ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4337/19 от 10.09.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-6727/2019 

«11» сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2019 года. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Козинцевой М.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации муниципального образования «Аларский район» Иркутской области на  решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года по делу № А19- 6727/2019 (суд первой инстанции – Позднякова Н.Г.), 

установил:

Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1  (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, ФИО1)  обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации  муниципального образования «Аларский район» Иркутской области (ОГРН  <***>, ИНН <***>, далее - администрация) о признании недействительным  постановления от 24.12.2018 № 901-п о предварительном согласовании предоставления 


земельного участка Гайфутдинову Дмитрию Ильдаровичу. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного  требования относительно предмета спора, привлечен Глава крестьянского фермерского  хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН  <***>). 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года по делу №  А19-6727/2019 заявленные требования удовлетворены. 

Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит  отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. 

В частности, учитывая исполнение уполномоченным органом обязанностей,  предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при  предварительном согласовании предоставления земельного участка ИП ГКФХ  ФИО2, в том числе в части опубликования в печатном органе и размещения  на официальном сайте и официальном сайте уполномоченного органа извещения,  соблюдения сроков при принятии решения о предварительном согласовании  предоставления земельного участка, а также то, что истец - ИП ГКФХ ФИО1, проживающая и осуществляющая свою деятельность на территории  муниципального образования «Егоровск» Аларского района Иркутской области - могла  ознакомиться с данным извещением и направить заявление о намерении участвовать в  аукционе, но своим правом не воспользовалась, заявитель жалобы полагает, что права  заинтересованных лиц нарушены не были и постановление администрации  муниципального образования «Аларский район» от 24.12.2018 г. № 901-п «О  предварительном согласовании предоставления земельного участка» (из земель  сельскохозяйственного назначения с местоположением: Иркутская область, Аларский  район, 2,8 км на юго-запад от д. Егоровская, падь «Мухирилога», с разрешенным  использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и его деятельности,  площадью 2 023 982 кв.м.) было принято на законных основаниях. 

Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе  размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 16.08.2019.  Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле,  извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не  обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, 


участвующих в деле. 

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу,  проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального  права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального  образования «Аларский район» Иркутской области от 24.12.2018 № 901-п «О  предварительном согласовании предоставления земельного участка» предварительно  согласовано главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения площадью 2 023 982 м2 с местоположением: Иркутская область, Аларский  район, 2,8 км на юго-запад от д. Егоровская, падь «Мухирилога», с разрешенным  использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и его деятельности;  утверждена схема размещения расположения земельного участка на кадастровом плане  территории. 

Не согласившись с постановлением от 24.12.2018 № 901-п, глава крестьянского  фермерского хозяйства ФИО1 обратилась в суд с заявлением. 

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также  доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и  возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в  отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе  правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм  материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии  оснований для удовлетворения заявленных требований. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц,  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых  ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания  соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному 


нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых  действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий),  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействия). 

На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О  крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок предоставления земельных участков для  осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным  кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ). 

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на  торгах, проводимых в форме аукциона. 

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрена возможность  заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае  предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам  для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в  соответствии со статьей 39.18 этого Кодекса. 

Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина  или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании  предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для  осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности  уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления  любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 

В извещении указывается информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 39.18 


ЗК РФ, в том числе информация о праве граждан или крестьянских (фермерских)  хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте  1 этой статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и  размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по  продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды  такого земельного участка, а также дата окончания приема указанных в подпункте 2 этого  пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 этого пункта. 

В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане и крестьянские (фермерские)  хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный  участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. 

На основании пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня  опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств  о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает  одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их  подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или  уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о  предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со  статьей 39.15 этого Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок  предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с  Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости, и направляет  указанное решение заявителю. 

Пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ определено, что в случае поступления в течение  тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских  (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в  недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в  предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с  заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже  земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного  участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об  отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу,  обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления  земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование  испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о  проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения 


договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном  согласовании предоставления земельного участка. 

Таким образом, земельный участок, находящийся в государственной или  муниципальной собственности, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому)  хозяйству для осуществления его деятельности без проведения аукциона на основании  предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское)  хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.  При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный  участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием  для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды  земельного участка. 

