-653, 675-678, 388, 389, 416-423, 452-459, 486-492, 521-525, общая площадь – 778 228 га.
Постановлением главы администрации области 20.05.2003 № 73-пг «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» заказник «Магданский» признан постоянно действующим, в существующих границах и режимом охраны определенным Положением о нем.
Постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп «О государственных заказниках Иркутской области» заказнику «Магданский» присвоен статус государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем.
Постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп» утверждены границы заказника «Магданский»; описание границ, каталог координат и карта государственного природного заказника регионального значения «Магданский» приведены в с приложении № 10 к постановлению Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области» утверждено новое Положение о Заказнике «Магданский», на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области возложена обязанность по исполнению Положения, принятию мер к улучшению природоохранной деятельности на территории Заказника.
Согласно пункту 3 Положения о Заказнике «Магданский» государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Магданский» (далее - Заказник) расположен в границах кадастровых кварталов 38:08:111201 (в том числе участки 38:08:111201:55, 38:08:111201:77, 38:08:111201:91, 38:08:111201:92, 38:08:111201:102, 38:08:111201:129), 38:08:000000 (участки 38:08:000000:106, 38:08:000000:153, 38:08:000000:160), на землях лесного и водного фондов.
Согласно пункту 14 Положения о Заказнике «Магданский» на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе:
- сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;
- осуществление действий, ведущих к беспокойству объектов животного мира;
- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для хозяйственно-бытового водоснабжения, разведка и добыча подземных вод, используемых для целей технического водоснабжения;
- осуществление любых видов рыболовства, за исключением рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, а также нахождение с орудиями и (или) продукцией добычи (вылова) водных биологических ресурсов, за исключением случаев осуществления рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях;
- движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог, за исключением механических транспортных средств, используемых при проведении мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, тушении и профилактике лесных пожаров на территории Заказника, предупреждении и ликвидации иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- строительство промышленных, жилых и иных объектов, если это не связано с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника;
- размещение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
- устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, разведение костров, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне специально определенных и обозначенных информационными знаками мест, нанесение надписей и знаков на природных объектах.
На территории Заказника действуют ограничения на отдельные виды деятельности, в том числе посещение Заказника в целях, не связанных с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, осуществляется с 1 января по 24 апреля, с 21 июня по 30 августа и с 1 ноября по 31 декабря (пункт 15 Положения о Заказнике «Магданский»).
Поскольку лесной участок, расположенный в квартале № 492 Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, переданный в пользование ИП ФИО1 на основании договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 отнесен к защитным лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях - на территории Заказника «Магданский», в отношении которого действует режим особой охраны и использования заказника, истец полагает, что данные обстоятельства являются существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и в силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации имеются основания для расторжения указанного договора.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 и об обязании возвратить лесной участок.
Решением Арбитражного суда Иркутской области иск удовлетворен частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление истца следовало оставить без рассмотрения, отклоняются апелляционным судом, поскольку согласно материалам дела исковое заявление было направлено ответчику (список почтовых отправлений – т.1 л.д.48-50), к исковому заявлению приложены необходимые документы, с которыми предприниматель имел, в том числе, возможность ознакомиться, о чем им заявлялось ходатайство (т.1 л.д.52). Кроме того, апелляционный суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о ничтожности договора, отсутствии в связи с этим оснований для его расторжения, следовательно, соблюдение досудебного порядка расторжения договора в рассматриваемом случае для суда первой инстанции не имело существенного значения. Апелляционный суд также исходит из того, что соблюдение досудебного порядка урегулирования спора должно быть направлено на реальное достижения сторонами конфликта урегулирования спора, а из итогов рассмотрения дела и доводов апелляционной жалобы следует, что достижение такого урегулирования невозможно.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Проанализировав условия договора от 03.07.2017 № 91-167/17 от 03.07.2017 № 91-167/17, суд первой инстанции правильно посчитал, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка. Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Исследовав условия договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, суд первой инстанции также правильно посчитал, что сторонами согласованы существенные условия, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, и с учетом факта регистрации договора в установленном законом порядке на основании правил статьи 432 ГК РФ договор является заключенным. Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 03.07.2017.
В силу статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). В частности, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.
Согласно положениям статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (части 1, 2, 3 статьи 41 ЛК РФ).