В данном случае аукцион проводится с целью обеспечения соблюдения законных  интересов всех лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, а  также с целью привлечения к его проведению максимально широкого круга участников и  получения соответствующим публично-правовым образованием наибольшей цены за  реализуемое право. В этой связи любые ограничения в доступе к участию в аукционе и в  приобретении прав на земельный участок, в том числе связанные с нарушением порядка  опубликования информации о его проведении или о возможности подать заявление о  намерении участвовать в аукционе, ущемляют как права неопределенного круга  заинтересованных лиц, так и публичные интересы в целом (в том числе интересы  публично-правового образования). 

В обоснование доводов о законности оспариваемого постановления от 24.12.2018   № 901-п Администрация муниципального образования «Аларский район» Иркутской  области указала, что извещение о возможности предоставления земельного участка  площадью 2 023 982 м2 с местоположением: Иркутская область, Аларский район, 2,8 км на  юго-запад от д. Егоровская, падь «Мухирилога» было опубликовано в районной газете  «Аларь» 22.11.2018, а также размещено на официальном сайте муниципального  образования «Аларский район» в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» (www.alar.irkobl.ru) 16.11.2018. В течение 30 дней с даты официального  опубликования извещения все заинтересованные лица, в том числе ФИО1,  вправе были подать заявления о намерении участвовать в аукционе. По истечении 30- дневного срока для подачи заинтересованными лицами заявлений о намерении  участвовать в аукционе администрацией было вынесено оспариваемое постановление о  предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2, а  в последствии заключен с ним договор аренды земельного участка. 


Аналогичный довод ответчик приводит и в апелляционной жалобе.

Вместе с тем, данный довод администрации суд первой инстанции правильно  признал ошибочным, поскольку, исходя из приведенных выше положений пункта 1 статьи  39.18 ЗК РФ, извещение о предоставлении земельного участка подлежит размещению не  только на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет и опубликованию  в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов по месту нахождения земельного участка, но также и  размещению на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации  о проведении торгов - www.torgi.gov.ru. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и  органов местного самоуправления» официальный сайт государственного органа или  органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет», содержащий информацию о деятельности государственного органа или  органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя,  права на которое принадлежат государственному органу или органу местного  самоуправления. 

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от  10.09.2012 № 909 сайт - www.torgi.gov.ru, включающий доменное имя torgi.ru, являющееся  сервером органов государственной власти Российской Федерации (ссылка на адрес в сети  "Интернет" - http://gov.ru/) - является официальным сайтом Российской Федерации в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о  предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления  крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. 

Аналогичные положения о размещении на указанном сайте предусмотренной  статьей 39.18 ЗК РФ информации о предоставлении земельных участков для  осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности содержатся  также и в пункте 2 Регламента официального сайта Российской Федерации в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о  проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, утвержденного приказом Министерства  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 03.06.2015 № 195. 

Размещение информации о предоставлении земельного участка на официальном  сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru направлено на обеспечение привлечения  максимально возможного круга заинтересованных лиц к процедуре предоставления 


земельного участка и к обеспечению, таким образом, соблюдения интересов как самих  этих лиц, так и публичных интересов. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, извещение  о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для  осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на официальном  сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено не было. Ответчиком данный  факт не оспаривается. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. 

При этом, размещение извещения о предоставлении земельного участка и о приеме  заявлений о намерении участвовать в аукционе лишь в печатном издании поселения и на  его официальном сайте в сети Интернет не способно в должной степени обеспечить  информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в  приобретении прав на земельный участок и участии в аукционе, поскольку в силу прямого  указания закона названные лица вправе рассчитывать на получение соответствующей  информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской  Федерации www.torgi.gov.ru. При этом посещаемость сайта поселения существенно  меньше по сравнению с посещаемостью официального сайта Российской Федерации  www.torgi.gov.ru. 

Таким образом, не разместив извещение о предоставлении в аренду спорного  земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru,  администрация нарушила предусмотренный статьей 39.18 ЗК РФ порядок предоставления  земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его  деятельности, установленный, в том числе, в целях обеспечения публичных интересов. 

Следовательно, Администрация муниципального образования «Аларский район»  Иркутской области, вынося оспариваемое постановление от 24.12.2018 № 901-п без  опубликования соответствующего извещения на официальном сайте уполномоченного  органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», создала  преимущественные условия для ФИО2 в получении земельного участка в  аренду и воспрепятствовала доступу к участию в торгах иным лицам, в том числе,  ФИО1, также имевшей намерение получить земельный участок в аренду. 

Ранее ФИО1 обращалась с заявлением от 18.04.2017 в Администрацию  МО «Аларский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей  земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с местоположением:  Иркутская область, Аларский район, 3 км. на юго-запад от д. Егоровская. 

ФИО1 письмом мэра Аларского района от 17.05.2017 № 912 было 


отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву  его резервирования решением думы муниципального образования «Егоровск» для  обеспечения льготных категорий граждан земельными участками. 

Позднее прокуратура Аларского района в письме от 25.01.2019 № 641ж-18  сообщила ФИО1, что решение думы МО «Егоровск» от 29.02.2016 № 3/68-дмо  не содержат сведений о резервировании испрашиваемого земельного участка. 

Судом также учтено и то обстоятельство, что в настоящем споре ответчик также не  подтвердил факт резервирования земельного участка для обеспечения льготных категорий  граждан. 

Исходя из схемы наложения границ, подготовленной кадастровым инженером  ФИО3 по обращению истца, земельный участок, предоставленный ФИО2, и земельный участок, испрашиваемый ФИО1 по заявлению от 18.04.2017,  имеют практически 100-процентное наложение, что свидетельствует о том, что ФИО1 была также заинтересована в предоставлении спорного земельного участка. 

Судом установлено, что на дату рассмотрения настоящего спора между  администрацией и ФИО2 заключен договор аренды № 007-2019 от  11.02.2019 земельного участка с кадастровым номером 85:01:000000:3218, который  прошел государственную регистрацию. 

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 52 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих  в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и  других вещных прав» в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на  недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть  защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного  владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано  за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как  на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание  зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем  предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. 

На основании изложенного и позиции сформированной Высшим Арбитражным  Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.04.2009 № 15148/08,  относительно возможности обращения с требованием о признании права отсутствующим  такой способ защиты прав может быть использован в том случае, если истец имеет  вещное или иное законное право на имущество, относительно которого заявлен иск о 


признании права отсутствующим и при этом фактически владеет имуществом, на которое  зарегистрировано право другого лица. 

Таким образом, истцу, при таком способе защиты права, необходимо представить  доказательства возникновения каких-либо вещных прав, а равно прав подлежащих защите  избранным способом в силу правил статьи 305 Гражданского кодекса Российской  Федерации, на спорный земельный участок. 

В этой связи суд первой инстанции рассматривая настоящий спор по правилам  главы 24 АПК РФ, правильно исходил из того, что у ФИО1, права который  были нарушены на стадии процедуры предоставления земельного участка, отсутствует  иной способ защиты права, кроме как, оспаривания постановления о предварительном  согласовании предоставления земельного участка ФИО2, поскольку у  ФИО1 не могло возникнуть каких-либо вещных прав на спорный земельный  участок, а равно иных прав, подлежащих судебной защите на основании статьи 305 ГК  РФ, поскольку нарушение ее прав в связи с несоблюдением при проведении процедуры  предварительного согласования принципов публичности и открытости, состоялось на  стадии, когда данного участка как объекта прав применительно к требованиям статей 128,  130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Земельного кодекса  Российской Федерации, не существовало. 

Следовательно, в ином порядке, кроме как предъявления требований о признании  незаконным постановления о предварительном согласовании предоставления земельного  участка, заявитель не может защитить свое нарушенное право. 

Полагая, что разъяснения пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 29.04.2010 № 22 к рассматриваемому спору не относятся, суд первой  инстанции принял во внимание, что заявитель не оспаривает зарегистрированное право на  недвижимое имущество, а также действий государственного регистратора, связанных с  такой регистрацией. 

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении  судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии  заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой  судом доказательств. 

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не  находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой  проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не  опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу 


судебного акта. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием  для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не  установлено. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года по делу №  А19-6727/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд  первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия. 

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.О. Никифорюк 

 В.А. Сидоренко