Часть 1 статьи 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 112 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьей 6 Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 05.03.2014 № 107-пп "Об образовании государственного природного заказника "Лебединые озера (Окунайский)", постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп "Об утверждении Положений о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области" принято Постановление Правительства Иркутской области от 18.10.2017 № 668-пп "Об установлении зон с особыми условиями использования территорий государственных природных заказников регионального значения Иркутской области".
По пункту 3 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.09.2007 № 10084) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
Согласно части 4 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области» утверждено новое Положение о Заказнике «Магданский», согласно пункту 14 указанного Положения на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе:
- сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;
- осуществление действий, ведущих к беспокойству объектов животного мира;
- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для хозяйственно-бытового водоснабжения, разведка и добыча подземных вод, используемых для целей технического водоснабжения;
- осуществление любых видов рыболовства, за исключением рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, а также нахождение с орудиями и (или) продукцией добычи (вылова) водных биологических ресурсов, за исключением случаев осуществления рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях;
- движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог, за исключением механических транспортных средств, используемых при проведении мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, тушении и профилактике лесных пожаров на территории Заказника, предупреждении и ликвидации иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- строительство промышленных, жилых и иных объектов, если это не связано с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника;
- размещение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
- устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, разведение костров, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне специально определенных и обозначенных информационными знаками мест, нанесение надписей и знаков на природных объектах.
На территории Заказника действуют ограничения на отдельные виды деятельности, в том числе посещение Заказника в целях, не связанных с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, осуществляется с 1 января по 24 апреля, с 21 июня по 30 августа и с 1 ноября по 31 декабря (пункт 15 Положения о Заказнике «Магданский»).
С учетом указанного регулирования суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на территории Заказника «Магданский» в соответствии с правовым режимом особой охраны, установленным в отношении данного Заказника, какая-либо деятельность граждан, в том числе и рекреационная, ограничена на основании Положения о Заказнике.
Как правильно установлено судом первой инстанции, на дату заключения договора аренды от 03.07.2017 № 91-167/17, границы особо охраняемой природной территории – Заказника «Магданский» установлены постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп в редакции постановления Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-ПП, а постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области» утверждено Положение о Заказнике с установлением режима особой охраны и использования Заказника.
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, при заключении договора сторонами нарушены требования статей 112 ЛК РФ, статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" и постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области», договор заключен в нарушение требований о режиме особой охраны и использования Заказника, определенного Положением о Заказнике, в том числе прямо установленного запрета на осуществление какой-либо деятельности, ведущей к беспокойству объектов животного мира.
В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
С учетом установленных обстоятельств и имеющегося правового регулирования суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при заключении договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 истцом и ответчиком нарушен законодательно установленный запрет на передачу в аренду лесов, относящихся к особо охраняемой природной территории, в отношении которой установлен режим особой охраны и использования, ограничена любая деятельность, ведущая к беспокойству объектов животного мира, поэтому договор аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 является недействительной (ничтожной) сделкой как посягающей на публичные интересы в области охраны окружающей природной среды, не порождающей правовых последствий для сторон с момента ее совершения в силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ, на основании требований статей 112 ЛК РФ, статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" и постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области», что, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения исковых требований Министерства о расторжении названного договора.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относятся признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно пункту 4 статьи 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки (реституцию) по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, а также в иных предусмотренных законом случаях (пункт 4 статьи 166 ГК РФ).
По смыслу статей 56 ГПК РФ, 65 АПК РФ при решении вопроса о применении по своей инициативе последствий недействительности ничтожной сделки суду следует вынести указанный вопрос на обсуждение сторон.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что при расторжении договора истец просил обязать ответчика возвратить лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199, в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. Таким образом, при применении последствий недействительности ничтожной сделки в рамках настоящего иска в виде понуждения возвратить лесной участок, следует исходить из того, что такое требование фактически предъявлено истцом в рамках рассматриваемого иска. При рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования.
При таких обстоятельствах, установив факт недействительности (ничтожности) договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, на основании пункта 4 статьи 166 ГК РФ, пункта 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, суд первой инстанции правильно посчитал необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, обязать ответчика возвратить Министерству лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199, в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не разрешил вопрос о возврате ответчику денежных средств, уплаченных по договору, отклоняются апелляционным судом, поскольку по общему правилу как при расторжении договора, так и при признании сделки недействительной пользование имуществом должно быть оплачено (п.82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При наличии особых обстоятельств ответчик вправе защищать свои права, предъявив самостоятельный иск.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года по делу № А19-3016/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи О.П.Антонова
Н.А.Корзова